Исследовательская работа История моего села


Министерство образования РФ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:
«Происхождение и название села Укыр»
Выполнила:
Ученица 7 класса МБОУ Укырская СОШ,
Осодоева Настя
Руководитель
Салихова Юлия Сергеевна
учитель географии
МБОУ Укырская СОШ
Укыр- 2014
Содержание
Введение……………………………………………….3
Основная часть………………………………………..4
Общие сведения о селе Укыр………………….5
Легенда о Шаралдае……………………………6
Заключение……………………………………………7
Список использованной литературы……………….8
Введение
Москва, Санкт-Петербург, Новгород… Какие звучные, громкие названия! Любой школьник без труда отыщет их на географической карте. За каждым названием – славная история нашей Родины. А вот другие: Хоргелок, Тачигир, Петрограновка, Лавреньевск. Тихие, скромные названия. Но какой добротой, нежностью веет от них. Не отыщешь этих деревушек на карте. Затерялись они где-то в российской глубинке. За каждым названием – тайна, требующая разгадки, удивительная история. И из этих историй тоже складывается великая история нашей Родины.
Историю своей Родины должен знать каждый. А с чего начинается Родина? Вот с этих малых и больших деревень, проселочных дорог, речек, озер, родников…
Свою работу я посвящаю нашему родному селу – Укыр, его истории. 
Тема моей исследовательской работы «Происхождение села Укыр».
Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
Село появилось очень  давно, и мне хотелось узнать, когда именно это было, почему его так назвали.
Цель моей исследовательской работы: узнать интересующие меня сведения о происхождении села Укыр.
Задачи:
1.Изучить  литературные,  газетные  и     архивные  источники  информации  по  истории  села Укыр; 
2. Собрать  документальные,  письменные,  материалы  из истории   родного  села; 
3. Развивать  любознательность,  интерес     к  историческому  прошлому  родных мест;  воспитывать  патриотизм  и  любовь        к  родному  краю.
4. Формировать опыт исследовательской деятельности.
Объект изучения: окружающий мир.
Предмет изучения: история моего села.
Методы исследования: поисковый, исследовательский.
2.Основная часть.
2.1. Общие сведения о селе Укыр.
Велика и необъятна моя Родина. С севера -на юг, с востока на –запад раскинулась Россия.
Когда в Москве встречают Новый год, во Владивостоке уже утро.
Я горжусь, что родилась в России, дышу её воздухом, говорю на русском языке. Всё мне в ней мило: и берёзовые рощи, и высокие горы, и бескрайние степи.
Мы, современные дети, мало знаем о родном крае, не знакомы с его прошлым, мало интересуемся настоящим. Каждый человек, как мне кажется,  должен знать  историю  своей родины, любить её, ведь родина начинается  с «порога»  отчего дома.  Любить  Родину -  значит жить с ней одной жизнью.
Знание своей истории всегда было потребностью общества. Ведь, как известно, «без знания прошлого нет будущего». Каждый человек любит то место, где он родился. Родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь его историю. Знакомство с историей, культурой, природой и бытом людей, живущих  рядом, позволяет лучше почувствовать его,  а значит, стать созидателем своей малой Родины.
Село Укыр – моя малая родина. Оно  расположено на берегу реки Ида, правом притоке реки Ангара. Село возникло в 17 веке. Укыр из маленького поселения в настоящее время стал центральной усадьбой муниципального образования «Укыр. В состав МО «Укыр» входят населенные пункты: с. Укыр с населением - 674 человека, д. Лаврентьевск-64 чел., д. Маньково-230чел., д. Петрограновка-192 чел., д.Тачигир-73 чел., д.Усть-Укыр-66 чел., д. Хоргелок-205 чел. Территория МО «Укыр» составляет 235710 га.
2.2. Легенда о Шаралдае
Многие жители Укыра знают легенду, которая передается каждому поколению из уст в уста. Согласно ей, в Верхней Идыге, что выше по течению Иды, жили два больших, сильных рода — Шаралдай и Хара-Азаргай. Крепкими у них были узы родства, богаты они были скотом и прочим имуществом. У Шаралдая и Хара-Азаргая было по 7 детей, скот стадами пасся на просторах благодатной долины.
Однажды во время ссоры были убиты два молодых парня, сыновья Шаралдая и Хара-Азаргая. Мудрейшие старейшины решили так, чтобы не было кровной вражды между двумя родами, Шаралдай должен был покинуть улус. И он отправился в долгий путь. Собрав детей, скот и имущество, Шаралдай решил для начала узнать, что находится за Байкалом. Зимой по льду он перебрался через Байкал и через некоторое время оказался в Мухоршибири. Там и обосновался. Говорят, и по сей день есть улусы Укыр и Шаралдай.
Прожив некоторое время там, мужчина затосковал по родине, его потянуло в родные места. Одного из сыновей он оставил на месте, с двумя отправился в путь. По Ангаре он спустился вниз и по мелководью (в районе села Олонки) перебрался на другой берег. Шаралдай миновал Бохан и на ночь остановился недалеко от Шунты, где уже обосновался готольский род. Готольцы, позарившись на скот Шаралдая, решили обманом забрать его стада. Они подкинули мертвую старуху, а наутро обвинили Шаралдая в ее смерти-якобы его быки затоптали ее. Испугавшись их гнева, Шаралдай не стал с ними спорить, он отдал им то, что они требовали – половину стада.
Затем Шаралдай миновал Харатирген, Хохорск, Ижелху и Воскресенку и спустился в широкую долину, где расположено сейчас деревня Маньково. Места ему очень приглянулись: земли плодородные, пастбища удобные, река полноводная. Недолго думая он решил остановиться на некоторое время, для того чтобы люди и скот отдохнули. Тем временем скот у него начал быстро плодиться, кони стали быстрыми, а быки могучими. Так Шаралдай занял долину от Маньково до Тихоновки. Особенно ему приглянулось одно местечко: гора Ухэрэй-хушуун («бычье рыло»). В честь этой горы он и назвал местность Ухэр-Шаралдай.
В ходе работы, из уст старожил села, я узнала, что название села «Укыр» означает по-бурятски – бык («ухэр»).
Заключение
Проведя своё небольшое исследование, я пришла к выводу, что жить в родном краю и  не знать его истоки и корни нельзя. Как у каждой малой Родины, так и у нашего села  они очень интересны и богаты. Мы обязаны изучать и знать ее происхождение и историю.
Родная сторона, родная земля, родная деревня….. Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное.
Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной, иногда даже трагической, историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Из поколения в поколение передаются рассказы о важнейших событиях, в истории страны легенды о происхождении деревни, улиц, названий гор, родников. Все это — наша история, все это — наша родина.
Список использованной литературы:
Боханский район: Время. События. Люди. С.М. Убугунова, А.Н. Каньков. Изд-во «Оттиск», 2012.
Сила родной земли. Т.М. Михайлова. Улан-удэ. 2011.
Боханский район: вехи истории. С.М.Убугунова. «Артиздат». 2010.
Печатные издания сельской библиотеки.
Сведения односельчан.
Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.