Презентация по биологии на тему Выделение
Краткая аннотация. Данный урок развивает у учащихся умение работать с научным текстом, чётко, лаконично формулировать ответы. Разноуровневые вопросы и задания позволяют каждому ученику проявить себя. Творческие задания выполняются по желанию. На изучение темы отводится два урока. На первом учащиеся знакомятся с новым материалом, на втором - основательно прорабатывают его. Урок – поиск позволяет выявить уровень умения самостоятельного, творческого подхода к обучению. Разнообразие форм работы повышает творческий потенциал учащихся. Урок проводится в рамках адаптивной технологии.
Урок по теме: "Выделение" 6 класс.
Задачи урока:
Образовательные
- сформировать знания учащихся о процессе выделения, как одном из свойств живых организмов;
- углубить (расширить) знания о способах выделения растений;
- объяснить причины и значение таких явлений, как листопад, испарение воды, гуттация
2. Развивающие
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
- извлекать, перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, сравнивать, выделять причины и следствия), передавать её содержание в сжатом виде, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- проводить эксперимент, представлять результаты;
Формирование регулятивных УУД:
- определять и формулировать цель, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Формирование коммуникативных УУД:
- доносит свою позицию до других, понимать другие позиции (взгляды, интересы), управлять своим поведением, умения общаться в процессе группового взаимодействия;
Формирование личностных УУД:
- личностная саморефлексия, мотивация к познанию.
3. Воспитательные
интереса к знаниям, культуры умственного труда;
трудолюбия, самодисциплины.
Цель: сравнить процесс выделения у животных и растении и его значении для жизнедеятельности организмов, научиться находить в тексте необходимую информацию и точно формулировать ответы на вопросы;
знать: а) продукты обмена веществ у растений и животных;
б) способы выделения продуктов жизнедеятельности из организма;
в) особенности удаления продуктов жизнедеятельности у цветковых растений.
Воспитание сознательного отношения к процессу обучения.
Ход урока:
Утром солнце улыбалось,
Улыбалось из-за туч,
Значит, нам с тобой осталось
Улыбнуться, встретив луч
Улыбнёмся солнцу, лугу
И травиночке любой,
Улыбнёмся мы друг другу,
Просто так сейчас с тобой.
I. Проверка домашнего задания.
Промежуточный контроль по теме: "Транспорт веществ в организме".
Задание: выбрать верное утверждение.
ВI
1. Передвижение веществ в растении обеспечивает проводящая ткань.
2. У одноклеточных организмов перенос веществ осуществляется с помощью кровеносной системы.
3. Движение крови по сосудам обеспечивается благодаря сокращению так называемых "сердец" – кольцевых сосудов у рыбы.
4. От сердца слона принципиально отличается сердце лягушки.
5. Кровь движется от сердца по артериям.
6. Кровь не разносит по организму кислород.
7. Венозная кровь бедна кислородом, но богата углекислым газом.
8. Из легких в мышцы кровь несет кислород.
9. Сердце собаки однокамерное.
10. Вода с растворенными в ней минеральными веществами передвигается в растении от корней к надземным частям по ситовидным трубкам.
11. У инфузории туфельки распределение питательных веществ по всей клетке достигается непрерывным круговым движением цитоплазмы.
12. В вазочку, где стоит веточка тополя, капнули капельку чернил. Через некоторое время окрашенной окажется сердцевина.
ВII
1. У позвоночных животных перенос веществ в организме осуществляется с помощью кровеносной системы.
2. Кровеносная система появляется у плоских червей.
3. Вода, с растворенными в ней органическими веществами, передвигается по сосудам древесины.
4. Гемоглобин находится в красных кровяных клетках.
5. Кровь разносит по организму рибосомы.
6. Замкнутая кровеносная система у дождевого червя.
7. Вода в стебле подорожника передвигается по основной ткани.
8. Незамкнутая кровеносная система у жука жужелицы.
9. Наибольшего развития (четырёхкамерное сердце и замкнутая кровеносная система) достигла кровеносная система у птиц и млекопитающих.
10. Артерии – это сосуды, несущие кровь к сердцу.
11. В вазу, где стоит веточка березы, добавили красных чернил. Через некоторое время жилки листьев приобрели красный оттенок.
12. В кровеносную систему рыб входят следующие органы: сердце и жабры.
II. Изучение новой темы.
Краткость приятна, когда она сочетается с ясностью
Дионисий, древнегреческий ритор.
