Рабочая программа по биологии (10-11 класс) линия И.Н.Пономаревой


Рассмотрен СогласованоУтверждаю
на заседаниизам. директорадиректор: Щур С.В.
МО по УВР _Косолапова Е.А
учителей
Протокол №____ «_4_» июня 2015 г. « 4 » июня 2015 г.
от «_4_» июня 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
составлена на основе примерной программы по биологии для учащихся 10-11 классов (базовый уровень).
Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы. М.: Вентана-Граф, 2009
Наименование ОУ: МБОУ Саваслейская СОШ
Предмет: биология
Учебный год: 2015-2016
Классы: 10а, 11а
Учитель: Синаева Елена Витальевна
Количество часов: всего 70 часов (за год 35 час); в неделю 1 час.
Контрольных работ: 0
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами, а так же в соответствии с программой (Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. 10-11 классы. Базовый уровень //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с.84-96)
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета 1 час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).
Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.
Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи.
Программа 10-11 класса (базовый уровень) построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.
Задачи изучения предмета:
- освоение знаний о биологических системах; истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно- научной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии. Вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Содержание программы позволяет достаточно четко представить образовательный маршрут изучения биологии полной средней школы. Такой подход исключает перегрузку учащихся, в то же время предоставляет возможность усиления развития старшеклассников с учетом их интересов и ориентаций в выборе будущих профессий. А интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни и применение приемов сравнения в обучении, делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии.
Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:
Биология. Учебник для 10 класса (баз. уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой.- М.: 2013. Биология. Учебник для 11 класса (баз. уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: 2013.
Рабочая тетрадь по биологии 10 класса (базовый уровень изучения). Козлова Т.А., Пономарева И.Н. - М.;:Вентана- Граф. 2014. Рабочая тетрадь по биологии 11 класса (базовый уровень изучения). Козлова Т.А., Пономарева И.Н. - М.: Вентана-Граф. 2014.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках и биологических закономерностях. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Вид»; «Экосистема»; «Биосфера».
Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Ряд требований реализуется за счёт формирования более конкретных умений.
Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения –носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:
Выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
Определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
Отличать научные методы, используемые в биологии;
Определять место биологии в системе естественных наук;
Доказывать, что организм – единое целое;
Обосновывать единство органического мира;
Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
Отличать теорию от гипотезы.
Требование к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, идее, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:
Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
Приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
Объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
Указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
Отличать биологические системы от объекта неживой природы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):
основные положения клеточной теории;
общие признаки живого организма;
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
законы наследственности;
примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Учащиеся должны характеризовать (описывать):
строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
особенности строения и функционирования вирусов;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;
наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.
Учащиеся должны соблюдать правила:
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.
Учащиеся должны владеть умениями:
излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Формы контроля и оценки знаний обучающихся.
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5» - правильно выполнено 100-83% заданий;
«4» - 82-67%;
«3» - 66 – 50%;
«2» - менее 50%.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, но объём выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Биология 10класс
Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться:
Введение в курс общебиологических явлений
Биосферный уровень организации жизни
описывать методы изучения биологии;
давать определение терминам;
характеризовать основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
объяснять причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
характеризовать структуру биосферы и ее компоненты: живое вещество, видовой состав;
знать биологическую терминологию и символику;
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения;
характеризовать экологические факторы среды;
решать элементарные биологические задачи;
выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;
сравнивать природные экосистемы и агроэкосистемы;
выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах.
характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления науки биологии;
анализировать содержание ос-новных понятий;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
выделять структуру биосферы, и её функции, показать взаимосвязь между оболочками Земли и живыми организмами;
оценивать различные гипотезы происхождения жизни;
рисовать эволюционное древо человека;
составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды);
анализировать и оценивать глобальные антропогенные изменения в биосфере;
исследовать биологические системы на биологических моделях.
