Рабочая программа по физике 8 класс («Физика. 8 класс», А. В. Пёрышкин)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Комитет по образованию города Барнаула Муниципальное бюджетное обще образовательное учреждение « Гимназия №45» г. Барнаула Рабочая программа по физике 8 класс основного о бщего образования на 2014 – 2015 учебный год Рабочая программа составлена на основе программы : Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия: 7 – 11 кл. Авторы программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. М.: Издательство «Дрофа», 2009 Составител ь Кустова Наталья Викторовна Физика 1 квалификационная категория Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____ ______ от «_ ___ _»____ __________20 _ __ г. Барнаул 201 4 « Принято » Заведующая кафедрой __________/_______ __ ___ / ФИО Протокол № __ __________ от «__» _____20 ___г. «Согласовано» Заместитель директора по УР М Б ОУ «Гимназия №45» ________/_____________ __/ ФИО «__»____________20 ___г. «Утверждаю» Директор М Б ОУ «Гимназия №45» __________/______________/ ФИО Приказ № _____________ от «__»_ ___20 ___г. Пояснительная записка . Нормативными документами для сост авления рабочей программы являются:  Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ;  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования/ Сборник нормативны х документов. Физика. Составители: Э.Д.Днепров, А .Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006;  Положение о рабочей программе педагога в МБОУ «Гимназия № 45» (приказ № 17 – р от 01.02.2013 г. );  Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия: 7 – 11 кл. Авт оры программы Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. М.: Издательство «Дрофа», 2009 ;  Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, сре днего общего образования // Приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014. Образовательная область, включающая данный учебный предмет. Физика входит в образовательную область «естествознание». Обоснование выбора УМК. Данный учебно - методиче ский комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира. Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом го сударственного ста ндарта общего образования . Данный курс построен в русле развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности, в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. У чебни к включае т весь необходимый теоретический материал по физике для изучения в общеобразовательных учреждениях, отличаются простотой и доступностью изложения материала. Каждая глава и раздел курса посвящены той или иной фундаментальной теме. Предусматривается выполнение упражнений, которые помогают не только закрепить пройденный теоретический материал, но и научиться применять законы физики на практике. Основные цели изучения курса физики в 8 классе: освоение зн аний о тепловых, элек трических, магнитных, электромагнитных, световых явлениях ; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мир а; овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графико в и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач; развитие познавательных интересо в, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры; применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:  Основная идея программы. Программа направле на на реализацию модели выпускника, на подготовку интеллигентного человека с высоким уровнем эрудиции. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций учащихся.  Обоснов анность. Курс физики имеет особое значение, поскольку физика, изучающая наиболее общие свойства разли ч ных видов материи и форм их существования, лежит в основе всех наук о природе, и ее методы исследования широко и с пользуются этими науками. Изучение физики направлено на подготовку к освоению нанотехнологий, расширяет общий кругозор, развивает критический подход к анал и зу не только явлений в живой и неживой природе, но и закономерностей развития общ е ства. Физика вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каж дому человеку в современной жизни.  Место и роль курса в обучении. Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана. Роль физики в учебном плане определяется следующ ими основными положениями. Во - первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:  учащиеся получают адекватные пре дставления о реальном физическом мире;  приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;  начинают разбираться в устройстве и принципе дейст вия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда. Во - вторых, основу изучения физики в школе составляет метод нау чного познания мира, поэтому учащиеся:  осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;  осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широк ого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;  применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ. В - третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информа цией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащими ся в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания. В - четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности. В - пятых, исторические аспекты физики позво ляют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.  