Конспект урока географии в 9 классе Европейский Юг.Состав.Факторы формирования района

Конспект урока географии в 9 классе
Учитель: Пугина Елена Федоровна
·
Тема урока: «Европейский Юг – Северный Кавказ. Состав. Факторы формирования экономического района»
Цель: формирование представлений обучающихся о составе, экономико-географическое положении, об особенностях природы и природных ресурсах Северо-Кавказского экономического района
Задачи:
1.Определить состав и дать оценку экономико-географического положения (ЭГП) Северного Кавказа;
2.Расширить представление о природных условиях и природных ресурсах Северного Кавказа;
3.Совершенствовать умения работать работать по типовому плану, давать характеристику ЭГП территории, применяя различные источники информации

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Технология: информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, технология сотрудничества
Учебные действия: целеполагание, планирование работы, тестирование, составление схем, работа с текстом учебника, картосхемами, атласом, анализ диаграмм, решение заданий ГИА, самооценка работы на уроке.
Дидактическое обеспечение: политико-административная карта РФ, комплексная карта Европейского Юга, физическая карта Восточно-Европейской равнины, атласы, карточки-задания, презентация «Европейский Юг», дополнительные раздаточные материалы для работы групп (словари, атласы, распечатки о Северном Кавказе).

ХОД УРОКА
1 этап: Вызов
Продолжаем изучать экономические районы.

-Сегодня мы с вами приступаем к изучению следующего-шестого по счету района Российской Федерации
Посмотрите на видеоряд (слайд1 )- какой эк.район будем изучать?...(Северный Кавказ)
- Что вы знаете о Кавказе?.....
высказывают своё мнение - составление кластера «Кавказ»
1)Это район самый высокогорный (слайд2) . 2)Это район самый богатый курортными зонами и лечебными здравницами.
3)Это район самый многонациональный и самый не стабильный в политическом плане
Северный Кавказ - показать на карте
-по особенностям г. п.-
(Европейский Юг-Северный Кавказ)
-Какова тогда тема нашего урока? –обучающиеся формулируют тему.
«Европейский Юг – Северный Кавказ. Состав. Факторы формирования района (запись темы в тетради и на доске.)
Стихи: Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины: Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. Здесь тучи смиренно идут подо мной, Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады, Под ними утесов наши громады (А.С. Пушкин).
-Многие поэты, художники воспевали красоту Кавказа, а нас с вами Кавказ интересует с позиции экономического районирования. -Сформулируйте проблемный вопрос, используя слова: факторы, житница, кузница, здравница России (обучающиеся высказывают свои варианты вопрос и записывают в схему фишбоун- в голову рыбки ключевой вопрос.
Проблемный вопрос: Выявить, под влиянием каких факторов сформировалась житница, кузница, здравница России - это и будет целью урока
-Каковы задачи уроку -Фишбоун» Рыбный скелет! –обучающиеся формулируют задачи урока
1.Определить состав и визитную карточку района;
2.Дать оценку экономико-географического положения района,
3.Определить особенности природных условий,
4.Особенности природных ресурсов района –заполняем «скелет»:
учитель-на доске, обучающиеся в тетради
и составляют схему-фишбоун: пишут на верхних косточках название факторов формирования района
-Как будем работать, каким способом?
Работа будет, проводится, в парах и индивидуально, каждая пара - свой вопрос.
-По каким критериям будем оценивать свою работу?
(1.Полнота и верность суждений.2. Аргументированность 3. Работа с картой)
Темы работы групп.
1 задание: Состав и визитная карточка района
2задание: ЭГП Северного Кавказа 3 задание: Природные условия Северного Кавказа 4 задание:Оценка природных ресурсов Северного Кавказа.
-Для выполнения практической части Вам необходимы информационные источники: учебники, атласы, карты, дополнительный материал. Группы готовы к работе,  желаю плодотворно потрудиться.
2 этап: Осмысление.
1.Работа групп по карточкам-заданиям: 5-7 мин.
2.Ответы обучающихся Выводы по ответам групп. Запись в фишбоун: на нижние косточки ключевые фразы. Состав:10 субъектов РФ-пестрый национальный состав. ЭГП приморское, окраинное, приграничное. Природные условия благоприятные. Природные ресурсы- богатство минеральных, почвенно-климатических, рекреационных. Сопровождается слайдами презентации.
Само - и взаимооценка.
-Сделайте предположение,  какие отрасли хозяйства могут получить здесь  наибольшее развитие?  (сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, ТЭК, курортное хозяйство)

-Хорошо потрудились, проверим себя?
3. Первичное закрепление знаний.
Тестирование по теме: «Состав и природа Европейского Юга».
Оценочная деятельность
Оцените себя:
Без ошибок-отметка «5»,
1-2 ошибки-отметка«4»,
3-4 ошибки-отметка «3»,
Самооценка. Подтвердились ли результаты? Суммированная оценка учителя.
3.Рефлексия: Синквейн:
Составить синквейн по теме « Кавказ»
Домашнее задание:
§34, выучить географическую номенклатуру по теме: «Европейский Юг»,
Письменное творческое задание .на выбор:
Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Северному Кавказу, который можно бы было предложить туристам с целью 1)отдыха и лечения,2) горнолыжного отдыха, 3)знакомства с памятниками природы.

