Планирование по физике для 8 класса А.В. Перышкин, Е.М. Гутник
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Старокалитвенская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено»
на заседании ШМО естественнонаучного цикла
Протокол № ___ от «___»__________2015 г.
Руководитель ШМО
_______/Л.И. Вербицкая/
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________/З. В.Мамонова/
от «__»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_________ /Л.А. Ищенко/
Приказ № ____от «___»_________2015 г.
Рабочая программа учебного курса «ФИЗИКА»
для 8 класса
Составитель: О.И. Федчунова,
учитель физики
МКОУ Старокалитвенская СОШ
Россошанского муниципального района
Воронежской области
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус программы
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Место учебного предмета в образовании
Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у учащихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками. Предполагается, что материал учащиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.
Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание учащихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Место учебного предмета в образовании
Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у учащихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения учащимися умениями и навыками. Предполагается, что материал учащиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.
Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание учащихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Отличие данной рабочей программы от примерной программы.
Разделы Примерной программы включены в данную программу без изменений.
Формы и средства контроля
Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая.
Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), курса 8 класса.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся в 8 классе являются устный опрос, письменные и лабораторные работы.
Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, тестов, контрольных, лабораторных и самостоятельных работ.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Физика. 7-9 классы. - М.: Дрофа, 2014 год.
Учебная программа 8 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю.
Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план физика 8 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
№
п/п
Название раздела
Колич. часов
Название лабораторных работ
Названия контрольных работ
1
Тепловые явления
25
ЛР № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
ЛР № 2 «Измерение удельной теплоемкости тела»
ЛР № 3 «Измерение влажности воздуха»
Контрольная работа №1. «Тепловые явления».
Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества»
2
Электрические явления
27
ЛР № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
ЛР № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
ЛР № 6 «Регулирование силы тока реостатом»
ЛР № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»
ЛР № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
Контрольная работа №3. «Электрические явления»
3
Магнитные явления
8
ЛР № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
ЛР № 10 «Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели)»
Контрольная работа № 4 «Магнитные явления»
4
Световые явления
10
ЛР № 11 «Получение изображений при помощи линзы»
Контрольная работа № 5. «Световые явления».
ИТОГО
70
11
5
По программе за год учащиеся должны выполнить 5 контрольных работ и 11 лабораторных работ.
Основное содержание программы
Тепловые явления (25 часов)
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
1. Принцип действия термометра.
2. Теплопроводность различных материалов.
3. Конвекция в жидкостях и газах.
4. Теплопередача путем излучения.
5. Явление испарения.
6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры
2. Измерение удельной теплоемкости тела
3. Измерение влажности воздуха.
Электрические явления (27 часов)
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
1. Электризация тел.
2. Два рода электрических зарядов.
3. Устройство и действие электроскопа.
4. Закон сохранения электрических зарядов.
5. Проводники и изоляторы.
6. Источники постоянного тока.
7. Измерение силы тока амперметром.
8. Измерение напряжения вольтметром.
9. Реостат и магазин сопротивлений.
10. Свойства полупроводников.
Лабораторные работы
1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках
2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи
3. Регулирование силы тока реостатом
4. Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра
5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе
Магнитные явления (8 часов)
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Демонстрации
1. Опыт Эрстеда.
2. Магнитное поле тока.
3. Действие магнитного поля на проводник с током.
4. Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы
1. Сборка электромагнита и испытание его действия
2. Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели)»
Световые явления (10 часов)
Свет - электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
1. Прямолинейное распространение света.
2. Отражение света.
3. Преломление света.
4. Ход лучей в собирающей линзе.
5. Ход лучей в рассеивающей линзе.
6. Построение изображений с помощью линз.
7. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
8. Дисперсия белого света.
9. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы
1 Получение изображений при помощи линзы
Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, атом;
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света
уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающей воды от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения, угла преломления от угла падения;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях;
решать задачи на применение физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников информации (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков и презентаций);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе жизнедеятельности.
Календарно-тематическое планирование по физике 8 класс
№
№ урока
Тема урока
Примечание
Дата проведения
Домашнее задание
План
факт
Тема 1. Тепловые явления (25 часов).
1
1/1
Тепловое движение. Температура.
Тепловое движение. Температура.
§1, вопросы после § устно.
Л.№ 926.
2
2/2
Внутренняя энергия.
Внутренняя энергия. Зависимость внутренней энергии от температуры, агрегатного состояния вещества и степени деформации
§2, вопросы после § устно.
Л.№ 923, 927.
3
3/3
Способы изменения внутренней
энергии тела.
Теплопередача и ее особенности. Совершение механической работы.
