Рабочая программа по физике 7 класс. 2016-2017. Пёрышкин


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 70»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СШ № 70»
____________И.И.ЛуковиковаПриказ
от «____»______________2016 г.
№ __________________

Рабочая программа
по физике
в 7а классе
на 2016-2017 учебный год
Учитель:
Янов Михаил Гагиковичг. Ярославль
2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. ФГОС НОО или ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
3. Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора № 01-08/200 от 29.08.2014);
4. Положение о рабочей программе учебного предмета МОУ «СШ №70»
5. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от № 01-08/337 от 01.09.2016);
6. Календарный учебный график ОУ (утвержден приказом директора № 01-08/337 от 01.09.2016);
7. Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2011 год.
6. Приказ директора школы от № 01-08/298 от 22.08.2016 о перечне учебников.
2. Планируемые предметные результаты освоения физики на уровень обучения отражены в образовательной программе школы
Планируемые предметные результаты в 7 классе
Тема/раздел Ученик научится Ученик получит возможность
Механические явления • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихсязнаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное
падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и
газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел,
колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя
физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний,
длина волны и скорость её распространения; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы,
используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; приэтом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохраненияэнергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля,
закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь,
скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая
работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость
её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические
величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты. • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни дляобеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых
источников энергии; экологических последствий исследования космического
пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать
всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранениямеханической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного
тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука,
закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель,
разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихсязнаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия,
изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;• описывать изученные свойства тел и тепловые явления.
единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы.
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел; • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования частных
законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и
теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
3. Содержание учебного предмета физика с указанием форм организации учебных занятий, на уровень отображено в образовательной программе школы.
Содержание учебного предмета физика в 7 классе отражено в календарно-тематическом планировании.
Календарно-тематическое планирование 7 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
Введение (4 часа).
№ недели/ урока Дата
Тема урокаЭлементы содержанияПо плану Фактическая 1/1 Техника безопасности в кабинете физики (ТБ).
Что изучает физика? Физика - наука о природе.
Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания.
1/2 Физические величины. Измерение физических величин. Физические приборы. Физические величины и их измерение.
Международная система единиц.
2/3 Лабораторная
работа №1.
«Определение цены
деления измерительного Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.
прибора. Измерение физических величин». 2/4 Физика и техника. Физика и техника. Достижения науки, техники, примеры открытий и достижений российских ученых.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).
№ недели/ урока ДатаТема урокаЭлементы содержанияПо плану Фактическая 3/5 Строение вещества.
Молекулы. Сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные),
о зависимости скорости движения молекул от температуры.
3/6 Движение молекул. Диффузия в природе и быту. Непрерывное и
хаотическое движение частиц.
4/7 Скорость движения молекул и температура тела.
Лабораторная
работа № 2.
«Измерение размеров
малых тел». Измерение размеров малых тел.
4/8 Взаимодействие молекул. Тепловое движение атомов и молекул.
Диффузия.
Взаимодействие молекул.
5/9 Три состояния вещества. Основные свойства газов, жидкостей и твердых тел. Основные положения молекулярно- кинетической теории.
5/10 Повторение темы. ДискретноеПервоначальные сведения о строении вещества.
Контрольная работа№1. строение вещества, модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие тел (21 час). 4.
№ недели/ урока ДатаТема урокаЭлементы содержанияПо плану Фактическая 6/11 Механическое движение.
Равномерное и неравномерное движение. Механическое движение. Путь. Траектория. Равно- мерное и неравно- мерное движение.
Физические величины и их измерение.
6/12 Скорость. Единицы скорости. Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость.
7/13 Расчет пути и времени движения. Система отсчета. Относительность движения.
Скорость и время движения.
7/14 Решение задач на расчет пути и времени движения. График зависимости пути от времени и скорости от времени.
8/15 Явление инерции. Система отсчета.
Скорость. Инерция.
Взаимодействие тел.
8/16 Взаимодействие тел. Механическое движение, скорость,
взаимодействие тел, инерция.
9/17 Масса. Единицы массы. Масса тела. Инертность. Единицы измерения.
Международная система единиц.
9/18 Лабораторная
работа №3.
«Измерение массы
тела на рычажных весах». Определение массы тела при помощи рычажных весов.
10/19 Плотность вещества. Обозначение физических величин.
Плотность. Масса.
Объем тела.
Международная система единиц.
10/20 Расчет массы и объема тела по его плотности. Обозначения. Основные формулы.
Физический смысл плотности.
11/21 Лабораторная
работа № 4.
«Измерение объема
тела». Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра.
11/22 Лабораторная
работа №5.
«Определение
плотности твердого тела». Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
12/23 Решение задач. Основные формулы.
Международная система единиц.
12/24 Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила – величина векторная.
Обозначение силы.
Единицы измерения. Прибор для измерения силы.
13/25 Сила упругости. Вес тела.
Единицы силы. Формулировка за- кона Гука. Сила уп- ругости. Опреде- ление деформации.
Виды деформации. Вес тела. Единицы измерения.
13/26 Динамометр.
Лабораторная
работа №6.
«Градуирование пружины и
измерение сил динамометром». Научиться градуи- ровать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.
14/27 Графическое
изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила.
Демонстрации:
1) сложение двух сил, направленных по прямой в одну
сторону;
2) сложение двух сил, направленных
по прямой в противоположные стороны.
