Календарно-тематическое планирование по физике для 9 класса (Пёрышкин, Гутник)
9 класс
№ ур.
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля. Измерители
Элементы дол. содержания
Домашнее задание
Демонстрации
Дата проведения
План
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Механика
Глава I. Кинематика (12 ч)
Цели:
освоение знаний о механическом движении и его относительности, видах движения, свободном падении и движении тела по окружности;' о величинах, характеризующих данные явления, и законах, которым они подчиняются; о методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
1
(1)
Система отсчёта. Траектория. Путь и перемещение
1
УИНМ
Система отсчёта.
Материальная точка, траектория, путь и перемещение
Знать понятия: материальная точка, система отсчёта, траектория, путь, перемещение
Уметь применять новые понятия для решения качественных задач
Вопросы
1-4 с.8, Упр. 1 (1,3,5), упр.2 (2),
Создание структурированной
записи в тетради
§1, 2,
Упр. 1 (2,4), упр.2 (1),
Вопросы к §1, 2
Зависимость траектории от выбора системы
отсчёта
2
(2)
Определение координаты движущегося тела
1
КУ
Основная задача механики. Понятие проекции вектора на координатную ось, координаты тела (материальной точки) и проекции вектора его перемещения на координатные оси
Знать основную задачу механики, понятия: проекции вектора на координатную ось, координаты тела (материальной точки) и проекции вектора его перемещения на координатные оси
Уметь решать основную задачу механики для прямолинейного движения
Физ. диктант, Упр. 3 (1,2), Р-4, 8, 9, 10, 12
§3,
Упр. 3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
3
(3)
Прямолинейное равномерное движение. Скорость.
Перемещение
1
КУ
Вектор скорости. Формулы скорости и перемещения. Графики зависимости проекций векторов скорости и перемещения от времени
Знать понятия: прямолинейное равномерное движение, скорость, перемещение
Уметь рассчитывать скорость и перемещение тела, действовать с векторными величинами и их проекциями, читать и строить графики зависимости проекций векторов скорости и перемещения от времени
Решение
задач
Построение графиков движения
тел
§4
Упр. 4
Равномерное прямолинейное движение
4
(4)
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость
1
КУ
Прямолинейное равноускоренное движение. Формулы ускорения и скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси, их применение для решения основной задачи механики
Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение, ускорение, мгновенная скорость; формулы ускорения и скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси
Уметь рассчитывать ускорение и скорость тела, действовать с векторными величинами и их проекциями, читать и строить графики зависимости проекций векторов ускорения и скорости от времени
Р-54, 69, 78, Упр. 6(3-5)
/
Графический метод нахождения перемещения
§ 5, 6, Упр. 5,
Упр. 6 (1,2)
Равноускоренное прямолинейное движение
5
(5)
Решение задач
1
УЗЗ
Формулы ускорения и скорости в проекциях на координатную ось, их применение для решения основной задачи механики. Чтение и построение графиков скорости от времени при равноускоренном движении
Знать формулы ускорения и скорости в векторной форме и в проекциях на координатные оси
Уметь рассчитывать ускорение и скорость тела, читать и строить графики проекций векторов ускорения и скорости от времени
Р-51, 52, 57, 58
§ 5, 6, Упр. 5,
Упр. 6 (3-5)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
6
(6)
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении
1
Вывод формулы зависимости перемещения от времени при равноускоренном движении. Применение формулы
перемещения для решения основной задачи механики при прямолинейном равноускоренном движении
Знать формулу перемещения в векторной форме и в проекциях на координатные оси
Уметь рассчитывать перемещение тела, применять формулу
перемещения для решения основной задачи механики при прямолинейном равноускоренном движении
Решение задач
§7
Упр. 7
Перемещение тела при равноускоренном движении
7
(7)
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости
