Рабочая программа по русскому языку (5 — 9 классы) по ФКГОС

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ
общеобразовательное учреждение
Бахтайскаясредняя общеобразовательная школа

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы:
учителей гуманитарного цикла «__» ___________ 2014 г. «__»_________ 2014 г.
«__»__________ 2014 г. __________ А.Д. Балбина ___________ Г.С. Фёдорова
_____________ В.Б. Шаргаева












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(5 – 9 классы)









Программа общеобразовательных учреждений: русский язык 5 – 9 классы.
М. «Просвещение», 2008 г.
Учебники: русский язык, 5 – 9 классы, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. М. «Просвещение» 2013







с. Бахтай, 2014 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по русскому языку для учащихся 5-9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с программой по русскому языку для 5-9 классов (авторы М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский) 2009г., федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – 204 часа, в 6 классе - 204 часа, в 7 классе - 136часов, в 8 классе -102 часа , в 9 классе - 68 часов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом. Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:  воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;  овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);  освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 5-9 КЛАССОВ
I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу IX класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять простые и сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 59 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5 - 9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка
Критерии

«5»
Ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,
и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»
Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»
Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

II. Оценка диктантов

Контрольный диктант
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.

Класс


Объём текста
(количество слов)

Количество орфограмм

Количество пунктограмм
Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями

5
90-100
12
2-3
не более 5 слов

6
100-110
16
3-4
не более 7 слов

7
110-120
20
4-5
не более 7 слов

8
120-150
24
10
не более 10 слов

9
150-170
24
15
не более 10 слов

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

К негрубым относятся ошибки:


в переносе слов;

на правила, которые не включены в школьную программу;

на еще не изученные правила;

в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

в передаче авторской пунктуации;

описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в случаях трудного различия не и ни
(Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
в собственных именах нерусского
происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.


Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более. Диктант оценивается одной отметкой.





Оценка
Контрольная работа (диктант)



орфографические / пунктуационные ошибки
дополнительные задания
(фонетическое, лексическое, орфографическое, грамматическое)

«5»
0/0; или 0/1 (негрубая); или 1/0 (негрубая)
выполнены верно все задания


«4»
2/2; или 1/3; или 0/4;
3/0 (если среди них есть однотипные)
правильно выполнено
не менее ѕ заданий


«3»
4/4; или 3/5; или 0/7;
в 5 кл. допускается: 5/4;
6/6 (если имеются ошибки однотипные и негрубые)

правильно выполнено
не менее половины заданий

«2»
до 7/7; или 6/8; или 5/9; или 8/6
не выполнено
более половины заданий


«1»
при большем количестве ошибок
не выполнено ни одно задание

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются
для оценки «4» 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфогр.ошибок),
для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Класс

Количество
слов

Оценка
Критерии оценивания
контрольного словарного диктанта

5
15-20

«5»
нет ошибок

6
20-25

«4»
1-2 ошибки

7
25-30

«3»
3-4 ошибки

8
30-35

«2»
5-7 ошибок

9
35-40

«1»
при большем количестве ошибок



III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей
высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Класс
Примерный объём текста для подробного изложения

Примерный объём
сочинений

5
100 – 150 слов
0,5 – 1страница

6
150 – 200 слов
1 – 1,5 страницы

7
200 – 250 слов
1,5 – 2 страницы

8
250 – 350 слов
2 – 3 страницы

9
350 – 450 слов
3 – 4 страницы


Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
Основные критерии оценки творческой работы
(сочинение, изложение)
Оценка
Содержание и речь
( 0 недочёт в содержании – 0 речевой недочёт)
Грамотность
0 орф. ош.– 0 пунк. ош. – 0 гр.ош.

«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается:
1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта





Допускается:
1 – 0 – 0
или 0 – 1 – 0
или 0 – 0 – 1

«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается: 2 недочета в содержании 3-4 речевых недочетов





Допускается:
2 – 2 – 0
или 1 – 3 – 0
или 0 – 4 – 2

«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается:
4 недочета в содержании 5 речевых недочетов



Допускается:
4 – 4 – 0
или 3 – 5 – 0
или 0 – 7 – 4

в 6 классе: 5 – 4 – 4


«2»
1. Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено:
6 недочетов в содержании до 7 речевых недочетов

Допускаются:
7 – 7 – 0
или 6 – 8 – 0
или 5 – 9 – 0
или 8 – 6 – 0

а также 7 грамматических ошибок

«1»
В работе допущено:
7 недочетов в содержании 8 речевых недочетов
имеется более
7 – 7 – 7


Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну,
а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при
3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках
или при соотношениях: 2– 3– 2; 2– 2– 3;
«3» ставится при соотношениях: 6– 4– 4; 4– 6– 4; 4– 4– 6.
При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предварительного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
















Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе

№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Тип урока

Примечание
коррективы



Тема «Язык – важнейшее средство общения» (2 ч+ 1 ч р.р.)

01.
Язык и человек. Общение устное и письменное.
1
01.09
Урок усвоения новых знаний
День знаний

02.
Наука о русском языке, её основные разделы.
1
02.09
Урок усвоения новых знаний


03.
Р.р. Стили речи
1
03.09
Урок развития речи


Тема «Повторение пройденного в I – IV классах» (17 ч + 3 ч р.р.)

