Педагогическая мастерская преподавателя специальных дисциплин «Самодиагностика педагогической деятельности»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
«Педагогическая мастерская преподавателя специальных дисциплин»
Самостоятельная работа №1
«Самодиагностика педагогической деятельности»
Автор-составитель – Батракова Екатерина Александровна
преподаватель ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»
г. Сергиев Посад
2015
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных
педагогов и целых коллективов. Этот процесс нуждается в управлении.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий педагог все более осваивают функции консультанта, советчика,
воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической
подготовки, так как профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.
Связывает педагог свое профессиональное совершенствование с развитием в себе таких качеств, как властность и авторитарность.
Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.
Продуктами инновационной педагогической деятельности является нововведение положительно меняют систему образования, определяют ее развитие и характеризуются как новые или усовершенствованные.
Педагогическая деятельность всегда ориентируется на определенный смысл, то есть на знания, которые следует получить в процессе обучения, и на качества личности, которые необходимо воспитать.
Поиск путей обновления педагогических систем осуществляется на различных уровнях: одни учреждения начинают разрабатывать концепции обновления, другие - уже сформировались как новый тип учебного заведения.
Личностные ценности, диспозиции, мотивы, смыслы и установки лежат воснове индивидуальной концепции педагогической деятельности и задают науровне субъекта своеобразную парадигму педагогического взаимодействия,
образуют индивидуальный фильтр выбора предпочитаемых технологий реа-
лизации профессиональных задач. В силу того что смысловые структуры но-
сят трансситуативный характер, они обеспечивают устойчивость концепции
деятельности в различных условиях .
Выбор стиля взаимодействия во много определяется уровнем ценностного отношения и доверия к себе. Развитие позитивного отношения к себе может рассматриваться в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Значимым способом повышения к себе является сегодня активное участие в жизни профессионального сообщества, профессиональных конкурсах, творческих объединениях, социально-значимых проектах, достижение социального признания результатов деятельности. Посредством такой активности педагог получает возможность выйти за рамки программно определенной деятельности, расширить возможности персонализации и получить соци-
альное подтверждение собственной состоятельности и компетентности. Про-
фессиональная деятельность педагога погружена в контекст инновационнойобразовательной среды, что требует от ее субъекта повышенного уровня раз-
вития способности к личностному и профессиональному росту.
Возможность непрерывного личностно-профессионального роста подразу-
мевает развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, способности делать самостоятельный выбор в ситуациях неопределенности и нести ответственность за результаты активности. Именно профессиональная ответственность способствует последовательному достижению цели, воплощению индивидуального проекта развития. Необходимо учитывать тот факт, что во многом ответственность связана с выраженностью личностного смысла и удовлетворенностью педагога своей деятельностью.