1
Отношение модулей векторов перемещений при равноускоренном движении тела из состояния покоя. Применение закономерности отношений модулей векторов перемещений для определения характера движения
Знать формулу проекции перемещения тела на координатную ось, закономерности отношений модулей векторов перемещений при равноускоренном движении тела из состояния покоя
Уметь применять закономерности отношений модулей векторов перемещений для определения характера движения
Физ. диктант, Р-28-32
§8
Упр. 8
8 (8)
Решение задач по теме «Уравнение прямолинейного равноускоренного движения»
1
УПЗУН
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Применение формулы
перемещения для решения основной задачи механики при прямолинейном равноускоренном движении
Знать понятия: ускорение, мгновенная скорость; уравнение прямолинейного равноускоренного движения
Уметь решать задачи на определение параметров движения по заданному уравнению прямолинейного равноускоренного движения, записывать уравнение движения
Решение задач: №14-16, 18 с.243
Работа с алгоритмами решения задач
Учебник, §7, 8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
9
(9)
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
1
УЗЗ
Исследование равноускоренного движения
Уметь применять теоретические знания, делать выводы по полученным результатам
Отчет
по лабораторной работе
Учебник, §7, 8
Оборудование к работе
10 (10)
Относительность движения
1
УИНМ
Относительность формы траектории, координаты, перемещения, скорости, покоя. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира
Знать понятие относительность движения; различие между гео- и гелиоцентрической системами мира
Уметь применять эти понятия для решения качественных и количественных задач
Решение задач: №19,20 с.244
Создание структурированной записи в тетради
§9,
Упр. 9
11 (11)
Повторение и обобщение темы «Кинематика материальной точки»
1
УОСЗ
Основные формулы и понятия кинематики
Знать основные формулы и понятия кинематики
Уметь применять эти формулы для решения задач
Решение задач
Работа с алгоритмами решения
§1-9
12 (12)
Контрольная работа по теме «Кинематика материальной точки»
1
УККЗ
Основные формулы и понятия кинематики
Знать основные формулы и понятия кинематики
Уметь применять основные формулы и понятия кинематики для решения задач
Тест № 1
Динамика. Импульс тела. Закон сохранения импульса (14 ч)
Цел и:
освоение знаний о причинах механического движения, о силах взаимодействия тел при различных видах прямолинейного движения, свободном падении и движении тел по окружности; о величинах, характеризующих данные явления, и законах, которым они подчиняются; об импульсе тела, реактивном движении; о величинах, характеризующих реактивное движение; о законах, которым они подчиняются; о методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и творческих работ с использованием информационных технологий;
овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 (1)
Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона - закон инерции
1
УИНМ
Инерция. Научный метод познания Галилея. Закон инерции и явление инерции; инерциальная система отсчёта и первый закон Ньютона
Знать определения понятий инерция, инерциальные и неинерциальные системы отсчёта; первый закон Ньютона.
Уметь использовать первый закон Ньютона для решения задач
Беседа по вопросам к параграфу. Рефераты, сообщения
Предсказательная сила законов механики, границы их применимости
§10,
Упр. 10
Явление инерции (опыты по рис. учебника)
14 (2)
Сила, ускорение, масса. Второй закон Ньютона
1
КУ
Сила - причина изменения скорости тел. Второй закон Ньютона. Масса - количественная мера инертности тела
Знать: второй закон Ньютона; причины движения тел с ускорением.
Уметь применять его при решении задач
Качественные и количественные задачи
Создание и запись, структурированного текста
§11,
Упр. 11 (1, 3, 5)
Второй закон Ньютона. Сложение сил.
15 (3)
Взаимодействие двух тел. Третий закон Ньютона
1
КУ
Физическая природа сил. Третий закон Ньютона. Следствия, вытекающие из этого закона.
