Рабочая программа по биологии 7-9 классы (ФКГОС-2004) под редакцией И.Н.Пономарёвой


Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ № 23 основного общего образования по ФКГОС - 2004;
- примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения);
-авторской программы для 5-11 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией И.Н.Пономаревой.– М.: Вентана – Граф, 2010.
- УМК: Биология: Биология: Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. – М.: Вентана – Граф, 2009.
- УМК: Биология: Человек: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. – М.: Вентана – Граф, 2010.
- УМК: Биология: Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова, под ред. проф. И.Н.Пономаревой, -4 изд., испр.- М.: Вентана – Граф, 2008

Программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Цель программы 7-9 классов – развивать у школьников понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программы максимально направлены на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Основная цель практического раздела программы формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа по биологии соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям и результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по биологии. Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов составляет 204, в 7-9 классах (2ч в неделю) по 68 часов.

4. Содержание учебного предмета, курса
7 класс
Раздел 1. Общие сведения о мире животных (4ч)
Зоология – наука о царстве Животные. Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах.Классификация животных. Основные систематические группы животных. Краткая история развития зоологии. Обобщение знаний по теме «Общие сведения о мире животных».
Раздел 2. Строение тела животных (2ч)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Органы и системы органов организмов. Обобщение знаний по теме «Строение тела животных»
Раздел 3. Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные (4ч)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Корненожки. Амёба протей. Жгутиконосцы. Эвглена зелёная как простейшее, сочетающее в себе черты животных и растений. Инфузории. Инфузория – туфелька как более сложное простейшее. Разнообразие простейших в природе. Обобщение знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные»
Л.р.№1 «Строение инфузории-туфельки»
Раздел 4. Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные (2ч)
Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра. Морские кишечнополостные. Обобщение знаний по теме «Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные»
Раздел 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6ч)
Тип Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Разнообразие плоских червей. Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Тип Круглые черви. Нематоды, острицы, аскариды как представители типа. Тип Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Обобщение знаний по теме «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»
Л.р.№2 «Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя»
Раздел 6. Тип Моллюски (5ч)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Обобщение знаний по теме «Тип Моллюски»
Л.р.№3 «Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков»
Раздел 7. Тип Членистоногие (7ч)
Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Типы развития насекомых. Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие» и по разделу «Подцарство Многоклеточные»
Л.р.№4 «Изучение внешнего строения чёрного таракана»
Раздел 8. Тип Хордовые (34ч)
8.1. Подтип безчерепные(1ч)
Краткая характеристика типа Хордовые. Бесчерепные.
8.2. Подтип Черепные. Рыбы(6ч)
Общая характеристика черепных. Общая характеристика рыб. Внутреннее строение костной рыбы. Размножение и развитие рыб. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Промысловое значение рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы»
Л.р.№5 «Изучение внешнего строения рыб. Определение возраста рыбы по чешуе»
Л.р.№6 «Изучение скелета рыбы и её внутреннего строения»
8.3. Класс Земноводные, или Амфибии(5ч)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие земноводных. Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»
Л.р.№7 «Изучение внешнего строения лягушки»
Л.р.№8 «Изучение скелета лягушки»
8.4.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии(5ч)
Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере ящериц любого вида). Многообразие пресмыкающихся. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Обобщение знаний по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии»
Л.р.№9 «Изучение внешнего строения ящерицы. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки»
8.5. Класс Птицы(8ч)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Многообразие птиц. Экологические группы птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Обобщение знаний по теме «Класс Птицы»
Л.р.№10 «Изучение внешнего строения птицы. Изучение перьевого покрова и различных типов перьев»
Л.р.№11 «Изучение строение скелета птицы»
8.6.Класс Млекопитающие, или Звери(9ч)
Общая характеристика класса Млекопитающие. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной и дыхательной систем, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Многообразие млекопитающих. Высшие, или Плацентарные, звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Основные экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»
Л.р.№12 «Изучение внешнего строения млекопитающего. Изучение строения скелета млекопитающего»
Раздел 9. Развитие животного мира на Земле(4ч)
Историческое развитие животного мира. Доказательства и основные этапы развития животного мира на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.
Обобщение знаний по курсу «Животные».

