Рабочая программа по физике 8 класс УМК Генденштейн Л.Э., Кайдалов
Рабочая программа по физике
8 класс
УМК авторов Генденштейна Л.Э., Кайдалова А.Б.,
(базовый уровень)
Автор программы:
учитель физики
Сударикова Л.И.
2014-2015 учебный год
г.о.Пущино
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8 А класса МБОУ СОШ №1 г.о. Пущино на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии с Федеральным компонентом образовательного стандарта, Примерной программой основного общего образования по физике базового уровня, образовательной программой МБОУ СОШ №1 и авторской программой Генденштейна Л.Э. и Кайдалова А.Б.
Цели изучения физики в 8 классеИзучение физики в 8 классе образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о тепловых, электромагнитных, оптических явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются .
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений.
Представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с иcпользованием информационных технологий.
Воспитание убежденности в возможности познания, природы в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники.
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание программы
(70 ч; 2 ч в неделю)
1. Тепловые явления (17 ч)
Тепловые явления. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Температура и её измерение. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Удельная теплоёмкость. Уравнение теплового баланса. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. Температура плавления. Парообразование и конденсация. Удельная теплота парообразования. Испарение и кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Реактивный двигатель. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя. Преобразование энергии при работе теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита окружающей среды.
Лабораторная работа
1. Измерение удельной теплоёмкости вещества.
2. Электромагнитные явления (30 ч)
Электризация тел. Электрические взаимодействия. Два рода электрических зарядов. Строение атома и носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Элементарный
электрический заряд. Электрическое поле. Энергия электрического поля. Конденсаторы. Напряжение. Электрический ток. Условия существования тока. Источники тока. Электрическая цепь. Действия электрического тока. Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр. Напряжение. Измерение напряжения. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи.
Последовательное и параллельное соединения проводников. Реостаты. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца. Киловатт-час. Короткое замыкание и предохранители. Полупроводники и полупроводниковые приборы.
Магнитные взаимодействия. Взаимодействие постоянных магнитов. Опыт Эрстеда. Взаимодействие между проводниками с токами и магнитами. Электромагниты. Электромагнитное реле. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник
с током. Действие магнитного поля на рамку с током. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция.
Производство и передача электроэнергии. Генератор переменного тока. Переменный ток. Типы электростанций и их воздействие на окружающую среду. Теория Максвелла и электромагнитные волны. Принципы радиосвязи.
Лабораторные работы
2. Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения.
3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления.
4. Изучение последовательного соединения проводников.
5. Изучение параллельного соединения проводников.
6. Изучение теплового действия тока и нахождение КПД электрического нагревателя.
7. Изучение магнитных явлений.
8. Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора.
3. Оптические явления (18 ч)
Действия света. Источники света. Скорость света. Прямолинейность распространения света. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения. Отражение света. Зеркальное и диффузное отражения света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Изображение в зеркале. Преломление света. Законы преломления света. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и призме. Линзы. Типы линз. Основные элементы линзы. Собирающие и рассеивающие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила
линзы. Построение изображения в линзах. Фотоаппарат и видеокамера. Глаз как оптическая система. Недостатки зрения и их исправление. Оптические приборы. Микроскоп и телескоп. Дисперсия света. Цвет. Как глаз различает цвета.
Лабораторные работы:
29. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
10. Исследование явления преломления света.
11. Изучение свойств собирающей линзы.
12. Наблюдение явления дисперсии света.
Подведение итогов учебного года (1 ч)
Резерв учебного времени (4 ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения физики 8 класса ученик должен
Знать/понимать:
смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле. атом. атомное ядро. ионизирующее излучение.
смысл физических величин: кпд, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха. электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах. сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля -Ленца, прямолинейного распространения света.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов. взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током. тепловое действие тока, электромагнитную индукцию. отражение, преломление света.
использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока. напряжения. электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи. угла отражения от угла падения.
Выражать результаты измерений и расчетов Международной системы:
Приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных и квантовых явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно – научного
содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных. ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.
Календарно-тематический план
8 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ урока Наименование разделов и тем Дата
План Факт
1. Тепловые явления (17 ч.)
