Рабочая программа по физике для 8 класса (УМК Пёрышкина, 2 ч. в неделю) ФГОС
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им Г.А. Лигидова»
с. п. Сармаково Зольского муниципального района КБР
Согласована:
Заместитель директора по УВР
_______ /А. М. Машукова/
«___» _________2015 г.
Рассмотрена на заседании ШМО:
Протокол № _________
от «____» _____________ 2015 г.
Руководитель ШМО
________________ / Д. А. Батова /
Утверждаю:
И.о. директора МКОУ СОШ
_____________/Х. З. Калов/
«___» __________ 2015 г.
Рабочая программа
изучения курса физики
в 8 классе
при 2-х уроках в неделю
(68 уроков за год)
Составитель:
Батова Даимат Алиевна,
учитель физики высшей категории
с.п. Сармаково
2015 г.
Содержание:
Пояснительная записка ..3
Вклад предмета в достижение целей основного общего образования..3
Общая характеристика учебного предмета...4
Место учебного предмета в учебном плане..5
Содержание курса5
Учебно-тематический план.....6
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности..6
Календарно-тематическое планирование изучения курса ..8
Перечень учебно-методического обеспечения ....14
Планируемые результаты изучения курса 15
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
учащихся по физике.18
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса19
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по курсу физики 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, соответствует учебному плану МКОУ «СОШ №2 им. Г. А. Лигидова» с.п. Сармаково и реализуется на основе следующих документов:
Требования Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
Рекомендации Программы (Программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2012 .-79с.);
Авторская программа (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
Программа курса. «Физика». 7–9 классы / авт.сост. Э.Т. Изергин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – с. – (ФГОС. Инновационная школа).
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения).
В программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе реализован авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа использует учебно-методический комплект по физике для основной школы автора А. В. Пёрышкина (издательство «Дрофа»).
Вклад физики в достижение целей основного общего образования
Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественно-научных предметов.
Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе
изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, географии,
технологии, ОБЖ. Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения матери в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования является формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;
овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;
овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МКОУ «СОШ №2 им. Г. А. Лигидова» с. п. Сармаково физика представлена как базовый курс в VII–IX классах (два часа в неделю, всего 208 часов) и базовый курс в X – XI классах (по 3 часа в неделю, всего 207 часов).
Содержание курса физики 8 класса
Согласно планированию, предполагается изучение следующих тем:
Тепловые явления
Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловые явления. Внутренняя энергия и способы её изменения. Виды теплопередачи. Сравнение видов теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты при нагревании (охлаждении).Л/р №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Л/Р №2 «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела». Энергия топлива. Закон сохранения энергии.
Изменение агрегатных состояний вещества
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления. Удельная теплота плавления. Расчет количества теплоты с учетом уд. теплоты плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации). Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха и способы её определения. Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Электрические явления
Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники тока. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Электрическая цепь. Направление тока. Сила тока. Амперметр. Л/р №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». Напряжение. Вольтметр. Л/р №4 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи». Электрическое сопротивление проводников. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Л/р №5 «Регулирование силы тока реостатом». Л/р №6 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра». Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Л/р №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». Нагревание проводников током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами
Электромагнитные явления
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитное поле тока. Магнитные линии. Электромагниты и их применение. Л/р №8 «Сборка электромагнита и испытание его действий». Действие магнитного поля на проводник с током. Л/р №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока».
Световые явления
Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Л/р №10 «Получение изображения при помощи линзы». Построение изображений линзы. Оптические приборы. Построение изображений линзы.
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
Тепловые явления
11
Изменение агрегатных состояний вещества
13
Электрические явления
26
Электромагнитные явления
6
Световые явления
10
Повторение
2
Итого:
68
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Темы
Основное содержание по темам
Характеристика деятельности ученика (на уровне УУД)
Тепловые явления
Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловые явления. Внутренняя энергия и способы её изменения. Виды теплопередачи. Сравнение видов теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Расчёт количества теплоты при нагревании (охлаждении).Л/р №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Л/Р №2 «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела». Энергия топлива. Закон сохранения энергии.
Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопередаче и работе внешних сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную теплоемкость вещества при теплопередаче. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количества теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха. Обсуждать экологические последствия применения двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций.
Изменение агрегатных состояний вещества
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления. Удельная теплота плавления. Расчет количества теплоты с учетом уд. теплоты плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации). Кипение. Удельная теплота парообразования. Влажность воздуха и способы её определения. Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.
