Рабочие программы индивидуального надомного обучения разработанные на основе АООП для учащихся с ТМНР (ФГОС для детей с ОВЗ, вариант D). 7 класс.


Рабочие программы разработаны на основе адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени.
Программы составлены в соответствии с законом «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 о Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому, на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6 и согласованы с родителями.
Особенностью программ является то, что они решают в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программы раскрывает содержание стандарта, определяют общую стратегию обучения, воспитания и развития ученика средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета.
Данные программы способствуют развитию мышления, памяти, внимания, расширению кругозора, усвоению новых знаний, повышению работоспособности учащегося.
Направленность программ: формирование у учащегося потребности в обучении и развитии в домашних условиях.
В программах представлено 6 изучаемых предметов в количестве 10 часов в неделю.
Учебный план ученицы 7 класса надомного обучения
Морозовой Ольги на 2016-2017 учебный год
Учебные предметы Количество часов
в неделю
Всего часов
Счет 2 68
Письмо 2 68
Чтение 2 68
Интегрированный курс "Мир животных", "Мой край" 2 68
ИЗО 1 34
Развитие психомоторики 1 34
Количество часов в неделю 10
Количество часов в год 340
Систематические занятия по предметам, чередующиеся работой и отдыхом, оказывают положительное влияние на психофизическое состояние организма, тем самым способствуют преодолению имеющихся нарушений.
Сроки: программа рассчитана на один год.
Формы и режим занятий: занятия проводятся три раза в неделю.
Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, беседа, работа на компьютере.
Ожидаемые результаты:
- улучшение уровня познавательной активности ребенка;
- потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений.

Пояснительная записка
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант С), либо он испытывает существенные трудности в ее освоении получает образование по варианту D адаптированной основной образовательной программы, на основе которой, разрабатывается специальная индивидуальная образовательная программа (СИОП), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью. АООП ОО (вариант D) обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями, развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Для данной учащейся, характерна умственная отсталость тяжелой степени, которая сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. У девочки конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание речи. Языковые средства не сформированы. Но использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать этого ребенка, с выраженным интеллектуальным недоразвитием, навыкам элементарной коммуникации.
Внимание учащейся привлекается с трудом, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность увеличивается. Запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у учащейся могут сформироваться элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные упражнения, либо формирование заново. Обще-моторное развитие нарушено. Имеются существенные отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий. У ребенка возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Развитие навыков самообслуживания отсутствует. Девочка полностью зависит от посторонней помощи в обращении с одеждой и обувью, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур, не владеет вербальной речью и нуждается в уходе и присмотре. Таким образом, речь идет о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребенку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Выявляется значительная неоднородность по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетания. Уровень психофизического развития ребенка с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего является причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития такого ребенка зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи. В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов ребенок оказываются не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающегося с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Письмо (графика) и развитие речи
Пояснительная записка
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает у учащейся формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, устная (звучащая) речь отсутствует. В связи с этим, обучение ребенка общению включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения. Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Смыслом обучения является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерное, дозированное, заранее программируемое организованное включение в общение. Программа обучения письму и развитию речи опирается на программно-методический материал: «Коммуникация» и «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации». Обучающие задачи по коммуникации направленны на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении индивидуальной программы обучения была выбрана обучающая задача и, в зависимости от возможностей ребенка, подобраны средства коммуникации для реализации поставленной задачи. Ребенок не владеет устной (звучащей) речью, поэтому используются альтернативные средства коммуникации. Например, обучение выражению согласия может происходить с использованием жеста и/или графического знака. Подбор и освоение этих средств осуществляется индивидуально, а навык использования освоенных средств формируется на уроках в рамках предмета. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации включает развитие импрессивной речи. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, предложения и связные высказывания, осуществляется работа над пониманием речи. Материально-техническое оснащение учебного предмета включает: графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, символы), наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи; технические средства для альтернативной коммуникации: компьютерные устройства, компьютерные программы для создания графических изображений, компьютерные программы символов (например, ―Bliss‖); компьютерные программы для общения; обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи; аудио и видеоматериалы.
Содержание программы
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослым. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, звука. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.). Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Понимание слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верней полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты/субъекты (я, ты, свой, мой, это и т.д.).
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Освоение и использование средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.
Письмо (графика).
Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам) «рука в руке». Рисование букв «рука в руке», изготовление букв из подручных материалов с подробной и пошаговой помощью учителя.
Освоение технических средств коммуникации в доступных пределах.
Чтение (альтернативное чтение).
Пояснительная записка.
Ведущим принципом построения программы является практическая и коррекционная направленность обучения.
Целью программы по предмету «Чтение (альтернативное чтение)» является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с ограниченными возможностями здоровья, возможность предоставить в его распоряжение систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. В рамках поставленной цели определены следующие задачи: формировать первичные ценностные представления учащегося о книгах и иллюстрациях, картинках и картинах; приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;; создавать условия для пробуждения речевой активности ребенка; знакомить с жестовыми, жестово-графическими изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы; приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях; развивать коммуникативныеё функции учащегося, удовлетворяя его коммуникативную потребность. Для ребенка с тяжёлой умственной отсталостью недостаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал. Учащийся овладевает материалом на самом низком уровне. Поэтому в рамках реализации программы важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Программа составлена с учётом уровня обученности ребенка, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие технологии.
