Рабочая программа по физике 7-9 кл ФКГОС
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе:
-Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г., авторской программы для общеобразовательных учреждений по физике Е. М. Гутника, А. В. Перышкина.
- Федерального базисного учебного плана (приказ министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 года № 241, от 30 августа 2010года № 889, от 3 июня 2011 года № 1994, приказ министерства образования Российской Федерации от 01 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план»);
- федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года № 164, от 31 августа 2009 года № 320, от 19 октября 2009 года № 427, с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2011 года № 2643, от 24 января 2012 года № 39, от 31 января 2012 года № 69 (для 3-11 классов);
Цели изучения физики в основной школе следующие:
Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа по физике для 7-9 класса рассчитана на 210 учебных часов. В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Физика» в 7-9 классах на базовом уровне предусмотрено 204 часов (34 рабочих недели по 2 часа в каждом классе). Количество часов уменьшено за счёт резерва учебного времени.
Содержание курса физики в 7-9 классах
7класса(2часа в неделю, 68часов)
1.Введение (4 ч)
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин.
Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности»
2. Первоначальные сведения о строении вещества. (65часов.)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.
Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.
Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»
3.Взаимодействие тел. (21 час.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».
Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах»
Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела»
Лабораторная работа №6 «Определение плотности вещества»
Лабораторная работа №7 «Градуирование пружины и измерение сил
динамометром»
Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения с помощью динамометра.»
Лабораторная работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины».
Давление твердых тел, жидкостей и газов. (23 час)
Давление. Опыт Торричелли.
Барометр-анероид.
Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.
Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс.
Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору»
Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»
Работа и мощность. Энергия. (13 часов.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага» Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
4.Повторение (2ч)
8 класс ( 2 часа в неделю, всего - 68 ч)
1. Тепловые явления (12 ч)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы
Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».
Лабораторная работа №2 . « Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».
2. Агрегатные состояния веществ (11 ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависим ость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальные лабораторные работы
Лабораторная работа №4 «Измерение относительной влажности воздуха».
Электрические явления (27 ч)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон.
Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов.
Объяснение электрических явлений.
Проводники и непроводники электричества.
Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники электрического тока.
Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока.
Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения.
Сопротивление. Единицы сопротивления.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.
Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения.
Реостаты.
Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока
Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока.
Мощность электрического тока.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.
Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы.
Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами.
Нагревание проводников электрическим током.
Количество теплоты, выделяемое проводником с током.
Лампа накаливания. Короткое замыкание.
Предохранители.
Фронтальные лабораторные работы
Лабораторная работа №5 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Лабораторная работа №6 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Лабораторная работа №7 Регулирование силы тока реостатом.
Лабораторная работа №8 "Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника»
Лабораторная работа №9 "Измерение работы и мощности электрического тока"
4. Электромагнитные явления (7 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Фронтальные лабораторные работы
Лабораторная работа №10 «Сборка электромагнита и испытание его действия.»
Лабораторная работа №11 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)».
5. Световые явления (9 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные работы
Лабораторная работа №12 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света».
Лабораторная работа №13 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Лабораторная работа №14 «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений».
Повторение(2ч)
9 класс (68ч, 2 ч в неделю)
1. Законы взаимодействия и движения тел(26ч)
Механическое движение. Определение координат движущегося тела.
Прямолинейное равномерное движение.
Прямолинейное равноускоренное движение.
Законы Ньютона
Криволинейное движение.
Закон сохранения импульса.
Фронтальные лабораторные работы
Л.Р №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
Л.Р.№ 2 «Измерение ускорения свободного падения»
2. Механические колебания и волны. Звук.(10ч)
Колебательное движение. Виды колебаний. Величины, характеризующие колебательные движения
Распространение колебаний в среде. Волны. Виды волн.
Звуковые волны. Величины, характеризующие звуковые волны.
Интерференция звука.
Л.Р. №3 «Исследование зависимости частоты и периода свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
Л.Р.№4 «Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины».
3. Электромагнитное поле(17ч)
Магнитное поле и его графическое изображение. Однородное и неоднородное магнитное поле. Правило левой руки.
Явление электромагнитной индукции
Электромагнитная природа света.
Л.Р. 5 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Л.Р. №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания».
4. Строение атома и атомного ядра(11ч)
Модели атомов. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Опыт Резерфорда.
Открытие протона, нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Альфа и бета-распад.
Деление ядер урана. Ядерный реактор. Атомная энергетика
Термоядерная реакция.
Л.Р. №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
Л.Р. №8 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям»
Л.Р.№9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром».
5.Повторение (4 ч).
Тематическое планирование
№ п/п Разделы, темы Количество часов
Авторская программа Рабочая программа по классам
7 кл. 8 кл. 9 кл.
Введение. 4 4 Первоначальные сведения о строении вещества. 5 5 Взаимодействие тел. 21 21 Давление твердых тел, жидкостей и газов. 23 23 Работа и мощность. Энергия. 13 13 Резерв учебного времени (7 класс). 4 2 Тепловые явления. 12 12 Изменение агрегатных состояний вещества. 11 11 Электрические явления. 27 27 Электромагнитные явления. 7 7 Световые явления. 9 9 Резерв учебного времени (8 класс). 4 2 Законы взаимодействия и движения тел. 26 26
Механические колебания и волны. Звук. 10 10
Электромагнитное поле. 17 17
Строение атома и атомного ядра 11 11
Резерв учебного времени (9 класс). 6 4
Итого: 210 68 68 68
7. Описание учебно-методического обеспечения и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
I. Учебно-методическая литература
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007-2009 гг.
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007-2009 гг.
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007-2009 гг.
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Сборник задач по физике 7- 9 класс. Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007-2009 гг.
Пёрышкин А.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / М.: Экзамен, 2008.
II. Технические средства обучения
№ п/п Наименование раздела, наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество на 11учащихся % обеспеченности
Средства ИКТ Базовый уровень Средства икт (цифровые образовательные ресурсы (цор) 1 Операционная система Windows XP 1 100%
Цор
( инструменты общепедагогические) 1 100%
4 Microsoft Offis 2007 1 100%
5 Adobe Reader 1 100%
Учебно-лабораторное оборудование 16 Ноутбук 1 100%
17 Мультимедиапроектор 1 100%
18 Интерактивная доска 1 100%
19 Комплект лабораторного оборудования по (механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике, атомной и ядерной физике) в соответствии с перечнем учебного оборудования по физике для основной школы. 100%
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
учителей II ступени обучения
МБОУ ООШ № 24
от «31» августа 2015 г. № 1
Руководитель МО
_________ О.Н, Башкова СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
__________ Д.Е. Денисенко
31 августа 2015 года.