04.
Звуки и буквы.
1
04.09
Повторение изученного


05.
Орфограмма
1
05.09
Повторение изученного


06.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
1
06.09
Повторение изученного


07.
Правописание проверяемых согласных в корне слова
1
08.09
Повторение изученного


08.
Буквы И, У, А после шипящих
1
09.09
Повторение изученного


09.
Разделительные Ъ и Ь
1
10.09
Повторение изученного


10.
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлога с другими словами.
1
11.09
Повторение изученного


11.
Р.р. Текст. Тема текста. Основная мысль текста
1
12.09
Урок развития речи


12.
Части речи. Наречие
1
13.09
Повторение изученного


13.
Глагол.
1
15.09
Повторение изученного


14.
Правописание -ться и –тся в глаголах
1
16.09
Повторение изученного


15.
Р.р. Изложение
1
17.09
Урок развития речи


16.
Имя существительное.
1
18.09
Повторение изученного


17.
Буквы Е-И в окончаниях имён существительных.
1
19.09
Повторение изученного


18.
Ь после шипящих на конце существительных
1
20.09
Повторение изученного


19.
Имя прилагательное
1
22.09
Повторение изученного


20.
Р.р. Подготовка к обучающему сочинению-описанию по картине А. Пластова «Летом»
1
23.09
Урок развития речи


21.
Местоимение
1
24.09
Повторение изученного


22.
Входной мониторинг по теме «Повторение пройденного в I – IV классах»
1
25.09
Контроль знаний


23.
Анализ входного мониторинга
1
26.09
Коррекция знаний


Тема «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (29 ч +7 ч р.р.)

24.
Синтаксис
1
27.09
Урок усвоения новых знаний


25.
Как писать сочинение
1
29.09
Урок усвоения новых знаний


26.
Р.р. Сочинение-рассуждение «Летние радости»
1
30.09
Урок развития речи


27.
Работа над ошибками в сочинении
1
01.10
Коррекция знаний учащихся


28.
Способы выражения грамматической связи в словосочетании.
1
02.10
Урок усвоения новых знаний


29.
Разбор словосочетаний
1
03.10
Урок усвоения новых знаний


30.
Контрольный диктант по теме «Словосочетание»
1
04.10
Контроль знаний


31.
Предложение
1
06.10
Урок усвоения новых знаний


32.
Р.р. Сжатое изложение (упр. 144)
1
07.10
Урок развития речи


33.
Виды предложений по цели высказывания
1
08.10
Урок усвоения новых знаний


34.
Виды предложений по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения
1
09.10
Урок усвоения новых знаний


35.
Р.р. Сочинение (упр. 157)
1
10.10
Урок развития речи


36.
Члены предложения
1
11.10
Урок усвоения новых знаний


37.
Подлежащее. Сказуемое.
1
13.10
Урок усвоения новых знаний


38.
Р.р. Подробное изложение (упр. 168)
1
14.10
Урок развития речи


39.
Тире между подлежащим и сказуемым
1
15.10
Урок усвоения новых знаний


40.
Распространённые и нераспространённые предложения.
1
16.10
Урок усвоения новых знаний


41.
Дополнение
1
17.10
Урок усвоения новых знаний


42.
Определение
1
18.10
Урок усвоения новых знаний


43.
Обстоятельство
1
20.10
Урок усвоения новых знаний


44.
Второстепенные члены предложения
1
21.10
Урок усвоения новых знаний


45.
Предложения с однородными членами
1
22.10
Урок усвоения новых знаний


46.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения
1
23.10
Урок усвоения новых знаний


47.
Предложения с обращениями
1
24.10
Урок усвоения новых знаний


48.
Р.р. Письмо
1
25.10
Урок развития речи


49.
Синтаксический разбор простого предложения
1
27.10
Урок усвоения новых знаний


50.
Пунктуационный разбор простого предложения
1
28.10
Урок усвоения новых знаний


51.
Простые и сложные предложения
1
29.10
Урок усвоения новых знаний


52.
Знаки препинания в сложном предложении
1
30.10
Урок усвоения новых знаний


53.
Синтаксический разбор сложного предложения
1
31.10
Урок усвоения новых знаний


54.
Прямая речь
1
01.11
Урок усвоения новых знаний


55.
Прямая и косвенная речь
1
10.11
Урок усвоения новых знаний
Каникулы

56.
Р.р. Диалог
1
11.11
Урок усвоения новых знаний и развития речи


57.
Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
1
12.11
Систематизация изученного материала


58.
Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
1
13.11
Контроль знаний


59.
Работа над ошибками
1
14.11
Коррекция знаний


60.
Р.р. Сжатое изложение (упр. 261)
1
15.11
Урок развития речи


Тема «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»
(15 ч + 3 ч р.р.)

