Показательное занятие на тему: «Предприятие и предпринимательство. Капитал. Затраты производства и прибыль»
СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Показательное занятие
на тему: «Предприятие и предпринимательство. Капитал. Затраты производства и прибыль»
Подготовлено и проведено
преподавателем высшей категории Пичугиным А.Н.
1.6. Сущность и место в учебном процессе самостоятельной работы студентов.
Одним из стратегических направлений реформирования образования является развитие самостоятельности студент в обучении. Акцент в процессе обучения все больше переносится в сторону СРС над темами учебных программ. И это, по всей видимости, верно, так как самостоятельные мысли возникают только из самостоятельно приобретенных знаний. Еще великий Иммануил Кант утверждал, что «не мыслям надобно учить, а мыслить».
Самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности характеризует:
Во-первых, он связан со всеми формами планового учебного процесса.
Во-вторых, он специфичен как по содержанию, так и по многообразию методических приемов.
В-третьих, руководство самостоятельной работой требует от преподавателя не только теоретических знаний и методических умений, но и организаторских качеств.
Сложность руководства и организации самостоятельной работы студентов объясняется целым рядом факторов, главными из которых являются
отсутствие современных стабильных учебников и пособий по социально-гуманитарным дисциплинам;
слабость фонда библиотек по изучаемым проблемам;
специфика этой работы (вне расписания, вне стен учебного заведения);
отсутствие единства в организационных и методических требованиях к самостоятельной работе.
В частности, нет законодательно установленных нормативов по самостоятельной работе, хотя в практике такие усредненные нормативы сложились.
Основными видами самостоятельной работы студентов являются: конспектирование и отработка лекций, изучение и конспектирование литературы и источников, подготовка к семинарским, практическим занятиям, подготовка к зачетам и экзаменам, подготовка контрольных и курсовых работ.
Эффективность такой работы, как показывает опыт, в полной мере зависит от мастерства преподавателя, наличия необходимой учебно-материальной базы, а также от обоснованности методик, избранных для работы со студентами, от наличия полного комплекса учебно-методического обеспечения занятий и правильно поставленных целей. Главными из них являются:
1. Выработать у студента умение самостоятельно обучаться, ведь еще А. Дистервег писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны. Всякий, кто желает к нам приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»;
2. Научить студента искать новое;
3. Пополнение знаний, полученных в аудитории.
Главное в этой работе научить студента учиться, а не научить его чему-нибудь!
Для реализации этой цели у нас отработаны:
методические указания для студентов по самостоятельному изучению каждой темы курса;
индивидуальные и коллективные задания на СРС;
по каждому курсу разработана тематика творческих работ, рефератов и реферативных сообщений;
созданы контролирующие компьютерные программы (хотя не по всем дисциплинам).
Главное требование к методическому обеспечению. СРС: оно должно быть толковым и доступным. Именно поэтому мы начали работу по созданию «Учебного комплекса по каждой дисциплине». В настоящее время завершено создание первого такого комплекса по курсам «Политическая экономия» и «Экономическая теория». Какова их структура?
Вступление, где обозначены цель дисциплины, цель преподавания и задачи курсов. Здесь же расписаны тематический план курса и учебная программа.
В 1-й части комплекса приведены планы всех семинарских занятий, в которых помимо вопросов, обозначенных для обсуждения, выделены основные категории и понятия темы, темы рефератов и реферативных сообщений, основная и дополнительная рекомендованная литература;
Во 2-й части комплекса определены конкретные задания и методические рекомендации по СРС. Здесь имеются общие рекомендации, т.е. рекомендации по работе с учебным материалом, с учебником и конспектом лекций, методика подготовки студента к лекции к семинару, к выступлению с рефератом или сообщением, высказаны пожелания по ведению рабочего конспекта, выполнению домашних заданий, прохождению контрольного тестирования и участия в консультациях. В этой же части учебного комплекса дисциплин опубликованы вопросы по подготовке к экзамену. Далее идут конкретные рекомендации по изучению каждой темы учебного плана с вопросами для самопроверки, задачами и упражнениями к каждой теме.
В 3-й части комплекса находятся тесты для проведения самоконтроля знаний по всему курсам.
Конечно, подготовка такого учебного комплекса требует большого количества времени, но мне представляется, что «игра стоит свеч».
Все вышеизложенное потеряет смысл и не окажет должного воздействия на качество знаний, если не будет четкого планирования учебного процесса с указанием сроков и видов контроля, стройной системы консультаций. По каждой теме учебного плана в рабочих программах преподавателей планируется СРС над проблемами темы, а для ее контроля мы используем такие формы как:
- опрос в аудитории;
- тестирование;
- контролирующие компьютерные программы;
- рефераты и реферативные сообщения с привлечением оппонентов;
- написание эссе и выступление с докладами;
- студенческие конференции (не более одной в год).
Такой подход к СРС учит студентов самостоятельности и ответственности, как раз тому, что необходимо конкурентно-способному младшему специалисту.
Роль преподавателя – создать условия для самостоятельной работы студента и руководить ею.
13PAGE141415
15