Исследовательская работа История моего села


Введение.
Любовь к Родине всегда начинается с любви к родному селу, к отчему краю. На карте Воронежской области тысячи населенных пунктов, история каждого из них - это частица истории страны.
Ушедшие в небытие русские деревни. Сколько их? Какие названия они носили? Тихо и незаметно ушли они из нашей памяти. Теперь от бывших деревень и поселков мало что осталось, разве только уцелевшие отдельные полуразрушенные домики, остатки садов на крестьянских усадьбах.
Иногда так складывается жизнь, что помочь деревне нельзя и спасти ее некому. С каждой исчезнувшей деревней теряется часть духовности, культуры, нравственности народа, изменяется исторический образ Родины. И я боюсь, что такая судьба уготована нашему родному селу Красный Лог.
Наше село расположено в восточной части Аннинского района, почти в 80-ти километрах от центра – Анна. Село граничит с тремя районами: Эртильским, Грибановским, Терновским.
На уроке истории я узнала, что в этом году моей малой родине исполняется 130 лет. Меня стали волновать вопросы: Где истоки моего села? Какова история его развития? Под руководством учителя истории Леденевой Н.И. я провела исследование на тему «Летопись села Красный Лог».
Цель моей  исследовательской работы – изучить историю своего села от самых истоков по сегодняшний день, связав с историей моей страны.
Проблемные вопросы.
История образования села.
История развития села.
Жизнь и быт деревни.
Гипотеза. Я предполагаю, что знание истории своего села поможет лучше узнать историю России, а также понять причастность каждого человека к судьбе своей Родины.
Методы и приемы исследования.
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
-описание;
- встречи и беседы со сторожилами села.
Основная часть.
1.История образования села.
«Не исчезай, мое село, - Твой берег выбрали поляне, И ты в него, судьбе назло, Вцепись своими тополями. Прижмись стогами на лугу. И не забудь в осенней хмари. Ты - будто «слово о полку»- В одном бесценном экземпляре.
Село Красный Лог Аннинского уезда Бобровской волости Воронежской губернии основано в 1881 году, на государственных землях, выходцами из села Дерябкино. Первым жителем был житель Пензенской губернии, по кличке «Атаман». Во вновь образовавшемся посёлке размещались усадьба купца Карпеева В.М. «Селанин» с населением 4 человека, усадьба помещика М.И. Кабанова, при которой действовал конный завод на 7 маток.
В 1905 году проживало 89 человек мужского пола. Первое название поселения - Новая Дерябка.
В 1910 году в Столицу к царю-батюшке, с просьбой об открытии церкви и переименования села, была послана делегация из трёх человек во главе со старостой. Разрешение было дано.
И в 1911 году была освящена Архангельская церковь, и посёлок переименован в село Красный Лог. Одни сторожилы говорят, что назвали так, потому что местность очень красивая, другие утверждают, что у нас было очень много логов с красной глиной, а ещё есть легенда, что так назвали наше село, потому что первые переселенцы увидели луга, усыпанные красной земляникой. Так или иначе, но село у нас действительно красивое.
2.История развития села.
В 1912 году при церкви была образована церковно-приходская школа.
В 1912 году были построены две мельницы, а в 1916 году открылась маслобойка крестьянина Грошева.
В первой Мировой войне мои односельчане принимали активное участие. Четыре моих односельчан стали полными Георгиевскими кавалерами – это Фаддей Иванович Денисов, Михаил Яковлевич Радионов, Денис Илларионович Хаюров, Матвей Герасимович Данилов.
В 1919 году в селе установилась советская власть. В разные годы председателем сельского совета были: Шелякин Николай Петрович, Жихарев Андрей Иванович, Объедков Иван Григорьевич, Перегудов Николай Никонорович, Дёмин Иван Андреевич, Менков Николай Петрович, Тарасов Анатолий Викторович, Лопырёв Владимир Иванович и в настоящее время главой администрации является Шершнева А.А.
В 1926 году в селе открылась начальная школа, и первой учительницей в ней была Екатерина Ивановна Родионова. Позднее школа стала общеобразовательной семилетней. Занимала она два деревенских дома в центре села и просуществовала до 1955 года. Директором был Крайников Павел Митрофанович.
В 1955 году на месте церкви и на фундаменте церкви построили новую школу, которая просуществовала до 1977 года. В этот период в школе работали директорами Анохин Иван Павлович и Архипова Мария Ивановна, которая проработала в этой должности до 1985 года. Затем школой руководили: Тарасов А.В., Губанов Ю.П., Тарасова Л.И., Еремеев С.В. В настоящее время школой руководит Матвеева Галина Ивановна.
