Рабочая программа по литературе (10 — 11 классы) по ФКГОС


Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ
общеобразовательное учреждение
Бахтайскаясредняя общеобразовательная школа
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы:
учителей гуманитарного цикла «__» ___________ 2014 г. «__»_________ 2014 г.
«__»__________ 2014 г. __________ А.Д. Балбина ___________ Г.С. Фёдорова
_____________ В.Б. Шаргаева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
10 – 11 классы
Программа общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Миистерством образования и науки РФ. М. «Просвещение», 2008 г.
Учебник: литература, 10 – 11 класс. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Авторы: Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е.П. Пронина; под ред. В.П. Журавлева. М. «Просвещение» 2012
с. Бахтай, 2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин,И.С.Збарский, В.П.Полухина; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008)Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; содержание, учебно-тематические планы; требования к уровню подготовки учащихся; материально-техническое сопровождение, список литературы, приложение (календарно-тематическое планирование по литературе).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка., систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы.
Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Цели обучения
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей.
Сравнение, сопоставление, классификация.
Самостоятельное выполнение различных творческих работ.
Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде.
Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств, языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Составление плана, тезисов, конспекта.
Подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Раздел П. Содержание
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГОИЗУЧЕНИЯ
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:
названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);
предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).
Русская литература XIX века
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик»,«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.
Н.В. Гоголь
Одна из петербургских повестей по выбору
А.Н. Островский
Драма «Гроза»
И.А. Гончаров
Роман «Обломов»
И.С. Тургенев
Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.
А.К. Толстой
Три произведения по выбору.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.С. Лесков
Одно произведение по выбору.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзор).
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание».
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору.
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой»Пьеса «Вишневый сад»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА
И.А. Бунин
Три стихотворения по выбору.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско»,а также два рассказа по выбору.
Рассказ «Чистый понедельник»
А.И. Куприн
Одно произведение по выбору.
М. Горький
Пьеса «На дне».
Одно произведение по выбору.
Поэзия конца XIX – начала XX вв.
И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А.Клюев, И.Северянин, Ф.К. Сологуб, В.В.Хлебников, В.Ф. Ходасевич.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
А.А. Блок
Стихотворения: «Незнакомка»,«Россия»,«Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Двенадцать».
В.В. Маяковский
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Облако в штанах»
С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…»,«Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», а также три стихотворения по выбору.
М.И. Цветаева
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», а также два стихотворения по выбору.
О.Э. Мандельштам
Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также два стихотворения по выбору.
А.А. Ахматова
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», а также два стихотворения по выбору.
Поэма «Реквием».
Б.Л. Пастернак
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», а также два стихотворения по выбору.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
М.А. Булгаков
Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»
А.П. Платонов
Одно произведение по выбору.
М.А. Шолохов
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
А.Т. Твардовский
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», а также два стихотворения по выбору.
В.Т. Шаламов
«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).
А.И. Солженицын
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
Проза второй половины XX века
Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.Г.Битов, В.В.Быков, В.С.Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л.Кондратьев, В.П.Некрасов, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В.Трифонов, В.М.Шукшин.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия второй половины XX века
Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш.Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С.Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А.Тарковский.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору.
Драматургия второй половины ХХ века
А.Н.Арбузов, А.В.Вампилов, А.М.Володин, В.С.Розов, М.М. Рощин.
Произведение одного автора по выбору.
Литература последнего десятилетия
Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов.
Произведение одного автора по выбору.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Проза
О.Бальзак, Г.Бёлль, О.Генри, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В.Гюго, Ч.Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Г.Г. Маркес, П.Мериме, М.Метерлинк, Г.Мопассан, У.С.Моэм, Д.Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, Ф. Стендаль, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, Э.Хемингуэй, Б. Шоу, У. Эко.
Произведения не менее трех авторов по выбору.
Поэзия
Г.Аполлинер, Д.Г. Байрон, У. Блейк, Ш. Бодлер, П.Верлен, Э. Верхарн, Г. Гейне, А. Рембо, Р.М. Рильке, Т.С. Элиот.
Стихотворения не менее двух авторов по выбору.
ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕСВЕДЕНИЯ
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIX ВЕКА
Русская литература в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе и литературе других народов России. Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Общее и особенное в реалистическом отражении действительности в русской литературе и литературе других народов России. Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Идея нравственного самосовершенствования. Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека. Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Формирование национального театра. Становление литературного языка.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые литературные течения. Модернизм.
Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературеи литературе других народовРоссии.Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои. Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени.Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Сатира в литературе.
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературе других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. «Лагерная» тема в литературе. «Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературе других народов России. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей – представителей народов России как источник знаний о культуре, нравах и обычаях разных народов, населяющих многонациональную Россию. Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литературы других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранению мира на земле, экологии природы, сбережению духовных богатств, гуманизму социальных взаимоотношений.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Постановка в литературе XIX-ХХ вв. острых социально-нравственных проблем, протест писателей против унижения человека, воспевание человечности, чистоты и искренности человеческих отношений. Проблемы самопознания и нравственного выбора в произведениях классиков зарубежной литературы.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа.
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений
Раздел Ш. Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план (10 класс)
- количество часов в год – 102 часа
- количество часов в неделю – 3 часа
Учебно-тематический план (11 класс)
-количество часов в год -102 часа
-количество часов в неделю – 3 часа
Критерии оценивания
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся политературе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа;2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
 
