Конспект по психологии на тему Психологические детерминанты агрессивного поведения у детей и подростков


Тема: Психологические детерминанты агрессивного поведения детей и подростков
Р. Бэрон в своей книге «Агрессия» выделяет четыре блока детерминант агрессивного поведения, рассматривая их на примере детей:
социальные (фрустрация, провокация, месть, пол и раса объекта, подстрекательство со стороны окружающих);
внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух, масс-медиа);
индивидуальные (черты характера, тревога, локус контроля, чувство стыда, установки, система ценностей, гендер);
биологические (аномалии, вызванные половыми хромосомами, гормоны, центральная нервная система).
В данной главе нас интересуют социальные и индивидуальные детерминанты (по Р. Бэрону), которые можно объединить под общим названием - психологических детерминант, обусловливающих развитие агрессивного поведения. При этом их можно условно разбить на два блока: внешние (социальные) и внутренние детерминанты (личностные, индивидуальные).
Из «внешних» детерминант особое внимание необходимо уделять на поведение членов семьи по отношению к ребенку, поведение сверстников и СМИ (телепередачи, информация в сети интернет, реклама и т.д).
Поведение членов семьи. Взаимодействие членов семьи, основанных на принуждении (авторитарный стиль) становится источником проблем детей. Patterson, DeBaryshe, Ramsey разработали модель взаимосвязи характера семейных взаимоотношений и агрессии (Рис.1).
Рис.1

Условия семейного воспитания подростков с агрессивным поведением характеризуются напряженностью психологического климата, частыми конфликтами между матерью и отцом, в которые нередко включаются и другие члены семьи. Многочисленные родители придерживаются авторитарных методов в воспитании (гиперпротекции), применяя физические наказания. Напротив другие родители уделяют много свободы, не вмешиваясь в жизнь детей и одновременно не оказывая достаточной поддержки, помощи, часто проявляют равнодушие к их проблемам. Такое взаимодействие, как правило, способствует формированию у подростков пренебрежительного отношения к родителям, вызывает чувство злости, обиды, отсутствие уважения. Поэтому мнение родителей не является значимым для подростков. При этом применение физических наказаний вызывает переживания, которые требуют своего выхода (например, агрессивная ответная реакция, принадлежность к группам агрессивного толка). У детей младшего возраста часто такие проявления можно видеть в игре, где воспроизводятся пережитые агрессивные сценарии. Следовательно, суровые наказания «фактически являются подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению и увеличивать уровень демонстрируемой агрессии». Во-первых, родители являются в данном случае примером агрессивного поведения; во-вторых, при частом наказании, дети стараются избегать родителей или оказывать им сопротивление; в-третьих, из-за боли дети могут забыть, за что их наказали; в-четвертых, дети могут отходить от тех норм, которые им с помощью наказания стараются привить и не желают их делать своими внутренними ценностями.
Агрессивные формы поведения могут сами себя усиливать, то есть обладать тенденцией самостоятельной эмуляции. Отсюда - объяснение некоторых асоциальных действий подростков: чувство «радости преодоления опасности», полученное в процессе совершения кражи.
Таким образом, необходимо отметить важность первого эмоционального опыта, полученного ребенком в детстве, который затем переносится на дальнейшую социализацию ребенка.
Взаимодействие со сверстниками. В теории социального научения (Б.Ф. Скиннер, А. Бандура) подчёркивается, что агрессия в детском возрасте является приобретённым, социально - обусловленным поведением. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Агрессивные дети склонны объединяться со столь же агрессивными сверстниками. В результате эксперимента Patterson, Littman & Bricker, обнаружилось, что «учащиеся подготовительной школы, которые в начале учебного года стали жертвами агрессии со стороны сверстников, к концу года сами зачастую становились агрессивными. Однако не все жертвы агрессии усваивают подобные уроки. Те, кто чаще подвергался нападениям и успешно защищал себя с помощью агрессивных действий, как раз и были детьми, наиболее склонными нападать на других детей».
СМИ (телепередачи, информация в сети интернет, реклама и т.д). Liebert & Baron показывали детям разных возрастных групп (5 - 6 и 8 - 9 лет) один из двух коротких отрывков реально существующих телепередач (Рис. 2). В результате, было доказано, что просмотр сцен, демонстрирующих насилие, может вызывать агрессию в последующем поведении, если даже обстоятельства проявления насилия на экране сильно отличаются от экспериментальных условий, созданных для испытуемых.

