Рабочая программа по физике 9 класс УМК А. В. Перышкин, Е. М Гутник (2ч)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Касторенская средняя общеобразовательная школа №1"
Касторенского района Курской области.

Рассмотрена на заседании ШМО учителей математики и физики
от «___»____________2016г.
протокол №___ .
Руководитель ШМО________
М.А.Бурлакова

Согласовано на методическом совете
Протокол №__ от «___»___________2016г.

Заместитель директора по УР МКОУ
_____________________И.Г.Корянова

Утверждена на заседании педагогического совета школы
Протокол № ___ от «___»________________2016г.
Председатель педагогического совета
_________ Н. В. Карагодина


Учебная рабочая программа
по физике
для 9 «а», 9 «б» классов
на 2016 - 2017 учебный год
учителя физики
Полевой Ирины Николаевны
I категории.
Введена в действие
приказом от
«___»_________2016 г. №__
Директор школы
___________(Н.В. Карагодина)




Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Настоящая программа составлена в соответствии с:
1. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004 № 1089)

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"     (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

5. Учебный план и локальные акты, положение о рабочей программе МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №1»

6. Примерная программа по физике Е.М.Гутник, Тематическое планирование к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7-9 класс»,
М., «дрофа», 2002 г. Базовый уровень IX класс.

Согласно учебному плану на изучение физики в 9 классе отводится 68 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе 5 часов на проведение контрольных работ и 6 часов на проведение лабораторных работ.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
Учебно – тематический план

Наименование разделов
Всего часов
Из них




Лабораторные работы
Контрольные работы

1
Основы кинематики
12
1
1




Л/работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Контрольная работа по теме «Основы кинематики»


Основы динамики
12
1





Л/работа № 2 «Исследование свободного падения»



Законы сохранения в механике
6

1





Контрольная работа по теме «Основы динамики и законы сохранения в механике»

2
Механические колебания и волны. Звук.
16
1
1




Л/работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны»

3
Электромагнит-ное поле

13
1
1




Л/работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».

4
Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер
16
2
1




Л/работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Л/работа №6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра».


Итого
68
6
6


Тематическое планирование по физике 9класс (2 часа).

п/п
Название темы
Кол-во часов

Дата




по
плану
по факту

Законы взаимодействия и движение тел (23 часа)

1
Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета
1
02.09


2
Перемещение.
1
07.09


3
Определение координаты движущегося тела
1
09.09


4



Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1



14.09








5
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
1
16.09


6


Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

1


21.09






7
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равномерном движении без начальной скорости.
1

23.09




8
Т.Б.при работе с лабораторным штативом. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.» Лабораторная работа №1
1
28.09


9
Обобщающе-повторяющий урок по теме: «Перемещение.»
1
30.09


10
Контрольная работа №1.
«Перемещение.»
1
05.10


11
Относительность движения.
1
07.10


12
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.
1
12.10








13
Второй Закон Ньютона.
1
14.10


14
Третий закон Ньютона. Свободное падение тел.
1
19.10


15
Т.Б.при работе с электрооборудованием. «Измерение ускорения свободного падения.» Лабораторная работа №2
1
21.10


16
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Закон всемирного тяготения.
1
26.10


17


Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Открытие планет Нептун и Плутон.

1


28.10








18
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
1
09.11


19

Искусственные спутники Земли.
1

11.11






20
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
1
16.11


21
Реактивное движение. Ракеты.Вывод закона сохранения механической энергии.
1
18.11


22
Обобщающе-повторяющий урок по теме: «Законы взаимодействия тел.»
1
23.11


23
Контрольная работа №2. «Законы взаимодействия тел»
1
25.11


Механические колебания и волны. Звук.(16 часов).
24
Колебательное движение.
1
30.11


25
Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.
1
02.12


26
Величины, характеризующие колебательное движение.
1
07.12


27


Т.Б. при работе с лабораторным штативом. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.» Лабораторная работа №3

1


09.12








28
Гармонические колебания.
1
14.12


29

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
1

16.12






30
Резонанс.
1
21.12


31
Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.
1
23.12


32
Длина волны. Скорость распространения волн.
1
28.12


33
Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука.

1
11.01


34
Громкость звука. Распространение звука.
1
13.01


35
Звуковые волны. Скорость звука.
1

18.01






36
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.
1
20.01


37
Ультразвук и инфразвук. Интерференция звука.
1
23.01


38
Обобщающе-повторяющий урок по теме: «Механические колебания и волны. Звук.»
1
25.01


39
Контрольная работа №3. «Механические колебания и волны. Звук.»
1
27.01


Электромагнитное поле.(13 часов).
40
Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.
1
01.02


41
Направление тока и направление линий его магнитного поля.
1
03.02


42
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
1
08.02


43
Индукция магнитного поля.
1
10.02


44
Магнитный поток.

1
15.02




45
Явление электромагнитной индукции.
1
17.02




46
Т.Б. при работе с электроизмерительными приборами. «Изучение явления электромагнитной индукции.» Лабораторная работа №4
1
22.02


47

Получение переменного тока.
1

27.02






48
Электромагнитное поле.
1
01.03


49
Электромагнитные волны.
1
03.03


50
Интерференция света. Электромагнитная природа света.
1
06.03


51
Обобщающе-повторяющий урок по теме: «Электромагнитное поле.»
1
10.03


52
Контрольная работа №4. «Электромагнитное поле.»
1
15.03


Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.(16 часов).
53
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.
1
17.03


54
Модели атомов. Опыт Резерфорда.
1
05.04


55
Радиоактивные превращения атомных ядер.
1
07.04


56
Экспериментальные методы исследования частиц.
1
12.04


57
Открытие протона, нейтрона.
1
14.04


58
Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Изотопы.
1
19.04


59
Альфа- и бета- распад. Правило смещения.
1
21.04


60
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.
1
26.04


61
Деление ядер урана. Цепная реакция.
1
28.04


62
Лабораторная работа №5
«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.»
1
03.05


63
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.
1
05.05


64
Биологическое действие радиации. Получение и применение радиоактивных изотопов.
1
10.05


65
Термоядерная реакция. Элементарные частицы.
1
12.05


66
Лабораторная работа №6
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.»
1
17.05


67
Обобщающе-повторяющий урок по теме: «Строение атома и атомного ядра.»
1
19.05


68
Контрольная работа №5. «Строение атома и атомного ядра.»
1
24.05





Содержание рабочей программы
1. Законы взаимодействия и движения тел (23ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения.
Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.
Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчета.
Первый, второй и третий законы Ньютона.
Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли.
Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Л/работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Л/работа № 2 «Исследование свободного падения»
2. Механические колебания и волны. Звук. (16ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).
Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
Л/работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».
3. Электромагнитное поле (13ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.
Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.
Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Л/работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
4. Строение атома и атомного ядра(16ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда.
Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Л/работа №5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Л/работа №6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков»
5.Повторение (6ч)

Формы и средства контроля

В ходе изучения курса физики 9 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
Контрольная работа №1 по теме « Равномерное и равноускоренное движение»
Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»
Контрольная работа №3 по теме « Колебания и волны. Звук»
Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»
Контрольная работа №5 по теме «Строение атома и атомного ядра»

Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут)




Литература
Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
4.Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004.

Литература для учащихся

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004-2008 гг.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение, 1983 г.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Заголовок 1{ђ Заголовок 315