1 Внутренняя энергия. Количество теплоты 2.09 2 Температура. Виды теплопередачи 4.09 3 Удельная теплоёмкость 9.09 4 Решение задач по теме «Количество теплоты». 11.09 5 Лабораторная работа № 1 «Измерение удельной теплоёмкости вещества». 16.09 6 Обобщающий урок по теме «Количество теплоты». 18.09 7 Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Количество теплоты». 23.09 8 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания 25.09 9 Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления 30.09 10 Парообразование и конденсация. Удельная теплота парообразования 2.10 11 Насыщенный пар. Влажность воздуха 7.10 12 Решение задач по теме «Изменения агрегатного состояния». 9.10 13 Тепловые двигатели. Паровая турбина. Реактивный двигатель 14.10 14 Двигатель внутреннего сгорания 16.10 15 Преобразование энергии при работе тепловых двигателей.
КПД теплового двигателя. 21.10 16 Обобщающий урок по темам «Изменения агрегатного состояния», «Тепловые двигатели». 23.10 17 Контрольная работа № 1 по темам «Изменения агрегатного состояния», «Тепловые двигатели». 28.10 Электрические и магнитные явления (30 ч)
18 Электрические взаимодействия. Два рода электрических зарядов. 30.10 19 Носители электрического заряда. Проводники и диэлектрики 11.11 20 Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие электрических зарядов 13.11 21 Электрическое поле. Энергия электрического поля. Конденсаторы. Напряжение. 18.10 22 Электрический ток. Действия электрического тока 20.11 23 Сила тока и напряжение 25.11 24 Лабораторная работа № 2 «Сборка электрической цепи. Измерение силы тока и напряжения». 27.11 25 Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи 2.12 26 Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Измерение сопротивления». 4.12 27 Обобщающий урок по темам «Электрические взаимодействия», «Электрический ток». 9.12 28 Решение задач. 11.12 29 Самостоятельная работа. Последовательное и параллельное соединения проводников 16.12 30 Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного соединения проводников». 18.12 31 Решение задач по теме «Последовательное и параллельное соединения проводников». 23.12 32 Лабораторная работа № 5 «Изучение параллельного соединения проводников». 25.12 33 Работа и мощность электрического тока 13.01 34 Примеры расчёта электрических цепей 15.01 35 Лабораторная работа № 6 «Изучение теплового действия тока и нахождение КПД электрического нагревателя». (Работа выполняется при наличии оборудования) 20.01 36 Полупроводники и полупроводниковые приборы 22.01 37 Обобщающий урок по темам «Электрические цепи», «Работа и мощность тока». 27.01 38 Контрольная работа № 2 по темам «Электрические цепи», «Работа и мощность тока» 29.01 39 Магнитные взаимодействия 3.02 40 Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током и на рамку с током 5.02 41 Лабораторная работа № 7 «Изучение магнитных явлений». 10.02 42 Электромагнитная индукция 12.02 43 Производство и передача электроэнергии 17.02 44 Лабораторная работа № 8 «Наблюдение и изучение явления электромагнитной индукции. Принцип действия трансформатора». 19.02 45 Электромагнитные волны 24.02 46 Обобщающий урок по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитная индукция». 26.02 47 Контрольная работа № 3 по темам «Магнитные взаимодействия», «Электромагнитная индукция». 3.03 3. Оптические явления (18 ч.)
48 Действия света. Источники света 5.03 49 Прямолинейность распространения света. Тень и полутень 10.03 50 Отражение света 12.03 51 Изображение в зеркале. 17.03 52 Решение задач по теме «Отражение света». 19.03 53 Лабораторная работа № 9 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». 2.04 54 Преломление света 7.04 55 Лабораторная работа № 10 «Исследование явления преломления света». 9.04 56 Линзы. Типы линз и элементы линзы. Фокусы линз 14.04 57 Изображения, даваемые линзами.
Оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы. 16.04 58 Решение задач по темам «Преломление света», «Линзы». 21.04 59 Лабораторная работа № 11 «Изучение свойств собирающей линзы». 23.04 60 Глаз и оптические приборы 28.04 61 Микроскоп и телескоп 30.04 62 Дисперсия света 5.05 63 Лабораторная работа № 12 «Наблюдение явления дисперсии света». 7.05 64 Обобщающий урок по теме «Оптические явления». 12.05 65 Контрольная работа № 4 по теме «Оптические явления». 14.05 66 Подведение итогов учебного года. 19.05 67-70Резерв 21-28.05 Учебно-методическое обеспечение
1. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Учебник и задачник. 8 класс. Мнемозина
2. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Самостоятельные работы. 8 класс. Мнемозина
3. Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б., Кожевников В.Б. Тематические контрольные работы. 8 класс. Мнемозина