Психолого-педагогические условия для эффективной реализации интерактивного обучения на уроках физики
Психолого-педагогические условия для эффективной реализации интерактивного обучения на уроках физики
В психолого-педагогическом обеспечении образовательного стандарта одной из трех составляющих является обоснование сущности образованности, критериев выделения уровней образованности, обобщенных моделей образованности на различных ступенях образования. Образованность обучающихся является одним из показателей качества образования. Поэтому я работаю над повышением качества образования через внедрение активных форм обучения и воспитания. Структура образованности состоит из 4 компонентов:
1. Круг значимых проблем (мотивационный компонент).
2. Образовательное пространство – круг источников информации, которые использует личность (ориентационный момент).
3. Освоенные личностью универсальные и специальные методы решения проблем (деятельный компонент).
4. Познавательная база решения проблем – междисциплинарные и предметные знания, необходимые для решения проблем (когнитивный компонент).
Для повышения уровня образованности обучающихся на уроках физики на средней и старшей ступени обучения используются универсальные методы: 1) постановка проблемы; 2) формирование цели; 3) конкретизация цели в задачах; 4) самоконтроль; 5) самооценка. Кроме того использую системный подход, прогнозирование, проектирование; использование методов организации совместной деятельности, разрешение возникающих конфликтов, разных способов оживления уроков, привлечение обучающихся к активной работе. Работая над повышением образованности обучающихся на уроках физики развиваю способность решать жизненные задачи. На уроках физики .такие задачи можно использовать почти на каждом уроке и в каждом классе., На ступени основного образования: не только решать познавательные задачи, но и включать свой опыт и обогащать свой опыт социального взаимодействия; не только жить в настоящем, но и определять характер своей деятельности в будущем. Обучающиеся перешедшие в старшие классы, решают свои задачи: определяются в направлениях и профилях своей образовательной деятельности; осваивают новые социальные связи; на основе самопознания и самооценки определяются личностно. На уроках физики отрабатываю способность применять универсальные методы учебно-познавательной деятельности полученных из адаптированных источников информации и личного житейского опыта, в целях решения учебно - познавательных проблем, из различных источников информации, в целях решения проблем социальной адаптации на основе применения правил и приемов к конкретной ситуации и из оригинальных источников научной информации, внешкольных источников. В системе общего образования можно выделить три вида компетентности: общекультурную, допрофессиональную, методологическую. Общекультурная компетентность – это уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур. Допрофессиональная компетентность характеризует уровень образованности, достаточный для получения профессионального образования. Она проявляется в усвоении опорных знаний и умений, необходимых для последующего образования, знаний о профессии, системе профессионального образования, своих профессиональных возможностей. Методологическая компетентность – это уровень образованности, достаточный для самостоятельного решения мировоззренческих, исследовательских, творческих задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизни и деятельности. Учащиеся, определяя свой уровень образованности и стремясь его достигнуть, ставят перед собой цели своей деятельности, выбирают средства их достижения. Наша задача состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся достигнуть поставленной цели. Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения - Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.); - Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.); - Использование игровых форм; - Диалогическое взаимодействие; - Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.); - Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.); - Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.); - Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.); - Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.); - Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.); - Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.); - Деятельностный подход в обучении. Методики активных методов обучения предполагают работу в группах сменного состава. Методика деления на группы: деление на группы заранее планируется учителем.
В использовании интерактивных методов на уроках физики можно выделить положительные моменты:
развитие мотивации к обучению у обучающихся формирование у обучающихся навыка самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности