Программа внеурочной деятельности для 5 класса Mein Deutsch.Mein DE.
Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности «Мой немецкий»
В этом учебном году реализация ФГОС начального общего образования в части обучения иностранному языку в моей школе как и в прошлом году проходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
С пятого класса согласно базисному учебному плану начинается изучение второго иностранного языка. Учебная общеобразовательная программа не позволяет уделять на уроках достаточное внимание игровым моментам, практически нет времени для постановки сценок, для разучивания песен на немецком языке. А ведь именно такая деятельность мотивирует детей на изучение языка, показывает практическую значимость владения иностранным языком для школьников. Поэтому разработанная мной программа внеурочной деятельности «Мой немецкий» является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции младших школьников, повышения мотивации изучения немецкого языка, к тому же служит популяризации немецкого языка.
Новизна программы внеурочной деятельности «Весёлый немецкий» заключается в гармоничном использовании традиционных методов обучения, учебной литературы и новых педагогических технологий, аудио - и видеокурсов, мультимедийных средств обучения. В представленной программе даны некоторые ссылки на использованные ресурсы сети Интернет, которые каждый учитель немецкого языка может использовать в своей работе. Используемые современные педагогические технологии дают возможность формировать компетентности. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией, коммуникативная компетентность формируется через возможность слышать живую речь носителей языка. Использование на занятиях внеурочной деятельность метода проектов помогает процессу социализации личности, умению сотрудничать. Первый учебный проект «Зачем я учу немецкий язык» выполняется пятиклассниками на русском языке и способствует повышению мотивации изучения языка. Продукт проекта «Книга обо мне» и «Праздничная открытка»выполняется уже на немецком языке.
Цель обучения по программе внеурочной деятельности «Мой немецкий» – развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно – познавательной компетенции, а также развитие и воспитание школьников средствами немецкого языка.
Реализация комплексной коммуникативной цели предполагает решение следующих задач:
– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
– приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, формирование умения представлять свою страну;
– развитие и формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Программа внеурочной деятельности перекликается с содержанием учебного предмета, дополняет изучаемые на уроках немецкого языка в 5 классе темы по УМК Горизонты
Отличительной особенностью данной программы является направленность на создание мотивов учения, формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием большого объема современной страноведческой информации, знакомством с немецкой музыкой, разучиванием немецких детских, народных и современных песен, инсценированием немецких песен, сказок, созданием атмосферы творчестваи сотрудничества на занятиях.
Программа внеурочной деятельности «Мой немецкий» для 5 класса рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Мой немецкий» к концу 5класса у обучающихся:
сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т. е. готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учётом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор;
будет получено первичное представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;
будут заложены основы коммуникативной культуры, т. е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными с речевыми партнёрами;
сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Немецкий язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком в следующих классах.
К окончанию первого года обучения по программе внеурочной деятельности школьники будут знать и уметь:
знать детские песни и рифмовки на немецком языке;
знать немецкий алфавит и уметь пользоваться немецко – русским словарём (в том числе и в сети Интернет);
уметь читать на немецком языке;
уметь отвечать на вопросы;
уметь вести диалог по образцу;
понимать на слух элементарные фразы;
уметь составить рассказ о себе и своей семье.
В результате изучения иностранного языка на ступени среднего общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.
Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит в дальнейшем сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.
Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.
Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.
Тематический план внеурочной деятельности
в 5 классе «Мой немецкий»
№
Название темы
Теория
Практика
Всего часов
1
Знакомство
0
1
1
2
Учебный проект «Зачем я учу немецкий язык»
0
3
3
3
Алфавит
1
6
7
4
Числительные
1
3
4
5
Цвета
1
2
3
6
Семья и я. Учебный проект
1
4
5
7
Чем мы охотно занимаемся?
1
3
4
8
Сказка «Теремок»
2
5
7
Итого
7
27
34
Содержание программы внеурочной деятельности
в 5 классе «Мой немецкий»
Тема «Знакомство»
Песня «Guten Tag»:
Guten Tag ! Guten Tag ! Hallo, wie geht's ? Guten Tag ! Guten Tag ! Hallo, wie geht's ? Danke, prima gut. Danke, prima gut. Danke, prima gut. Tschьs ! Auf Wiedersehn !
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебный проект «Зачем я учу немецкий язык»
Тема «Алфавит»
Алфавит в мультфильме («Уроки тётушки Совы»): [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Алфавит в стихах:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Песня «Алфавит»
Обучающие игры: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Игра «Напиши букву»
Игра «Соедини буквы по алфавиту»
Игра «Отгадай, кто это»
Игра «Алфавитная цепочка»
Игра «Алфавитный суп»
Игра «Алфавитные гонки»
Игра «Немой диктант»
Игра «Великаны - карлики» («GroЯ – klein, dick – dьnn»)
Рисунок по алфавиту
Обучение использованию немецко-русского словаря (И в сети Интернет)
Праздник алфавита (конкурсные задания)
Тема «Числительные»
Обучающий мультфильм:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Песня «Eins, zwei, Polizei» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Песня о числительных: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Компьютерный тренажёр «Цифры» (индивидуальная тренировка): [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Компьютерная игра-тренажёр «Числительные»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обучающие игры: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Игра «Посчитайся»
Игра «Решаем примеры»
Игра «Напиши названную цифру»
Изучение рифмовок и считалок
Тема «Цвета»
Компьютерная игра-тренажёр «Цвета» (индивидуальная тренировка) : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обучающие игры: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Раскрась картинки по цветам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема «Семья и я»
Стихи о семье
Песня про меня: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебный проект «Книга обо мне»
Презентация проектов
Тема «Чем мы охотно занимаемся?»