Логическая связь с другими предметами учебного плана. Физика взаимосвязана с математикой. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, ф изической географии, технологии, ОБЖ. Полученные физические знания могут быть использованы в различных сферах деятельности человека. Критерии оценки ответов учащихся . Так как отсутствуют авторские критерии оценки ответов учащихся, то используются критерии, описанные в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №45» (приказ № 192 – р от 13.09.2013 г.) Оценка устных ответов учащихся. Отметка «5» ставится в том случае, если у чащийся: - показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, - дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а так же правильное определение физических величин, из едини ц и способов измерения, - правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопровождает рассказ новыми примерами, - строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, - может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а так же с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Отметка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан - без использования собственного плана, новых примеров, - без применения новых знаний в новой ситуации, - без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов, - если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Отметка «3» ставится, если учащийся - понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в у своении вопросов курса физики, но препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, - умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некотор ых формул, - допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух - трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, - допустил четыре или пять недочетов. В остальных случаях стави тся отметка «2». Обобщенные планы основных элементов физических знаний ( элементы, выделенные курсивом, считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовле творительной оценки): Физическое явление. 1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или определение) 2. Условия, при которых протекает явление. 3. Связь данного явления с другими. 4. Объяснение явления на основе научной теории. 5. Примеры использования явле ния на практике (или проявления в природе) Физический опыт. 1. Цель опыта . 2. Схема опыта . 3. Условия, при которых осуществляется опыт. 4. Ход опыта. 5. Результат опыта (его интерпретация) . Физическое явление. 1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается (или опред еление) 2. Условия, при которых протекает явление. 3. Связь данного явления с другими. 4. Объяснение явления на основе научной теории. 5. Примеры использования явления на практике (или проявления в природе) Физическая величина. 1. Название величины и ее условное о бозначение. 2. Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс). 3. Определение. 4. Формула, связывающая данную величину с другими. 5. Единицы измерения . 6. Способы измерения величины. Физический закон. 1. Словесная формулировка закона. 2. Математическое выражение закона. 3. Опыты, подтверждающие справедливость закона. 4. Примеры применения закона на практике. 5. Условия применимости закона. Физическая 1. Опытное обоснование теории. теория. 2. Основные понятия, положения, законы, принципы в теории. 3. Основные следствия теории. 4. Практическ ое применение теории. 5. Границы применимости теории. Прибор, механизм, машина. 1. Назначение устройства. 2. Схема устройства. 3. Принцип действия устройства . 4. Правила пользования и применение устройства. Физические измерения. 1. Определение цены деления и предела изм ерения прибора. 2. Определять абсолютную погрешность измерения прибора. 3. Отбирать нужный прибор и правильно включать его в установку. 4. Снимать показания прибора и записывать их с учетом абсолютной погрешности измерения. 5. Определять относительную погрешность изме рений. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5 » ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не боле е трех недочетов. Отметка «3 » ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех - пяти недочетов. Отметка «2 » ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка практических работ. Отметка «5» ставится, если учащийся - Выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. - Самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование. - Все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результато в и выводов. - Соблюдает требования правил техники безопасности. - Правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. - Правильно выполняет анализ погрешностей. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оце нке «5», но было допущено 2 - 3 недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведен ия опыта и измерения были допущены ошибки. В остальных случаях ставится отметка «2». Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. Перечень ошибок. Грубые ошибки: 1. Незнание определений основных понятий, законов, пр авил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения. 2. Неумение выделить в ответе главное. 3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированны е вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. 4. Неумение читать и строить графи ки и принципиальные схемы. 5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов. 6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7. Неумение определить показание измерительного прибора. 8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента. Негрубые ошибки: 1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признако в определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений. 2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем. 3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических вел ичин. 4. Нерациональный выбор хода решения. Недочеты 1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач. 2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного резуль тата. 3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. 4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. 5. Орфографические и пунктуационные ошибки. Методы и формы обучения. Решение основных учебно - воспитательных задач достигается на уроках соче танием разл ичных форм и методов обучения: самостоятельные работы, повторение и закрепление теоретического материала, выполнение лабораторных работ, работа с источниками информации, применение знаний в процессе решения различных задач. При этом применяются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная. Средства обучения. Учебник, различные информационные пособия, аудиовизуальные средства, лабораторное оборудование. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа Рабо чая пр ограмма по физике для учащихся 8 класса М Б ОУ «Гимназия № 45» рассчитана на один год обучения 70 учебных часов (2 часа в неделю). О внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование. Содержание рабочей программы соответствует содержанию авто рской программы. Индивидуальное обучение на дому. Рабочая программа рассчитана на один год обучения 35 учебных часов (0,5 часа в неделю) . Программа разработана с учетом специфики обуч ения на дому и количества часов в соответствии с учебным планом. Сокращен ие часов в программе индивидуального обучения на дому произведено за счет объединения тем и исключения лабораторных, практических работ в связи с невозможностью проведения их на дому. В результате изучения физики в 8 классе ученик должен : знать/понимать с мысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро. смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напр яжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние, линзы. c мысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля - Ленца, п рямолинейного распространения света, отражения света. уметь описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов , тепловое действие тока, отражение, преломление. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электриче ского тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла прело мления от угла падения света; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях; решать задачи на применение изученных физических зако нов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно - популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в р азных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования электробыто вых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире. Формы контроля знаний.  устный опрос,  фронтальный опрос (оцениваются 4 - 5 ответов) ,  выполнение лабораторной работы и ее правильное оформление,  тестовый контроль,  физичес кий диктант,  самостоятельное изучение материала учебника и ответы на вопросы,  проверка письменных домашних работ,  контрольные работы. Основное содержание программы 1. Тепловые явления Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движен ия его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепло вых процессах. Фронтальные лабораторные работы 1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. 2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. 3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела. 2. Изменение агрегатн ых состо яний вещества Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от дав ления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно - кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологиче ские проблемы использования тепловых машин. 3. Электрические явления Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Диск ретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрических зарядов в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупро водниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощност ь тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Фронталь ные лабораторные работы 4. Сборк а электрической цепи и измерение силы тока на различных участках . 5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. 6. Регулирование силы тока реостатом. 7. Определение сопротивления проводника при п омощи амп ерметра и вольтметра. 