Знать: третий закон Ньютона, его особенности и следствия. Уметь применять его при решении задач
Решение задач: упр.12 (3)
§ 12,
Упр. 12 (1,2)
Третий закон Ньютона (опыты по рис. 21-23)
16 (4)
Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх
1
КУ
Падение тел в воздухе и разряжённом пространстве. Ускорение свободного падения. Формулы скорости и перемещения. Изображение векторов силы тяжести, ускорения свободного падения и скорости при свободном падении
Знать: численное значение ускорения свободного падения, формулы скорости и перемещения при свободном падении тела
Уметь изображать векторы силы тяжести, ускорения свободного падения и скорости, вычислять проекции скорости и перемещения при свободном падении тела
§ 13, 14,
Упр. 13, 14
Падение тел в воздухе и разряжённом пространстве
17 (5)
Решение задач по теме «Законы динамики»
1
УЗУН
Законы Ньютона
Знать формулировки законов Ньютона, формулы скорости и перемещения.
Уметь применять теоретические знания для решения задач
Решение задач: Р-203-209
Алгоритм решения задач на законы динамики
§ 13, 14,
№27 с.245
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
18 (6)
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»
1
УЗУН
Измерение ускорения свободного падения
Знать: численное значение ускорения свободного падения, погрешности измерений
Уметь экспериментально определять ускорение свободного падения
Отчет
по лабораторной работе
§ 13, 14,
Отчёт по л.р. №2
Оборудование к работе
19 (7)
Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
1
КУ
Опытные факты, лежащие в основе закона всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Независимость ускорения свободного падения тела от его массы. Сила тяжести
Знать: закон всемирного тяготения, физический смысл гравитационной постоянной
Уметь применять его при решении задач
Решение задач: упр.15 (4). ДМ
Развитие представлений о тяготении
§ 15, 16,
Упр. 15 (1-3), 16 (1-3)
20 (8)
Решение задач
1
КУ
Сила тяготения. Сила тяжести. Ускорения свободного падения тела на Земле и других планетах
Знать: закон всемирного тяготения, природу силы тяжести.
Уметь рассчитывать значение силы тяготения для различных планет
Фронтальный опрос, решение задач: Р-169-178
Использование законов механики для небесных тел
§ 15, 16,
Упр. 15 (4-5), 16 (4-6)
21 (9)
Криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной скоростью
1
КУ
Отличия прямолинейного и криволинейного движений. Направление вектора скорости при криволинейном движении. Формула центростремительного ускорения. Направление ускорения
Знать: понятие криволинейного движения, направление скорости и ускорения при криволинейном движении, формулу центростремительного ускорения
Уметь применять её при решении задач
Создание и запись структурированного текста
§ 18, 19,
Упр. 17 (2) 18 (1-2)
Направление скорости при равномерном движении по окружности
22 (10)
Искусственные спутники Земли (ИСЗ)
1
КУ
Движение искусственных спутников Земли. Первая и вторая космические скорости
Знать принципы движения ИСЗ
Уметь рассчитывать орбитальную скорость спутников
Работа с алгоритмами решения задач
Развитие космических исследований
§ 20,
Упр. 19
Невесомость
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
23 (11)
Импульс. Закон сохранения импульса
1
УИНМ
Импульс тела, единица измерения. Понятие замкнутой системы тел. Запись закона в векторной форме и в проекциях на оси координат
Знать понятия: импульс, изменение импульса тела
Уметь применять его при решении задач
Фронтальный опрос, решение задач
Упругий и неупругий удар, пространственные графики
§ 21-22,
Упр. 20
Закон сохранения импульса
24 (12)
Реактивное движение. Решение задач
1
КУ
Реактивное движение. Устройство ракеты. Идеи и практика использования ракет для космических полётов (К.Э. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин)
Знать особенности реактивного движения тел в природе и технике.
