Психолого-педагогические условия для эффективной реализации интерактивного обучения и воспитания в начальной школе


Психолого-педагогические условия для эффективной реализации интерактивного обучения и воспитания в начальной школе
Гребнева Е.В., учитель начальных классов
МКОУ СОШ п. ФалёнкиИзменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения.
Перед учителем поставлены новые цели:
формирование универсальных учебных действий
мотивация к обучению.
Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности.
Какие же психолого-педагогические условия необходимы для эффективной реализации интерактивного обучения и воспитания в начальной школе?
Под психолого-педагогическими условиями будем понимать целенаправленно созданную обстановку, в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т. д.), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или учебную работу.
Рассмотрим подробнее:
1. Нормативно - правовая база.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам,  а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты второго поколения ориентированы на результат: личностные; предметные; метапредметные. Поэтому главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться
2. Социальные условия
Современные дети живут в условиях большого информационного пространства, некоторые из них очень мало общаются со своими сверстниками, проводя основное свободное время за компьютером и телевизором. Школьники умеют пользоваться телефонами, электронными игрушками, но совсем не умеют общаться и играть с одноклассниками.
          Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.
Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.
         Интерактивные методы способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и очень актуальны в современной начальной школе.
3. Уровень педагогической культуры учителя.
Читаем профессиональный стандарт педагога: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации»
4. Содержание обучения, методы и приемы
Вот уже пятый год моя работа учителя начальных классов основывается на использовании интерактивных технологий, что даёт возможность научить детей критически мыслить, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
 Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока - эмоциональный настрой на урок:
неожиданный вопрос
факт, элемент исторического костюма
видеофрагмент
ребус, загадка
выяснения целей, ожиданий, опасений.
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций:
ситуация неожиданности
ситуация конфликта
ситуация несоответствия
ситуация неопределенности
ситуация предположения
ситуация выбора
3. Организации релаксации и подведения итогов
Пример: «Мудрый совет» - группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется соседней группой.
4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся 
9. Организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
10. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
11. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).      
Методов, упражнений, элементов интерактивного обучения существует огромное количество. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках небольшого количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения.
Сегодня практически любой учитель применяет в своей деятельности, как он говорит, интерактивные технологии обучения школьников. Такова ситуация и в моей образовательной организации. Но, на мой взгляд, рано говорить о технологии, это лишь элементы, приемы. Педагогической технологией она будет только в виде продуманной во всех деталях системе совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным результатом.