Рабочая программа по физике 10 класс , автор учебника Тихомирова, Яворский.

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Петропавловск - Камчатского городского округа




Рассмотрено и согласовано
Руководитель МО учителей ЕМЦ
Протокол №1 от «__»_______2016г.
____________ Е. А. Кушнир
«___» _____________ 2016г


Утверждаю
Зам. директора по УВР
____________ Е.Ю. Санкина
«___» ____________ 2016г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Физике
для 10 класса
2016/17 учебный год



Учитель: Е. А. Кушнир
Категория: нет
Стаж: 24 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа базового курса «Физике» для класса основной ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года, примерной программы (основного) общего образования по физике (письмо Департамента государственной политики в образовании МО иН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263) и авторской программы по физике для 10 классов С. А. Тихомировой.
Учебно-методический комплект по физике для 10 класса.
Тихомирова С. А. Физика. Программа и тематическое планирование: 10-11 классы. – М.: Мнемозина, 2008.
Тихомирова С. М. Яворский Б. М. Физика: Учебник для 10 класса. – М.: Мнемозина, 2010.
Тихомирова С. А. Физика: рабочая тетрадь для 10 класса. – М.: Мнемозина, 2012.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений:– М.: Просвещение, 2008.
Грмцева О. И. Физика. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. – М. Экзамен 2012.
В. А. Орлов "Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы":- М: Дрофа – 2001.
О. Ф. Кабардин Физика. Тесты.:- М: Дрофа – 2001.
Демидова М. Ю, Павленко Н. И. Внутришкольный контроль по физике и астрономии 10-11классы. – М. Школьная пресса , 2004

Цели и задачи курса
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;
воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Задачи:
развитие первоначальных представлений учащихся о понятиях и законах ядерной физики, колебаний и волн, известных им из курса 9 класса и оптики известных из 8 класса;
знакомство учащихся с закономерностями волновой оптики и основными положениями квантово-полевой картины мира;
развитие первоначальных представлений учащихся о понятиях и законах электродинамики известных им из курса 8-9 класса;
воспитание учащихся на основе разъяснения роли физики в ускорении НТП, раскрытия достижений науки и техники, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие физики и техники.
формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, современной научной картины мира;
развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдения и объяснять физические явления.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В зависимости от типа урока материал разбивается на модули, в конце которых обязательно проводится обобщение материала. В ходе Важное значение имеет лабораторный эксперимент, чтобы каждый ученик имел возможность провести экспериментальное исследование самостоятельно по описанию или по собственному плану.
Используемые технологии, методы и формы работы:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
процесс овладения адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
При организации уроков физики в 10 классе используются различные технологии для достижения целей обучения.
На уроках применяются методологические приёмы, связанные с разными формами урока и разными видами восприятия изучаемого материала:
словесные методы обучения (рассказ, объяснение, семинар, работа с учебником);
наглядные методы (наблюдение, демонстрация опытов, презентаций, моделей);
практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы на лабораторном оборудовании и в виртуальной лаборатории ПК);
поисковый метод;
метод проектов;

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Примерной программы по физике. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 140 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м и 11-м классах (по 70 ч в каждом из расчёта 2 ч в неделю). С целью расширения знаний учащихся добавлено за счёт компонента образовательного учреждения к базовой составляющей 1 ч/нед. (это время отводится в основном на решение задач). Рабочая программа в 10 классе рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 105 ч.
Физика и методы научного познания. 1ч
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Основные элементы физической картины мира.
Механика. 42 ч
Механическое движение. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел.
Законы сохранения импульса и энергии. Границы применимости классической механики.
Демонстрации (Д). Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы (ЛР). Измерение ускорения свободного падения. Изучение движения тел под действием силы тяжести, силы упругости и силы трения.
Молекулярная физика. Термодинамика. 28 ч
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел.
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Д. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
ЛР. Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение влажности воздуха.
Электродинамика. 28 ч
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в разных средах.
Д. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. ЛР. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединений проводников.
Резерв времени. 6 ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, атом, планета,
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила, смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;
применять полученные знания для решения несложных задач;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.







КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.
Тематический контроль осуществляется после прохождения ключевых понятий раздела и позволяет оценить знания и умения учащихся, необходимые для дальнейшего изучения темы. Форма контроля – краткие самостоятельные работы из 3 задач или тесты из 5 вопросов.
Правила при оценивании:
в тестовых заданиях за каждый правильный ответ начисляется 1балл
в самостоятельных работах за 1 правильно решённую задачу -3 балла, за 2 задачи -4 балла, за 3 задачи -5 баллов
А так же проводятся контрольные работы по завершении главы, проверяются знания, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Форма контроля – тестирование в формате ЕГЭ и контрольная работа из 5 заданий
Правила при оценивании:
за каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется.
Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.
При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:
60-70% «3»;
75-85% «4»;
86-100% «5».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата
Тема урока
Количество часов
Корректировка