14/28 Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике. Сила трения. Виды сил трения.
Измерение сил трения.
15/29 Обобщающее занятие по теме:
«Взаимодействие тел». Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность.
Вес тела. Закон Гука.
15/30 Контрольная работа № 2.
«Взаимодействие тел». Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес
тела. Закон Гука.
16/31 Анализ контрольной работы №2.
Работа над ошибками. Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час).
№ недели/ урока ДатаТема урокаЭлементы содержанияПо плану Фактическая 16/32 Давление. Единицы давления. Давление. Единицы давления.
17/33 Способы увеличения и уменьшения давления. Давление.
17/34 Давление газа. Давление газа.
18/35 Передача давления жидкостями и газами.
Закон Паскаля. Давление жидкости.
Давление газа. Закон Паскаля.
18/36 Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Давление жидкости.
Давление газа. Закон Паскаля. Манометры.
19/37 Решение задач. Давление жидкости.
Давление газа. Закон Паскаля.
19/38 Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. Сообщающиеся сосуды.
20/39 Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосфера.
Воздух.
Атмосферное давление.
20/40 Измерение атмосферного давления. Давление. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.
21/41 Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Барометр-анероид.
Цена деления.
Единицы измерения.
Высотомеры. Их применение.
21/42 Манометры. Поршневой жидкостной насос.
Гидравлический пресс. Манометры. Жидкостные и металлические манометры.
Гидравлическая машина. Закон Паскаля.
22/43 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Выталкивающая сила.
Закон Паскаля.
Давление.
22/44 Архимедова сила. Выталкивающая сила.
Закон Архимеда. От каких величин зависит архимедова сила, от каких величин не зависит?
23/45 Лабораторная
работа №7.
«Определение
выталкивающей
силы, действующей
на погруженное в
жидкость тело». Вес тела в воздухе и в жидкости.
Закон Архимеда. Динамометр.
23/46 Плавание тел. Условия плавания тел.
24/47 Решение задач. Условия плавания тел.
24/48 Лабораторная
работа №8.
«Выяснение условий
плавания тела в жидкости». Условия плавания тел.
25/49 Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач. Плавание судов. Воздухоплавание.
Ватерлиния.
Осадка.
Ареометры.
Водоизмещение.
Аэростаты. Стратостаты.
25/50 Повторение тем: Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. Выталкивающая сила. Закон Архимеда.
Условия плавания тел.
Воздухоплавание. Плавание судов.
26/51 Решение задач. Выталкивающая сила. Закон Архимеда.
Условия плавания тел.
Воздухоплавание. Плавание судов.
26/52 Контрольная работа
№3. «Давление
твердых тел,
жидкостей и газов». Давление жидкости.
Давление газа. Закон Паскаля. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел.
Работа и мощность (11 часов).
№ недели/ урока ДатаТема урокаЭлементы содержания По плану Фактическая 27/53 Механическая работа. Единица работы. Работа. Сила.
Путь.
Единица работы.
Джоуль.
27/54 Мощность.
Решение задач. Мощность. Работа. Время. Ватт.
Киловатт. Мегаватт.
28/55 Простые механизмы.
Рычаг. Простые механизмы.
Блоки. Наклонная плоскость.
Рычаг.
28/56 Момент силы. Момент силы.
29/57 Лабораторная
работа №9.
«Выяснение
условий
равновесия
рычага». Измерение расстояний.
29/58 Блоки.
«Золотое правило механики». «Золотое правило механики».
30/59 Решение задач. Простые механизмы.
Блоки.
Наклонная плоскость.
Рычаг.
«Золотое правило механики».
30/60 Коэффициент полезного действия механизма.
Лабораторная
работа №10.
«Определение КПД
при подъеме тела
по наклонной
плоскости». КПД простых механизмов. Сила. Работа. Простые механизмы.
31/61 Потенциальная и кинетическая энергия. Энергия.
Потенциальная и кинетическая энергия.
Механическая энергия.
31/62 Решение задач. Энергия.
Потенциальная и кинетическая энергия.
Механическая энергия. Закон сохранения энергии.
32/63 Контрольная
работа №4. «Работа
и мощность,
энергия». Работа. Мощность.
Энергия.
32/64 От великого заблуждения к великому открытию. Урок - повторение курса физики
«Наши предки и физика».
33/65 Подведение итогов учебного года. Элементы содержа- ния всего курса физики 7 класса.
33/66 Резерв учебного времени. Игра «Знаешь ли ты учебник физики?»,
«Путешествие по страницам учебника».
34/67 Резерв учебного времени. Игра «Физика в загадках».
34/68 Резерв учебного времени. Игра «Восхождение на пик Знаний!». Физика в посло- вицах и поговорках.
Внутришкольный контроль
Мониторинг успешности усвоения учебного материала
Дата № К.Р. Тема контрольной работы Кол-во уч-ся в классе Выполняли работу Справились Получили «4»-«5»
1 Физика и физические методы изучения природы 2 Первоначальные сведения о строении вещества 3 Механическое движение 4 Движение и взаимодействие тел 5 Давление. Закон Архимеда. Плавание тел. 6 Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации Анализ выполнения Программы
Класс Всего часов по программе Пропущено (часов) Добавлено (час.) Всего
проведеноПо
Б/Л,
С/С, отпускНеполнаянеделя Праздничныедни За
мена Неполнаянеделя I четверть 7 18 II четверть 7 14 III четверть 7 20 IV четверть 7 16 год 7 68