Уметь применять закон сохранения импульса для реактивного движения
Индивидуальный опрос, решение задач
Работа со схемой простейшей ракеты
§ 21-23,
Упр. 21, №28, 29 с.245
Реактивное движение
25 (13)
Решение задач по теме «Законы динамики. Закон сохранения импульса»
1
КУ
Основные понятия и формулы динамики
Уметь применять теоретические знания по теме для решения задач
Фронтальный опрос, решение задач
Работа с алгоритмами решения задач
§ 10-23,
Упр. 22
26 (14)
Контрольная работа по теме «Законы динамики. Закон сохранения импульса»
1
УККЗ
Основные понятия и формулы динамики
Уметь применять теоретические знания при выполнении теста
Контрольный тест
§ 17 (для доп. чтения)
Глава II. Механические колебания и волны (10 ч)
Цели:
освоение знаний о механических колебаниях и волнах; о величинах, характеризующих реактивное движение и выбор траектории движения для любого тела в природе; о законах, которым они подчиняются; о методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, решения физических задач, в том числе и повышенной сложности; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий
27 (1)
Механические колебания. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник
1
КУ
Механические колебания; свободные колебания, математический и пружинный маятники. Положение равновесия
Знать виды колебаний
и колебательных систем.
Уметь выделять, наблюдать и описывать
механические колебания физических систем
решение задач: упр.23 (1), упр.24 (1,7)
Причины возникновения колебаний
§ 24-25,
Упр. 23 (2), 24 (2,6)
Математический и пружинный маятники
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
28 (2)
Величины, характеризующие колебательное движение
1
КУ
Характеристики колебаний: смещение, амплитуда, период и частота, фаза и разность фаз. Формулы и единицы измерений
Знать характеристики колебаний, формулы и единицы измерений.
Уметь применять эти формулы при решении задач
решение задач:
Р-411-414,419, 430,431
§ 26,
Упр. 24 (2,6)
Математический и пружинный маятники
29 (3)
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»
1
УЗУН
Характеристики колебаний: период и частота. Формулы и единицы измерений
Знать характеристики колебаний, формулы и единицы измерений.
Уметь проводить эксперимент по установлению зависимости характеристик колебательного движения от параметров колебательной системы
Отчет
по лабораторной работе
§ 24-25,
Отчёт по л.р. №3
Оборудование к работе
30 (4)
Превращение энергии при колебаниях. Затухающие и вынужденные колебания
1
УИНМ
Потенциальная и кинетическая энергия в колебательном движении. Полная механическая энергия системы. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс
Знать: об особенностях колебательного движения пружинного и математического маятников
Уметь решать качественные задачи на превращения энергии
Фронтальный опрос, решение задач:
Упр. 25 (1), 26 (1)
Условия возникновения резонанса в системе
§ 28-29,
Упр. 25 (2), 26 (2)
Явление
резонанса
31 (5)
Распространение колебаний в среде. Механические волны
1
КУ
Понятие волны. Характеристики волн: скорость, длина, частота, период. Свойства волн. Продольные и поперечные волны, механизмы их распространения
Знать: понятие волны, характеристики волн, формулы их связывающие между собой; свойства волн.
Уметь решать задачи на использование этих формул
Фронтальный опрос, решение задач:
Р-435, 436, 437
§ 31-33,
Упр. 28
Механические волны, волновая машина
32 (6)
Решение задач
1
КУ
Характеристики волн: скорость, длина, частота, период. Свойства волн. Виды волн
Знать: характеристики волн, формулы их связывающие между собой
Уметь решать задачи на использование этих формул
Физ. диктант, решение задач:
Р-438, 440
Работа с алгоритмами решения задач
§ 31-33
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
33
(7)
Звуковые волны. Свойства звука. Звуковые явления
1
КУ
Звуковые волны. Источники звука. Громкость и высота тона – характеристики звука
Знать: понятие звуковых волн, источники звука, свойства звука
Уметь объяснять при-
чины применения тех
или иных диапазонов звуковых волн
Работа
с таблицей видов и особенностей волн
§ 34-36,
Упр. 29, 30
Камертон.
Опыты по рис.70, 72
34 (8)
Распространение, отражение и скорость звука
Процесс распространения звука: источник звука – передающая среда – приёмник. Скорость звука. Отражение звука. Принцип эхолокации. Условия возникновения аккустического резонанса. Эхо
Знать: Процесс распространения звука, Условия распространения звука, отражение звука, принцип эхолокаци
Уметь объяснять при-
чины применения тех
или иных звуковых диапазонов
Фронтальный опрос, решение задач:
Р-410,438, 412, 446
Виды эхолокации,
используемые в природе и технике
§ 37-39,
Упр. 31, 32 (1-4)
Звуковые колебания. Условия распространения звука
35
(9)
Решение задач
1
КУ
Характеристики колебаний: период и частота. Формулы и единицы измерений. Характеристики волн: скорость, длина, частота, период. Свойства волн.