8 класс
Введение. Биологическая и социальная природа человека (1ч)
Биологические и социальные факторы в становлении человека.
Раздел 1. Организм человека. Общий обзор (5ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Строение организма человека. Структура тела. Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность. Ткани животных и человека. Уровни организации организма. Орган и системы органов.Обобщение знаний по теме «Организм человека. Общий обзор»
Л.р.№1 «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей»
Раздел 2. Опорно–двигательная система (8ч)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав, соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц. Типы мышц, их строение и значение. Динамическая и статическая работа мышц. Нарушение правильной осанки. Развитие опорно-двигательной системы. Обобщение по теме «Опорно-двигательная система»
Л.р.№2 «Исследование свойств нормальной, жжёной и декальцинированной кости»
Л.р.№3 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной тканей»
Раздел 3. Кровь и кровообращение (9ч)
Внутренняя среда. Значение крови и её состав. Иммунитет. Органы иммунной системы. Тканевая совместимость и переливание крови. Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и сосудов. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях. Обобщение знаний по теме «Кровь и кровообращение»
Л.р.№4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки»
Раздел 4. Дыхательная система (5ч)
Значение дыхательной системы, её связь с кровеносной системой. Лёгкие. Обмен газов в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляции дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания. Обобщение по теме «Дыхательная система»
Л.р.№5 «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Раздел 5. Пищеварительная система (7ч)
Значение пищи и её состав. Органы пищеварения. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Форма и функции зубов. Переваривание пищи в двенадцатипёрстной кишке. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система»
Л.р.№6 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки»
Раздел 6. Обмен веществ и энергии. Витамины (3ч)
Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек.
Раздел 7. Мочевыделительная система (2) Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек.
Раздел 8. Кожа (3ч) Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек. Нарушения кожных покровов и их причины. Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции.
Раздел 9. Эндокринная система (2ч) Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Раздел 10. Нервная система (5ч)
· Значение нервной системы, её части и отделы. Нейрогуморальная регуляция. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Обобщение знаний по теме «Нервная система»
Раздел 11. Органы чувств. Анализаторы (5ч) Функции органов чувств и анализаторов. Орган зрения. Зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз, профилактика. Гигиена зрения. Орган слуха. Слуховой анализатор. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы.
Раздел 12. Поведение и психика (7ч) Врождённые формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретённые формы поведения. Открытие И.М.Сеченовым центрального торможения. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Воля, эмоции, внимание. Режим дня. Обобщение знаний по теме «Поведение и психика»
Раздел 13. Индивидуальное развитие человека (6ч) Женская половая система. Мужская половая система. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. Внутриутробное развитие. Развитие организма после рождения. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности. Обобщение знаний по теме «Индивидуальное развитие человека» и по курсу.

9 класс
Раздел 1. Введение в основы общей биологии (4 ч)
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас.
Раздел 2. Основы учения о клетке (10 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа. Многообразие клеток; сравнение растительной и животной клеток.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого размножения.Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
Раздел 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.
Лабораторные работы. Решение генетических задач. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Изучение изменчивости у организмов.
Раздел 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.
Раздел 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и её развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Раздел 7. Учение об эволюции (11 ч)
Идея развития органического мира в биологии.Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.
Лабораторная работа. Приспособленность организмов к среде обитания.
Раздел 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Раздел 9. Основы экологии (12 ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания.Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как прцессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадский о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Лабораторная работа. Оценка санитарно-гигиен6ического качества рабочего места.
Экскурсия. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды.
Раздел 10. Заключение (1 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

5. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
7 класс

п/п
Разделы, темы
Количество часов



Авторская программа
Рабочая программа

1
Общие сведения о мире животных.
4
4

2
Строение тела животных.
2
2

3
Подцарство Простейшие, или одноклеточные животные.
4
4

4
Подцарство Многоклеточные животные: тип Кишечнополостные.
2
2

5
Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.
6
6

6
Тип Моллюски.
5
5

7
Тип Членистоногие.
7
7

8
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. 8.1. Подтип Бесчерепные.
8.2. Подтип Черепные. Рыбы.
8.3.Класс Земноводные, или Амфибии.
8.4. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.
8.5. Класс Птицы.
8.6. Класс Млекопитающие, или Звери.
34
1
6
5
5
8
9
34
1
6
5
5
8
9