3. Оценка сочинений
С о ч и н е н и я – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая  – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).    Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
 
 Оценка Основные критерии оценки
 Содержание и речь Грамотность
 1  2  3
 "5" 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.  Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка
  "4" 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.  Допускаются:• 2 орфографические + 2 пунктуационные +3 грамматические ошибки;• 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»
 "3" 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: • орфографических +5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных +4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки;• 3 орфографические + 5 пунктуационных +4 грамматические ошибки;• 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки 
  "2" 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста.6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.  Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.
  "1"  Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.  Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок
 
 Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
 При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.    Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить     из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении  оценки  «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной  , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям  оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;- однообразие словарных конструкций;- неудачный порядок слов;- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
 
Фактические ошибки
В сочинении:искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
 
Логические ошибки-нарушение последовательности в высказывании;-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;-раздробление одной микротемы другой микротемой;-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
 
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:употребление слова в несвойственном ему значении, например:мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например:
характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи: неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский; неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей; смешение лексики разных исторических эпох; употребление штампов.Речевые ошибки в построении текста: бедность и однообразие синтаксических конструкций; нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед; стилистически неоправданное повторение слов; неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например:
Иванов закинул удочку, и она клюнула; неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
 Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибокСловообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксическиеа)    Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;б)    ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в)ошибки в структуре сложного предложения:- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
 Оценка тестов
 При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
 
 Баллы  Степень выполнения задания
 1 Менее чем на балл «2»
 2 Выполнено не менее 20 % предложенных заданий
 3 Выполнено не менее 30 % предложенных заданий
 4 Выполнено не менее 40 % предложенных заданий
 4 Выполнено не менее 50 % предложенных заданий
 4 Выполнено не менее 60 % предложенных заданий
 5 Выполнено не менее 70 % предложенных заданий
 5 Выполнено не менее 80 % предложенных заданий
 5 Выполнено не менее 90 % предложенных заданий
 (5+5) Выполнены все предложенные задания
 