1. Вводная беседа с сообщением темы и цели урока.
2. Самостоятельная работа учащихся по добыванию знаний.
Какие свойства живых организмов вы знаете? беседа
Какие свойства живых организмов мы изучили на уроках биологии?
Задание:
Изучите текст учебника на стр. 80-82. Найдите или сформулируйте самостоятельно точные ответы на вопросы (левый столбик). Запишите ответы в тетрадь, используя частичные ответы- "подсказки" (из правого столбика). При работе старайтесь быть предельно внимательными, точными и краткими.
Вопросы
Частичные ответы
Что такое выделение? Какие вещества при этом удаляются?
Выделение---это______ из организма_________
(воды, ____, ______, ________.)
У каких животных имеется сократительная вакуоль? Каково её значение?
У_______ сократительная вакуоль удаляет ________ .
Как называются органы выделения у червей?
У червей _______(выделительные канальцы),
У каких животных выделительная система имеет вид трубочек?
У _____ --выделительные трубочки.
Какие органы образуют выделительную систему позвоночных животных?
У позвоночных выделительную систему образуют _____, ______, ______,______ .
Какие ещё органы могут участвовать в удалении воды?
Вода может удаляться через ________ и _____.
Есть ли выделительная система у растений и грибов? Куда поступают ненужные вещества у этих организмов?
У растений и грибов выделительная система _____. Ненужные вещества у них ______.
Что такое листопад? Каково его значение?
Листопадэто_____ . Вместе с листьями из растений удаляются _____.
Что такое гидатоды? Что удаляется через них?
Избыток _____ и ______ растения удаляют через гидатоды ---- специальные ______.
III. Закрепление.
Работа по таблице и рисункам учебника.(вопросы к рисункам составлены с учетом индивидуального дифференцированного подхода. Первый уровень вопросов направлен на конкретизацию знаний. Второй способствует развитию умений учащихся работать с информацией на следующих этапах: узнавание описание определение главного соотнесение главного и второстепенного анализ синтез характеристика применение оценка отношение.)
Страница 80-81
- Представители, каких царств природы изображены на рисунке?
- Сравните выделительные системы дождевого червя, насекомого, рыбы, лягушки, кошки. Сделайте выводы.
- Как вы думаете, у кого из изображенных на рисунке организмов процесс выделения
наиболее сложный, и почему?
Страница 82-83
·
- Чем отличаются листья разных растений?
- От чего зависит разная окраска листьев, изображенных на рисунке?
- Какие процессы происходят в растениях в период листопада?
- По изображенной схеме листопада опешите его этапы.
- Опишите по рисунку форму и строение почки человека.
- Из каких органов состоит система выделения у человека?
·
·
- Можно ли сказать, что у одноклеточных организмов есть выделительная система?
- Какие органы составляют выделительную систему человека?
- Можно ли говорить о выделительной системе растений?
- Чья выделительная система устроена сложнее, дождевого червя или кошки?
- Расставьте животных, изображенных на рисунках в порядке усложнения выделительной системы.
- Почему в организме образуются "ненужные вещества", для которых необходимо иметь выделительную систему? Как Вы считаете, можно ли, было бы обойтись без выделительной системы?
Примечание. Каждый блок вопросов организован следующим образом: первые два вопроса предназначены для оценки репродуктивного уровня работы с информацией (уровень воспроизведения). Следующие два - для оценки реконструктивного уровня (частично – поисковый) и последние для оценки вариативного уровня (творческий). Каждый этап работы с информацией реализуется последовательно на протяжении курса через общепринятую методическую триаду – усвоения усовершенствование закрепление.
IV.Домашнее задание.
Страница 80-85.
Тема: Выделение – 2 урок
Цель: 1. – см. урок №1
2. – расширение и углубление знаний; умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
3. – воспитание осознанного отношения к учебе.
Оборудование. См. урок №1
Ход урока.
I. 1. Обсуждение вопросов учащихся, возникших при подготовке домашнего задания.
2. Работа с дидактическим материалом. Биологические лабиринты по теме "Выделение".
II. Закрепление и углубление знаний по теме.
Работа по схеме. Цель: повторение изученного материала.
Выделение
- это удаление из организма продуктов обмена
(воды, углекислого газа, аммиака, мочевины)
Беспозвоночные животные
Позвоночные животные
Растения
Простейшие:
сократительная вакуоль.