8. Измерение мощности и ра боты тока в электрической лампе. 4. Электро магнитные явления Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон. Фронтальные лабораторные работы 9. Сборка электромагнита и испытание его действия. 1 0. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели). 5. Световые явления Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражения света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Фронтальные лабораторные работы 11. Получение изображения при помощи линзы . Учебно - тематическое планирование уроков физики в 8 классе на 2014 – 2015 уч. год Учитель Кустова Н.В. Учебник «Физика. 8 класс», А.В. Пёрышкин., М., Дрофа, 2009 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю . № Наименов ание разделов Кол - во часо в Из них Лабораторные работы Контрольные уроки 1 Тепловые явления. 25 № 1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» № 2 «Сравнение количеств теплоты при смеш ивании воды разной температуры» № 3 «Измерение удель ной теплоемкости твердого тела» №1 по теме «Тепловые явления » № 2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел» № 3 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» 2. Электричес кие явления. 27 № 4 «Сборк а электрической цепи и измерение силы тока на различных участках». № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». № 6 «Регулирование силы тока реостатом». № 7 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» № 4 по теме «Электри зация тел. Строение атомов » № 5 по теме « Электрический ток. Соединение проводников » № 6 по теме «Электрические явления» 3. Электро магнитные явления. 7 № 9 «Сборка электромагнита и испытание его де йствия» № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» № 7 по теме «Электромагнитн ые явления» 4 Световые явления. 8 № 11 «Получение изображения при помощи линзы». № 8 по теме «Световые явления». Итоговое повторен 3 Итого 70 11 8 Поурочное планирование уроков физики в 8 классе № тема урока Педаг. технол Тип урока Основной материал Фор ма конт роля Лабор практ рабо ты И К Т 1/1 ТБ. Тепловое движение. Температура. о бъясн – иллюс ОНМ Примеры тепловых явлений. Понятие теплового движе ния. Повторение: строение вещества, молекулы, движение молекул, связь между скоростью движения молекул и температурой тел. Движение молекул в твердых телах, жидкостях и газах. ФО 2/2 Внутренняя энергия. о бъясн – иллюс ОНМ Механическая энергия тела (поте нциальная и кинетическая). Превращение механической энергии в другую форму энергии. Внутренняя энергия тела. Зависимость внутренней энергии от температуры тела, агрегатного состояния и степени деформации тела. УО 3/3 Способы изменения внутренней энергии . ИКТ ОНМ. Изменение внутренней энергии при совершении работы над телом или самим телом. Изменение внутренней энергии путем теплопередачи. Способы теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. УО + 4/4 Теплопроводность. ИКТ ОНМ Теплопроводность как способ теплопередачи. Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов. Теплопроводность вакуума. Примеры практического применения явления теплопроводности. УО 5/5 Конвекция. ИКТ ОНМ Конвекция как способ теплопередачи. Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение явления. Естественная и вынужденная конвекция. Практическое применение явления. ПДЗ 6/6 Излучение. ИКТ ОНМ Излучения как способ теплопередачи в вакууме. Особенности излучения и поглощения энергии темными и светлыми поверхностями. Практическое применение явления. УО + 7/7 Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. ИКТ ЗИМ Сравнение способов теплопередачи. Теплопередача и растительный мир. Образование ветра. Тяга. Принципы водяного отопления. Устро йство и принцип действия термоса. ФД + 8/8 Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Лабораторная работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей о бъясн – иллюс ОНМ ЛР Понятие количества теплоты. Зависимость количества тепл оты, необходимого для нагревания тела, от массы этого тела, от изменения температуры, от рода вещества. Единицы количества теплоты: джоуль, калория. ПДЗ воды». 9/9 Удельная теплоемкость. ИКТ ОНМ Удельная теплоемкость вещества, ее единица: Дж/(кг· 0 С). Сравнени е удельных теплоемкость различных веществ (таблица 1 учебника). Удельная теплоемкость воды. ВП 10/10 Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при его охлаждении. Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при сме шивании воды разной температуры». о бъясн – иллюс ОНМ ЛР Формула для расчета количества теплоты: Q = cm(t 2 - t 1 ). Лабораторная работа «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». УО ОЛР 11/11 Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». индив обучен ЛР Лабораторная работа «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». ОЛР 12/12 Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. объясн - иллюст ОНМ Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Единица удельной теплоты сгорания: Дж/кг. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива. УО 13/13 Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. объ ясн - иллюст ОНМ Закон сохранения механической эне ргии. Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней энергии в механическую энергию движения (на примере двигателей машин). Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе. Энергия Солнца. У О 14/14 Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления». индив обучен ПЗУ Контрольная работа по теме «Тепловые явления». КР 15/15 Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. объясн - иллюст ОНМ Агрегатные состояния вещества. Расположение, характер движения и взаимодействия молекул в разных агрегатных состояниях. Кристаллические тела. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел (на примере льда). ФД 16/16 Удельная теплота плавления. индив обучен ОНМ Объяснение процессов плавления и кристаллизации на основе знаний о молекулярном строении вещества. Удельная теплота плавления, ее единица: Дж/кг. Увеличение внутренней энергии данн ой массы вещества на его плавление. Формула для расчета ПДЗ количества теплоты, выделяющегося при кристаллизации. 17/17 Решение задач. Кратковременная контроль ная работа № 2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел». ИКТ ПЗУ Решение задач с п рименением формул Q = cm(t 2 - t 1 ), Q = λ · m . Контроль ная работа по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел». К Р + 18/18 Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара. ИКТ ОНМ Испарение и кипение. Скорость испарения. Испарение жидкости в закрытом сосуде, динамическое равновесие между паром и жидкостью. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Объяснение явлений испарения и конденсации на основе знаний о молекулярном строении вещества. Круговорот воды в природе. УО + 19/19 Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. объясн - иллюст ОНМ Кипение. Постоянство температуры при кипении жидкости. Зависимость температ уры кипения от давления. Удельная теплота парообразования (конденсации), ее единица: Дж/кг. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для превращения жидкости в пар. Использование энергии пара в быту и технике. УО 20/20 Решение задач. ИКТ ЗИ Решение задач с применением формул Q = cm ( t 2 - t 1 ), Q = L · m ., Q = - L · m , Q = Q 1 + Q 2 РК + 21/21 Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. ИКТ ОНМ Повторение понятия насыщенный и ненасыщенный пар. Относительная влажность воздуха. Точка росы. Ги грометры: конденсационный и волосной. Психрометр. Практическое значение влажности воздуха. УО + 22/22 Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. ИКТ ОНМ Повторение вопросов, связанных с понятием «энергия»: виды механической энерги и (потенциальная и кинетическая), внутренняя энергия. Сохранение и превращение энергии. Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания: устройство, принцип действия, практическое применение. УО 23/23 Паровая турбина. КПД теплового двигателя. ИКТ ОНМ Устройство и принцип действия паровой турбины, ее применение. Коэффициент полезного действия (КПД) теплового двигателя. КПД двигателей внутреннего сгорания и паровых турбин. ФО + 24/24 Решение задач. Подготовка к контрольной работе. ИКТ ПКЗУ Решение з адач применение формул для расчета количества теплоты, необходимого для превращения твердого тела в РК + жидкость, жидкости в пар. 25/25 Контрольная работа № 3 «Изменение агрегатного состояния вещества». ИКТ ПЗУ Контрольная работа «Изменение агрегатного состояния вещества». КР 26/1 Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. ИКТ ОНМ Примеры электризации двух тел трением друг о друга, при соприкосновении. Два рода зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименн о заряженных тел. УО + 27/2 Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. ИКТ ОНМ Устройство, принцип действия и назначения электроскопа. Примеры веществ, являющихся проводниками и диэлектриками. УО + 28/3 Электрическое поле. объяс - иллюст ОНМ Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как вид материи. Направление электрических сил и изменение их модуля при изменении расстояния до источника поля. ФД 29/4 Делимость электрического заряда. Строение атомов ИКТ ОНМ Делимо сть электрического заряда. Электрон. Опыты Милликена и Иоффе по определению заряда электрона. Единица электрического заряда – кулон. Строение атома. Протоны. Нейтроны. Строение атомов водорода, гелия, лития. Положительные и отрицательные ионы. УО + 30/5 Объяснение электрических явлений. ИКТ ОНМ Объяснение электризации тел при соприкосновении, существования проводников и диэлектриков, передачи части электрического заряда от одного тела к другому, притяжение незаряженных проводящих тел к заряженному на осно ве знаний о строении атома. УО + 31/6 Электрический ток. Источники э лектрического тока. Кратковременн ая контрольная работа № 4 по теме «Электризация тел. Строение атомов». ИКТ ОНМ ПЗУ Электрический ток. Источники тока. Устройство, действие и применение г альванических элементов и аккумуляторов. Различие между гальваническим элементом и аккумулятором. Кратковременн ая контрольная работа № 4 по теме «Электризация тел. Строение атомов». УО К Р + 32/7 Электрическая цепь и ее составные части. ИКТ ОНМ Элементы э лектрической цепи и их условные обозначения. Схемы электрических цепей. УО + 33/8 Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. объяс - иллюст ОНМ Повторение сведений о структуре металла. Природа электрического тока в метал лах. Действие электрического тока и его практическое применение. Направление электрического тока. УО 34/9 Сила тока. Единицы силы тока. ИКТ ОНМ Сила тока. Явление магнитного взаимодействия двух ВП параллельных проводников с током. Единица силы тока – ампер . 