Доклад на тему: Проектирование учебных занятий в рамках системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка


Дмитриева Тамара Васильевна
Проектирование учебных занятий в рамках системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка
МБОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
Особенностью стандартов нового поколения является изменение целевых ориентиров, предполагающее переход от ориентации на достижение учащимися предметных результатов к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования. В рамках новых целевых ориентиров образовательный результат понимается как приращения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Достижение нового результата образования предполагается на основе системно-деятельностного подхода, предполагающего учет следующих позиций.
1. Личностные и метапредметные приращения в ресурсах обучающихся возможны только при условии рассмотрения учащегося как субъекта собственной деятельности. «Субъектность обнаруживает себя в главной способности человека: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что позволяет ему быть (становиться) действительным субъектом (автором, хозяином, распорядителем) собственной жизни». Предметные приращения в ресурсах личности являются результатом преобразования учащимися внешней предметной деятельности во внутреннюю, путем последовательных изменений в соответствии с законами поэтапного формирования умственных действий, обоснованными П.Я.Гальпериным.2. Урок как социальная процессная система включает в себя три компонента:
1) «вход» - это учащиеся с определенным уровнем подготовки, сам учитель, план занятия, включающий его цель, педагогические средства;
2) «процесс» - это процесс обучения, то есть реализация целей урока;
3) «выход» - реализованные цели.
Таким образом, урок в рамках системно-деятельностного подхода рассматривается как система, которая создается учителем в целях организации самостоятельной деятельности учащихся, обеспечивающей им достижение личностно-значимых результатов обучения как приращений в предметных, метапредметных и личностных ресурсах. Под приращениями в данном случае понимается разница между тем уровнем развития этих ресурсов, которым учащиеся обладают на «входе» и тем, которые требуются для последующей деятельности. Иными словами, каждый урок занимает в учебном процессе какое-то определенное место, а учитель, планирующий урок, должен рассматривать его не изолированного, а в целостном процессе.
Практико-ориентированную модель реализации указанных особенностей системно-деятельностного подхода к планированию учебных занятий мы увидели в компетентностно-контекстной модели организации образовательного процесса.
Постараемся раскрыть особенности проектирования учебных занятий в рамках данной модели на примере тематического планирования темы по немецкому языку для 9 класса «Книги - наши друзья». На данную тему отводится по учебному плану 20 часов.
Примерно, таким образом, выглядит традиционное планирование по данной теме:
№ п/пТема урока Тип урока Кол-во часов
1 Грамматика: употребление относительных местоимений с предлогами Грамматико-ориентированный урок 1
2 Активизация лексических единиц. Совершенствование навыков чтения Урок развития навыков чтения 1
3 Совершенствование навыков чтения с поиском информации в тексте Урок введения и закрепления нового материала 1
4 Грамматика: пассивная форма глагола в настоящем и простом прошедшем времени Урок введения и закрепления нового материала 1
5 Самостоятельная работа по семантизации новой лексики Урок развития устной речи 1
6 Изготовление разговорника по изучаемой теме Урок развития навыков монологической речи 1
7 Совершенствование навыков диалогической речи Урок развития навыков диалогической речи 1
8 Формирование навыков составления диалога Урок развития навыков диалогической речи 1
9 Совершенствование навыков аудированияУрок развития навыков аудирования1
10 Совершенствование навыков монологической речи Урок развития навыков монологической речи 1
11 Совершенствование грамматических навыков Грамматико-ориентированный урок 1
12 Заполнение анкеты: формирование навыков письма Урок развития навыков письма 1
13 Совершенствование навыков аудирования с передачей содержания Урок развития навыков аудирования1
14 Грамматика: придаточные определительные предложения Грамматико-ориентированный урок 1
15 Грамматика: относительные местоимения с предлогами Грамматико-ориентированный урок 1
16 Грамматика: пассивная форма глаголов в немецком языке Грамматико-ориентированный урок 1
17 Контроль навыков усвоения грамматического материала Грамматико-ориентированный урок 1
18 Контроль навыков монологической речи по теме «Книги – наши друзья» Урок контроля навыков монологической речи 1
19 Контроль навыков диалогической речи
по теме «Книги – наши друзья» Урок контроля навыков диалогической речи 1
20 Обобщающее повторение по теме «Книги – наши друзья» 1
В компетентностно-ориентированной модели обучения единицей образовательного процесса является не урок, а учебная тема. Поэтому в работе учителя в принципе отсутствует такое понятие как поурочное планирование. Здесь мы можем говорить о планировании или проектировании деятельности учителя и учащегося в рамках определенной темы по предмету.