Плоские черви:
звёздчатые клетки-
выделительные канальцы-
поры.
Дождевой червь:
реснитчатые воронки-
канальцы (нефридии)-
поры.
Насекомые, пауки:
выделительные трубочки
(мальпигиевые сосуды)-
кишечник.
Выделительная система:
-почки,
-2 мочеточника,
-мочевой пузырь,
-мочеиспускательный канал.
Другие органы, выполняю-
щие выделительную
функцию:
-кожа,
-жабры,
-лёгкие,
-кишечник,
-"почки накопления".
Специальной выделитель-
.ной системы нет. Вредные
вещества откладываются в
пробке, древесине (мёртвые
клетки), в листьях.
Водяные устьица (гидатоды
по краям листьев) – освобождение от избытка воды и солей.
Листопад – удаление ненужных и вредных веществ:
-отток органических в-в в
другие органы,
-накопление продуктов об-
мена в листьях,
-разрушение хлорофилла,
-образование пробкового
слоя,
-естественное отделение
листьев от стебля.
Задание: пользуясь таблицами и рисунками учебника повторить особенности выделительного процесса у живых организмов.
2. По ответам в тетради учащиеся вспоминают формулировки вопросов, а затем в парах (уже без тетрадей) проговаривают ответы на вопросы учителя.
3. По вопросам рубрики "Проверьте свои знания" на с. 85 выясните, на какие из этих вопросов нет ответов в наших тетрадях. Найдите ответы на них.
4. Рассмотрите юмористический рисунок на с. 84, прокомментируйте его. (Твердые отходы в мусорном баке дают возможность уточнить, что, говоря о выделении, мы обычно имеем в виду удаление жидких отходов образовавшихся в процессе обмена веществ).
5. Решение вопросов, для осмысления мелких деталей текста.
- Какой общий принцип можно обнаружить в работе органов выделения у разных животных?
- Почему в тексте сказано, что у дождевого червя выделительные канальцы окружены многочисленными капиллярами, но ничего не написано про капилляры у плоских червей?
- Чем похожи органы выделения плоских и кольчатых червей?
- Можно ли выделительную систему насекомых рассматривать как приспособление к жизни на суше? Найдите в тексте слова, помогающие правильно ответить на этот вопрос?
- Выделяют ли насекомые мочу в привычном для нас понимании? Какие слова учебника являются ключом к ответу?
- У кого из позвоночных туловищные почки, а у кого - тазовые? Найдите ответ на рисунках учебника. Найдите в тексте подсказку для ответа на этот вопрос.
6. Решение проблемных вопросов.
- Почему простых простейших сократительная вакуоль сокращается значительно реже, чем у пресноводных?
- Почему путешественникам в пустыне рекомендуют пить подсаленную воду?
- Иногда на краю листа появляются капельки воды. Откуда они взялись? В какую погоду – влажную или сухую – обычно наблюдается это явление? Почему?
- Объясните поговорку: "Не червивый гриб опасен, а старый".
- Почему осенью листья меняют окраску? Когда деревья быстрее желтеют – в ясную или пасмурную погоду? Почему?
- Произойдет ли пожелтение листьев и листопад у березы, если ее пересадить в кадку с почвой и поставить в комнате? Дайте обоснованный ответ?
7. Работа в печатных тетрадях. Выполнить задания главы 12, номера 63-65.
Примечание: "на 5" – задания выполняются самостоятельно.
Более слабые учащиеся работают с учебником.
III. Домашнее задание.
Повторить тему "Выделение".
По желанию выполнить информационно-поисковые и творческие задания:
1. В основе выражения "крокодиловы слезы" лежит одно интересное биологическое явление. Узнайте, что это за явление, и выясните, у каких еще животных оно встречается.
2. Одной из волшебных трав считается дербенник иволистный – знаменитая плакун-трава. Выясните, почему это растение так назвали и каковы его "волшебные" свойства.
Список источников.
1. Алексеева Е.В. Биология. Живой организм. 6класс, Опорные конспекты. М: Классик Стиль 2003г.
2. Акперова И.А. Уроки биологии в 6классе, М: ДРОФА 2005г.
3. Наумов А.А., Старцев П.Е. Биологические лабиринты 6класс, М: ДРОФА 2001г.
4. Сонин Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику "Биология. Живой организм" 6класс, М:ДРОФА 2005г.
13PAGE 15
15