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения речевыми навыками. Поэтому итоговая отметка за год не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство сочинений за содержание, орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.
  Раздел 1У. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути русских писателей
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии; самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Понимать взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
Раздел V. Материально-техническое сопровождение
Авторские презентации;
Коллекция видеофильмов
Мультимедийный проектор
Компьютер
Раздел У1. Литература
Лебедев Ю.В. .Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2-х частях. – М.: Просвещение , 2007
Русская литература ХХ века. 11 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Под ред. В.П.Журавлева – М.: Просвещение, 2009.
Егорова Н.В.Поурочные разработки по русской литературе 20 века. В 2-х частях –М.: «Вако», 2012г.
ЗолотарёваИ.В., Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. В 2-х частях –М.: «Вако», 2005
ЕГЭ-2011.Литература. Сборник заданий. –М.: «Вако», 2010.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе
№п/п Тема урока Кол-во часов Дата Тип урока Примеч., коррект.
Литература рубежа веков (1 ч.)
1. Введение.
Русская литература в контексте мировой культуры.
1 02.09 Урок усвоения новых знаний И.А. Бунин (4 ч.)
2. Лирическое мастерство И.А. Бунина 1 02.09 Урок усвоения новых знаний 3. Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» 1 06.09 4. Своеобразие любви в рассказе «Чистый понедельник» 1 09.09 Урок усвоения новых знаний 5. Рассказ «Антоновские яблоки» 1 09.09 Урок усвоения новых знаний А.И. Куприн (5 ч.)
6. А.И. Куприн. «Олеся». Богатство духовного мира героини, трагичность ее судьбы. 1 13.09 Урок усвоения новых знаний 7. «Да святится имя Твое…» Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет» 1 16.09 Урок усвоения новых знаний 8. Проблематика повести Куприна «Поединок» 1 16.09 Урок усвоения новых знаний 9-10 РР 1-2. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна 2 20.09
23.09 Урок развития речи М. Горький (5 ч.)
11. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького 1 23.09 Урок усвоения новых знаний 12-13 Социально-философская драма М. Горького «На дне» 2 27.09
30.09 Урок усвоения новых знаний 14 «Три правды» в пьесе Горького «На дне» 1 04.10 Урок усвоения новых знаний 15 РР3. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Горького. 1 07.10 Серебряный век русской поэзии (10 ч.)
16. «Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии. 1 07.10 Урок усвоения новых знаний 17. Символизм как литературное направление 1 11.10 Урок усвоения новых знаний 18. Поэзия В. Брюсова 1 14.10 Урок усвоения новых знаний 19. Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта
1 14.10 Урок усвоения новых знаний 20. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого
1 18.10 Урок усвоения новых знаний 21. Акмеизм как литературное направление 1 21.10 Урок усвоения новых знаний 22. Мир образов Н. Гумилева
1 21.10 Урок усвоения новых знаний 23 Футуризм. Поэзия В. Хлебникова 1 25.10 Урок усвоения новых знаний 24. «Эгофутуризм» И. Северянина 1 28.10 Урок усвоения новых знаний 25. 1. Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века. 1 28.10 А.А. Блок (5 ч.)
26 А. Блок: судьба и творчество. Цикл «Стихи о прекрасной даме» 1 01.11 Урок усвоения новых знаний 27. Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» 1 11.11 Урок усвоения новых знаний 28. Тема Родины в творчестве Блока 1 11.11 Урок усвоения новых знаний 29 Поэма А. Блока «Двенадцать». «Слушайте революцию!» 1 15.11 Урок усвоения новых знаний 30. РР4. Сочинение по творчеству А. Блока (домашняя заготовка) 1 18.11 Урок развития речи Новокрестьянская поэзия (1 ч.)
31 ВЧ Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина) 1 18.11 Урок усвоения новых знаний С.А. Есенин (5 ч.)
32. Сергей Есенин как национальный поэт. "В сердце светит Русь" 1 22.11 Урок усвоения новых знаний 33. Искренняя любовь и сострадание ко всему живому в лирике Есенина. 1 25.11 Урок усвоения новых знаний 34. Любовная лирика Есенина
1 25.11 Урок усвоения новых знаний 35. Поэма « Анна Снегина» – одно из выдающихся произведений русской
1 29.11 Урок усвоения новых знаний 36 «Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина» 1 02.12 Урок усвоения новых знаний В.В. Маяковский (6 ч.)
37 Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского 1 02.12 Урок усвоения новых знаний 38 Маяковский и революция 1 06.12 Урок усвоения новых знаний 39 Своеобразие любовной лирики Маяковского. 1 09.12 Урок усвоения новых знаний 40-41. Сатирическая лирика и драматургия Маяковского. 2 09.12 Урок усвоения новых знаний 42. РР5. Сочинение по творчеству Маяковского и Есенина
1 13.12 Урок развития речи Литературный процесс 20-х гг. (5 ч.)
43 Литературный процесс 20-х гг. 1 16.12 Урок усвоения новых знаний 44-45 Роман А. Фадеева "Разгром". Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма 2 16.12
20.12 Урок усвоения новых знаний 46 ВЧ Образ революции в творчестве И. Э. Бабеля 1 23.12 Урок усвоения новых знаний 47. Сатира 20-х гг. (творчество М. Зощенко и А. Аверченко) 2 23.12