61.
Фонетика – наука о звуках.
1
17.11
Урок усвоения новых знаний


62.
Гласные звуки
1
18.11
Повторение изученного


63.
Согласные звуки
1
19.11
Повторение изученного


64.
Изменение звуков в потоке речи
1
20.11
Повторение изученного


65.
Согласные твёрдые и мягкие
1
21.11
Повторение изученного


66.
Р.р. Повествование
1
22.11
Урок развития речи


67.
Согласные звонкие и глухие
1
24.11
Повторение изученного


68.
Графика. Алфавит
1
25.11
Повторение изученного


69.
Р.р. Описание предмета
1
26.11
Урок развития речи


70.
Обозначение мягкости согласного с помощью Ь
1
27.11
Повторение изученного


71.
Закрепление темы «Обозначение мягкости согласного с помощью Ь»
1
28.11
Повторение изученного


72.
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я
1
29.11
Повторение изученного


73.
Орфоэпия
1
01.12
Урок усвоения новых знаний


74.
Р.р. Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»
1
02.12
Урок развития речи


75.
Фонетический разбор слова
1
03.12
Повторение изученного


76.
Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»
1
04.12
Систематизация изученного материала


77.
Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»
1
05.12
Контроль знаний


78.
Анализ контрольного диктанта по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»
1
06.12
Коррекция знаний


Тема «Лексика. Культура речи» (8 ч + 2 ч р.р.)

79.
Слово и его лексическое значение
1
08.12
Урок усвоения новых знаний


80.
Однозначные и многозначные слова
1
09.12
Урок усвоения новых знаний


81.
Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
1
10.12
Урок развития речи


82.
Прямое и переносное значение слов
1
11.12
Урок усвоения новых знаний


83.
Омонимы
1
12.12
Урок усвоения новых знаний


84.
Синонимы
1
13.12
Урок усвоения новых знаний


85.
Р.р. Обучающее изложение-описание «Первый снег»
1
15.12
Урок развития речи


86.
Антонимы
1
16.12
Урок усвоения новых знаний


87.
Повторение по теме «Лексика. Культура речи»
1
17.12
Систематизация изученного материала


88.
Контрольный диктант по теме «Лексика. Культура речи»
1
18.12
Контроль знаний


Тема «Морфемика. Орфография. Культура речи» (22 ч + 4 ч р.р.)

89.
Морфема – наименьшая значимая часть слова
1
19.12
Урок усвоения новых знаний


90.
Изменение и образование слов. Окончание
1
20.12
Урок усвоения новых знаний


91.
Основа слова
1
22.12
Урок усвоения новых знаний


92.
Корень слова
1
23.12
Урок усвоения новых знаний


93.
Р.р. Рассуждение
1
24.12
Урок развития речи


94.
Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение
1
25.12
Урок развития речи


95.
Суффикс
1
26.12
Урок усвоения новых знаний


96.
Закрепление темы «Суффикс»
1
27.01
Систематизация изученного материала


97.
Приставка
1
12.01
Урок усвоения новых знаний


98.
Морфемные словари русского языка
1
13.01
Урок усвоения новых знаний


99.
Чередование гласных и согласных звуков в морфемах
1
14.01
Урок усвоения новых знаний


100.
Беглые гласные
1
15.01
Урок усвоения новых знаний


101.
Варианты морфем
1
16.01
Урок усвоения новых знаний


102.
Морфемный разбор слова
1
17.01
Урок усвоения новых знаний


103.
Р.р. Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению «Книга – наш лучший друг»
1
19.01
Урок развития речи


104.
Правописание гласных и согласных в приставках
1
20.01
Урок усвоения новых знаний


105.
Буквы З и С на конце приставок
1
21.01
Урок усвоения новых знаний


106.
Закрепление темы «Буквы З и С на конце приставок»
1
22.01
Повторение изученного


107.
Буквы О – А в корнях лаг - лож
1
23.01
Урок усвоения новых знаний


108.
Буквы О – А в корнях раст-, ращ-, рос-
1
24.01
Урок усвоения новых знаний


109.
Буквы Ё – О после шипящих в корне слова
1
26.01
Урок усвоения новых знаний


110.
Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
1
27.01
Урок развития речи


111.
Буквы Ы – И после Ц
1
28.01
Урок усвоения новых знаний


112.
Обобщение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
1
29.01
Систематизация изученного материала


113.
Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
1
30.01
Контроль знаний


114.
Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»
1
31.01
Коррекция знаний учащихся


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Тема «Самостоятельные и служебные части речи» (1 ч)

115.
Самостоятельные и служебные части речи
1
02.02
Урок усвоения новых знаний


Тема «Имя существительное» (20 ч + 4 ч)

116.
Имя существительное как часть речи
1
03.02
Урок усвоения новых знаний


117.
Р.р. Доказательства в рассуждениях
1
04.02
Урок развития речи


118.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
1
05.02
Повторение изученного


119.
Имена существительные собственные и нарицательные
1
06.02
Повторение изученного


120.
Р.р. Обучающее сочинение-описание по картине Г.И. Нисского «Февраль. Подмосковье»
1
07.02
Урок развития речи


121.
Морфологический разбор имени существительного
1
09.02
Урок усвоения новых знаний


122.
Род имён существительных
1
10.02
Повторение изученного


123.
Число имён существительных
1
11.02
Повторение изученного


124.
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа
1
12.02
Урок усвоения новых знаний


125.
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
1
13.02
Урок усвоения новых знаний


126.
Р.р. Обучающее изложение-рассуждение «Как важно дорожить дружбой!»
1
14.02
Урок развития речи


127.
Три склонения имён существительных
1
16.02
Повторение изученного


128.
Падеж имён существительных
1
17.02
Повторение изученного


129.
Закрепление темы «Падеж имён существительных»
1
18.02
Систематизация изученного материала


