По учебному предмету «Физическая культура» 6-9 классы


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Тюменская область
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ
«ГИМНАЗИЯ»
Рассмотрено: Согласовано: Приложение
на заседании МОЗам. директора к Образовательной программе
протокол № 1по УВР приказ № 396
от «18» августа 2015г.________________________ от 19.08.2015г.
Поспелова Е.Н.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Физическая культура»
6,7,8, 9 классы
на 2015-2016 учебный год
Разработал:

Учитель первой категории
Храмов В.Б.
Нягань 2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 6-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами:1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);
2.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования; под ред. А.М.Кондакова, Л,П. Кезина – М.: Просвещение, 2011;
с учётом:
3.Примерной программа основного общего образования по физической культуре для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная Линия учебников М.Я Виленского, В.И. Ляха 5-6-7 классы Просвещение, 2012, М.Я Виленского, В.И. Ляха 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2013, 2014 (серия «Стандарты второго поколения»);
Цели и задачи реализации программы.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРИДМЕТА, КУРСА
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Выбор программы по физической культуре обусловлен её отличительными особенностями. Она не только составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре и входит в рекомендованный МО РФ федеральный перечень программ и учебников, рекомендованных к реализации в ОУ РФ. Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования гимназистов, потому что программа предлагает комплексный подход к укреплению здоровья.
Особенность построения курса состоит в том, что кроме совершенствования физических качеств, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Примерный учебный план (вариант №2) для образовательных организаций РФ, реализующих ФГОС нового поколения, предусматривает обязательное изучение предмета «Физическая культура» в 6-9 классах в объёме 105 годовых часов. Поэтому рабочая программа рассчитана на реализацию в объёме 420 часов (3 урока в неделю).
ПРИДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно предметными результатами.
Предметные результаты.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРИДМЕТА, КУРСА
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерная программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование».
Знания о физической культуре.
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
Физическая культура (основные понятия).
Здоровье и здоровый образ жизни.
Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Оценка эффективности занятий физической культурой.
Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приёмы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах. Подъёмы, спуски, повороты, торможения.
Спортивные игры.
Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движени.
Плавание. Развитие быстроты, силы, выносливости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1 6-9 классы
№ п/п Основные разделы Основные виды учебной деятельности Кол-во часов Контрольные тесты Лабораторные, практические работы, проекты.
 1 Легкая атлетика  Физкультурно-оздоровительная работа, спортивно-массовая, учебная деятельность  19 5  
 1.1  Гимнастика Физкультурно-оздоровительная работа, спортивно-массовая, учебная деятельность  13 5  
 1.2 Спортивные игры (Волейбол)  Физкультурно-оздоровительная работа, спортивно-массовая, учебная деятельность  13 5  
1.3 Спортивные игры (баскетбол) Физкультурно-оздоровительная работа, спортивно-массовая, учебная деятельность  13 5  1.4 Лыжная подготовка Физкультурно-оздоровительная работа, спортивно-массовая, учебная деятельность  7 2 1.5 Плавание Физкультурно-оздоровительная работа, спортивно-массовая, учебная деятельность  15 3 ОПИСАНИЕ УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
7.1 Форма учебно-методического обеспечения
№ Название Авторы Издательство и год издания Классы Наличие электронного приложения
Учебники
1 Физическая культура М.Я Виленского, В.И. Ляха 5-6-7 классы. – М.: Просвещение, 2012. (серия «Стандарты второго поколения»);
Москва: «Просвещение», 2012г. 5-6-7 -
2 Физическая культура М.Я Виленского, В.И. Ляха 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2013,2014. (серия «Стандарты второго поколения»);
Москва: «Просвещение»2013, 2014г. 8-9 Учебно-методическое пособие
1 Примерные программы по учебным предметам Программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы: проект. -2е издание
Москва: «Просвещение», 2010г. 5-9 классы -
7.2. Форма учебного оборудования и компьютерной техники
№ Наименование учебного оборудования Темы, в изучении которых применяется данное оборудование Классы
Учебное оборудование
1.1 Устройство для подвески гимнастических снарядов 1.1 Гимнастика 6-9 классы
1.2 Разделительная дорожка бассейна 1.5 Плавание 6-9 классы
1.3 Беговая дорожка 1 Легкая атлетика 6-9 классы
1.4 Площадка игровая волейбольная 1.2 Волейбол 6-9 классы
1.5 Площадка игровая баскетбольная 1.3 Баскетбол 6-9 классы
1.6 Бассейн 1.5 Плавание 6-9 классы
Спортивное оборудование
1.1 Стенка гимнастическая 1.1 Гимнастика 6-9 классы
1.2 Бревно гимнастическое напольное 1.1 Гимнастика 6-9 классы
1.3 Козел гимнастический 1.1 Гимнастика 6-9 классы
1.4 Конь гимнастический 1.1 Гимнастика 6-9 классы
1.5 Канат гимнастический для лазания 1.1 Гимнастика 6-9 классы
1.6 Мост гимнастический подкидной 1.1 Гимнастика 6-9 классы
1.7 Скамейка гимнастическая жесткая 1.1 Гимнастика 6-9 классы
1.8 Комплект навесного оборудования 1.1 Гимнастика 6-9 классы
1.9 Коврик гимнастический 1.1 Гимнастика 6-9 классы
2. Маты гимнастические 1.1 Гимнастика 6-9 классы
2.1 Скакала гимнастическая 1.1 Гимнастика 6-9 классы
2.2 Палка гимнастическая 1.1 Гимнастика 6-9 классы
2.3 Обруч гимнастический 1.1 Гимнастика 6-9 классы
2.4 Барьер 1.1 Гимнастика 6-9 классы
2.5 Планка для прыжков в высоту 1.1 Гимнастика 6-9 классы
2.6 Стойка для прыжков в высоту 1.1 Гимнастика 6-9 классы
2.7 Рулетка измерительная 1.1 Гимнастика 6-9 классы
2.8 Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой 1.3 Баскетбол 6-9 классы
2.9 Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой 1.3 Баскетбол 6-9 классы
3 Стойки волейбольные 1.2 Волейбол 6-9 классы
3.1 Доски для плавания 1.5 Плавание 6-9 классы
3.2 Мячи баскетбольные для мини-игры 1.3 Баскетбол 6-9 классы
3.3 Мячи волейбольные 1.2 Волейбол 6-9 классы
3.4 Сетка волейбольная 1.2 Волейбол 6-9 классы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ, КУРСУ
8.1 Предметные результаты
№ модуля Предметный результат Кол-во лет на освоение Классы Подлежит ли промежуточной аттестации
Учащийся научится:
2 рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития;
1 6-9 классы -
3 руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года 1 6-9 классы -
4 определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
1 6-9 классы -
Учащийся получит возможность научиться:
2 организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели. 1 6-9 классы -
3 доносить информацию в доступной, эмоциональной - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками взрослыми людьми; 1 6-9 классы -
4 выполнять тестовые нормативы по физической подготовке. 1 6-9 классы Да