Электрические явления
Электризация тел. Два рода зарядов. Проводники и непроводники. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники тока. Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Электрическая цепь. Направление тока. Сила тока. Амперметр. Л/р №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». Напряжение. Вольтметр. Л/р №4 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи». Электрическое сопротивление проводников. Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостаты. Л/р №5 «Регулирование силы тока реостатом». Л/р №6 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра». Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Л/р №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». Нагревание проводников током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами
Наблюдать явления электризации тел при соприкосновении. Объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов. Исследовать действия электрического поля на тела из проводников и диэлектриков. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока в электрической цепи, напряжение на участке цепи, электрическое сопротивление. Исследовать зависимость силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерять работу и мощность тока электрической цепи. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками тока.
Электромагнитные явления
Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Л/р №10 «Получение изображения при помощи линзы». Построение изображений линзы. Оптические приборы. Построение изображений линзы.
Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя.
Световые явления
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитное поле тока. Магнитные линии. Электромагниты и их применение. Л/р №8 «Сборка электромагнита и испытание его действий». Действие магнитного поля на проводник с током. Л/р №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока».
Экспериментально изучать явление электромагнитной индукции. Получать переменный ток вращением катушки в магнитном поле. Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света.
Календарно-тематическое планирование
изучения курса физики в 8 классе
№ урока
Сроки
Тема урока
Демонстрации
ИКТ
ДЗ
ГЛ.
·
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(11ч)
1/1
Инструктаж по ТБ в кабинете физики. Тепловые явления.
Изменение внутренней энергии при теплопередаче.
Теплопроводность различных тел.
Сравнение теплоемкостей тел одинаковой массы.
Наблюдение конвекции в жилом помещении.
Испарение различных жидкостей.
Телефильм: Применение теплопроводности.
Термос.
Охлаждение жидкостей при испарении.
Постоянство температуры кипения. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Кристаллы. Модель кристаллической решетки.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Видеофильм: «Изменение агрегатных состояний вещества»
Модель ДВС.
Устройство и действие четырехтактного ДВС.
Действующая модель паровой машины.
Слайды и видеофрагменты:
Тепловые двигатели
Парниковый эффект.
§1
2/2
Внутренняя энергия и способы её изменения.
ЦОР: Физика 7-11кл. БНП
§2,3
3/3
Теплопроводность. Конвекция. Излучение
Презентация
§4-6
4/4
Сравнение видов теплопередачи.
использование ЭОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
§1-2 материал для чтения
5/5
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества.
Презентация,
использование ЭОР
§7,8
6/6
Расчёт количества теплоты при нагревании (охлаждении).
Презентация,
ЦОР: Физика 7-11кл. БНП
§9
7/7
Самостоятельная работа №1 «Удельная теплоёмкость»
Упр.4 (стр 25)
8/8
Л/р №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
9/9
Л/Р № 2 «Измерение удельной теплоёмкости твердого тела».
10/10
Энергия топлива. Закон сохранения энергии.
Презентация
§ 10,11
20/9
Решение задач «Энергия топлива».
ЦОР Повторение и контроль знаний
Упр.5 (стр 27)
11/11
К/Р № 1 «Теплопередача. Количество теплоты»
ГЛ.
·
·
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (13ч)
12/1
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание крист. тел. График плавления.
использование ЭОР
§ 12-14
13/2
Удельная теплота плавления.
ЦОР: Физика 7-11кл. БНП
§15 упр7 (стр 33)
14/3
Расчет количества теплоты с учетом уд. теплоты плавления.
Упр.8 (стр 38)
15/4
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.
Презентация
§16
16/5
Поглощение (выделение) энергии при испарении (конденсации).
использование ЭОР
§17
17/6
Кипение. Удельная теплота парообразования.
использование ЭОР
§18,20
18/7
Влажность воздуха и способы её определения.
использование ЭОР
§19
19/8
Расчет количества теплоты с учетом удельной теплоты парообразования.
Упр.10 (стр 51)
21/10
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
ЦОР: Физика 7-11кл. БНП
§21,22
22/11
Паровая турбина. Контрольный тест № 1 «Тепловые явления»
§21-23
23/12
КПД теплового двигателя.
ЦОР Повторение и контроль знаний
§24
24/13
К/Р № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества»
ГЛ.
·
·
·
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (26ч)
25/1
Электризация тел. Два рода зарядов.
Электризация различных тел.
Взаимодействие наэлектризованных тел.
Определение заряда наэлектризованного тела.
Электрическое поле наэлектризованных шариков.
Электроскоп.
Электрофорная машина, Термоэлемент, фотоэлемент, гальванический элемент и аккумулятор.
Составление электрической цепи.
Устройство карманного фонаря.
Тепловое, химическое, магнитное действие тока.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение напряжения вольтметром.
Зависимость силы тока от напряжения в цепи и от сопротивления этого участка.
Измерение сопротивлений
Зависимость сопротивления от длины и площади поперечного сечения проводника, а также от рода вещества.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников.
Нагревание проводников током.