Проектирование учебного процесса в компетентностно-ориентированной модели начинается с формулировки результата обучения в деятельностной форме. Для учителя традиционной модели обучения - это самый сложный момент при построении планирования. Учителю необходимо ответить на вопрос: «Что должен будет уметь делать учащийся с помощью нового знания?» и сформулировать результат в терминах, характеризующих познавательные универсальные учебные действия: уметь, характеризовать, применять, анализировать, сравнивать и т.д. что-либо. Учителю необходимо отталкиваться от особенностей построения темы в данной модели, а именно строить сценарий изучения темы, в котором выделяется четыре этапа (в скобках в % указано примерное распределение времени на каждый этап от общего количества времени, отведенного на изучение темы):
осознание структуры изучаемого материала (20%);
осознание генезиса способов деятельности (10%);
самореализация (40%);
рефлексия (30%).
С учетом выше сказанного тематическое планирование в рамках компетентностно-контекстной модели можно представить следующим образом.
Уроки Тема Результат Универсальные (учебные) познавательные действия
1 Лексика по теме «Книги – наши друзья» Уметь:
читать тексты с полным пониманием, выражать свое отношение к прочитанному. Уметь читать публицистические тексты. Уметь самостоятельно работать с лексическими единицами. Уметь пересказывать тексты, составлять аннотацию, связно высказываться по теме. Уметь вести диалог-расспрос. Знать пассивную форму глаголов в настоящем и простом прошедшем времени. Уметь употреблять придаточные предложения времени.
Читать и понимать тексты, пользуясь сносками и определяя значение новых слов по контексту. Воспринимать на слух, понимать и читать небольшие тексты, опираясь на новые слова;
Выбирать подходящие по смыслу лексические единицы;
Знать значения новых лексических единиц;
Знать и различать формы глаголов в настоящем и прошедшем времени; Знать и различать пассивную форму глагола;
Выбирать необходимый лексический и грамматический материал для построения предложений. Рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2 Грамматика: настоящее и простое прошедшее время глаголов 3 Грамматика: пассивная форма глагола в настоящем и простом прошедшем времени 4 Лексико-грамматический тренинг 5 Лексико-грамматический тренинг 6 Лексико-грамматический тренинг 7 Лексико-грамматический тренинг 8 Лексико-грамматический тренинг, работа с текстами 9 Коммуникативный тренинг: диалогическая речь 10 Коммуникативный тренинг: монологическая речь 11 Коммуникативный тренинг: аудирование 12 Коммуникативный тренинг: монологическая и диалогическая речь 13 Контроль навыков диалогической речи 14 Контроль навыков монологической речи 15 Коммуникативный тренинг: аудирование 16 Контроль навыков аудирования17 Контроль навыков монологической речи 18 Контроль навыков диалогической речи 19 Комплексная форма контроля: лексико-грамматический тест, контроль навыков монологической и диалогической речи 20 Обобщающий урок по теме Книги – наши друзья» Необходимо заметить, что выше заявленные этапы не совпадают с уроками. Этап изучения темы может укладываться и не в целое число уроков - если выполнены задачи одного этапа, учитель переходит к другому. Урок как единица учебного процесса исчезает, есть просто время, в течение которого рассматриваются те или иные вопросы.
Так как в содержании темы включено достаточно небольшое количество лексических единиц и малый объем грамматики, то для этапа «структура» достаточно одного учебного часа, который так же обозначается формально. Уже на данном этапе включается генезис и происходит отработка ключевых задач с постепенным переходом на самореализацию, которая занимает большую часть изучения темы. С учетом преподаваемого предмета (иностранный язык) - это будет лексико-грамматический и коммуникативный тренинг, то есть тренинг всех видов речевой деятельности, которые и являются объектами контроля при изучении темы. Не исключается и промежуточный контроль (словарные и грамматические диктанты), которые могут применяться учителем по необходимости на любом этапе изучения темы.
Отдельным столбцом выделены универсальные (учебные) познавательные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - это то, что учащийся должен выполнять, чтобы достигнуть планируемого результата по теме. Например, чтобы писать и читать тексты с пропусками по теме, нужно знать значение лексических единиц, выбирать подходящие по смыслу, вписывать их с учетом правильной грамматической формы. Сформированные в рамках изучения одной темы УУД, будут использоваться учащимися при работе над другой, тем самым подтверждая свое название «универсальные».
Такое тематическое планирование делает работу учителя по теме более понятной и определенной, поскольку он четко видит цель обучения, представленную в виде конкретных результатов и тех умений, которые необходимо формировать у учащихся. Каждый урок занимает в учебном процессе определенное место, учитель видит его не изолированного, а в целостном процессе, что соответствует особенностям учебного процесса как системы. В данной модели обучения каждое действие учителя и учащегося четко выверены и имеют однозначный ответ на вопрос: «Зачем?», то есть ученик занимает субъектную позицию и в рамках отведенного времени на изучение темы имеет возможность самостоятельно планировать уровень своих достижений, выбирать время и способы их достижения, оценивать достигнутый результат.