Видеофильм «Что я делаю?»: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация «Глаголы»
Диалог о хобби
Написание поздравительной открытки
Сказка «Теремок»
Постановка сценки на основе известной сказки, спектакль для других классов
(текст сказки):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно-тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности «Мой немецкий» в 5 классе
№
Тема занятия
Кол-во часов
Планируемы результаты
Деятельность обучающихся
Предметные
метапредметные
личностные
«Знакомство» – 1час
1
Песня «Guten Tag»
1
социокультурная осведомлённость ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов
активное использование речевых средств
умение работать в группе
развитие мотивов учебной деятельности
Запоминают необходимые для речевого общения фразы. Песня сопровождается танцевальными движениями
Учебный проект «Зачем я учу немецкий язык» - 3 часа
1
Поиск ответа на вопрос «Зачем я учу немецкий язык»
1
социокультурная осведомлённость, восприятие языка как общечеловеческой ценности,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
Обучающиеся делятся на группы, с помощью учителя распределяют роли, проводят «мозговой штурм»
2
Создание продукта проекта
1
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, использование различных способов поиска, сбора, анализа и интерпретации информации
Оформляют идеи в продукт, готовят его презентацию
3
Презентация продукта проекта
1
говорение
использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Выступают перед всем классом, отвечают на вопросы
«Алфавит» – 8 часов
1
Алфавитные мультфильмы
1
навыки аудирования,
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке
умение работать в материальной и информационной среде,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
формирование личностного смысла учения,
освоение социальной роли обучающегося
Изучают алфавит
2
Алфавит в стихах
1
Разучивают стихи на русском языке с отдельными лексическими единицами на немецком
3
Алфавитная песня
1
Разучивают песню на немецком языке
4
Игры с буквами
1
Закрепляют знание букв в письменной и устной форме
5
Рисуем по буквам
1
Создают рисунки, закрепляя знание алфавита
6
Словарь
1
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей
использование различных способов поиска в справочных источниках и сети Интернет
развитие самостоятельности
Учатся пользоваться немецко-русским словарём (В том числе в сети Интернет)
7
Праздник алфавита
2
навыки говорения
активное использование речевых средств
развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества
Соревнуются в знании алфавита
8
«Числительные» – 4 часа
1
Обучение числительным
1
восприятие основного содержания несложных аудиотекстов
готовность слушать собеседника
формирование личностного смысла учения
Просматривают обучающий мультфильм, поют песни о числительных
2
Учим цифры на компьютерных тренажёрах
2
языковые представления и навыки
активное средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач
Обучающиеся индивидуально закрепляют знание цифр с помощью заданий на компьютерах
3
4
Игры с цифрами
1
активное использование речевых средств
формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества
Тренируют употребление лексики
«Цвета» – 3 часа
1
Учим цвета по- немецки
2
языковые представления и навыки, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
освоение социальной роли обучающегося
Учат названия цветов с помощью компьютерного тренажёра индивидуально
2
3
Знаешь ли ты цвета?
1
Закрепляют знание цветов на немецком языке
«Семья и я»- 5 часов
1
Основные идеи проекта
1
знакомство с образцами зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, умение работать в группе
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Песни, стихи о семье и о себе, обсуждают основную идею проекта
2
Подготовка материала проекта
1
умение использовать учебно-справочный материал
использование различных способов поиска информации
Собирают информацию
3
Подготовка продукта проекта
1
перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы
использование знаково-символических средств представления информации
Готовят продукт – «Книгу обо мне»
4
Защита проекта
2
говорение (монологические высказывания с описаниями себя, семьи)
освоение начальных форм рефлексии
Презентуют индивидуальный продукт всему классу
«Чем мы охотно занимаемся?»- 4 часа
1
Учим немецкие глаголы
1
языковые представления и навыки, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями
освоение социальной роли обучающегося
Просматривают обучающий видеофильм и презентацию, учат лексические единицы
2
Диалог о любимом занятии
1
умение вести элементарный диалог, умение выполнять задания по усвоенному образцу
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Разыгрывают диалог «Что я люблю делать?»
3
Учебный проект «Поздравительная открытка»
2
письмо на немецком языке, умение выполнять задания по усвоенному образцу, перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
мотивов учебной деятельности, развитие самостоятельности
Изготавливают и подписывают открытки к 8 Марта на немецком языке, презентуют их мамам
4
Сказка «Теремок, или die kleine Hexe» - 7 часов
1
Читаем сказку
2
Чтение, перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей
овладение навыками смыслового чтения
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Читают и переводят текст сказки, готовят декорации
2
3
Кто кого играет?
1
активное использование речевых средств
Распределяют роли, учат слова
4
Репетиция
2
говорение,
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми
Учат слова, репетируют сценки
5
6
Постановка спектакля
2
Представляют спектакль перед другими классами
7
15