130.
Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе
1
19.02
Урок усвоения новых знаний
Сагаалган

131.
Существительные на –ия, -ие, -ий
1
20.02
Урок усвоения новых знаний


132.
Тестирование по теме «Падежные окончания имён существительных в единственном числе»
1
21.02
Систематизация изученного материала


133.
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
1
23.02
Урок усвоения новых знаний
День защитника Отечества

134.
Закрепление темы «Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»
1
24.02
Систематизация изученного материала


135.
Р.р. Изложение с изменением лица
1
25.02
Урок развития речи


136.
Множественное число имён существительных
1
26.02
Урок усвоения новых знаний


137.
Повторение и систематизация изученного об имени существительном
1
27.02
Систематизация изученного материала


138.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1
28.02
Контроль знаний


139.
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное»
1
02.03
Коррекция знаний учащихся


Тема «Имя прилагательное» (12 ч + 4 ч р.р.)

140.
Имя прилагательное часть речи
1
03.03
Урок усвоения новых знаний


141.
Закрепление темы «Имя прилагательное как часть речи»
1
04.03
Систематизация изученного материала


142.
Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных
1
05.03
Урок усвоения новых знаний


143.
Закрепление темы «Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных»
1
06.03
Систематизация изученного материала


144.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую
1
07.03
Урок усвоения новых знаний


145.
Описание животного
1
09.03
Урок усвоения новых знаний


146.
Р.р. Сжатое изложение-описание «Ю-ю»
1
10.03
Урок развития речи


147.
Прилагательные полные и краткие
1
11.03
Урок усвоения новых знаний


148.
Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую
1
12.03
Урок усвоения новых знаний


149.
Р.р. Сочинение «Моё любимое животное»

13.03
Урок развития речи


150.
Морфологический разбор имени прилагательного
1
14.03
Урок усвоения новых знаний


151.
Р.р. Сочинение-описание по картине А Комарова «Наводнение»
1
16.03
Урок развития речи


152.
Повторение изученного материала по теме «Имя прилагательное»
1
17.03
Систематизация изученного материала


153.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
1
18.03
Контроль знаний


154.
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»
1
19.03
Коррекция знаний


155.
Р.р. Сочинение-описание «Как я испугался»
1
20.03
Урок развития речи


Тема «Глагол» (36 ч + 6 ч р.р.)

156.
Глагол как часть речи
1
21.03
Урок усвоения новых знаний


157.
Закрепление темы «Глагол как часть речи»
1
30.04
Систематизация изученного материала
Каникулы

158.
Не с глаголами
1
31.04
Урок усвоения новых знаний
Каникулы

159.
Р.р. Рассказ
1
01.04
Урок развития речи


160.
Неопределённая форма глагола
1
02.04
Урок усвоения новых знаний


161.
Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов
1
03.04
Урок усвоения новых знаний


162.
Закрепление темы «Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов»
1
04.04
Систематизация изученного материала


163.
Правописание –тся и –ться в глаголах
1
06.04
Урок усвоения новых знаний


164.
Закрепление темы «Правописание –тся и –ться в глаголах»
1
07.04
Систематизация изученного материала


165.
Совершенный и несовершенный вид глагола
1
08.04
Урок усвоения новых знаний


166.
Закрепление темы «Виды глагола»
1
09.04
Систематизация изученного материала


167.
Р.р. Рассказ по сюжетным картинкам (упр.644)
1
10.04
Урок развития речи


168.
Буквы Е-И в корнях с чередованием
1
11.04
Урок усвоения новых знаний


169.
Закрепление темы «Буквы Е-И в корнях с чередованием»
1
13.04
Систематизация изученного материала


170.
Невыдуманный рассказ (о себе)
1
14.04
Урок развития речи


171.
Р.р. Рассказ о себе «Как я однажды помогал маме» (упр. 652)
1
15.04
Урок развития речи


172.
Работа над ошибками
1
16.04
Коррекция знаний учащихся


173.
Контрольный диктант по правописанию орфограмм в глаголах
1
17.04
Контроль знаний


174.
Анализ контрольного диктанта
1
18.04
Коррекция знаний


175.
Время глагола
1
20.04
Урок усвоения новых знаний


176.
Прошедшее время
1
21.04
Урок усвоения новых знаний


177.
Настоящее время
1
22.04
Урок усвоения новых знаний


178.
Будущее время
1
23.04
Урок усвоения новых знаний


179.
Р.р. Сочинение-описание (упр. 666)
1
24.04
Урок развития речи


180.
Работа над ошибками в сочинении-описании
1
25.04
Коррекция знаний


181.
Спряжение глаголов
1
27.04
Урок усвоения новых знаний


182.
Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
1
28.04
Урок усвоения новых знаний


183.
Закрепление по теме «Спряжение глаголов»

29.04
Систематизация изученного материала


184.
Морфологический разбор глагола
1
30.04
Урок усвоения новых знаний


185.
Подготовка к сжатому изложению «Шоколадный торт» (упр. 688)
1
01.05
Урок развития речи
Праздник

186.
Р.р. Сжатое изложение «Шоколадный торт»
1
02.05
Урок развития речи


187.
Работа над ошибками в сжатом изложении
1
04.05
Коррекция знаний учащихся


188.
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа
1
05.05
Урок усвоения новых знаний