Биогеоценотический уровень организации жизни
сравнивать природные экосистемы;
определять влияние абиотических факторов на организмы растений и животных;
составлять схемы экологических систем;
изучать биологические объекты и процессы;
объяснять причины устойчивости и смены экосистем; описывать и объяснять результаты опытов;
объяснять приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозах.
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье,
последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной их организации, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования
Популяционно-видовой уровень организации жизни
давать определение терминам;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
объяснять приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора;
объяснять роль искусственного и естественного отбора в природе;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
называть причины и результаты эволюции;
характеризовать этапы происхождения человека;
называть причины гибели видов;
находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем;
называть основные процессы эволюции;
работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, условными символами и т.д.).
описывать особей видов по морфологическому критерию и делать выводы на основе сравнения;
выделять существенные признаки живой природы и биологических систем (клеток, организма, вида, экосистем);
сравнивать строение клеток бактерий, грибов, растений, животных, природные и искусственные сообщества, экосистемы;
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
прогнозировать последствия антропогенных факторов;
анализировать содержание рисунков;
Биология 11 класс
Организменный уровень организации жизни
называть задачи и методы биологии;
выделять существенные признаки одноклеточных и многоклеточных организмов;
выделять существенные признаки гена, обмена веществ и превращения энергии;
называть признаки процессов оплодотворения и размножения;
характеризовать содержание закономерностей наследования, установленных Г.Менделем и закономерностей изменчивости;
пользоваться генетической терминологией и символикой;
составлять элементарные схемы скрещивания;
объяснять вклад Г.Менделя в развитие биологических наук;
объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека, причины нарушения развития организмов;
характеризовать вклад Н.И.Вавилова в развитие биологической науки;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков;
составлять родословные и решать генетические задачи разного уровня;
анализировать и оценивать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия;
оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биологии;
находить информацию о вирусных заболеваниях в разных источниках, анализировать и оценивать её;
сравнивать половое и бесполое размножение делать выводы на основе сравнения;
обосновывать меры профилактики вредных привычек
Клеточный уровень организации жизни
характеризовать содержание клеточной теории;
называть химический состав клетки; объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке и организме;
выделять существенные признаки строения клетки;
объяснять вклад ученых - исследователей клетки в развитие биологический науки;
пользоваться цитологической и генетической терминологией;
называть существенные признаки гена, обмена веществ и превращения энергии в клетке;
выделять существенные признаки строения клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток;
объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике;
составлять схемы процессов, протекающих в клетке, иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
называть признаки процесса деления клетки.
объяснять вклад клеточной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира;
распознавать и описывать: на таблицах и рисунках основные части и органоиды клетки;
приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава;
сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения;
сравнивать пластический и энергетический обмен, фотосинтез и хемосинтез и делать выводы на основе сравнения;
сравнивать митоз и мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных и делать выводы на основе сравнения;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий);
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье.
Содержание курса 10 класса
Название темы Количество часов
По программе Резервные
ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 6 БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ 8 БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ 9 ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ 12 Итог 35 № Содержание материала Кол-во
часов Прохождение программы
По плану
Коррекция
ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 6 час. 1 Что изучает общая биология. Экскурсия «Многообразие видов в родной природе» 2 Основные свойства жизни. 3 Уровни организации живой природы. 4 Биологические методы изучения природы. Экскурсия «Сезонные изменения (ритмы ) в живой природе». 5 Значение практической биологии 6 Живой мир и культура. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ 8 час. 1 Учение В.И. Вернадского о биосфере. 2 Функции живого вещества в биосфере. 3 Биологическая эволюция в развитии биосферы. 4 Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. 5 Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. 6 Человек как житель биосферы. 7 Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле. 8 Экологические факторы и их значение. БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ 9 час. 1 Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. 2 Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема. 3 Строение и свойства биогеоценоза. 4 Совместная жизнь видов в биогеоценозе.
