рабочая программа по физике 8 класс Перышкин
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО
______ ( Уталиева А. Н).
Протокол №1
от 27.08.2014г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МОУ «ООШ № 2г.Новоузенска»
__________ ( Макарова О.А.)
«____»__________2014г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «ООШ №2 г.Новоузенска»
___________ (Бондарева И А.)
Приказ № ____
от «____»___________2014г.
Рабочая программа
по физике
Шараповой Марии Викторовны
учителя физики
8 класс.
Рассмотрено на заседаниипедагогического советапротокол № 1
от 28.08.2014г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, , утвержденный приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 05 .03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
2.Основная общеобразовательная программа основного общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 2 г.Новоузенска Саратовской области», утверждена приказом по школе от 18.12.2013 г. № 184 «Об утверждении основной общеобразовательной программы основного общего образования МОУ ООШ № 2 г.Новоузенска Саратовской области»
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
Примерная программа основного общего образования: «Физика» 7- 9 классы (базовый уровень) и авторская программа Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина «Физика» 7- 9 классы, М.: «Вентана-Граф», 2007
8 класс Перышкин А.В. Физика.
М.Дрофа. 2009
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в 7, 8 и 9 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
практикумы
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
50-70% — «3»; 71-85% — «4»; 86-100% — «5».
Текущий контроль предназначен для проверки уровня знаний и умений учащихся по одной или нескольким темам.
Учебно-тематическое планирование
уроков физики
№ урока Содержание Общее кол-во часов по разделу Кол-во часов по теме Контроль,
п/р
дата
план факт
Тепловые явления 19 Тепловое движение атомов и молекул. Температура и ее измерение. 1 Внутренняя энергия. Тепловое равновесие 1 Способы изменения внутренней энергии тела 1 Виды теплопередачи. Теплопроводность 1 Конвекция. Излучение 1 Примеры теплопередачи в природе и технике 1 Количество теплоты. Удельная теплоёмкость 1 Расчет количества теплоты при теплообмене. Необратимость процессов теплопередачи. 1 Фронтальная лабораторная работа № 2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» 1 ЛР Решение задач «Расчет количества теплоты» 1 14. Фронтальная лабораторная работа № 3 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела» 1 ЛР 15. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. 1 Решение задач «Количество теплоты при теплообмене» 1 19. Закон сохранения энергии в тепловых процессах 1 20-22. Решение задач «Тепловые процессы» 1 23. Контрольная работа № 1
«Количество теплоты» 1 КР Изменение агрегатных состояний вещества 15 24. Строение вещества.
Агрегатные состояния вещества. 1 25. Плавление и кристаллизация. 1 26. График плавления и отвердевания кристаллических тел 1 27. Удельная теплота плавления 1 28-30. Решение задач «Удельная теплота сгорания. Удельная теплота плавления» 3 31. Испарение и конденсация. Насыщенный пар 1 32. Кипение. Удельная теплота парообразования 1 33-35. Решение задач «Количество теплоты. Плавление. Парообразование» 1 36. Влажность воздуха. Фронтальная лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха» 1 ЛР 37. Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания 1 38. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Реактивный двигатель 1 39. Решение задач «Изменение агрегатных состояний вещества». Объяснение устройства и принципа действия холодильника 1 40. Контрольная работа № 2
«Изменение агрегатных состояний вещества» 1 КР Электрические явления 30 41. Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов 1 42. Проводники, диэлектрики и полупроводники 1 43. Электрическое поле. 1 44. Закон сохранения электрического заряда. Строение атомов 1 45. Объяснение электризации тел. 1 46. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. 1 47. Электрическая цепь. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. 1 48. Действия электрического поля на электрические заряды. Направление электрического тока 1 49-50. Сила тока. Амперметр. Измерение силы тока. 2 51. Фронтальная лабораторная работа № 5 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках» 1 ЛР 52-53. Напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. 2 54. Фронтальная лабораторная работа № 6 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» 1 ЛР 55. Электрическое сопротивление. Единицы сопротивления. 1 56. Закон Ома для участка электрической цепи 1 57. Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление. 1 58-60. Решение задач «Сила тока, напряжение, сопротивление» 3 61. Реостаты. Фронтальная лабораторная работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом» 1 ЛР 62. Фронтальная лабораторная работа № 8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника» 1 ЛР 63. Последовательное соединение проводников 1 64. Параллельное соединение проводников 1 65-67. Решение задач «Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников» 3 68. Контрольная работа № 3 «Электрический ток. Соединение проводников» 1 КР 69. Работа и мощность электрического тока 1 70. Фронтальная лабораторная работа № 9 «Измерение работы и мощности электрического тока» 1 ЛР 71-72. Закон Джоуля - Ленца 2 73-75. Решение задач «Расчёт работы и мощности электрического тока и