Процесс чтения – условное понятие по отношению к учащемуся с тяжёлой умственной отсталостью, который на всём протяжении обучения зависим от педагога в выборе книг для чтения, способах, формах и степени выразительности и т. д. В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с тяжёлой умственной отсталостью оказывается в большой зависимости от коммуникативных партнёров, поэтому так важно научить его альтернативным приёмам работы с различными видами доступной информации. При обучении «чтению» учащегося с тяжёлой умственной отсталостью основной акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление учащихся с художественной литературой, не занятия их литературным образованием, а ежедневное чтение им художественной литературы (потешек, стихотворений, сказок, коротких рассказов и т. п.) и формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя для этого невербальные средства коммуникации.
Содержание программы
В рамках предмета рассматриваются следующие варианты «чтения»: «чтение» телесных и мимических движений; «чтение» изображений на картинках и картинах; «аудиальное чтение» (слушание аудиокниг, литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски); «чтение» видеоизображений (на CD-дисках, видеофильмы — мультфильмы, документальные кадры о природе, животных, отрывки художественных фильмов);слушание чтения учителем произведений разных жанров и тематик; формирование умений самостоятельно воспроизводить эти тексты, используя невербальные средства коммуникации.
В процессе работы по предмету рекомендуется последовательное выполнение следующих упражнений:
практическая деятельность;
упражнения с картинками;
упражнения с символами;
упражнения по прослушанному тексту;
упражнения со словами и т. п.
Счет (математические представления).
Пояснительная записка.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни. Цель обучения – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду.
Материально-техническое обеспечение предмета включает: различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; плакаты с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных математических представлений.
Содержание программы
Временные представления. Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий.
Количественные представления. Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета).
Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры.
Представления о размере. Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Представление о форме. Различение круглых и некруглых геометрических тел. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления. Пространственные представления (верх, низ, перед, зад). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперед», «назад»).
Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей.
Мир животных
Пояснительная записка.
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой природы и человека. Цель обучения – формирование представлений о живой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: формирование представлений о животном мире. Ребенок знакомится с разнообразием животного мира, получает представления о среде обитания животных, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными, ребенок учится выполнять доступные действия: кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у ребенка с ТМНР происходит по принципу «от частного к общему». Материально-техническое обеспечение предмета включает: наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки); плакаты с изображениями действий, операций по уходу за животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными животными для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о животных; аудио- и видеоматериалы. (аквариумными рыбками, птицами, хомячками, морскими свинками и т.д.).
Содержание предмета.
Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь).
Представление о рыбе. Представление о речных рыбах. Представление о морских рыбах.
Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).
Представление о морских обитателях (кит, дельфин).
Мой край
Пояснительная записка.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Мой край» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Основными задачами программы являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, ее культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалиста и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях. Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, плакаты с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д. Кроме того, используются аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных представлений. Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений является компьютер.
Содержание программы
Квартира, дом, двор. Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своей квартиры. Представление о типах домов (одноэтажные /многоэтажные). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей). Ориентация во дворе.
Школа. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (учебник, тетрадь, дневник, карандаш, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Соблюдение правил учебного поведения. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует.
Транспорт. Представление о наземном транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом.
Город. Представление о улицах, площадях, зданиях родного города. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения на улице. Традиции, обычаи. Представление о празднике.
Страна. Представление о государстве Россия.
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком, имеющим ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей. Так, несмотря на то, что ребенок с ДЦП не может захватить кисть или карандаш, он может создать сюжетную картину, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник делает работы ребенка выразительнее, богаче по содержанию. Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей. Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать творческие проявления, развивать его самостоятельность. Ребенку важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка с ТМНР интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие различные кисти, ножницы, коврики, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: планшеты, музыкальный центр, компьютер; расходный материал для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин) и др.
Содержание программы
Лепка. Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами. Разминание пластилина. Отрывание кусочка материала от целого куска. Размазывание материала: размазывание пластилина (по шаблону, внутри контура). Катание колбаски (на доске, в руках), катание шарика (на доске, в руках); расплющивание материала (на доске, между ладонями). Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием).
Аппликация. Различение разных видов бумаги среди других материалов. Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации. Сминание бумаги. Разрывание бумаги. Сгибание листа бумаги. Скручивание листа бумаги. Намазывание поверхности клеем (всей поверхности, части поверхности). Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Рисование. Различение материалов и инструментов, используемых для рисования. Оставление графического следа на бумаге. Рисование карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Рисование кистью (прием касания, прием промакивания, прием наращивания массы). Выбор цвета для рисования. Рисование точек. Рисование линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание (внутри контура, заполнение всей поверхности внутри контура). Штриховка (слева направо, сверху вниз, по диагонали, двойная штриховка). Рисование контура предмета (по контурным линиям, по опорным точкам, по трафарету, по шаблону).
Примечание: все манипуляции происходят с подробной помощью и поддержкой учителя или «рука в руке».
Развитие психомоторики.
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие. Направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития ребенка, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, понимание обращенной речи. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.
Предметно-практические действия. Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У ребенка с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами. Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами». В процессе обучения ребенок знакомится с различными предметами и материалами и осваивает действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой деятельности, самообслуживании. Материально-техническое оснащение учебного предмета включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Двигательное развитие. Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У данной учащейся имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса. Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации). Развитие двигательных способностей обучающегося с детским церебральным параличом тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Содержание программы.
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание и различение цвета объекта.
Слуховое восприятие: локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.
Кинестетическое восприятие: адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность).
Восприятие запаха: адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.
Восприятие вкуса: адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Действия с материалами: сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал.
Действия с предметами: захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы.
Удерживать голову. Выполнять движения головой. Выполнять движения руками, пальцами рук. Выполнять движения плечами. Сидеть. Ударять по большому мячу рукой ногой.
Примечание: все предметно-манипулятивные действия совершаются при непосредственной помощи и поддержке учителя.