план
факт







Механическое движение и его виды. Относительность механического движения
1





Скорость
1





Ускорение
1





Перемещение при прямолинейном движении
1





ЛР № 1 «Измерение ускорения теля при прямолинейном равноускоренном движении»
1





Решение задач
1





Свободное падение
1





Движение тел, брошенных под углом к горизонту
1





Решение задач
1





Равномерное движение по окружности
1





Центростремительное ускорение
1





Решение задач.
1





КР № 1 «Основы кинематики»
1





Первый закон Ньютона
1





Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона
1





Закон всемирного тяготения
1





Решение задач
1





Вес. Невесомость. Перегрузка
1





Первая космическая скорость
1





Решение задач.
1





Сила трения
1





Решение задач
1





ЛР № 2 «Определение коэффициента трения скольжения»
1





Повторение и обобщение темы. Решение задач
1





КР № 2 «Основы динамики»
1





Условия равновесия тел
1





Решение задач
1





Центр тяжести
1





Виды равновесия
1





Решение задач
1





Импульс тела
1





Закон сохранения импульса
1





Механическая работа. Мощность
1





Кинетическая энергия
1





Решение задач
1





Потенциальная энергия
1





Работа силы упругости
1





Закон сохранения механической энергии
1





Решение задач
1





Решение задач
1





КР № 3 «Законы сохранения в механике»
1





Молекулы
1





Решение задач
1





Модель газа
1





Изотермический процесс
1





Изобарный и изохорный процессы
1





Решение задач
1





ЛР № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»
1





Уравнение Клапейрона – Менделеева
1





Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
1





Решение задач
1





КР № 4 «Основные положения МКТ»
1





Внутренняя энергия и способы её изменения
1





Первый закон термодинамики
1





Решение задач
1





Понятие о втором и третьем законах термодинамики
1





Тепловые двигатели
1





Решение задач
1





Проверочная работа
1





Внутренняя энергия и способы её изменения
1





Первый закон термодинамики
1





Решение задач
1





Кристаллические и аморфные тела
1





Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел
1





Решение задач
1





Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости
1





Смачивание. Капиллярные явления
1





Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости
1





Решение задач
1





ЛР № 4 «Измерение относительной влажности воздуха»
1





Решение задач
1





КР № 5 «Основы термодинамики. Свойства жидкостей и твёрдых тел»
1





Закон Кулона
1





Решение задач
1





Напряжённость электрического поля
1





Решение задач
1





Работа сил электрического поля
1





Потенциал
1





Решение задач
1





Проводники в электрическом поле
1





Электрическая ёмкость
1





Решение задач
1





КР № 5 «Основы электростатики».
1





Электродвижущая сила
1





Закон Ома
1





Решение задач
1





ЛР № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»
1





Соединение проводников
1





ЛР № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
1





Решение задач
1





Работа и мощность электрического тока
1





Решение задач
1





КР № 6 «Законы постоянного тока»
1





Электропроводность металлов
1





Электрический ток в вакууме.
1





Электропроводность электролитов
1





Решение задач.
1





Электропроводность газов
1





Полупроводники
1





Повторение курса физики 10-го класса
1





Итоговая контрольная работа за год
1





Резерв
1





Резерв
1





Резерв
1





Резерв
1



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Медиаресурсы
Проектор.
Экран
Оборудование
комплект лабораторного оборудования для кабинета физики L-микро (Механика)
комплект лабораторного оборудования для кабинета физики L-микро (Электричество)
комплект лабораторного оборудования для кабинета физики L-микро (общего назначения)
комплект лабораторного оборудования для кабинета физики L-микро (Тепловые явления)
комплект демонстрационного оборудования для кабинета физики L-микро (Механика)
комплект демонстрационного оборудования для кабинета физики (общего назначения)
оптика).
комплект демонстрационного оборудования для кабинета физики L-микро (Электродинамика 1).
комплект демонстрационного оборудования для кабинета физики L-микро (Электродинамика 2).
комплект демонстрационного оборудования для кабинета физики L-микро (Термодинамика).
Таблицы разные (10 Кл)
Таблицы тематические: «Кинематика и динамика материальной точки», «Молекулярная физика», «Законы сохранения в механике», «Термодинамика», «Электростатика», «Электродинамика».
Комплект датчиков различных.
Осциллограф.
Комплект лабораторной посуды из стекла.
приставка компьютерная к оборудованию L-микро.
Персональный компьютер.
Аудиоколонки.
Клавиатура, мышь.
Программное обеспечение
Программы L –микро.
Электронные лабораторные работы.
Виртуальная лаборатория МКТ, Электричество.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература основная и дополнительная для учителя

Тихомирова С. А. Физика. Программа и тематическое планирование: 10-11 классы. – М.: Мнемозина, 2008.
Тихомирова С. М. Яворский Б. М. Физика: Учебник для 10 класса. – М.: Мнемозина, 2010.
Тихомирова С. А. Физика: рабочая тетрадь для 10 класса. – М.: Мнемозина, 2012.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений:– М.: Просвещение, 2008.
Грмцева О. И. Физика. Тематические контрольные и самостоятельные работы по физике. – М. Экзамен 2012
В. А. Орлов "Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы":- М: Дрофа – 2001
Демидова М. Ю, Павленко Н. И. Внутришкольный контроль по физике и астрономии 10-11классы. – М. Школьная пресса , 2004
О. Ф. Кабардин Физика. Тесты.:- М: Дрофа – 2001
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])

Литература основная и дополнительная для учащихся

Тихомирова С. М. Яворский Б. М. Физика: Учебник для 10 класса. – М.: Мнемозина, 2010.
Тихомирова С. А. Физика: рабочая тетрадь для 10 класса. – М.: Мнемозина, 2012.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений:– М.: Просвещение, 2008.
Рымкевич А. П. Физика. Задачник 10-11 класс. – М. Дрофа 2004
Кирик Л. А. , Генденштейн Л. Э. Задачи по физике с примерами решений.:- М: ИЛЕКСА – 2008
15