§3, вопросы после § устно.
Л.№ 945, 952.
4
4/4
Теплопроводность.
Теплопроводность и ее особенности. Примеры применения теплопроводности
§4, вопросы после § устно.
Л.№ 961,964,965
5
5/5
Конвекция.
Конвекция и ее особенности. Примеры применения конвекции.
§5, вопросы после § устно.
Л.№ 972- 976.
6
6/6
Излучение.
Излучение и его особенности. Примеры применения излучения.
§6, вопросы после § устно.
Л.№ 984- 987.
7
7/7
Особенности раз
·личных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
Особенности различных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике.
§ 3-6 повторить
8
8/8
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная
теплоемкость
Количество теплоты. Единицы измерения количества теплоты. Удельная теплоемкость. Единицы измерения удельной теплоемкости. Физический смысл удельной теплоемкости.
§7,8, вопросы после § устно.
Л.№ 991, 996- 998
9
9/9
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
Формула для расчета количества теплоты
§9, вопросы после § устно. Упр.8
10
10/10
Лабораторная работа №2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».
Выполняется по описанию в учебнике.
Л.№ 1111, 1024.
11
11/1
Решение задач на расчет количества теплоты
§9, повторить
Л.№ 1008,1010.
12
12/12
Лабораторная работа №3. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».
Выполняется по описанию в учебнике.
Л.№ 1028, 1030.
13
13/13
Энергия топлива. Удельная теплота
сгорания.
Удельная теплота сгорания топлива, единицы
измерения.
§10, упр. 5(1-2), вопросы
после § устно.
14
14/14
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых
процессах.
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
§1-11, упр. 6 (1-3), вопросы после §§ устно.
15
15/15
Контрольная работа №1. «Тепловые явления».
Задачи по разделу «Тепловые явления».
16
16/16
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.
Три состояния вещества, особенности внутреннего строения веществ в различных состояниях, их свойства. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Температура плавления. График плавления и отвердевания.
§12-14, вопросы
после §§ устно. Л. № 1065, 1067.
17
17/17
Удельная теплота плавления. Решение задач.
Удельная теплота плавления. Единицы измерения и ее физический смысл. Формула.
§15,вопросы после § устно Л. № 1071, 1076, 1085
18
18/18
Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.
Испарение, факторы, влияющие на интенсивность испарения. Конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар.
§16-17, упр. 9 (1-5), вопросы после §§ устно.
19
19/19
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации.
§18-20,упр. 10(1,4), вопросы после §§ устно.
20
20/20
Решение задач.
§12-18, вопросы после §§ устно. Л. № 1121, 1123.
21
21/21
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.
Влажность воздуха. Относительная и абсолютная влажность. Точка росы. Способы определения влажности воздуха.
§19, вопросы после §
устно. Л. № 1161, 1166.
22
22/22
Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.
Тепловые двигатели, их виды. Двигатель внутреннего сгорания и его устройство.
§21-22, вопросы после §§ устно. Задание 5.
23
23/23
Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Турбина и ее виды.
§23-24, вопросы после §§ устно. Л. № 1142, 1144.
24
24/24
Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
Все понятия и формулы раздела.
§ 12-24 повторить
25
25/25
Контрольная работа №2. «Изменение агрегатных состояний вещества».
Тема 2. Электрические явления (27 часов).
26
26/1
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов.
Примеры электризации двух тел трением друг о друга, при соприкосновении. Два рода зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.
§25-26, вопросы после §§ устно. Л. № 1179, 1182.
27
27/2
Электроскоп. Проводники и непроводники электричества.
Устройство, принцип действия и назначение электроскопа. Примеры веществ, являющихся
проводниками и диэлектриками.
§ 27, вопросы после §§ устно. Л. № 1173, 1174, 1187.
28
28/3
Электрическое
поле.
Существование электрического поля вокруг наэлектризованных тел. Поле как вид материи. Направление электрических сил и изменение их модуля при изменении расстояния до источника поля.
§ 28, вопросы после §§ устно. Л. № 1185, 1186, 1205.
29
29/4
Делимость электрического заряда. Строение атомов.
Электрон. Опыты Милликена и Иоффе по определению заряда электрона. Единица электрического заряда - кулон. Строение атома.
§ 29-30, вопросы после §§ устно. Л. № 1218, 1222.
30
30/5
Объяснение электрических явлений.
Объяснение электризации при соприкосновении тел, существования проводников и
диэлектриков, передачи части электрического заряда от одного тела к другому
§ 31, упр. 12 вопросы после §§ устно.
31
31/6
Электрический ток. Источники электрического тока.