В 1977 году в селе построили более современную школу, в которой мы сейчас и учимся.
В стране началась коллективизация, и на территории нашего села были организованы семь колхозов: «Красный Лог», «1 Мая», «Свободный труд», «Большевик», «Хлебороб», «Красная Звезда», «Маяк».Во время коллективизации церковь была наполовину разрушена и разграблена. После погрома она была превращена в зерновой склад. Убранство церкви вывезли, иконы многие сожгли. Но некоторые иконы были спрятаны и сохранены верующими женщинами села.
Активное участие в сохранении церковной утвари приняла семья Тырсиковых. Они сохранили до девяностых годов церковные книги, иконы, и когда недалеко от Красного Лога открылся ???мужской монастырь , то всё это было передано туда.
В 1935 году была построена изба-читальня. Книжный фонд состоял в основном из книг Тырсикова Григория Петровича, который долгое время работал «избачом». И до сих пор по семейной печати Тырсиковых в нашей сельской библиотеке можно найти их книги. После Григория Петровича в библиотеке работал Мишин В.И. В настоящее время в сельской библиотеке трудиться Жуганина М.З.
В 1939 году была открыта почта и магазин.
22 июня 1941 года. Для каждого живущего в России это самая страшная дата. Не обошла эта беда и наше село. Она внесла жесткие поправки в уклад жителей  села. Фронт требовал хлеба, мяса, молока, шерсти на валенки и рукавицы, кожи на обувь и полушубки. Люди работали на износ, работали и женщины, и дети, и старики. Ведь все трудоспособное мужское население ушло на фронт. На защиту Родины отправились 673 односельчанина, 379 из которых погибли. Среди погибших Булгаков Петр Семёнович – Герой Советского Союза.
         Армия шла на запад, громя фашистских захватчиков, освобождая от фашистской неволи города и деревни родной земли. А в далеком селе женщины, старики и дети трудились, не покладая рук.   Пололи руками хлеб, копали картофель. На быках надо было вспахать за день 0,4 гектара. А на лошадях – вдвое больше. Жили  прямо в поле. В четыре утра начинали работу. Война нанесла большой урон животноводству и все понимали, что нужно не только восстанавливать поголовье скота, но и обеспечить подъем животноводства. И всю эту непосильную ношу несли на своих плечах дети и женщины. Трудно поверить, что все, что сейчас выполняют машины, люди делали вручную: пахали, сеяли, убирали урожай, вязали снопы. Было тяжело, но в победу верил каждый. И эта вера помогала выжить. Каждый знал, что своим трудом он приближает Победу.
В 1954 году 7 колхозов объединились в один, а в 1961 году Красный Лог стал производственным участком колхоза «Восток».
С 1959 года зарплата колхозникам стали выдавать деньгами.
В 1967 году, в результате отделения, на территории села образовался колхоз «50 лет Октября». Первым председателем был Леденев Михаил Иванович, уроженец села Архангельское.
С 1972 по 1988 колхоз возглавлял Комаров В.И., с 1988 по 1995 год Данилов А.Д., а с1995 по 2007 год Матвеев В.А.
В 1968 году в селе проживало 688 человек, в 2004 – 420 человек, на сегодня проживает 267 человек.
1970 -1989 годы было стабильное развитие производства, рост продукции животноводства и полеводства. В эти годы построены животноводческие помещения, новая школа, здание правления колхоза, сельский Дом культуры, новый магазин, целая улица домов для колхозников. А самое главное — в деревню была проведена асфальтированная дорога.
         90-е годы прошлого века стали переломными не только для нашего села, но и для всей страны в целом. В результате проведенных реформ по денационализации и приватизации государственной собственности сельское хозяйство пришло в полный упадок. Безработица, задержка зарплаты, невероятный рост цен, пустые прилавки магазинов – вот чем запомнился переход к капитализму.
С 1992 года стал происходить спад производства продукции сельского хозяйства. Часть земли отошла к фермерским хозяйствам, а колхоз был преобразован в товарищеское общество «Краснологское», а затем товарищеское общество было преобразовано в сельхозартель «Краснологское».
Новая аграрная политика принесла только вред. Закрылось, а впоследствии и вовсе было разрушено то, что строилось для людей в предыдущие десятилетия: свиноферма, животноводческий комплекс, детский сад, сберкасса, отключен от отопления сельский дом культуры. Резко упала рождаемость. Работоспособное население стало уезжать из села.
С 2007 года земля, что значилась в сельхозартели, решением собрания членов сельхозартели была передана инвесторам «Аннинское поле».
Это история образования и развития села, а что же происходило в быту моих односельчан?