 -Просмотр слад-шоу под звучание песни В.Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы»)
(подготовила ученица). 
Приложение 1.
Тест по Северному Кавказу
1В состав Северного Кавказа входят (вычеркните лишнее)... а) Краснодарский край;      б) Ставропольский край;
в) Ростовская область;      г) Дагестан;
д) Калмыкия;                     е) Алания;
ж) Чечня;                           з) Ингушетия;
и) Адыгея;                         к) Карачаево-Черкесия.
2. Северный Кавказ граничит с ... (вычеркни лишнее)
а) Украиной;                      б) Грузией;
в) Азербайджаном;            г) Арменией.
3. На Северном Кавказе проживает (выбери ответ)...
а)       18 млн человек;
б)       7 млн человек;
в)  27 млн человек.
4. Северный Кавказ омывается морями (найдите ошибку) ...
а) Азовским;                      б) Балтийским;
в) Каспийским;                  г) Черным.
5. Рельеф Северного Кавказа ...(выбери ответ)
а) равнинный;
б) горный;
в) равнинный и горный.
6 На Северном Кавказе протекает река (выбери ответ):
а) Волга
б) Кубань
в) Кама
7. Установите соответствие между республикой и столицей (запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам)
Республика Столица
А) Кабардино-Балкария 1) Нальчик
Б) Дагестан 2) Петрозаводск
В) Чечня 3) Грозный
4) Махачкала
А
Б
В





8.  Определите регион России по его краткому описанию.
Этот край имеет выход к двум морям, по суше граничит с одной из зарубежных стран. Большую часть территории занимает низменность, на юге расположены молодые высокие горы. Особенностью климата является непродолжительный холодный период года. Основное богатство края агроклиматические и рекреационные ресурсы.
Ответ: ____________________ край.