189.
Тестирование по теме «Глагол»
1
06.05
Систематизация изученного материала


190.
Употребление времён
1
07.05
Урок усвоения новых знаний


191.
Р.р. Составление рассказа по серии рисунков
1
08.05
Урок развития речи


192.
Работа над ошибками в рассказе
1
09.05
Коррекция знаний учащихся
День Победы

193.
Обобщение по теме «Глагол»
1
11.05
Систематизация изученного материала


194.
Проверочная работа по теме «Глагол»
1
12.05
Систематизация изученного материала


195.
Анализ проверочной работы
1
13.05
Коррекция знаний учащихся


196.
Итоговый контрольный диктант по теме «Глагол»
1
14.05
Контроль знаний


197.
Анализ итогового контрольного диктанта
1
15.05
Коррекция знаний


Тема «Повторение и систематизация пройденного в V классе» (6 ч + 2 ч р.р.)

198.
Разделы науки о языке
1
16.05
Повторение изученного


199.
Р.р. Сочинение (упр. 717)
1
18.05
Урок развития речи


200.
Орфограммы в приставках и корнях слов
1
19.05
Повторение изученного


201.
Орфограммы в окончаниях слов
1
20.05
Повторение изученного


202.
Употребление букв Ъ и Ь
1
21.05
Повторение изученного


203.
Р.р. Изложение
1
22.05
Урок развития речи


204.
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью
1
23.05
Повторение изученного

























Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе

№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Тип урока

Примеч
корр



Тема «Русский язык как развивающееся явление» (1 ч)

01.
Русский язык как развивающееся явление.
1 ч
02.09
Урок усвоения новых знаний


Тема «Повторение изученного в V – VI классах» (7 часов + 1 час р. р.)

02.
Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация.
1 ч
03.09
Повторительно-обобщающий урок


03.
Лексика и фразеология.
1 ч
04.09
Повторительно-обобщающий урок


04.
Фонетика и орфография.
1 ч
05.09
Повторительно-обобщающий урок


05.
Словообразование и орфография.

1 ч
09.09
Повторительно-обобщающий урок


06.
Стили литературного языка. Стилистическая норма.
1 ч
10.09
Урок усвоения новых знаний


07.
Р.р. Стили литературного языка. Стилистическая норма.
1 ч
11.09
Урок контроля


08.
Морфология и орфография.
1 ч
12.09
Повторительно-обобщающий урок


09.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
1 ч
16.09
Урок контроля


10.
Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».
1 ч
17.09
Урок закрепления пройденного материала


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Тема «Причастие» ( 25 ч. + 4 ч. развития речи)

11.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия.
1 ч
18.09
Урок усвоения новых знаний


12.
Склонение полных причастий
1 ч
19.09
Урок закрепления изученного


13.
Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
1 ч
23.09
Урок усвоения новых знаний


14.
Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
1 ч
24.09
Урок закрепления нового материала


15.
Описание внешности человека
1 ч
25.09
Урок развития речи


16.
Р.р. Сочинение по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» (упр. 77)
1 ч
26.09
Урок развития речи


17.
Действительные и страдательные причастия.
1 ч
30.09
Урок усвоения новых знаний


18.
Образование полных и кратких страдательных причастий.
1 ч
01.10
Урок усвоения новых знаний


19.
Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени.
1 ч
02.10
Урок усвоения новых знаний


20.
Действительные причастия прошедшего времени
1 ч
03.10
Урок усвоения новых знаний


21.
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени
1 ч
07.10
Урок закрепления нового материала


22.
Р.р. Изложение текста от 3 лица (упр. 100)
1 ч
08.10
Урок развития речи


23.
Страдательные причастия настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
1 ч
09.10
Урок усвоения новых знаний


24.
Страдательные причастия прошедшего времени
1 ч
10.10
Урок усвоения новых знаний


25.
Контрольный диктант по теме «Причастие. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия».
1 ч
14.10
Урок контроля


26.
Гласные перед одной и двумя буквами н в кратких и полных страдательных причастиях.
1 ч
15.10
Урок закрепления изученного материала


27.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
1 ч
16.10
Урок усвоения новых знаний


28.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
1 ч
17.10
Урок усвоения новых знаний


29.
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
1 ч
21.10
Урок закрепления изученного материала


30.
Подготовка к выборочному изложению
1 ч
22.10
Урок развития речи


31.
Р.р. Выборочное изложение
1 ч
23.10
Урок развития речи


32.
Морфологический разбор причастия.
1 ч
24.10
Повторительно-обобщающий урок


33.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
1 ч
28.10
Урок усвоения новых знаний


34.
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
1 ч
29.10
Урок закрепления изученного материала


35.
Буквы о и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
1 ч
30.10
Урок усвоения новых знаний


36.
Буквы о и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
1 ч
31.10
Урок закрепления изученного материала


37.
Р.р. Сочинение (упр. 146)
1 ч
11.11
Урок развития речи


38.
Обобщающий урок по теме «Причастие».
1 ч
12.11
Урок закрепления изученного материала


39.
Урок-практикум. Контрольный тест по теме «Причастие»
1 ч
13.11
Урок контроля


Тема «Деепричастие» ( 12ч. + 2 ч. развития речи)