3.Жизнь и быт деревни.
Основным занятием жителей села было земледелие и животноводство. Зимними вечерами женщины занимались рукоделием: вышивали, вязали, ткали холсты. Мужчины валяли валенки, плели кошёлки, шили обувь.
В деревнях сельчанам всегда жилось трудно, что при царе, что при колхозах, что сейчас.
Рабочий день начинается рано, работают допоздна, пока вся работа не будет выполнена. В деревнях дети с малых лет работали. Десятилетние мальчишки и девчонки трудились на уровне взрослых мужиков и женщин. Они пахали, сеяли, убирали урожай, косили траву. Девочек часто отдавали в няньки к зажиточным селянам. Вот что рассказывала долгожительница нашего села Н.В. Архипова: «Окопы рыла, лес валила, свиней пасла, а при царе-батюшке рожь жала. При царе и в школу ходила. Закончила средний класс церковноприходской школы».
Обстановка в домах была очень скромная. Не у всех были кровати. Спали на полатях, на печи, на соломенных матрацах прямо на полу. Укрывались кто тулупом, кто ещё какой-то одеждой, одеяла были не у всех.
Не хватало одежды, обуви. Бывало, на большую семью имелись одни валенки и шуба. Одевали их зимой, по очереди. Носили холщовые брюки, рубахи.     
В колхозе тоже жизнь была не сладкой. Зарплату не платили, работали «за палочки», то есть палочкой в тетради отмечали выход на работу, а после уборки урожая расплачивались с колхозниками натуроплатой.
А, налоги, какие были! С каждой курочки, с каждой яблоньки налог брали. Многие сады вырубали, чтобы не платить налог. И только позднее в 60-70 годы снова зацвели сады в нашем селе.
Пенсий старикам тогда не платили, жили они со своими детьми. Если не было детей, то родня ухаживала, но стариков не бросали. Жили в саманных избах крытых соломой.
Обновляться село началось в 60 - 70-е годы. В колхозе стали деньгами давать зарплату, подспорьем было личное хозяйство. Односельчан всегда выручали пуховые козы. Пух с них на платки шел. Семилетние девчушки наравне с матерями до самой поздней ночи при керосиновой лампе, при «лампочке Ильича» вязали платки. Деревенские женщины отвозили готовые платки на базар, продавали и на вырученные деньги покупали стройматериалы, обували, одевали ребятишек. В селе стали появляться новые дома.
Сельские жители умеют хорошо работать, но умеют и хорошо отдыхать. В старину летом с гармошками, балалайками собирались за околицей. Зимой устраивали посиделки у какой-нибудь одинокой женщины, а за «квартиру» ей платили вязанкой дров или керосином. Позже собирались в избе-читальне, в сельском клубе. В большие праздники в клуб приходили семьями. Пели, плясали, веселились.
Шумные престольные гулянья,
Быт крестьянский и крестьянский труд.
Ах, как здесь плясалось, как здесь пелось!
Хоть непросто, нелегко жилось!
Заключение.
Пословица гласит «Где родился там и пригодился!». Я не спорю с ней, а напротив, хочу подтвердить, потому что, изучая историю родного края, убедилась в том, что много интересного из жизни деревни, где родились и выросли наши бабушки и дедушки, мне посчастливилось узнать в процессе моего исследования. Встречаясь с сельчанами, людьми весьма преклонного возраста, слушая и записывая их рассказы, я узнала об истории нашей деревни, о том, чем занимались раньше её жители, с историями жизни людей.
Историческая память - это память ныне живущих о тех кто ушел, оставив след в истории своей малой родины. Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений. Старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. А я ловлю себя на мысли, что окружающие меня люди старшего поколения это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.
В последнее время затихло наше село. Не гудят трактора, комбайны, не мычат коровы. Иногда людей-то не видно.
Не хотелось бы на такой не очень веселой ноте заканчивать историю моего села. Хотя кто сказал, что история закончена? Эта летопись будет продолжаться и дополняться. Надеюсь, что наше село Красный Лог не постигнет печальная участь заброшенных сел. Ведь он находится в очень живописном месте. Летом  к нам приезжает много отдыхающих. «Как вам повезло, что живете в таком красивом месте» - восхищаются они.  Действительно, нам повезло. А решение всех проблем я вижу в изменении отношения к селу. Наладится сельское хозяйство – появятся рабочие места, молодежь не будет уезжать из деревни. Может быть, и восстановим со временем то, что разрушили так быстро. Ведь смогли пережить и гражданскую, и Великую Отечественную войну. Более ста лет назад наши предки  построили деревню. И мы должны ее сохранить.