Электрический ток. Источники тока. Устройство, действие и применение гальванических элементов и аккумуляторов.
§ 32, вопросы после §§ устно. Л. № 1233, 1234, 1239.
32
32/7
Электрическая цепь и ее составные части.
Элементы электрической цепи и их условные обозначения. Схемы электрических цепей.
§33, упр.13, вопросы
после § устно. Л. № 1242, 1243, 12451247, 1254.
33
33/8
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.
Направление тока.
Повторение сведений о структуре металла. Природа электрического тока в металлах. Действия электрического тока и их практическое применение. Направление электрического тока.
§34-36, вопросы после §§ устно. Л. № 1252, 1253, 1255*, 1257*.
34
34/9
Сила тока.
Единицы силы тока.
Сила тока. Явление магнитного взаимодействия двух параллельных проводников с током. Единица силы тока - ампер.
§37, упр. 14 (1,2), вопросы после § устно.
35
35/10
Амперметр. Измерение силы тока.
Лабораторная работа №4. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы.
§38, упр. 15, вопросы
после § устно.
36
36/11
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр.
Измерение напряжения.
Напряжение. Единица напряжения - вольт. Назначение вольтметра. Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы
§39-41, упр. 16(1), подготовиться к лабораторной работе
(с.172 в учебнике).
37
37/12
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».
Зависимость силы тока в цепи от свойств включенного в нее проводника (при постоянном напряжении на его концах). Электрическое сопротивление - Ом. Объяснение причины сопротивления проводника.
§43, упр. 18 (1,2), вопросы после § устно.
38
38/13
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.
Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и от сопротивления.
Закон Ома для участка цепи.
§§42, 44, упр. 19 (2,4), вопросы после §§ устно.
39
39/14
Расчет сопротивления проводников.
Удельное сопротивление.
Установление на опыте зависимости
сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества. Удельное сопротивление. Единица удельного сопротивления. Формула для расчета сопротивления проводника.
§§45, 46, упр. 20 (1,2,б), вопросы после §§ устно.
40
40/15
Реостаты. Лабораторная работа №6.«Регулирование силы тока реостатом».
Назначение, устройство, действие и условное обозначение реостата.
§47, упр. 21 (1-3), упр. 20 (3), вопросы после § устно.
42
42/16
Лабораторная работа №7. «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач.
Закон Ома для участка цепи.
§47, Л. № 1323.
42
42/17
Последовательное соединение
проводников.
Цепь с последовательным соединением проводников и ее схема. Общее сопротивление, напряжение и сила тока в цепи при последовательном соединении
§48, упр. 22 (1), вопросы после § устно. Л. № 1346.
43
43/18
Параллельное соединение проводников.
Цепь с параллельным соединением проводников и ее схема. Общая сила тока и
напряжение в цепи с параллельным соединением.
§49, упр. 23 (2,3,5), вопросы после § устно.
44
44/19
Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и
параллельное соединение.
Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.
Л. № 1369, 1374, упр. 21 (4).
45
45/20
Работа электрического тока.
Работа электрического тока. Единица работы тока - джоуль. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами.
§50, упр. 24(1,2), вопросы после § устно.
46
46/21
Мощность электрического тока.
Мощность электрического тока. Единица
мощности тока - ватт. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами.
§51, упр. 25 (1,4), вопросы после § устно.
47
47/22
Лабораторная работа №8. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».
Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
§51(повторить), §52
(прочитать самост). Л. № 1397, 1412, 1416
48
48/23
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца.
Причина нагревания проводника при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Формулы для расчета выделяемого количества теплоты.
§53, упр. 27 (1,4), вопросы после § устно.
49
49/24
Лампа накаливания. Электрические
Нагревательные приборы.
Устройство лампы накаливания и нагревательных элементов. Решение задач на расчет работы и мощности электрического
тока и применение закона Джоуля - Ленца.
§54, вопросы после § устно. Л. № 1450, 1454, задание 8*.
50
50/25
Короткое замыкание. Предохранители.
Причины возникновения короткого
замыкания. Устройство и принцип действия
предохранителей.
§55, вопросы после §
устно. Л. № 1453
51
51/26
Повторение темы «Электрические
явления».
Решение задач на основополагающие вопросы темы: взаимодействие заряженных тел, изображение схем электрических цепей: на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, закон Джоуля - Ленца и некоторые другие.
Л. № 1275, 1276, 1277.
52
52/27
Контрольная работа №3. «Электрические явления».
Электрические явления.
№ 158, 160
Тема 3. Магнитные явления (8 часов).
53
53/1
Магнитное поле. Магнитное поле
прямого тока. Магнитные
линии.
Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Магнитное
поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Направление магнитных линий и его связь с направлением тока в проводнике.
§§ 56,57, вопросы после §§ устно.
Л. № 1458, 1459.
54
54/2
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты.
Лабораторная работа №9. «Сборка электромагнита и испытание его действия».
Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током (изменение числа витков катушки, силы тока в ней, помещение внутрь катушки железного
сердечника).
§58, упр. 28 (1-3), вопросы после § устно.
55
55/3
Применение электромагнитов.
Использование электромагнитов в промышленности. Важные для переноски грузов свойства электромагнитов.
§58 (повторить) задание 9 (1,2).
Л. № 1465,
56
56/4
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.
Магнитное поле Земли.
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Изображение магнитных полей постоянных магнитов. Ориентация магнитных стрелок в магнитном поле Земли. Изменения магнитного поля Земли. Значение магнитного поля Земли для живых организмов.
§§59,60,Л. № 1476, 1477, задача. Сделайте в тетради рисунок, аналогичный рисунку 60, только вместо полосового магнита нарисуйте земной шар. Расставьте магнитные полюсы Земли и стрелок.
57
57/5
Действие магнитного поля на
проводник с током. Электрический двигатель.
Действие силы на проводник с током, Изменение направления этой силы при изменении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя.
§61, Л. №. 1473, 1481, прочитать описание лабораторной работы «Изучение электродвигателя постоянного тока (на модели)».
58
58/6
Лабораторная работа №10. «Изучение электрического
двигателя постоянного тока
(на модели)». Повторение темы «Электромагнитные явления».
Принцип работы электродвигателя. Преимущества электродвигателей.
§§56-61 (повторить) Л. № 1474, 1475.
59
59/7
Устройство электроизмерительных
приборов.
Использование вращения рамки с током в магнитном поле в устройстве электрических измерительных приборов (материал может быть рассмотрен в процессе коллективного обсуждения задания 11(1))
Л. № 1462, 1466.
60
60/8
Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления»
Магнитные явления
Тема 4. Световые явления (10 часов).
61
61/1
Источники света. Распространение
света.
Оптические явления. Свет - важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Точечный источник света и луч света. Образование тени и полутени. Затмения как пример образования тени и полутени.
§ 62, упр. 29 (1), задание
12* (1,2).
62
62/2
Отражение света. Законы отражения света.
Явления, наблюдаемые при падении луча света на отражающие поверхности. Отражение света. Законы отражения света.
§ 63, упр. 30 (1-3).
63
63/3
Плоское зеркало.
Плоское зеркало. Построение изображения в
плоском зеркале. Особенности этого изображения.
§ 64, вопросы после § устно. Л. № 1528, 1540, 1556.
64
64/4
Преломление света.
Явление преломления света. Оптическая
плотность среды. Законы преломления света.
§ 65, упр. 32 (3). Л. № 1563.
65
65/5
Линзы. Оптическая сила
линзы.
Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус
линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы.
§ 66, упр. 33 (1), вопрос № 6 на стр. 164. Л. № 1612, 1615.
66
66/6
Изображения, даваемые
линзой.
Построение изображений, даваемых линзой. Зависимость размеров и расположения изображения предмета в собирающей линзе от положения предмета относительно линзы.
§ 67, упр. 34 (1), Л. № 1565, 1613, 1614.
67
67/7
Лабораторная работа №11. «Получение изображения при помощи линзы».
Получение изображения при помощи линзы.
§§ 62-67 (повторить) упр. 34 (3), Л. № 1557, 1596, 1611.
68
68/8
Дисперсия света.
Дисперсия света.
69
69/9
Контрольная работа №4.
«Световые явления».
Световые явления. Световые явления.
70
70
Итоговый тест
Литература и другие средства обучения
Учебно-методическая литература.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:
1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2014.
2. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 - 9 классы. М.: Просвещение, 2010.
4. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
Просвещение, 2011.
5. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в
2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.
4. М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО.
М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
Технические средства.
Компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, интерактивная доска.
Наглядные материалы.
Плакаты, стенды, презентации по темам.
Демонстрационные приборы для проведения опытов и лабораторных работ.
Электрофизические приборы, наборы постоянных магнитов и магнитных стрелок, термометры, калориметры, динамометры, весы, механические наборы, маятники.
Использованный материал:
1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 - 9 классы. М.: Просвещение, 2010.
2. Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа.
Просвещение, 2011.
3. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.
4. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в
2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.
5. М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО.
М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
6. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 8 класс. М.: Дрофа, 2011.
7. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
8. Рабочие программы 7 - 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.
13PAGE 15
13PAGE 14915
Заголовок 2Заголовок 315