40.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление).
1 ч
14.11
Урок усвоения новых знаний


41.
Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.
1 ч
18.11
Урок усвоения новых знаний


42.
Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте.
1 ч
19.11
Урок закрепления изученного материала


43.
НЕ с деепричастиями.
1 ч
20.11
Урок усвоения новых знаний


44.
Деепричастия несовершенного вида и их образование.
1 ч
21.11
Урок усвоения новых знаний


45.
Деепричастия совершенного вида и их образование.
1 ч
25.11
Урок усвоения новых знаний


46.
Урок обобщения знаний по теме «Деепричастия несовершенного и совершенного вида»
1 ч
26.11
Урок закрепления изученного материала


47.
Р.р. Рассказ по картине с описанием действий.
1 ч
27.11
Урок развития речи


48.
Морфологический разбор деепричастия
1 ч
28.11
Повторительно-обобщающий урок


49.
Урок-практикум. Тренировочный тест по теме «Деепричастия».
1 ч
02.12
Повторительно-обобщающий урок


50.
Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
1 ч
03.12
Урок контроля


51.
Коррекция знаний учащихся. Обобщение по теме «Деепричастие».
1 ч
04.12
Повторительно-обобщающий урок


52.
Р.р. Сжатое изложение
1 ч
05.12
Урок развития речи


53.
Работа над ошибками
1 ч
09.12
Повторительно-обобщающий урок


Тема «Наречие» (25 ч. + 2 ч. развития речи)

54.
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении.
1 ч
10.12
Урок усвоения новых знаний


55.
Употребление наречий в речи.
1 ч
11.12
Урок закрепления изученного


56.
Смысловые группы наречий
1 ч
12.12
Урок усвоения новых знаний


57.
Смысловые группы наречий
1 ч
16.12
Урок усвоения новых знаний


58.
Степени сравнения наречий и их образование
1 ч
17.12
Урок усвоения новых знаний


59.
Степени сравнения наречий и их образование
1 ч
18.12
Урок закрепления изученного


60.
Морфологический разбор наречия.
1 ч
19.12
Урок закрепления изученного


61.
Р.р. Сочинение-рассуждение (упр. 217)
1 ч
23.12
Урок развития речи


62.
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е.
1 ч
24.12
Урок усвоения новых знаний


63.
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е.
1 ч
25.12
Урок закрепления изученного


64.
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий
1 ч
26.12
Урок усвоения новых знаний


65.
Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий
1 ч
13.01
Урок закрепления изученного


66.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е.
1 ч
14.01
Урок усвоения новых знаний


67.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е.
1 ч
15.01
Урок закрепления изученного материала


68.
Подготовка к подробному изложению текста с описанием действия
1 ч
16.01
Урок развития речи


69.
Р.р. Подробное изложение текста с описанием действия
1 ч
20.01
Урок развития речи


70.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий.
1 ч
21.01
Урок усвоения новых знаний


71.
Суффиксы -о и -а на конце наречий
1 ч
22.01
Урок усвоения новых знаний


72.
Суффиксы -о и -а на конце наречий
1 ч
23.01



73.
Дефис между частями слова в наречиях.
1 ч
27.01
Урок усвоения новых знаний


74.
Дефис между частями слова в наречиях.
1 ч
28.01
Урок закрепления изученного материала


75.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
1 ч
29.01
Урок усвоения новых знаний


76.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
1 ч
30.01
Урок закрепления изученного материала


77.
Буква ь после шипящих на конце наречий.
1 ч
03.02
Урок усвоения новых знаний


78.
Обобщающий урок по теме «Наречие»
1 ч
04.02
Урок закрепления изученного материала


79.
Контрольный диктант по теме «Наречие».
1 ч
05.02
Контроль знаний


80.
Анализ контрольного диктанта
1 ч
06.02
Повторительно-обобщающий


Тема «Категория состояния» (2 ч. + 2 ч. развития речи)

81.
Категория состояния как часть речи.
1 ч
10.02
Урок усвоения новых знаний


82.
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему (упр. 282)
1 ч
11.02
Урок развития речи


83.
Морфологический разбор категории состояния
1 ч
12.02
Урок усвоения новых знаний


84.
Р.р. Сжатое изложение текста с описанием состояния человека или природы.
1 ч
13.02
Урок развития речи


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Тема «Предлог как служебная часть речи» (9 ч. +2 ч. р. р.)

85.
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.
1 ч
17.02
Урок усвоения новых знаний


86.
Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.
1 ч
18.02
Урок закрепления изученного материала


87.
Непроизводные и производные предлоги.
1 ч
19.02
Урок усвоения новых знаний
Сагаалган

88.
Простые и составные предлоги.
1 ч
20.02
Урок усвоения новых знаний


89.
Р.р. Написание сочинения-рассуждения. Основная мысль текста.
1 ч
24.02
Урок развития речи


90.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.)
1 ч
25.02
Урок усвоения новых знаний


91.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.)
1 ч
26.02
Урок усвоения новых знаний


92.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.)
1 ч
27.02
Урок закрепления изученного материала


93.
Обобщающий урок по теме «Предлог».
1 ч
03.03
Урок закрепления изученного материала