Л.р. 1. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. 5 Причины устойчивости биогеоценозов. 6 Зарождение и смена биогеоценозов. 7 Сохранение разнообразия биогеоценозов. 8 Экологические законы природопользования. 9 Обобщающий урок ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ 12 час. 1 Вид, его критерии и структура. 2 Популяция как форма существования вида. 3 Популяция как основная единица эволюции. 4 Движущие силы и факторы эволюции. 5 Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. 6 Человек как уникальный вид живой природы. 7 Этапы происхождения и эволюции человека 8 История развития эволюционных идей. Современное учение об эволюции. 9 Результаты эволюции и ее основные закономерности. 10 Основные направления эволюции.
Л.р. 2. Обнаружение признаков ароморфоза у растений и животных. 11 Всемирная стратегия охраны природных видов. 12 Особенности популяционно-видового уровня жизни. Содержание курса 11 класса
Название темы Количество часов
По программе Резервные
Организменный уровень организации жизни 17 Клеточный уровень организации жизни 9 Молекулярный уровень жизни 8 Заключение 1 ИТОГО 35 № Содержание материала Кол-во
часов Прохождение программы
По плану
Коррекция
Организменный уровень организации жизни 17 ч. 1 Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. 2 Организм как биосистема 3 Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов 4 Размножение организмов 5 Оплодотворение и его значение. 6 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 7 Из истории развития генетики 8 Изменчивость признаков организма и ее типы 9 Генетические закономерности, открытые Г.Менделем 10 Дигибридное скрещивание 11 Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. 12 Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Л.р.1. Решение элементарных генетических задач 13 Наследственные болезни человека 14 Этические аспекты медицинской генетики 15 Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований. 16 Творчество в жизни человека и общества 17 Царство Вирусы Клеточный уровень организации жизни 9 ч. 1 Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. 2 Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. 3 Строение клетки. 4 Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы 5 Клеточный цикл 6 Деление клетки - митоз и мейоз. Л.р.2. Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня. 7 Структура и функции хромосом. 8 История развития науки о клетке. 9 Гармония и целесообразность в живой природе. Молекулярный уровень жизни 8 ч. 1 Молекулярный уровень жизни, его особенности. 2 Основные химические соединения живой материи. 3 Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке 4 Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках 5 Процессы биосинтеза молекул белка 6 Молекулярные процессы расщепления веществ 7 Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке 8 Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.  Заключение 1 ч. 1 Обобщение знаний о многообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Литература:
- Т. С. Сухова «Тесты. Биология 6-11 класс», издательство « Дрофа», 2000 год
- В.В.Балабанова « Открытые уроки. Биология», издательство « Учитель», Волгоград,2001
-И.Ф. Ишкина «Поурочное планирование,10 класс, Изд. «Учитель-АСТ»,2001 г.
- Г. С. Калинова «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ», Изд. «Интеллект-Центр», 2001 г.
- Т. А. Дмитриева «1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии». Изд. «Дрофа»,1999 г.
- Г.И.Лернер. Биология. Полготовки к ЕГЭ в. 2014. - М.; МЦНМО, 2014
- Г.И.Лернер Полный справочник для подготовки ЕГЭ, М. – Астрель, 2010
-Н. А. Лемеза « Биология для поступающих в ВУЗы», Изд. «Юнипресс», 2001 г.
Multimedia – поддержка курса «Биология 10-11 класс (базовый уровень)
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология 10-11 класс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Электронное учебное пособие «1С: Школа. Экология 10-11 класс» («Дрофа»)
Учебное электронное издание «1С: Школа. Экология 10-11 класс» (Московский Государственный институт электроники и математики при содействии НФПК)
«Общая биология. Основы селекции. Видеоиллюстрации » («Современная гуманитарная академия») 2006 г.
«Общая биология. Цитология. Видеоиллюстрации » («Современная гуманитарная академия») 2006 г.
«Общая биология. Генетика. Видеоиллюстрации » («Современная гуманитарная академия»)2006 г.
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion; http://chemistry48.ru,
(http://school-collection.edu.ru/) Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»