Ответы: 1-д,2-г,3-а,4-б,5-в,6-д, 7- А1, Б4, В3, 8-Краснодарский

Приложение 2. Примерные ответы обучающихся
1.Состав и визитная карточка-показ по карте:
В состав района входят Краснодарский и Ставропольский края, Ростовсая область, 7 республик:Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино- Балкария,Северная Осетия(Алания), Ингушетия. Чеченская, Дагестан.
Площадь района 355 тыс. кв. километров.Население 18 миллионов.
2.ЭГП
- Положение на юге европейской части России. Самый южный район России. С трёх сторон ограничен природными рубежами. Подразделяется на две части Горную и равнинную.
- На востоке омывается Каспийским морем, на западе Черное и Азовское – выход к Средиземному морю.
- Приграничное положение – с Грузией, Азербайджаном, Абхазией, Южной Осетией.
- На севере соседи – Украина, Центрально-Чернозёмный район, Поволжье.
-Базы: нефть Поволжье, железная руда КМА
-Транзитное положение: транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги. Автомобильные и железные дороги пересекают район с севера на юг и с запада на восток, развита сеть трубопроводов и линий электропередач. Морской транспорт связывает район со странами Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, Южной Европы.
Вывод: ЭГП выгодно, приморское, приграничное-записываем на нижние косточки рыбного скелета, но необходима стабильная обстановка на самом Северном Кавказе.
3. Природные условия;
1.Рельеф разнообразный, на севере равнинный, на юге- горный. Кавказ молодые, складчатые, высокие горы. Горообразование происходит и сейчас. Здесь имеются вулканы, правда, считаются они потухшими – г. Эльбрус, Казбек. А также есть горы, не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы-лакколиты,например, гора Бештау. Северные склоны Кавказа представлены Скалистым хребтом, Пастбищным хребтом и Чёрными горами. Они имеют ассиметричные склоны. Их южные склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами. 2.Климат благоприятен для жизни людей и для сельского хозяйства. Здесь длинное и очень теплое лето. Осадков выпадает больше на западе района, на востоке за Ставропольской возвышенностью осадков выпадает меньше – 300-400 мм и увлажнение недостаточное. На черноморском побережье климат субтропический (Сочи) – это курортный район. 3.Воды.Реки Северного Кавказа- Кубань, Дон, Кура, Кума, Терек. Они используются для орошения, водных ресурсов здесь не хватает. В Предкавказье проложены оросительные каналы. 4.Почвы равнинной части плодородные- черноземы, дают высокие урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника, овощей. 5.Природные зоны- степи- на западе, к востоку переходят в сухие степи и в полупустыни. В горах- высотная поясность. До высоты 2000 м склоны покрыты лесами. Вывод: Природные условия Северного Кавказа благоприятны. Природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни людей из всех районов России. -Учитель заостряет внимание на терминах, ученик, работающий по словарю-расшифровывает термины лакколиты, куэсты.
4. Природные ресурсы
1.Из минеральных ресурсов Северного Кавказа отметим топливные ресурсы: А)каменный уголь Донбасса (г. Шахты). Это угли высокого качества, но вся добыча ведется подземным способом, себестоимость высокая, запасы истощаются. Б) В предгорьях имеются запасы природного газа и нефти. Доля их в общем объеме добычи России незначительна. Газ добывают в Ставропольском крае,
нефть в районе Грозного, Махачкалы. Можно сказать, что Северный Кавказ обеспечен собственным топливным сырьем. В)В горах добываются вольфрамомолибденовые руды в районе города Тырныауза (Кабардино - Балкария) – это условие для развития цветной металлургии. 2.Северный Кавказ расположен в зоне степей, где самые плодородные почвы – черноземы. 3.Северный Кавказ имеет самые богатые рекреационные ресурсы. Здесь мягкий климат, красивые ландшафты, пышная растительность.
По рекреационным ресурсам район Северного Кавказа можно поделить на три части: А) Черноморское побережье( теплое море) – курорты Сочи, Анапа, Геленджик. Б) Приэльбрусье- район альпинизма и  горнолыжного спорта. В) Кавказскин минеральные воды: г. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск – курорты с лечебными минеральными водами.  4)Агроклиматические ресурсы. Северный Кавказ имеет длинное и теплое лето (2200-240 дней в году со среднесуточной температурой выше +10 градусов С). Здесь могут расти теплолюбивые культуры. Зима мягкая, средние температуры января +5- 10 градусов.
Особые климатические условия на черноморском побережье, закрытом от северных ветров Кавказскими горами – это субтропики. Здесь можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград. В центральной и восточной части Предкавказья недостаточное увлажнение,  поэтому здесь необходимо орошение. 5)Водными ресурсами Северный Кавказ небогат. Реки - Дон, Кубань, Терек, - используются для орошения. Некоторые реки в частности Кума пересыхают. Вывод: Северный Кавказ  имеет значительные рекреационные, агроклиматические, земельные, топливные ресурсы.
Это условия для развития в районе: рекреационного хозяйства; АПК; Топливной
Приложение 3. Карточки-задания
Задание 1.Визитная карточка, состав
а) На основе текста учебника (§ 34, стр. 149) заполните визитную карточку района
«Европейский Юг занимает территорию площадью ________________ кв.км, на которой проживает _________млн. человек»

б) Определите с помощью учебника(с 149) состав и впишите административные центры – столицы субъектов Европейского Юга в таблицу(см атлас), покажите субъекты района и столицы по карте

1.Республика Адыгея


2.Республика Дагестан


3 Республика Ингушетия


4.Республика Чеченская (Ичкерия)


5.Республика Кабардино-Балкария


6.Республика Карачаево-Черкесия


7.Республика Северная Осетия-Алания


8.Ростовская область


9.Краснодарский край


10.Ставропольский край


в) Сделайте вывод: ______________________________________________
Задание 2.
ЭГП:
Используя план характеристики ЭГП, атлас, дополнительную информацию
оцените ЭГП Северо- Кавказского экономического района.
Подчеркните и впишите в карточку-задание.
1. Положение по отношению к частям страны (центральное, окраинное, приграничное)
Пограничные страны______________________________________,
выход к морям_____________________________________________________________
2. С какими экономическими районами России граничит?______________________________________________________
3. Близость к топливным и минеральным базам____________________________________________
4. Положение по отношению к транспортным путям:железным дорогам, автодорогам, морские порты ____________________________________________________________________
5.Вывод о благоприятности ЭГП
Задание 3.
Природные условия
Проанализируйте и оцените природные условия Северного Кавказа:

рельеф(физ.карта,учебникс150-151)______________________________________________________________________________________________________________________________________
климат
(С151-152)_____________________________________________________________________________________________________________________________________
реки(физкарта,с_155)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
природные зоны _____________________________________________________
высотная поясность_в горах_(с155-156)______________________________________
Вывод:_________________________________________________________
Задание 4.
Природные ресурсы:
Проанализируйте и оцените природные ресурсы Северного Кавказа:

минеральные_________________________________________________________
водные:______________________________________________________________
почвенные__________________________________________________________
агроклиматические____________________________________________________рекреационные
другие_______________________________________________________________
Вывод:_____________________________________________________________














Задание: Составьте ФИШБОУН ((РЫБНЫЙ СКЕЛЕТ)

Голова – вопрос темы
Верхние косточки – факторы
Нижние косточки – в чем проявляются
Хвост – ответ на вопрос
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.








15