Рабочая программа учебного предмета Физика 7-9 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» г. ВОРКУТЫ


РАССМОТРЕНА
школьным методическим объединением
учителей математики, физики, информатики
Протокол № 1
от 30 августа 2013 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты
_______________________Сергеева Г.А.

31 августа 2013 года






Рабочая программа учебного предмета
«Физика»
(новая редакция)
основного общего образования
срок реализации программы: 3 года






Составитель:
Киреева Татьяна Валерьевна, заместитель директора по учебной работе








Воркута
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.) (в действующей редакции)
- Основной общеобразовательной программой – образовательной программой основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Воркуты
с учётом:
- Примерной программы основного общего образования по физике.
- Примерной программы по физике А.В. Перышкина Физика. 7-9 классы, М.: Издательство «Глобус», 2008;
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Цели изучения физики:
Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Отличительных особенностей по сравнению с примерной программой нет
Количество часов на изучение программы:
7 класс –2 часа в неделю, всего 70 часов;
8 класс –2 часа в неделю, всего 72 часов;
9 класс –2 часа в неделю, всего 68 часов;
Перечень учебников для реализации рабочей учебной программы:
А. В. Перышкин, Физика. 7 класс, М.: Дрофа, 2008 год;
А. В. Перышкин, Физика. 8 класс, М.: Дрофа, 2008 год;
А. В. Перышкин, Е. М. Гутник, Физика. 9 класс, М.: Дрофа, 2007 год.
В целом последовательность изложения курса физики по данным учебникам соответствует Примерной программе основного общего образования по физике.














Тематический план
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
В т.ч. на лабораторные и практические занятия
В т.ч. на контрольные работы

7 класс.

1.
Раздел 1. Физика и физические методы изучения природы
3
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».


2.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.
6



3.
Раздел 3. Взаимодействие тел.
21
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы на рычажных весах». Лабораторная работа № 4 «Измерение объёма твёрдого тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твёрдого тела».
Лабораторная работа № 6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
Контрольная работа № 1 по теме: «Расчёт массы и объёма по его плотности»

4.
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
21
Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».
Кратковременная контрольная работа № 2 по теме: «Давление. Закон Паскаля» Контрольная работа № 3 по теме: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

5
Раздел 5. Мощность и работа. Энергия.
13
Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий равновесия рычага».
Лабораторная работа № 9 «Определение КПД при подъёме тележки по наклонной плоскости».
Контрольная работа № 4 по теме: «Работа и мощность. Энергия»

6
Повторение.
6

Итоговая контрольная работа № 5

8 класс.

1
Раздел 1. Тепловые явления.
25
Лабораторная работа № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».
Контрольная работа № 1 по теме: «Тепловые явления» Кратковременная контрольная работа № 2 по теме: «Нагревание и плавление кристаллических тел»
Контрольная работа № 3 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»

2
Раздел 2. Электрические явления.
27
Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом». Лабораторная работа № 7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».
Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Контрольная работа № 4 по теме: «Электризация тел. Строение атомов» Кратковременная контрольная работа № 5 по теме: «Электрический ток. Соединение проводников» Контрольная работа № 6 по теме: «Электрические явления»

3
Раздел 3. Электромагнитные явления.
8
Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».
Кратковременная контрольная работа № 7 по теме: «Электромагнитные явления»

4
Раздел 4. Световые явления.
12
Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы».
Контрольная работа № 8 по теме: «Световые явления»

9 класс

Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел (27 часов).

1
Тема 1. Прямолинейное равномерное движение.
4



2
Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение.
8
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Контрольная работа № 1 по теме: «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

3
Тема 3. Законы динамики.
15

Контрольная работа № 2 по теме: «Законы динамики»

Раздел 2. Механические колебания и волны (11 часов).

4
Тема 4. Механические колебания и волны.
11
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения».
Контрольная работа № 3 по теме: «Механические колебания и волны. Звук.»

Раздел 3. Электромагнитное поле (14 часов).

5
Тема 5. Электромагнитное поле.
14
Лабораторная работа № 3 «Изучение явления электромагнитной индукции».
Контрольная работа № 4 по теме: «Электромагнитное поле»

Раздел 4. Строение атома и атомного ядра (16 часов).

6
Тема 6. Строение атома и атомного ядра.
16
Лабораторная работа № 4 «Изучение деления ядер урана по фотографии треков».