применение закона Джоуля – Ленца» 3 76. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Полупроводниковые приборы 1 77. Контрольная работа № 4 «Электрические явления» 1 КР Электромагнитные явления 8 78. Магнитное поле тока 1 79. Магнитное поле катушки с током. Электромагнит. 1 80. Фронтальная лабораторная работа № 10 «Сборка электромагнита и испытание его действия» 1 ЛР 81. Применение электромагнитов 1 82. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли 1 83. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель 1 84. Фронтальная лабораторная работа № 11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» 1 ЛР 85. Контрольная работа № 5
«Электромагнитные явления» 1 КР Световые явления 86. Прямолинейное распространение света 1 87. Отражение света. Закон отражения света. 1 88. Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение. 1 Построение изображений в плоском зеркале. 2 91. Фронтальная лабораторная работа № 12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света» 1 ЛР 92. Преломление света. Закон преломления света. 1 ЛР 93. Фронтальная лабораторная работа № 13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света» 1 94. Линза. Оптическая сила линзы. 1 95-96. Изображения, даваемые линзой. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. 2 97. Фронтальная лабораторная работа № 14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений» 1 ЛР 98. Глаз как оптическая система. Оптические приборы 1 99. Контрольная работа № 6 «Световые явления» 1 КР 100-102. Повторение 3 В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихсяОценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
обнаруживает верное понимание физической сущности и рассматриваемых явлений и закономерностей законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физической величины, их единиц и способов измерения;
правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если
ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на опенку «5», но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуаций, не использует связи с ранее изученном материалом и материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «3» ставится, если
большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, учащийся умеет применять полученные знания: при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования формул.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями, и умениями в соответствии с требованиями программы.
Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
В письменных контрольных работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик.
Оценка лабораторных работ.
Оценка «5» ставится в том случае, если
учащийся выполнил работу в объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел правильно и получил правильные результаты и выводы;
соблюдал ТБ труда;
в отчёте правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, чертежи, схемы, графики и вычисления.
Оценка «4» ставится в том случае, если
были выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты и негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если
результат выполнения части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опытов и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если вся работа и опыты проводились неправильно.
Ошибки письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил
не более одной грубой и одной негрубой ошибки,
не более трех негрубых ошибок,
одной негрубой ошибки и трех недочетов,
при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки на «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень учебно-методического обеспечения
Физика. 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2010.
Физика. 8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. М.: Дрофа, 2008.
Сборник задач по физике: 7-9 класс к учебникам А.В. Перышкин и др. – М. :Издательство «Экзамен», 2006.
Сборник задач по физике: 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е. В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
Поурочные разработки по Физике. 8 класс. М.: «Вако» 2004.
УМК Тесты по физике. 7 класс: к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 кл.» / А.В. Чеботарева.М. : Издательство «Экзамен», 2010.
УМК Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8 кл.» / А.В. Чеботарева.М. : Издательство «Экзамен», 2010.
УМК Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 кл к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 8кл.» / О.И. Громцева. - : Издательство «Экзамен», 2010.
Самостоятельные и контрольные работы по физике. 8 класс Л. А. Кирик; Илекса; М, 2009
Домашний эксперимент по физике 7-11 М.Г. Ковтунович «Владос»,2007 год
Контрольные работы по физике Е.А. Марон «Просвещение», 2007 год
Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Физика. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003