Плавкие предохранители.
Презентация
§25,26
26/2
Проводники и непроводники. Электрическое поле.
использование ЭОР
§27,28
27/3
Делимость электрического заряда. Электрон.
использование ЭОР
§29
28/4
Строение атомов.
Презентация
§30 упр11
29/5
Объяснение электрических явлений.
§31
30/6
Контрольный тест №2 «Электризация тел»
Электрический ток. Источники тока.
Презентация
§32
31/7
Электрическая цепь.
ЦОР: Физика 7-11кл.
§33 упр13
32/8
Электрический ток в металлах. Действия эл. тока.
ЦОР: Физика 7-11кл.
§34,35
33/9
Направление тока. Сила тока. Амперметр.
использование ЭОР
§36,37,38
34/10
Л/р № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»
Упр14, 15 (стр 87, 89)
35/11
Напряжение. Вольтметр.
использование ЭОР
§39,40,41
36/12
Л/р № 4 «Измерение напряжения на различных участках эл. цепи».
Упр16 (стр 95)
37/13
Электрическое сопротивление проводников.
использование ЭОР
§43 упр18 (стр 99)
38/14
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома.
ЦОР: Физика 7-11кл.
§42,44
упр19
39/15
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление
§45,46
упр20
40/16
Реостаты. Л/р № 5 «Регулирование силы тока реостатом»
§47
41/17
6 «Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра».
42/18
Последовательное соединение проводников.
Презентация
§48 упр22
43/19
Параллельное соединение проводников.
Презентация
§49 упр23
44/20
Решение задач по теме «Виды соединений проводников».
Упр. 23(4)
45/21
Работа и мощность тока.
ЦОР: Физика 7-11кл. БНП
§50-52
46/22
Л/р № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Упр 24, 25
47/23
Нагревание проводников током. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. КЗ
ЦОР: Физика 7-11кл.
§53-,55 упр27
48/24
Контрольный тест № 3 «Электрический ток»
§54,55
49/25
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами
ЦОР Повторение и контроль знаний
Упр26
50/26
К/Р № 3 «Электрический ток».
ГЛ.IV
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6ч)
51/1
Постоянные магниты. Магнитное поле Земли.
Магнитное поле прямого и кольцевого проводника с током. Магнитные линии.
Электромагниты.
Взаимодействие постоянных магнитов и магнитных стрелок. Магнитное поле Земли.
Действие магнитного поля на проводник и рамку с током.
Презентация
§59,60
52/2
Магнитное поле тока. Магнитные линии.
ЦОР: Физика 7-11кл
§56,57
53/3
Электромагниты и их применение.
ЦОР: Физика 7-11кл.
§58
54/4
Л/р № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действий».
Упр28
55/5
Действие магнитного поля на проводник с током.
ЦОР: Физика 7-11кл.
§61
56/6
Л/р № 9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока».
ЦОР Повторение и контроль знаний
ГЛ.V
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ(10ч)
57/1
Источники света. Распространение света.
Прямолинейное распространение света.
Отражение света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в линзах.
Получение изображения с помощью линз
использование ЭОР
§62
58/2
Отражение света. Законы отражения.
Презентация
§63 упр30
59/3
Плоское зеркало.
§64 упр31
60/4
Преломление света.
Презентация
§65 упр32
61/5
Линзы.
Презентация
§66
62/6
Л/р № 10 «Получение изображения при помощи линзы».
ЦОР: Физика 7-11кл.
Упр33
63/7
Построение изображений линзы.
использование ЭОР
§67 упр34
64/8
Оптические приборы.
ЦОР Повторение и контроль знаний
5-7 д.чт №
65/9
Построение изображений линзы.
использование ЭОР
§
66/10
К/Р № 4 «Световые явления»
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА (2ч).
67
Итоговый зачёт
ЦОР Повторение и контроль знаний
68
Повторение по курсу 8 класса
ЦОР Повторение и контроль знаний
Перечень учебно-методического обеспечения по физике для 8 класса
Для учителя:
А.В. Перышкин «Физика, 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012 – 2014. Номер учебника в Федеральном перечне учебников 1.2.4.1.6.2
А.В. Перышкин Сборник задач по физике: 7-9 кл.ФГОС: к учебникам А.В. Перышкина и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2012-2014.
Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам А.В. Перышкина и С.В. Громова. 8 класс. – М.: ВАКО, 2010
Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 8 класс: Дидактические материалы Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа,2011
Для обучающихся:
А.В. Перышкин «Физика, 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012 – 2014. Номер учебника в Федеральном перечне учебников 1.2.4.1.6.2
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009 - 2013
Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1,2- М.: Наука, 1986
Перельман Я.И. Знаете ли вы физику.- М.: Наука, 1986
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСКИ:
Образовательный комплекс «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий»
Программы Физикона. Физика 7-11 кл.