Huesmann разработал комплексную модель долговременной корреляции между просмотром телепередач и совершением насилия (Рис. 3).

Среди внутренних детерминант агрессивного поведения исследователи большое внимание уделяют нереализованным потребностям, когнитивным процессам, чертам характера, темперамента, тревоге, локусу контроля, чувству стыда, самооценке, установкам, системе ценностей, гендерным различиям. Рассмотрим некоторые из них.
Додж и его коллеги разработали модель, где основной тезис: способ когнитивной обработки социальных признаков ситуации влияет на стиль поведения. Модель описывает следующие пять шагов: 1) расшифровку социальных признаков; 2) интерпретацию социальных признаков; 3) выбор возможной реакции; 4) оценивание предполагаемой реакции; 5) осуществление выбранной реакции. По сути дела, моделью предусматривается, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков. Детерминантами возникновения когнитивной составляющей агрессии является переживание обиды, оскорбленного самолюбия, недовольство отношениями близких, желание не обнаружить слабых сторон своей личности, завоевать авторитет.
А. Маслоу, создав пирамиду потребностей, полагал, что люди мотивированы поиском личных целей, что делает их жизнь более осмысленной.

Переложив эту модель на феномен детской агрессии подучается, что физиологические потребности и потребности в безопасности и защиты у детей должны быть удовлетворены прежде, чем возникнут. Также можно сказать и о других потребностях, например, удовлетворения требует потребность в принадлежности и любви. Если этого не происходит, у детей вырабатывается защита в форме агрессивного поведения, за счёт которого ребёнок может полностью или частично реализовать свои потребности.
Бютнер К. называет две наиболее частые причины агрессии в детском возрасте: «во-первых, это боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению. Во-вторых, это уже пережитая обида, или душевная травма, или же само нападение».
В эпигенетической концепции Э. Эриксона, враждебность человека связывается с несформированностью на первом году жизни базисного доверия к миру. Согласно Э. Эриксону, степень развития у ребёнка чувства доверия к другим людям и к миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. В раннем детстве, приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определённой автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнение и унижения. Конфликт между инициативой и виной - последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Э. Эриксон называл «возрастом игры». Будет ли у ребёнка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители отнесутся к проявлению у него собственного волеизъявления. Формирование агрессивных идеалов относится именно к этой стадии, стадии инициативы, приходящееся на дошкольное детство.
Бэрон Р. в своей работе соглашается с авторами, занимающимися феноменом агрессии и вместе с ними полает, «что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы».
Особое внимание уделяется взаимосвязи черт характера ребенка с агрессивным поведением. Будет впоследствии ребенок жертвой или агрессором? Мальти Т. были выявлены определенные черты характера, имеющие прямое отношение к проявлению агрессии. Например, недобросовестное выполнение домашних заданий и обязанностей; чаще ведут себя нервно и в контактах с другими детьми менее миролюбивы; испытывают трудности в оценке ситуации; слабое развитие эмпатии; при нарушении правил хуже, чем неагрессивные дети, представляют себя в роли преступника или жертвы; реже испытывают раскаяние. А.А. Реан указывает, что, на возникновение агрессивного поведения подростков влияет и такая черта характера, как демонстративность.
Результаты исследований, проведенных в XX столетии о гендерных различиях в проявлении агрессии у детей и подростков, разные. Так, Maccoby E. E., Jacklin C. N. описывают агрессию как социальное поведение с явными половыми различиями. У мальчиков выражена склонность к прямой физической и вербальной агрессии, а у девочек – к прямой вербальной и косвенной вербальной. В проведенном кросс-культурном исследовании агрессивного поведения у подростков России и Йемена были установлены возрастные пики проявления агрессии: у мальчиков - 12 лет и 14-15 лет; у девочек – 11 лет и 13 лет. Показано, что в раннем подростковом возрасте у мальчиков преобладает физическая агрессия, а у девочек – вербальная. В возрасте 12 - 13 лет у обоих полов проявляется одна из форм агрессии – негативизм. В 14 – 15 лет у мальчиков преобладает негативизм и вербальная агрессия, а у девочек – вербальная агрессия. Поэтому «часто приводимые доказательства мужского превосходства начинают слабеть».
Таким образом, психологические детерминанты могут выступить в качестве основания при формировании агрессивного поведения детей и подростков.
Педагог-психологВикулова А.А.