94.
Контрольный диктант по теме «Предлог».
1 ч
04.03
Контроль знаний


Тема «Союз» (11 ч. + 2 ч. развития речи)

95.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы.
1 ч
05.03
Урок усвоения новых знаний


96.
Союзы сочинительные и подчинительные.
1 ч
06.03
Урок усвоения новых знаний


97.
Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях.
1 ч
10.03
Урок усвоения новых знаний


98.
Сочинительные союзы соединительные, разделительные и противительные.
1 ч
11.03
Урок усвоения новых знаний


99.
Р.р. Сочинение «Я сижу на берегу»
1 ч
12.03
Урок развития речи


100.
Употребление подчинительных союзов в сложном предложении.
1 ч
13.03
Урок закрепления изученного материала


101.
Морфологический разбор союза
1 ч
17.03
Урок усвоения новых знаний


102.
Р.р. Написание сочинения-рассуждения «Книга – наш друг и советчик» (упр. 343)
1 ч
18.03
Урок развития речи


103.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же
1 ч
19.03
Урок усвоения новых знаний


104.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же
1 ч
20.03
Урок усвоения новых знаний


105.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же
1 ч
01.04
Урок закрепления изученного материала


106.
Обобщающий урок по теме «Союзы».
1 ч
02.04
Урок закрепления изученного материала


107.
Контрольный тест по теме «Союзы».
1 ч
03.04
Контроль знаний


Тема «Частицы» (11 ч. + 2 ч. р. р.)

108.
Частица как служебная часть речи
1 ч
07.04
Урок усвоения новых знаний


109.
Частица как служебная часть речи. Формообразующие и смысловые частицы
1 ч
08.04
Урок усвоения новых знаний


110.
Р.р. Рассказ «Горе-мечтатель»
1 ч
09.04
Урок развития речи


111.
Смысловые частицы.
1 ч
10.04
Урок усвоения новых знаний


112.
Смысловые частицы.
1 ч
14.04
Урок усвоения новых знаний


113.
Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы

1 ч
15.04
Урок усвоения новых знаний


114.
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
1 ч
16.04
Урок усвоения новых знаний


115.
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
1 ч
17.04
Урок усвоения новых знаний


116.
Р.р. Сжатое изложение
1 ч
21.04



117.
Различение на письме частицы не и приставки не.
1 ч
22.04
Урок усвоения новых знаний


118.
Различение на письме частицы ни, союза ни-ни и приставки ни.
1 ч
23.04
Урок усвоения новых знаний


119.
Различение на письме частицы ни, союза ни-ни и приставки ни.
1 ч
24.04
Урок усвоения новых знаний


120.
Обобщающий урок по теме «Частица».
1 ч
28.04
Урок закрепления изученного материала


Тема «Междометие. Звукоподражательные слова» (2 ч)

121.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
1 ч
29.04
Урок усвоения новых знаний


122.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях
1 ч
30.04
Урок усвоения новых знаний


ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
( 9 ч.+ 2ч.р. р.)

123.
Русский язык и разделы науки о нем. Текст. Стили речи.
1 ч
01.05
Урок закрепления
Праздник

124.
Р.р. Сочинение на морально-этическую тему
1 ч
05.05
Урок развития речи


125.
Фонетика и графика.
1 ч
06.05
Урок закрепления изученного материала


126.
Лексика и фразеология.
1 ч
07.05
Урок закрепления изученного материала


127.
Морфемика. Словообразование
1 ч
08.05
Урок закрепления изученного материала


128.
Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса.
1 ч
12.05.

Контроль знаний


129.
Коррекция знаний учащихся.
1 ч
13.05
Повторительно-обобщающий


130.
Морфология.
1 ч
14.05
Урок закрепления изученного материала


131.
Морфология.
1 ч
15.05
Урок закрепления изученного материала


132.
Р.р. Сжатое изложение
1 ч
19.05
Урок развития речи


133.
Орфография
1 ч
20.05
Урок закрепления изученного материала


134.
Орфография
1 ч
21.05
Урок закрепления изученного материала


135.
Синтаксис
1 ч
22.05
Урок закрепления изученного материала


136.
Пунктуация
1 ч

Урок закрепления изученного материала































Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
№ п/п
Тема урока
Кол
час
Дата
Тип урока
Примеч
корр

Тема «Международное значение русского языка» (1 час)

01.
Международное значение русского языка
1 ч
03.09
Урок изучения нового материала


Тема «Повторение пройденного в V – VIII классах» (5 ч + 2 ч р.р.)

02.
Р.р. Устная и письменная речь. Монолог и диалог
1
05.09
Урок развития речи


03.
Р.р. Стили речи. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей
1
10.09
Урок развития речи


04.
Простое предложение и его грамматическая основа
1
12.09
Урок закрепления


05.
Предложение с однородными членами
1
17.09
Урок закрепления


06.
Предложения с обособленными членами
1
19.09
Урок закрепления


07.
Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
1
24.09
Урок закрепления


08.
Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 5 – 8 классах»
1
26.09
Контроль знаний


СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Тема «Сложные предложения» (1 ч)

09.
Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений
1
01.10
Урок усвоения новых знаний


Тема «Союзные сложные предложения» (6 ч)

10.
Союзные и бессоюзные сложные предложения
1
03.10
Урок усвоения новых знаний


11.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
1
08.10
Урок усвоения новых знаний


12.
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения
1
10.10
Урок закрепления


13.
Интонация сложного предложения
1
15.10
Урок усвоения новых знаний


14.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Союзные сложные предложения»
1
17.10
Повторительно-обобщающий


15.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Союзные сложные предложения»
1
22.10
Повторительно-обобщающий


Тема «Сложносочинённые предложения» (3 ч + 2 ч р.р.)