35/10 Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». ИКТ ОНМ ЛР Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. УО ОЛР + 36/1 1 Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. ИКТ ОНМ Напряжение. Единица напряжения – вольт. Назначение вольтметра. Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. УО + 37/12 Электрическое сопротивлени е проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». ИКТ ОНМ ЛР Зависимость силы тока в цепи от свойств включенного в нее проводника (при постоянном напряжении на его концах) Электрическ ое сопротивление. Единица сопротивления – Ом. Объяснение причины сопротивления проводников. УО ОЛР + 38/13 Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. ИКТ ОНМ Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и от сопротивлен ия. Закон Ома для участка цепи. ФД 39/14 Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. ИКТ ОНМ Установление на опыте зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен. Удельно е сопротивление. Единица удельного сопротивления. Формула для расчета сопротивления проводника. УО + 40/15 Реостаты. Лабораторная работа «Регулирование силы тока реостатом». ИКТ ОНМ ЛР Назначение, устройство, действие и условное обозначение реостата. ОЛ Р + 41/16 Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач. индив обучен ЛР Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». ОЛР 42/17 Последоват ельное соединение проводников. ИКТ ОНМ Цепь с последовательным соединением проводников и ее схема. Общее сопротивление, общее напряжение и сила тока при последовательном соединении проводников. УО 43/18 Параллельное соединение проводников. ИКТ ОНМ Цепь с параллельным соединением проводников и ее схема. Общая сила тока и напряжение в цепи с параллельным соединением. Уменьшение общего сопротивления цепи при УО + параллельном соединении проводников в ней (на примере соединения двух проводников с одинаковым сопро тивлением). Смешанное соединение проводников. 44/19 Решение задач (на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников). объяс - иллюст ПКЗУ Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельно е соединение проводников. ФД 45/20 Работа электрического тока. Кратковременная контроль ная работа № 5 по теме «Электрический ток. Соединение проводников». объяс - иллюст ОНМ ПЗУ Работа электрического тока. Единица работы тока – джоуль. Формулы взаимосвяз и с другими физическими величинами. Контрольная работа по теме «Электрический ток. Соединение проводников». К Р 46/21 Мощность электрического тока. объяс - иллюст ОНМ Мощность электрического тока. Единица мощности тока – ватт. Формулы взаимосвязи с друг ими физическими величинами. УО 47/22 Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» индив обучен ЛР Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» ОЛР 48/23 Нагревание проводников электричес ким током. Закон Джоуля - Ленца. объяс - иллюст ОНМ Причина нагревания проводника при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Формулы для расчета выделяемого количества теплоты. УО 49/24 Лампа накаливания. Электрические нагревательн ые приборы. объяс - иллюст ОНМ Устройство лампы накаливания и нагревательных элементов. Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока и применение закона Джоуля – Ленца. ВП 50/25 Короткое замыкание. Предохранители. ИКТ ОНМ Причины возникн овения короткого замыкания. Устройство и принцип действия предохранителей. УО 51/26 Повторение материала темы «Электрические явления». ИКТ ПКЗУ Решение задач по вопросам: взаимодействие заряженных тел, изображение схем электрических цепей; на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, закон Джоуля – Ленца. Т 52/27 Контрольная работа № 6 по теме «Электрические явления». ИКТ ПЗУ Контрольная работа по теме «Электрические явления». КР 53/1 Магнитное поле. Магнит ное поле прямого тока. Магнитные линии. объяс - иллюст ОНМ Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Направление магнитных линий и его связь с направлением тока в про воднике. ФО 54/2 Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия» объяс - иллюст ОНМ Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током (изменение числ а витков катушки, силы тока в ней, помещение внутрь катушки железного сердечника). УО 55/3 Применение электромагнитов ИКТ ОНМ Использование электромагнитов в промышленности. Важные переноски грузов свойства электромагнитов: возможность легко менять их п одъемную силу, быстро включать и выключать механизмы подъема. Устройство и действие электромагнитного