Знать: основные характеристики колебательного движения и механических волн, формулы их связывающие между собой
Уметь применять эти формулы для решения задач
Фронтальный опрос, решение задач:
Р-442-444, 446-452
Работа с алгоритмами решения задач
§ 24-39 , упр.32 (4,5)
36
(10)
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны»
1
УККЗ
Основные понятия и формулы механических колебаний и волн
Уметь применять основные понятия и формулы для решения задач
Контрольный тест
§ 40-41 (для доп. чтения)
Глава III. Электромагнитные явления (12 ч)
Цели:
освоение знаний о существовании магнитного поля тока и действиях магнитного поля на ток, о влиянии электромагнитной индукции, о проблемах электрификации и охране природы; о величинах, характеризующих данные явления, и законах, которым они подчиняются; о методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
применение знаний для объяснений явлений природы, принципов работы технических устройств, для решения физических задач, в том числе и повышенной сложности; использование современных информационных технологических для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
37 (1)
Магнитное поле
1
УИНМ
Магнитное поле и его графическое изображение. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
Знать и уметь анализировать наблюдения,
на основе которых по-
строена теория магнитного поля
Фронтальный опрос.
ДМ
§43, 44.
Упр.33, 34.
Опыт Эрстеда по рис.86
38 (2)
Направление тока и направление линий его магнитного поля
1
КУ
Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика
Знать правило буравчика
Уметь использовать его для определения направления силы тока в проводнике и направления линий магнитного поля
Решение качественных задач
Качественные задачи по теме
§45, упр.35
Опыты по рис. 88
39 (3)
Сила, действующая на проводник с током в магнитном поле
1
УИНМ
Связь направления тока в проводнике с направлением силы, действующей на проводник. Правило левой руки
Знать правило левой руки
Уметь использовать его для определения направлений силы тока, линий магнитного поля и направления силы, действующей на проводник с током
Решение качественных задач: упр. 36(4,5)
Сила Ампера
§46, упр. 36 (1-3)
Опыты по рис. 104.
Устройство электродвигателя
40
(4)
Индукция магнитного поля
1
УИНМ
Векторная характеристика магнитного поля. Направление и модуль вектора магнитной индукции. Единица измерения магнитной индукции. Линии магнитной индукции
Знать определение вектора магнитной индукции, формулу для вычисления модуля вектора магнитной индукции, единицу измерения магнитной индукции
Уметь применять полученные знания для решения задач
Индивидуальный опрос, решение задач: упр. 37(1)
Сила Лоренца
§47, упр. 37 (2-3)
Опыты по рис. 116, 117
41 (5)
Магнитный поток
1
УПЗУН
Магнитный поток. Изменение потока сквозь контур при его вращении
Знать определение магнитного потока, его единицу измерения
Уметь применять их для решения качественных задач
Решение задач
Формула магнитного потока
§48, упр.38
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
42 (6)
Явление электромагнитной индукции
1
КУ
История открытия электромагнитной индукции. Явление электромагнитной индукции
Знать явление электромагнитной индукции
Уметь применять их для решения качественных задач
Индивидуальный опрос, решение задач
Правило Ленца
§49, упр.39
Явление эл.магнитной индукции (опыты по рис. 125-127)
43 (7)
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции».
Решение задач
1
УПЗУН
Явление электромагнитной индукции
Знать явление электромагнитной индукции
Уметь применять алгоритмы решения задач по теме
Отчёт по работе, решение задач
Работа с алгоритмами
§ 43-49, №38 с.248
Устройство трансформатора.