9
Развитие животного мира на Земле.
4
4


Итого
68
68

8 класс

п/п
Разделы, темы
Количество часов



Авторская программа
Рабочая программа

1
Введение. Биологическая и социальная природа человека.
1
1

2
Организм человека. Общий обзор.
5
5

3
Опорно – двигательная система.
8
8

4
Кровь и кровообращение.
9
9

5
Дыхательная система.
5
5

6
Пищеварительная система.
7
7

7
Обмен веществ и энергии. Витамины.
3
3

8
Мочевыделительная система.
2
2

9
Кожа.
3
3

10
Эндокринная система.
2
2

11
Нервная система.
5
5

12
Органы чувств. Анализаторы.
5
5

13
Поведение и психика.
7
7

14
Индивидуальное развитие человека.
6
6


Итого
68
68

9 класс

п/п
Разделы, темы
Количество часов



Авторская программа
Рабочая программа

1
Введение в основы общей биологии.
4
3

2
Основы учения о клетке.
10
10

3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
5
5

4
Основы учения о наследственности и изменчивости.
11
11

5
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
5
5

6
Происхождение жизни и развитие органического мира.
5
5

7
Учение об эволюции.
11
11

8
Происхождение человека (антропогенез).
6
6

9
Основы экологии.
12
11

10
Заключение.
1
1

11
Итого
70
68


6.Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение.
Учебники Федерального перечня:
Биология: Животные.7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ( Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.) – М.: Вентана – Граф, 2009.
Биология: Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.) – М.: Вентана – Граф, 2010.
Биология: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова, под ред. проф. И.Н.Пономаревой, -4 изд., испр.- М.: Вентана – Граф, 2008
Пособия для учителя и дополнительная литература:
Авторской программы для 7-9 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией И.Н.Пономаревой.– М.: Вентана – Граф, 2010.
Примерная программа по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011г. (Стандарты второго поколения);
Акимова С.С Биология в таблицах, схемах, рисунках. – М.: Лист, 1997
Анашкина Е.Т. Кроссворды для школьников. Биология. - Ярославль: «Академия развития», 1997
Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. Животные луга. Атлас-определитель. - М: Дрофа, 2007
Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. - М.: Просвещение, 1996
Зверева И.В. Нестандартные уроки биологии. 5 класс. Волгоград: «Корифей» 2007
Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Животные водоема. Атлас-определитель. - М: Дрофа, 2005
Козлова Т.А., Сивоглазов В.И. Животные леса. Атлас-определитель. - М: Дрофа, 2005
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 2001.
Материально- техническое обеспечение.
Мультимедийные средства обучения
Лабораторный практикум. 5-11 класс, в 2-х дисках.
Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. «Просвещение-МЕДИА», 2005
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» «Ведение в биологию», изд-во «Экзамен», 2012
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» «Растение живой организм», изд-во «Экзамен», 2012
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» «Растения. Грибы. Бактерии», изд-во «Экзамен», 2012
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» «Животные», изд-во «Экзамен», 2012
Интерактивное учебное пособие «Наглядная биология» «Химия клетки. Вещества клетки и ткани растений», изд-во «Экзамен», 2012
Технические средства обучения
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Лабораторное оборудование
Микролаборатория;
Микроскопы;
Лупа ручная.
Наглядный материал и натуральные объекты
Комплект микропрепаратов по теме: «Ботаника».
Комплект микропрепаратов по теме «Зоология».
Комплект микропрепаратов по теме «Анатомия и физиология».
Скелет крота.
Скелет человека.
Комплект таблиц по теме «Ботаника».
Комплект таблиц по теме «Зоология».
Комплект таблиц по теме «Анатомия».
Раздаточный материал
Коллекция «Полезные ископаемые»
Коллекция горных пород и минералов
Коллекция. Вредители важнейших с/х культур
Коллекция членистоногих
Древесные породы
Строение хвои и шишек голосеменных растений
Гербарий с/х культур


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора по УВР
естественного цикла ________________ В.Ф. Корж
от 27.08.15 года № 1 29.08.15 года
руководитель МО
____________ И.А.Иващенко

Заголовок 115