Создание психолого-педагогических условий для саморазвития и самореализации личности.
Создание психолого-педагогических условий для саморазвития и самореализации личности.
В современном обществе востребуется личность, осознающая свою уникальность и неповторимость, обладающая потенциалом самореализации и саморазвития, характеризующаяся направленностью на достижение успеха в различных видах деятельности. Формирование и развитие такой личности требуют создания условий, способствующих максимальной самореализации учащихся в процессе обучения. Однако, создание таких условий часто понимается как наращивание объема учебного материала и интенсификация учебного процесса без достаточного учета различий в природных задатках учащихся. Это приводит к потере познавательной активности, к снижению самостоятельности, творчества в учебной деятельности у значительного числа учащихся, препятствует их самореализации. Детям необходимы помощь и поддержка педагогов, поскольку, испытывая потребность в самореализации, они далеко не всегда находят адекватные сферы и средства для приложения своих способностей.
Самореализация учащегося рассматривается как реализация потребности личности в самостоятельном выборе вида деятельности, выполняемой при ее активном участии, в результате которого изменяется отношение учащегося к социальному окружению, повышается самооценка, сопровождающаяся переживанием личностью состояния успеха.
К важным психолого-педагогическим условиям самореализации личности относится также знание педагогом личностных и возрастных особенностей учащихся. Благоприятный вариант личностного развития, способствующий самореализации ребенка, предполагает его активное участие в различных сферах жизнедеятельности, при котором самореализация осуществляется в различных областях деятельности посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная деятельность.
Основы учебной деятельности закладываюся именно в первые годы обучения. Учебная деятельность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.
Компоненты учебной деятельности:
1. Мотивация.
2. Учебная задача.
3. Учебные операции.
4. Контроль и оценка.
В этот период у младшего школьника одновременно с появлением способности к обучению возникает и комплекс некоторых трудностей, в который входят трудности нового режима жизни, новых отношений с одноклассниками и учителем. В это время у ребенка возникает апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности. Здесь очень важна эмоциональная поддержка, помощь в преодолении этих трудностей.
Учителю же не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования ученика, которые стимулируются групповыми играми, любопытством, самопроизвольно появляющимся интересом к всевозможным творческим занятиям. Такие проявления нужно поддерживать, развивать, подсоединять к системе педагогически организованных и целенаправленных дел.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
В среднем школьном возрасте (от 10–11 до 14–15 лет) определяющую роль играет общение со сверстниками. Ведущими видами деятельности являются самостоятельная учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая, что соответствует удовлетворению ярко выраженной потребности в самостоятельности.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Своеобразие этой особенности, названной чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими.
В этот период подросток старается действовать соответственно собственным соображениям. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере.
Эти факторы существенно осложняют процесс дисциплинирования школьников среднего возраста. Здесь очень важно принимать во внимание появляющиеся у подростков довольно стабильные интересы к различным видам деятельности, обостренное чувство собственного достоинства, а также чувства симпатии и антипатии. Наряду с этим нужно достигать четкого понимания детьми целей их деятельности.
Как субъект учебной деятельности подросток склонен утверждать позицию своей исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Эта деятельность, с одной стороны, продолжает линию дальнейшего развития учебной деятельности, а с другой, наполняет ранее сложившуюся учебную деятельность профессиональным содержанием.
В этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.
Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.
У старшеклассника отмечается также возникновение качественно нового содержания учебной деятельности.
1. Появляются как социальные, так и узколичные внешние мотивы, главным из которых является мотив достижения.
2. Основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат.
К психологическим новообразованиям этого возраста относят: становление самосознания, профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения.
В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для включения учащихся в процесс самореализации в образовательной среде необходимы такие условия как: – развивающая творческая среда как пространство самореализации;– свобода выбора учащимся вида деятельности в соответствии с его интересами, ценностями и целями;– создание у учащихся внутренних мотивационных стимулов к самореализации в образовательном пространстве, основанных на формировании установки на продуктивное использование своих способностей и личного потенциала в социальной и творческой деятельности.