44 (8)
Получение переменного электрического тока
1
КУ
Понятие о переменном токе как вынужденных колебаниях в электрической цепи. Индукционный генератор
Знать механизм получения переменного электрического тока
Уметь определять характеристики переменного электрического тока по графикам
Решение графических задач:
Р-955,958
Гармонические колебания
§50, упр.40
Модель генератора электрического тока. Передача электрической энергии
45 (9)
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны
1
КУ
Создание теории электромагнитного поля Максвеллом. Источник электромагнитного поля. Образование волн. Конечная скорость распространения волн. Связь между длиной волны, частотой и скоростью распространения. Излучение электромагнитных волн. Свет – частный случай электромагнитных волн.
Знать механизм получения переменного электромагнитного поля, механизм излучения и распространения электромагнитных волн, связь между длиной волны, частотой и скоростью распространения электромагнитных волн.
Уметь определять характеристики электромагнитных волн при решении задач
Создание и запись структурированного текста, решение задач:
Р-1078
Принцип радиосвязи
§51, 52, 54
Шкала электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя
46 (10)
Решение задач
1
КУ
Конечная скорость распространения волн. Связь между длиной волны, частотой и скоростью распространения. Излучение электромагнитных волн.
Знать численное значение скорости света, связь между длиной волны, частотой и скоростью
Уметь определять характеристики электромагнитных волн при решении задач
Решение задач:
Р-839-841
Интерференция света
§43- 54
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
47
(11)
Повторение темы «Электромагнитные явления»
1
УПЗУН
Магнитное поле. Правило буравчика. Правило левой руки. Направление и модуль вектора магнитной индукции. Единица измерения магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Магнитный поток, его единица измерения. Явление электромагнитной индукции. Характеристики переменного электромагнитного поля. Излучение и распространение электромагнитных волн, связь между длиной волны, частотой и скоростью распространения электромагнитных волн. Численное значение скорости света.
Знать понятия: магнитное поле, линии магнитной индукции, вектор магнитной индукции, магнитный поток, явление электромагнитной индукции; единицы измерения: магнитной индукции, магнитного поток; правила: правило буравчика, правило левой руки; механизмы получения электромагнитного поля, излучения и распространения электромагнитных волн
Уметь применять теоретические знания к решению качественных и количественных задач
Решение тестовых задач
Изучение принципа действия электромагнитного реле
§43- 54
48
(12)
Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления»
1
УККЗ
Основные формулы и понятия главы III «Электромагнитные явления»
Уметь применять теоретические знания к решению тестовых задач
Тест в форме ГИА
Глава IV. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (15 ч)
Цели:
освоение знаний о модели атома Резерфорда, видах радиоактивных излучений, их физической природе и свойствах, о составе ядра атома, зарядовом и массовых числах, об изотопах; о величинах, характеризующих данные явления, и законах, которым они подчиняются; о методах научного познания природы; формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
применение знаний для объяснения явлений природы, принципов работы технических устройств, для решения физических задач, в том числе и повышенной сложности; использование современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения знаний, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием информационных технологий;
овладение умениями планировать и проводить эксперименты, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать измерительные приборы, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
49
(1)
Радиоактивность. Модель атома. Опыт Резерфорда
1
УИНМ
Естественная радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Физическая природа и свойства альфа-, бета- и гамма- излучений. Модель атома Томсона. Опыт Резерфорда по рассеиванию альфа-частиц. Ядерная модель атома. Оценка размеров атомов и ядер
Знать понятия: естественная радиоактивность, радиоактивное излучение; физическую природу и свойства альфа-, бета- и гамма- излучений, ядерную модель атома.
Уметь давать характеристику основным понятиям, оценивать размеры атомов и ядер
Вопросы
после параграфа
§55- 56
Плакат со схемой опыта Резерфорда.