реле. ПДЗ 56/4 Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. ИКТ ОНМ Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяс нение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Изображение магнитных полей постоянных магнитов. Ориентация магнитных стрелок в магнитном поле Земли. Значение магнитного поля Земли для живых организмов. УО 57/5 Действие магнитного поля на пров одник с током. Электрический двигатель. объяс - иллюст ОНМ Действие силы тока на проводник с током, находящийся в магнитном поле. Изменение направления этой силы при изменении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электро двигателя. Преимущества электродвигателей. ПДЗ 58/6 Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Повторение темы «Электромагнитные явления». ИКТ ЛР Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянно го тока (на модели)». ОЛР 59/7 Устройство электроизмерительных приборов. Кратковременна я контрольная работа по теме № 7 «Электромагнитные явления». ин див обучен ОНМ Использование вращения рамки с током в магнитном поле в устройстве электрических измерит ельных приборов. Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления». УО КР 60/1 Источники света. Распространение света. объяс - иллюст ОНМ Оптические явления. Свет – важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Точечный источник света и луч свет а. Образование тени и полутени. Затмения как пример образования тени и полутени. УО 61/2 Отражение света. Законы отражения света. объяс - иллюст ОНМ Явления, наблюдаемые при падении луча света на отражающие поверхности. Отражение света. Законы отражения света. УО 62/3 Плоское зеркало. объяс - иллюст ОНМ Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Особенности этого изображения. ВП 63/4 Преломление света. ИКТ ОНМ Явление преломления света. Оптическая плотность среды. Законы преломления с вета. ФД 64/5 Линзы. Оптическая сила линзы. ИКТ ОНМ Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. УО 65/6 Изображения, даваемые линзой. ИКТ ОНМ Построение изображений, даваемых линзой. Зависимость размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы. УО + 66/7 Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы». ин див обучен ЛР Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы». ОЛР 67/8 Контрольная работа по теме № 8 «Световые явления». ИКТ ПЗУ Контрольная работа по теме «Световые явления». КР 68 Итоговое п овторение. ИКТ ПКЗУ Физические величины, единицы измерения, формулы. Т 69 Итоговое п овторение. ИКТ ПКЗУ Физические величины , единицы измерения, формулы. Т + 70 Итоговое п овторение. ИКТ ПКЗУ Физические величины, единицы измерения, формулы. Т + Используемая в тексте программы система условных обозначений: В столбце «Типы урока»:  ОНМ – ознакомление с новым материалом  ЗИМ – з акрепление изученного материала  ПЗУ – проверка знаний и умений  ОСЗ – обобщение и систематизация знаний  ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений  К – комбинированный урок  ЛР – лабораторная работа В столбце «Форма контроля»  Т – тест  ФД - физи ческий диктант  ВП – взаимопроверка  СР – самостоятельная работа  РК – работа по карточкам  КР – контрольная работа  ПДЗ – проверка домашнего задания  УО – устный опрос  ФО – фронтальный опрос  ОЛР – оформление лабораторной работы Материально - техническое и уче бно - методическое обеспечение. Учебно - методический комплект. 1. Учебник «Физика. 8 класс», А. В . Пёрышкин., М.: Дрофа, 2009 г. 2. «Сборник задач по физике 7 - 9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Ив анов, М., Просвещение 2011 г. Уче бное оборудование (Приложение 1). Цифровые образовательные ресурсы . Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school - collection.edu.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества http://www.openclass.ru Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru Л итература для учителя . 1. «Контрольные и самостоятельные работы по физике», О.И. Громцева, издательство «Экзамен», 2010 г. 2. Тесты по физике, А.В. Чеботарева, издательство «Экзамен», Москва 2010 г. 3. « Физика. Контрол ьные работы», Ю.С. Куперштейн , Е.А. Марон, Москва, «Просвещение», 2004 г. 4. Литература, рекомендуемая для учащихся 1. Перельман Я.И. «Занимательная физика». – Переизд. - Е.: «Тезис», 1994 2. Перельман Я.И.; Знаете ли вы физику?; АСТ; 2007 3. Блудов М.И. «Беседы по физ ике». М.: Просвещение, 1984, 1985, 1974. 4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985. 5. Тихомирова С.А.; Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе, анекдотах. Учебное пособие для учащихся и учителей; Мнемозина; 2008 Образова тельные диски 1. Кинофильмы по различным темам 2. Физика. Библиотека наглядных пособий (7 - 11 класс) 3. Наглядные демонстрации 4. Диски по физике. Лабораторные работы. Библиотека лабораторных работ. 5. «Анимация физических процессов». Лист внесен ия изменений и дополнений в рабочую программу По предмету физика Учитель Кустова Н. В. Класс, № п/п Дата внесения изменений Характеристика изменений Реквизиты документа, которым закреплено изменение Ф.И.О. сотрудника, внесшего изменения и причина