Экологический проект Деревья родного края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад» «Рябинушка»
Эколого-краеведческий проект
«Что мы знаем о родном крае?»
тема «Деревья нашего края»
( средняя группа «Ягодка»)
Воспитатель: Чаплина Т.А.
7239064134
Март
2015г.
Эколого – краеведческий проект «Деревья нашего края»
Название проекта: Деревья нашего края.
Возраст:4 - 5 лет (средняя группа)
Ф. И. О. воспитателя разработавшего проект: Чаплина Татьяна Андреевна
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Актуальность проекта: В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.
Цель проекта: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели групп.
Место реализации проекта: Смоленский район, д.Жуково, детский сад «Рябинушка».
Создание педагогических условий:
1. Создание развивающей среды.
2. Проведение систематического знакомства (обучение) детей с деревьями, природой.
3. Привлечение к данному проекту родителей.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительная работа. Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду. Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
II этап. Основной этап. Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
III этап. Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев.
Выступление на родительском собрании семей: Борунова Ярослава с проектом «Русская берёза», Мухина Кирилла с проектом «Клен ты мой прекрасный»
Принимают участие в подготовке новых проектов.
Ожидаемые результаты:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
• Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Перспективно-тематический план
№ Тема Организованная образовательная деятельность Совместная работа воспитателя и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная работа с родителями
1. Мудрое дерево. Формирование целостной картины мира “Мудрое дерево”.
Цели: : формировать представление об уникальности дерева: рассмотреть ствол, переплетение веток.
Д/и «Назовите растение».
Цели: назвать растение, их отличия.
Чтение Е. Серова «Зеленая страна».
Цели: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам». Рассматривание иллюстраций, набора открыток о деревьях.
Д/и «Сравни».
Цели: каждый ребенок должен рассказать о своем дереве и сравнить его с другим. Консультация «Природа как воспитатель».
2. Картина природы. Лепка «Путешествие в осенний лес». Цели: Совершенствовать умения детей работать в нетрадиционной изобразительной технике – пластилинография (рисование пластилином, использовать его свойства при расплющивании, сплющивании создавая изображение в полуобъёме, размазывании.Чтение худ. лит-ры А. Лопатина «Липкины дары».
Цели: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Наблюдение за деревом.
Цели: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.
Выставка детских работ.
Д/и «Узнаю деревце».
Цели: учить находить дерево по описанию.
Д/и «Картины природы»
Цели: расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов. Анкетирование
«От семечки к дереву»
3. Зеленый мир. Рисование “Уж верба вся душистая”.
Цели: Учить детей рисовать ветки вербы в вазе, передавать форму, величину, расположение частей, соблюдая пропорции, используя всю площадь листа бумаги. Развивать воображение детей, самостоятельность при выборе изобразительного материала.
Беседа “Что мы знаем о деревьях и о березе в частности? ”
Цели: выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о березе в частности. Углубить интерес к березе, подвести к мысли, что березе хочется дружить с людьми.
Слушание П. Чайковского – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Выставка детских работ.
Д/и «Зеленый мир». Цели: закреплять знания детей о растениях.
Д/и Зоологическое домино».
Цели: закреплять знания детей о диких и домашних животных. Акция «Посади дерево»
4. Листопад. Рисование “Цветет сирень”. Цели: Учить воспроизводить рисунок с натуры и на основе наблюдений в природе.
Совершенствовать технические приемы рисования кистью: плашмя, концом, тычком.
Чтение А. Лопатина «Мудрость дерева». Цели: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
Заучивание стихотворения И. Бунин «Листопад». Выставка детских работ.
Д/и «Где что зреет? »
Цели: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Рассматривание картин о лесных деревьях. Консультация «Экологическое воспитание в семье»
5. Жизнь дерева. «Наши друзья». Цели: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.
Чтение художествен. литературы «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цели: воспитывать бережное отношение к деревьям.
Опыт: наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой.
Д/и «Чудесный мешочек».
Цели: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
П/и «Лесные пятнашки».
Цели: дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока. Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Воспитание любви к природе»
6. Кора деревьев. ФКЦМ «Кора деревьев».
Цели: Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое
отношение к ним. Беседа на тему: «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цели: углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность березы.
Отгадывание загадок о деревьях.
Выставка детских работ.
Д/и «Что лишнее». Цели: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка) .Развивающая игра «Шнуровка своими руками – просто и занимательно». Совместная работа родителей с детьми на участке детского сада.
7. От дерева к дереву. Чтение рассказа по ФКЦМ «Как скворец себе дом выбирал».
Опыт «Как деревья спасают нас от жары».
Чтение рассказа Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? »
Цели: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
П/и «Найди свое дерево».
Цели: дети должны по сигналу взрослого найти свое дерево.
Д/и «Вершки-корешки».
Цели: учить детей составлять целое из частей. Активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев.
8. Зеленый мир на окне. Рисование «Березка».
Цели: Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Воспитывать любовь к родному краю, к бережному отношению к природе, осторожному обращению с огнём.
Чтение рассказа Н. Некрасова «Зеленый шум».
Цели: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам».
Д/и «Собери листья».
Цели: воспитывать любовь к природе и интерес к ее явлениям».
Выставка детских работ. Д/и «Чудо-дерево». Цели: закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.
Д/и «Волшебный круг».
Цели: познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме. Консультация для родителей в старшей группе на тему: «Зелёный мир на окне».
9. Русская березка. ФКЦМ «Люблю березку русскую».
Цели: формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы. Беседа “Как березу использовали в древности? ”.
Цели: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека.
Чтение пословиц и поговорок о деревьях.
П/и «Найди такой же лист».
Цели: знакомство с природой, развивать двигательную активность.
Д/и «Найди лишнее».
Цели: развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Консультация «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта»
10. Чудо-дерево. Аппликация «Волшебный лес».
Цели: Познакомить детей с засушиванием листвы деревьев, изменением ее свойств, возможностью использования сухой листвы как материала для аппликации.
Беседа «Красота природы бесценна». Цели: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Чтение сказки А. Прокофьева «Березка». Цели: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
Выставка детских работ. Д/и «Кто дружит с деревом? ». Цели: закреплять представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Д/и «Березка». Цели: учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.