В/Фрагмент «Модель атома Резерфорда»
50 (2)
Радиоактивные превращения атомных ядер
1
УЗУН
Образование новых элементов. Массовое и зарядовое числа. Правила смещения. Закон сохранения массового числа и заряда
Знать понятия массовое и зарядовое числа, правила смещения, закон сохранения массового числа и заряда
Уметь записывать уравнения радиоактивного распада, определять недостающие элементы, используя правило смещения
Решение задач: упр.43 (3,4), 47 (2)
Альфа- и бета-распады. Правила смещения
§57, 63, упр.43, 47
51 (3)
Экспериментальные методы исследования частиц
1
КУ
Ионизирующее и фотохимическое действие излучений. Искусственное превращение атомных ядер. Исторические сведения по бомбардировке ядер атомов. Опыты Резерфорда. Протоны. Открытие нейтрона, его основные свойства
Знать экспериментальные методы исследования частиц, свойства протонов и нейтронов
Уметь по фотографиям треков частиц проводить сравнительный анализ основных свойств элементарных частиц
Фронтальный опрос, решение задач
Работа с алгоритмами решения задач
§58- 60, упр.44
Фотографии треков заряженных частиц.
Устройство и действие счётчика ионизирующих частиц
52 (4)
Состав атомного ядра.
1
УИНМ
Протонно-нейтронная модель строения ядра. Изотопы. Физический смысл, определения и условные обозначения массового и зарядового чисел
Знать протонно-нейтронная модель строения ядра, физический смысл, определения и условные обозначения массового и зарядового чисел
Индивидуальный опрос, решение задач
Устойчивость атомных ядер. Изотопы
§61- 62, упр.45
Модели атомных ядер
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
53 (5)
Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс
1
КУ
Ядерное взаимодействие. Короткодействующий характер ядерных сил. Энергия связи атомных ядер. Формула расчёта энергия связи
Знать характер ядерного взаимодействия, понятие энергии связи атомных ядер, формулу расчёта энергии связи
Уметь применять формулу расчёта энергии связи к решению задач
Фронтальный опрос, решение задач
Формула Эйнштейна
§64- 65
54 (6)
Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция
1
КУ
Понятие о ядерной реакции. Условия протекания ядерных реакций. Справедливость законов сохранения энергии, импульса, электрического заряда, массового числа для ядерных реакций. Понятие о ядерной энергетике. Механизм протекания реакции деления ядра. Понятие о цепной реакции. Критическая масса.
Знать: понятие ядерной реакции, условия протекания ядерных реакций, понятие ядерной энергетики, механизм протекания реакции деления ядра, понятие цепной реакции, критическая масса
Уметь пояснять механизм протекания цепной реакции деления ядра урана; определять недостающий элемент в ядерных реакциях по их уравнениям
Письменный опрос, решение задач
Экологические проблемы современного мира
§66- 67, №41 с.248
Плакат с механизмом протекания реакции деления ядра урана
55
(7)
Решение задач
1
КУ
Справедливость законов сохранения энергии, импульса, электрического заряда, массового числа для ядерных реакций.
Понятие о цепной реакции.
Знать законы сохранения энергии, импульса, электрического заряда, массового числа для ядерных реакций
Уметь определять недостающий элемент в ядерных реакциях по их уравнениям
Решение задач типа: ядро урана (92, 235), поглотив один нейтрон, разделилось на 2 осколка и 4 нейтрона. Один из осколков оказался ядром изотопа цезия (55,137). Ядром какого изотопа является второй осколок?
§66- 67
56 (8)
Лабораторная работа № 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
1
УПЗУН
Справедливость законов сохранения энергии, импульса, электрического заряда, массового числа для ядерных реакций.
Знать законы сохранения для ядерных реакций
Уметь определять недостающий элемент в ядерных реакциях по их уравнениям
§55- 67
Фотографии треков деления тяжёлых ядер
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
57 (9)
Ядерный реактор
1
КУ
Основные элементы ядерного реактора, осуществление в нём управляемой реакции деления ядер. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию
Знать основные элементы ядерного реактора, механизм осуществление в нём управляемой реакции деления ядер
Уметь пояснять процесс преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию
Решение задач типа: Р-1201-1204
§66- 68, доклады «экологические проблемы работы АЭС»
58 (10)
Атомная энергетика
1
КУ
История развития атомной энергетики. Преимущества АЭС. Перспективы развития атомной энергетики. Ядерное оружие. Проблемы атомной энергетики
Знать преимущества АЭС, перспективы развития атомной энергетики, проблемы атомной энергетики
Уметь пояснять экологические проблемы, связанные с атомной энергетикой
Решение задач типа: Р-1204-1205
§69
Плакаты и фотографии АЭС
59 (11)
Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
1
УПЗУН
Справедливость законов сохранения энергии, импульса, электрического заряда, массового числа для ядерных реакций.