16.
Р.р. Подготовка и написание изложения с продолжением (упр. 40)
1
24.10
Урок развития речи


17.
Сложносочинённое предложение и его особенности
1
29.10
Урок усвоения новых знаний


18.
Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, разделительными и противительными). Авторское употребление знаков препинания
1
31.10
Урок усвоения новых знаний


19.
Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения
1
12.11
Урок усвоения новых знаний


20.
Р.р. Подготовка написания рецензии на литературное произведение
1
14.11
Урок развития речи


Тема «Сложноподчинённые предложения» (19 ч + 5 ч р.р.)

21.
Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения
1
19.11
Урок усвоения новых знаний


22.
Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным
1
21.11
Урок усвоения новых знаний


23.
Указательные слова в главном предложении
1
26.11
Урок усвоения новых знаний


24.
Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями
1
28.11
Урок усвоения новых знаний


25.
Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения (по тексту А. Новикова «Прощание с Пушкиным»)
1
03.12
Урок развития речи


26.
Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными
1
05.12
Урок усвоения новых знаний


27.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
1
10.12
Урок усвоения новых знаний


28.
Р.р. Сжатое изложение
1
12.12
Урок развития речи


29.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными
1
17.12
Урок усвоения новых знаний


30.
Придаточные предложения места и времени
1
19.12
Урок усвоения новых знаний


31.
Придаточные предложения условия, причины, цели
1
24.12
Урок усвоения новых знаний


32.
Придаточные предложения уступки, следствия
1
26.12
Урок усвоения новых знаний


33.
Придаточные предложения образа действия, меры и степени
1
14.01
Урок усвоения новых знаний


34.
Придаточные предложения сравнительные
1
16.01
Урок усвоения новых знаний


35.
Типичные речевые сферы применения сложноподчинённых предложений
1
21.01
Урок усвоения новых знаний


36.
Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение»
1
23.01
Повторительно-обобщающий


37.
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
1
28.01
Урок усвоения новых знаний


38.
Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными
1
30.01
Урок усвоения новых знаний


39.
Синтаксические синонимы сложноподчинённых предложений
1
04.02
Урок усвоения новых знаний


40.
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения»
1
06.02
Контроль знаний


41.
Тестирование по теме «Сложные предложения»
1
11.02
Повторительно-обобщающий


42.
Р.р. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности
1
13.02
Урок развития речи


43.
Р.р. Сообщение на лингвистическую тему
1
18.02
Урок развития речи


44.
Р.р. Деловые документы (автобиография, заявление)
1
20.02
Урок развития речи


Тема «Бессоюзные сложные предложения» (6 ч + 2 ч р.р.)

45.
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
1
25.02
Урок усвоения новых знаний


46.
Р.р. Сжатое изложение
1
27.02
Урок развития речи


47.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении
1
04.03
Урок усвоения новых знаний


48.
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
1
06.03
Урок усвоения новых знаний


49.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
1
11.03
Урок усвоения новых знаний


50.
Р.р. Сочинение по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелёвка» (упр. 202)

13.03
Урок развития речи


51.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль
1
18.03
Урок усвоения новых знаний


52.
Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»
1
20.03
Контроль знаний


Тема «Сложные предложения с различными видами связи» ( 5 ч + 2 ч р.р.)

53.
Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и разделительные знаки препинания в них
1
01.04
Урок усвоения новых знаний


54.
Сочетание знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи
1
03.04
Урок усвоения новых знаний


55.
Сочетание знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи
1
08.04
Урок закрепления


56.
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи
1
10.04
Урок усвоения новых знаний


57.
Контрольный тест по теме «Сложные предложения»
1
15.04
Контроль знаний


58.
Р.р. Конспект статьи на лингвистическую тему
1
17.04
Урок развития речи


59.
Р.р. Изложение с элементами сочинения (по тексту С.Я. Маршака «Любите Пушкина»)
1
22.04
Урок развития речи


Тема «Общие сведения о языке» (3 ч)

60.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка
1
24.04
Урок усвоения новых знаний


61.
Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили
1
29.04
Урок усвоения новых знаний


62.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ. Наука о русском языке и её разделы. Видные учёные-русисты
1
01.05
Урок усвоения новых знаний
Праздник

Тема «Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи» (4 ч + 2 ч р.р.)

63.
Р.р. Сжатое изложение
1
06.05
Урок развития речи


64.
Повторение изученного в 5 – 9 классах
1
08.05
Повторительно-обобщающий


65.
Р.р. Сочинение публицистического характера на морально-этическую тему «Что такое подвиг?» (упр. 183, 184)
1
13.05
Урок развития речи


66.
Систематизация сведений о тексте
1
15.05
Повторительно-обобщающий




 Негрубые ошибки - не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 142915




rђ Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 5‡ђ Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915