Содержание учебного материала:
7 класс.
Физика и физические методы изучения природы (3 часа).
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Роль физики в формировании научной картины мира.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов)
Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Модели строения газов, жидкостей, и твёрдых тел объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей.
Взаимодействие тел (21 час)
Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Методы измерения расстояния, времени, скорости. Методы измерения расстояния, времени, скорости. Неравномерное движение. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Единица силы. Связь между силой и массой тела. Метод измерения силы. Правило сложения силы. Сила трения.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час)
Давление. Плотность газа. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда.
Мощность и работа. Энергия (13 часов)
Работа. Мощность. Мощность и работа. Методы измерения работы, мощности, КПД механизмов. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии. Базовые понятия (Стандарт).
8 класс.
Тепловые явления (25 часов)
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Единица количества теплоты. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Удельная теплоёмкость. Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Тепловые явления. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления. Решение задач. Нагревание и плавление кристаллических тел. Испарение. Поглощение энергии при испарении, жидкости и выделение её при конденсации пара. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Изменение агрегатных состояний вещества.
Электрические явления (27 часов)
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники электрического тока. Электризация тел. Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Расчёт сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Реостаты. Регулирование силы тока реостатом. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители. Электрические явления.
Электромагнитные явления (8 часов)
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). Устройство электроизмерительных приборов.
Световые явления (12 часов)
Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Получение изображения при помощи линзы. Световые явления. Оптические явления.
9 класс.
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 часов)
Прямолинейное равномерное движение (4 часа)
Механическое движение. Траектория, путь, перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения.
Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов)
Прямолинейное равноускоренное движение. Равномерное движение по окружности. Первая космическая скорость. Импульс. Законы сохранения импульса. Реактивное движение. Механическое движение.
Законы динамики (15 часов)
Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Вес тела. Невесомость. Центр тяжести тела. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Механические колебания и волны (11 часов)
Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение. Период, частота, амплитуда колебаний. Измерение ускорения свободного падения. Превращение энергии при колебаниях. Механические волны. Распространение колебаний в упругой среде. Волны в среде. Длина волны. Звуковые волны. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Механические колебания и волны. Звук.
Электромагнитное поле (14 часов)
Магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Индукция магнитного поля. Количественная характеристика магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (16 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Строения атома. Планетарная модель атома. Схема опыта Резерфорда. Оптические спектры. поглощение и испускание света атомами. Радиоактивные превращения атомных ядер. Период полураспада. Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерных силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект масс. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Изучение деления ядер урана по фотографии треков. Термоядерные реакции. Источники энергии солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.




































Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.



















Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся применительно к различным формам контроля знаний
Оценка устных ответов.
ОЦЕНКА «5» ставится в том случае, если учащийся:
обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
дает точное определение и истолкование основных законов, понятий, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по отвечаемому вопросу;
умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
ОЦЕНКА «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой (например, умеет найти все, но работает медленно).
ОЦЕНКА «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению рассматриваемого материала;
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
ОЦЕНКА «2» ставится в том случае, если учащийся:
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет их применять к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов;
или в ответе (на один вопрос) допускается более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка письменных работ
ОЦЕНКА «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
ОЦЕНКА «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
не более одной грубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
ОЦЕНКА «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой ошибки и одного недочета;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
ОЦЕНКА «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превышает норму, при которой может быть поставлена оценка «3» или если правильно выполнено менее половины работы.
Учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена «Нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего ОЦЕНКЕ «3» (зачет), можно принять уровень 70% правильных ответов из общего количества вопросов.
ОЦЕНКА «4» ставится («хорошо») может быть поставлена на 90% правильных ответов.
Для получения ОЦЕНКИ «5» («отлично») учащийся должен успешно выполнить тест повышенного уровня, состоящий из заданий на применение знаний в незнакомой ситуации, на творческое применение знаний.
Оценка лабораторных и практических работ.
ОЦЕНКА «5» ставится в том случае, если учащийся:
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью,
в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы);
соблюдал требования безопасности труда.
ОЦЕНКА «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:
опыт проводится в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
или допущено 2-3 недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
ОЦЕНКА «3» ставится в том случае, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или в ходе проведении опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью;
или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);
или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
ОЦЕНКА «2» ставится в том случае, если:
работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
или опыты и измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Заголовок 215