Знать зависимость характера движения частиц от их энергии, заряда, сопротивления среды и наличия магнитного поля
Уметь определять параметры движения по фотографиям треков
Фотографии треков заряженных частиц
§68- 69
Фотографии треков заряженных частиц
60 (12)
Биологическое действие радиации
1
КУ
Поглощённая доза излучения. Коэффициент качества. Эквивалентная доза, формула и единица измерения. Предельные безопасные дозы излучения для живых организмов и способы защиты от воздействий радиоактивных частиц и излучений. Дозиметр
Знать понятия: поглощённая доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза; формулу и единица измерения.
Уметь определять поглощённую дозу с помощью дозиметра и вычислять эквивалентную поглощённую дозу
Решение задач
Получение и применение радиоактивных изотопов
§70-71
Лабораторные опыты: измерение естественного радиоактивного фона дозиметром
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
61 (13)
Термоядерная реакция
1
КУ
Термоядерные реакции, их энергетический выход. Выделение энергии при синтезе ядер. Проблемы осуществления управляемой термоядерной реакции
Знать понятия: термоядерная реакция, энергетический выход,
проблемы осуществления управляемой термоядерной реакции
Уметь записывать термоядерные реакции и определять недостающие элементы
Решение задач
Элементарные частицы и античастицы
§72-73
62 (14)
Обобщающий урок по теме «Строение атома и атомного ядра»
1
УПЗУН
Основные законы и формулы термодинамики
Знать: ядерную модель атома, понятия массовое и зарядовое числа, свойства протонов и нейтронов, протонно-нейтронная модель строения ядра, формулу расчёта энергии связи, понятие ядерной реакции, условия протекания ядерных реакций, законы сохранения для ядерных реакций, поглощённая доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза; термоядерная реакция, энергетический выход
Уметь решать качественные и количественные задачи
Решение задач
Работа с алгоритмами решения тестовых задач
§55-72
63 (15)
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра»
1
УККЗ
Основные формулы и понятия главы IV «Строение атома и атомного ядра»
Знать основные формулы и понятия главы IV «Строение атома и атомного ядра»
Уметь применять теоретические знания к решению тестовых задач
Тест
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
64-65 (1-2)
Обобщающее повторение
2
КУ
Основные понятия и формулы, изученные в течение учебного года
Знать основные понятия и формулы, изученные в течение учебного года
Уметь применять теоретические знания к решению качественных и количественных задач
Фронтальный опрос, решение задач
Работа с алгоритмами решения тестовых задач
§1-72
66 (3)
Итоговая контрольная работа
1
УККЗ
Основные понятия и формулы, изученные в течении учебного года
Знать основные понятия и формулы, изученные в течение учебного года
Уметь применять теоретические знания к решению качественных и количественных задач
Тест в форме ГИА
67-68
Резерв
2
Типы уроков:
УИНМ – урок изучения нового материала;
УИЗНМ – урок изучения и первичного закрепления нового материала;
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;
КУ – комбинированный урок;
УККЗ – урок контроля и коррекции знаний;
УЗУН – урок закрепления умений и знаний;
УПЗУН – урок комплексного применения знаний, умений, навыков;
УЗЗ – урок закрепления знаний
13PAGE 15
МОУ «Раздольненская СШ». Календарно-тематическое планирование по физике (9 класс, базовый курс 68 ч) 13 PAGE \* MERGEFORMAT 144315
"FHlnxz†”њћКМор
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·l
·
·
·15