27.12 Урок усвоения новых знаний Е.И. Замятин (3 ч.)
48 Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина "Мы" 1 15.01 Урок усвоения новых знаний 49 Судьба личности в тоталитарном государстве 1 16.01 Урок усвоения новых знаний 50. 2. Контрольная работа по теме «Литературный процесс 1920-х гг.» 1 16.01 Литературный процесс 30-х гг. (1 ч.)
51. Литературный процесс 1930-х гг. 1 22.01 Урок усвоения новых знаний М.А. Булгаков (6 ч.)
52 М.А. Булгаков. Жизнь, личность, творчество. 1 23.01 Урок усвоения новых знаний 53 Сатира Булгакова 1 23.01 Урок усвоения новых знаний 54 Роман «Мастер и Маргарита. История романа. Жанр и композиция. 1 29.01 Урок усвоения новых знаний 55 Три мира в романе «Мастер и Маргарита» 1 30.01 Урок усвоения новых знаний 56 Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита» 1 30.01 Урок усвоения новых знаний 57 РР6. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита» 1 05.02 Урок развития речи А. Платонов (2 ч.)
58 Оставаться человеком!.. Трудная судьба А. Платонова. Пророческое слово Платонова. Характерные черты времени в повести "Котлован" 1 06.02 Урок усвоения новых знаний 59 Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора 1 06.02 Урок усвоения новых знаний О.Э. Мандельштам (1 ч.)
60 Жизнь и творчество О. Мандельштама
1 12.02 Урок усвоения новых знаний М.И. Цветаева (2 ч.)
61 М.И.Цветаева. Жизнь и творчество
1 13.02 Урок усвоения новых знаний 62 Поэтический мир Цветаевой
1 13.02 Урок усвоения новых знаний А.А. Ахматова (4 ч.)
63 Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой
1 19.02 Урок усвоения новых знаний 64 Судьба России и судьба поэта в лирике
1 20.02 Урок усвоения новых знаний 65 «Реквием» Особенности жанра и композиции.
Единство трагедии народа и поэта. 1 20.02 Урок усвоения новых знаний 66. 3. Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой. 1 26.02 Контроль знаний Н.А. Заболоцкий (1 ч.)
67. Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого 1 27.02 Урок усвоения новых знаний М.А. Шолохов (6 ч.)
68 М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. "Донские рассказы" 1 27.02 Урок усвоения новых знаний 69 Картины жизни донских казаков в романе "Тихий Дон" 1 04.03 Урок усвоения новых знаний 70 "Чудовищная нелепица войны" в изображении Шолохова 1 05.03 Урок усвоения новых знаний 71 "В мире, расколотом надвое". Гражданская война в изображении Шолохова 1 06.03 Урок усвоения новых знаний 72 Судьба Григория Мелехова 1 11.03 Урок усвоения новых знаний 73 РР7. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий Дон» 1 12.03 Литература периода Великой Отечественной войны (1 ч.)
74 Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор. 1 13.03 Урок усвоения новых знаний Литература 50-90-х гг. (5 ч.)
75 Темы и образы русской литературы 50-90-х гг. 1 18.03 Урок усвоения новых знаний 76. «Лейтенантская проза» 1 19.03 Урок усвоения новых знаний 77-78 Особенности психологического изображения в романе Ю. Бондарева «Горячий снег» 2 20.03
01.04 Урок усвоения новых знаний 79 ВЧ Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» 1 02.04 Урок усвоения новых знаний А. Т. Твардовский (2 ч.)
80 Жизнь и творчество. Лирика Твардовского.
1 03.04 Урок усвоения новых знаний 81 Народный характер поэмы «Василий Теркин». «Теркин на том свете» - поэма-сказка, поэма-сатира. 1 08.04 Урок усвоения новых знаний Б. Л. Пастернак (3 ч.)
83 Человек, история и природа в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго" 1 09.04 Урок усвоения новых знаний 84 Христианские мотивы в романе. Стихотворения Юрия Живаго 1 10.04 Урок усвоения новых знаний 85 4. Контрольная работа по теме «Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» 1 15.04 Контроль знаний А.И. Солженицын (2)
86 А.И.СолженицынЖизнь и творчество.
1 16.04 Урок усвоения новых знаний 87 РР 8. Анализ повести «Матренин двор».
1 17.04 Урок развития речи В.П. Астафьев (2 ч.)
88 Взаимоотношения человека и природы в сборнике рассказов «Царь-рыба» 1 22.04 Урок усвоения новых знаний 89 Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» 1 23.04 Урок усвоения новых знаний В.Распутин (2 ч.)
90-91 Нравственная проблематика повести «Прощание с Матерой» 2 24.04
29.04 Урок усвоения новых знаний Ю. Трифонов (1 ч.)
92 «Городская проза» в современной литературе. «Вечные темы» и нравственные проблемы в повести «Обмен». 1 30.04 Урок усвоения новых знаний А. Вампилов (2 ч.)
93 ВЧ Темы и проблемы современной драматургии. А. Вампилов. Слово о писателе. «Старший сын»
1 01.05 Урок усвоения новых знаний Праздник Весны и Труда
Авторская песня (2 ч.)
94-95 Авторская песня 1 06.05 Урок усвоения новых знаний «Возвращенная литература» русского зарубежья (1 ч.)
96 Литература русского зарубежья. Возвращенные имена и произведения. 1 07.05 Урок усвоения новых знаний 97 Обзор литературы последнего десятилетия (5 ч.)Литературный процесс конца 20 – начала 21 вв. 1 08.05 Урок усвоения новых знаний 98 Проза В. Пелевина. Сатира в повести «Затворник и Шестипалый» 1 13.05 Урок усвоения новых знаний 99 Новейшая русская поэзия 1 14.05 Урок усвоения новых знаний