Уроки физики Кирилла и Мефодия. Мультимедийный учебник.
Кирилл и Мефодий. Библиотека Электронных наглядных пособий. Физика.
Компьютерный курс "Открытая физика 1.0"
Физика. Интерактивные творческие задания.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открытая физика [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Газета «1 сентября»: материалы по физике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Физика.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
КМ-школа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный учебник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Самая большая электронная библиотека рунета. Поиск книг и журналов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Планируемые результаты изучения курса физики
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
К личностным результатам обучения физике в основной школе относятся:
мотивация образовательной деятельности школьников;
сформированность познавательных интересов и познавательных возможностей учащихся;
убеждённость в возможности познания природы, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами, склонностями и возможностями;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
понимание, а также умение объяснять следующие физические явления: свободное падение тел, явление инерции, явление взаимодействия тел, колебания математического и пружинного маятников, резонанс, атмосферное давление, плавание тел, большая сжимаемость газов и малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, испарение жидкости, плавление и кристаллизация вещества, охлаждение жидкости при испарении, диффузия, броуновское движение, смачивание, способы изменения внутренней энергии тела, электризация тел, нагревание проводника электрическим током, электромагнитная индукция, образование тени, отражение и преломление света, дисперсия света, излучение и поглощение энергии атомом вещества, радиоактивность;
умение измерять и находить: расстояния, промежутки времени, скорость, ускорение, массу, плотность вещества, силу, работу силы, мощность, кинетическую и потенциальную энергию, КПД наклонной плоскости, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, атмосферное давление, силу электрического тока, напряжение, электрическое сопротивление проводника, работу и мощность тока, фокусное расстояние и оптическую силу линзы;
владение экспериментальным методом исследования в процессе исследования зависимости удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения от площади соприкасающихся тел и от силы давления, силы Архимеда от объёма вытесненной жидкости, периода колебаний маятника от его длины, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, силы индукционного тока в контуре от скорости изменения магнитного потока через контур, угла отражения от угла падения света;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их для объяснения наблюдаемых явлений: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон Паскаля, закон Архимеда, закон сохранения импульса и энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, законы распространения, отражения и преломления света;
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек встречается в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе, основанными на частных предметных результатах, являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы: проводить и фиксировать наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, кодировать извлечённую из опытов информацию в виде таблиц, графиков, формул, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
умения применять полученные знания на практике для решения физических задач и задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни и жизни окружающих людей, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитое теоретическое мышление, включающее умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссиях, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать различные источники информации.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями;
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символичной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, излагать содержание текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы;
развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
умение работать в группе с выполнением различных социальных ролей, отстаивать свои взгляды, вести дискуссию.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по физике
6.1. Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
6.2. Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.
6.3. Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
6.4. Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Для обучения учащихся основной школы основам физических знаний необходима постоянная опора процесса обучения на демонстрационный физический эксперимент, выполняемый учителем и воспринимаемый одновременно всеми учащимися класса, а также на лабораторные работы и опыты, выполняемые учащимися. Поэтому физический кабинет оснащён полным комплектом современного демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с перечнем оборудования для основной и средней школы.
Система демонстрационных опытов по физике предполагает использование как стрелочных электроизмерительных приборов, так и цифровых средств измерений.
Демонстрационное оборудование хранится в шкафах в специально отведённой лаборантской комнате.
Использование тематических комплектов лабораторного оборудования по механике, молекулярной физике, электричеству и оптике позволяет:
формировать общеучебное умение подбирать учащимися необходимое оборудование для самостоятельного исследования;
проводить экспериментальные работы на любом этапе урока;
уменьшать трудовые затраты учителя при подготовке к урокам.
Кабинет физики снабжён электричеством и водой в соответствии с правилами техники безопасности. К закреплённым лабораторным столам подводится переменное напряжение 36 В от щита комплекта электроснабжения.
К демонстрационному столу подведено напряжение 42 В и 220 В. Одно полотно доски в кабинете стальное.
В кабинете физики имеется:
противопожарный инвентарь;
аптечка с набором перевязочных средств и медикаментов;
инструкцию по правилам безопасности для обучающихся;
журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
Кроме демонстрационного и лабораторного оборудования, кабинет физики оснащён:
комплектом технических средств обучения, компьютером с мультимедиа проектором и интерактивной доской;
учебно-методической, справочной и научно-популярной литературой (учебниками, сборниками задач, журналами и т.п.);
картотекой с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ учащихся, проведения контрольных работ;
портретами выдающихся физиков
комплектом тематических таблиц по всем разделам школьного курса физики (отсутствуют или пришли в негодность).
13PAGE \* MERGEFORMAT141415
15