Занятие по декоративно-прикладному искусству


МБОУ Вышковская СОШ
00Методическая разработка занятия для обучающихсяМетодическая разработка занятия для обучающихся
-270510280036«Птица- Стужа»
00«Птица- Стужа»

Подготовила: учитель ИЗО Шаповалова
Ирина Валентиновна
2012 – 2013 уч.год Занятие
по декоративному рисованию: «Птица-стужа».
Коллективная композиция.
Цель:
Развитие творческого воображения и фантазии детей в процессе
декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Учить детей получать положительные эмоции от совместной деятельности;
Закрепить знания учащихся о холодной цветовой гамме и умение получать дополнительные оттенки холодных цветов;
Формировать представление учащихся о симметрии;
Учить рисовать симметричный узор в холодной гамме на перьях птицы и составлять общую композицию на листе;
Развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, воображение;
Воспитывать творческую активность, положительно-эмоциональный настрой к художественной деятельности.
Материалы к занятию:
У детей: силуэты перьев птицы из плотной белой бумаги длиной около 20 см., шириной – 6 см. Гуашь, мягкие кисти.
У педагога: красивый фон формата А1 с наклеенным изображением Птицы-Стужи; конверт с письмом.
Наглядный материал: Презентация с изображением зимних узоров «на окне».
Литературный ряд: беседа по теме «Зимние узоры»; стихи;
Зрительный ряд: рассматривание иллюстраций с изображением зимних узоров «на окне»;
Ход занятия.
Организационный момент.
Основная часть.
1. Вступительная беседа.
Педагог входит в класс с конвертом.
У: Здравствуйте, ребята! У меня для вас письмо. Вот, взгляните: адрес нашей школы. Давайте прочтем (открывает конверт) :
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите! В сказочной стране злой Кощей Бесцветный захотел, чтобы Новый год никогда не наступил. Поэтому он обидел мою сестру - Птицу-Стужу. Приезжайте, спасите волшебную птицу, потому что она помощница деда Мороза. Подпись: Жар-птица»
У: Как поступим?
(Дети решают помочь.)
У: Не боитесь злого Кощея?
Тогда в путь!
У: Ребята, смотрите! Кажется, мы – в сказочной стране. Вот какая-то полянка.
(Все подходят к столу, на котором лежит подготовленный фон с приклеенной Птицей-Стужей. Дети рассматривают птицу, отмечают ее красоту.) У: Какая красивая птица, правда? Какие слова вы подберете, чтобы описать ее?
Учащиеся придумывают определения: КРАСИВАЯ, СИНЯЯ, БЛЕСТЯЩАЯ, ЗИМНЯЯ, ХОЛОДНАЯ.
У: Ребята, а вы заметили, что наша Птица какая-то необычная. Словно чего-то не хватает?
Дети: НЕ ХВАТАЕТ ПЕРЬЕВ НА КРЫЛЬЯХ И ХВОСТЕ.
У: Давайте оглянемся вокруг и поищем перья! Учащиеся оглядываются и видят на столах белые бумажные перья.
У: Ребята, а почему же перья белые?
Учащиеся высказывают свои предположения. Если нужно, педагог наводящими вопросами подводит их к заключению о том, что Кощей сделал перья Птицы-Стужи бесцветными.
У: Ребята, но раз эта птица такая холодная, зимняя, может быть, не стоит ее спасать? Зачем вам нужен мороз? Пусть лучше всегда будет лето!
Учащиеся высказывают свои мнения, суждения. Приходят к выводу, что все времена года приходят в свой черед, а зима – пора зимних забав и Новогодних праздников. А Новый год любят все! Надо спасать птицу!
У: Тогда садитесь на свои рабочие места. На что похожа окраска нашей Птицы-Стужи?
О: Зимние узоры на окнах.
Рассматривание иллюстраций и презентации «Зимние узоры на окне».
(Иллюстрации на доске)
У: Посмотрите, какие чудесные узоры рисует на окнах Мороз. А кто из вас знает, как ему это удается?
О: -----
У: Действительно, когда на улице очень холодно, а в доме – тепло, теплый воздух соприкасается с холодным стеклом, оставляя на окне красивые снежные узоры. И если рассматривать несколько окон, то вы не найдете одинаковые узоры, каждый узор имеет свой рисунок, он неповторим и по- своему чудесен.
(Презентация)
Чтобы нам спасти Птицу-Стужу и нарисовать чудесный рисунок на перьях, нам нужно познать язык волшебства зимних узоров.
У: Какие краски выберем для спасения Птицы-Стужи?
О: СИНЮЮ, ФИОЛЕТОВУЮ, ГОЛУБУЮ.
У: У нас нет голубой краски. Как быть?
О: НУЖНО СМЕШАТЬ СИНЮЮ КРАСКУ С БЕЛОЙ – ПОЛУЧИТСЯ ГОЛУБАЯ.
У: Как называется такая цветовая гамма?
О: ХОЛОДНАЯ.
У: Ребята, перо будем не просто раскрашивать, а украшать узором. Какие элементы узоров вы знаете?
О: ТОЧКИ, КРУГИ, ПОЛОСКИ, ЗАВИТКИ.
У: Взгляните – если я сверну перо вдоль пополам – станет видно, что оно симметрично. Что это значит?
О: ОБЕ ПОЛОВИНЫ ПЕРА ОДИНАКОВЫ.
У: Значит, элементы узора на обеих половинках будут отражаться, как в зеркале, вот так (показывает образец).
3. Физкультминутка.
Солнце землю греет слабо,
(руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(имитируют движения руками)
4. Подготовка к практической деятельности.
У: Прежде чем приступить к творчеству, мы должны приготовить рабочее место. Для работы нам понадобятся следующие материалы: заготовки перьев, гуашь холодных оттенков, тонкие и толстые кисти.
У: Вам, ребята, все понятно? Есть вопросы? Приступаем к работе.
5. Практическая деятельность детей
Во время рисования педагог подбадривает учащихся, поощряет яркие сочетания и стремление получить другие холодные оттенки цветов. Также поощряет желание «расколдовать» 2-3 пера.
III. Заключительный этап.
Анализ детских работ
Учащиеся составляют из декорированных перьев крылья и хвост Птицы-Стужи. Радуются тому, какой нарядной стала Птица.
2. Подведение итогов занятия.
У: Вы слышите? Кажется, наша Птица что-то говорит нам? Наклонитесь к ней, послушайте ПТИЦА ГОВОРИТ «СПАСИБО»!
У: Какие знания нам пригодились, чтобы выполнить работу?
О: ----
У: Вы молодцы хорошо сегодня потрудились.
У: Теперь мы точно знаем: Новый год будет! Мы спасли помощницу Деда Мороза! Нам пора в обратный путь, в школу.
У: На этом наше занятие закончено. Всем спасибо. До свидания.