Программа по внеурочной деятельности «Школа здоровья» уровень образования- начальное общее ФГОС
Управление образования администрации муниципального округа « Сыктывкар»
« Сыктывкар» кар кытшын муниципальнöй юкöнлöн администрацияса йöзöс велöдöмöн веськöдланiнМуниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №11»
«11№-а шöр школа» муниципальнöй велöдан учреждение
Рассмотрено на ШМО Утверждаю.
Руководитель: «__»________2015
Ермолаева О.Г._______ Директор школы:
Бузинов А.В.______
Программа по внеурочной деятельности
«Школа здоровья»
уровень образования- начальное общее ФГОС
Нормативный срок реализации - 4 года
Автор программы:
учитель начальных классов
Пальшина С.Н
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу 1 года обучения:
Должны знать и уметь: составлять и соблюдать элементарные требования режима дня; как правильно надо мыть руки и лицо, соблюдать правила гигиены, содержать своё тело в чистоте, о «вредных» и полезных привычках; как отучить себя от вредных привычек; как следует питаться, выбирать полезную пищу и тщательно пережёвывать её при приёме; о пользе сна ( спать по 11-15 часов, ложась в 20-21 час); как правильно обращаться с вещами в доме; как ухаживать за своими питомцами; правила обращения с животными; правила о пользе физических упражнений; играть в подвижные игры на воздухе; учёт заболеваемости в течении года.
Способ проверки: Наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы.
К концу 2 года обучения:
Должны знать и уметь: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», выполнять рекомендации врача во время болезни , какие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, своевременно делать прививки; понимать для чего нужны лекарства; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; контролировать своё поведение в школе ; правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём; правила общения с незнакомыми людьми; знать как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка и помощь в семье сохраняет здоровье её членов; заниматься самовоспитанием; учёт заболеваемости в течении года.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».
К концу 3 года обучения:
Должны знать и уметь : что такое здоровье; правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; выполнять закаливающие процедуры; играть в подвижные игры на воздухе и в помещении; правила безопасного поведения в окрестностях дома; правила безопасного поведения на воде; правила безопасного поведения на льду; отличать продукты, приносящие вред здоровью; соблюдать правила дорожного движения; учёт заболеваемости в течении года.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года: театрализованное действие «Путешествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять.
К концу 4 года обучения:
Должны знать и уметь : соблюдать правила гигиены; заботиться о чистоте своего организма; уметь отличать инфекционные болезни и знать способы их предупреждения; правила посадки за партой; соблюдать правила для сохранения красивой осанки; что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); о пользе продуктов, какие загрязняющие вещества в них содержатся; признаки отравлений и как помочь себе при отравлении; играть в подвижные игры на воздухе, в помещении; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; уметь противостоять при предложении покурить; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; о неизлечимых болезнях века.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; учёт заболеваемости в течении года; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников на повторение изученного за всю начальную школу: спортивный праздник «День здоровья», урок – КВН «Наше здоровье», праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
Содержание учебного курса
1 КЛАСС
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья; игры в помещении. Привычки как основа крепкого здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. О пользе фруктов и овощей. О пользе сна.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме . Номера телефонов экстренной помощи.
Спортивно-оздоровительная игра «Мама, папа, я – спортивная семья».
Правила безопасного поведения в транспортных средствах. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
2 КЛАСС
Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Строение тела человека. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; лекарства, поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.
Подвижные игры на улице и в спортивном зале. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Правила безопасного поведения в лесу. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.
Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Спортивно-оздоровительная игра «Мама, папа, я – спортивная семья».
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
3 КЛАСС
Режим дня. Соблюдение правил гигиены. Организм человека. Органы чувств (зрение, слух, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Подвижные игры на улице и в спортивном зале.
Опасные места в окрестностях дома: стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Спортивно-оздоровительная игра «Мама, папа, я – спортивная семья».
Правила безопасного поведения пешехода на улице, на дороге. Игры по ПДД. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.
4 КЛАСС
Режим дня. Соблюдение правил гигиены.
Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Эмоции человека –залог здоровья.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Гигиена питания. Первая помощь при отравлениях.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.
Подвижные игры на улице, в спортивном зале.
Правила безопасного поведения пешехода на улице, на дороге. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле.
Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Здоровый образ жизни.
Формы и методы : тематические классные часы, беседы, познавательные игры, конеурсы рисунков, динамические паузы, исследовательские проекты, дни здоровья, совместные спортивные праздники с родителями, КВН
Тематическое планирование 1 класс
№
занятия Тема занятия Планируемые результаты Вид деятельности
Метапредметные Предметные Личностные УУД 1. Твой новый режим. Регулятивные УУД:
-Способствовать умению вести диалог о содержании индивидуального режима дня.
-Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-Различать способ и результат действия;
-Проявлять познавательную инициативу в совместном сотрудничестве;
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
-Познакомить с витаминами, их значением для человека;
- Умение определять и формулировать цель на занятии с
помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии;
-Работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;
- Воспитывать умение работать в паре и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
- Осуществлять контроль по эталону (после выполнения задания в паре), саморегуляция процесса общения;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.
Познавательные УУД:
-Способствовать умению самостоятельно составлять индивидуальный режим дня.
-Учиться определять цель деятельности с помощью учителя;
- Ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-Осознанно строить устное высказывание в устной форме, строить логическое рассуждение;
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информационный материал, свой жизненный опыт.
Коммуникативные:
- Способствовать умению обосновать содержание своего режима дня.
-Проверить умение оформлять свои мысли в устной речи с учетом речевых ситуаций;
-Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы;
-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы друг другу; учиться контролировать себя и других, оказывать необходимую помощь;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
- формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы;
- планирование совместного сотрудничества (работа в паре), работа в паре с соблюдением правил работы в паре (при разговоре смотреть на собеседника; в разговоре использовать вежливые слова; говорить спокойно, ясно, по делу; решить, кто будет отвечать)
- строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание.
Обучающийся научится:
-составлять примерный режим дня; соблюдать режим дня.
-сознательно относиться к своему здоровью.
-понимать причины хорошего и плохого настроения.
-различать «вредные» привычки; их влияние на здоровье человека.
-взаимодействовать со сверстниками в игровой деятельности.
-контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.
-соблюдать правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.
- значение сна в жизни человека; правильно готовиться ко сну.
-объяснять потенциальную опасность бытовых предметов; осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту; применять изученные правила безопасного поведения в быту.
-работать в команде, взаимодействовать, поддерживать друг друга.
- ответственно относиться к нашим любимцам.
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
-ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. -Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни
- Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
-Соблюдать правила гигиены;
- Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе- важности бережного отношения к здоровью.
Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни;
- Формирование ученической компетентности, воспитывать заботливое отношение к животным, расширить знания детей о кошках и собаках;
- Формирование качеств ученика (внимательность, честность, сдержанность), формирование адекватной самооценки.
- Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе.
2. Что такое здоровье. 3. «Здоровые дети – в здоровой семье». 4. Хорошее настроение- залог здоровья. 5. «Привычки –сестрички». 6. Для чего нужна физкультура. 7. Для чего нужна физкультура. 8. Наши лучшие друзья-овощи и фрукты. (Проект)
9.
Полезный сон.
10-11.
«Дом – машина для жилья». Правила обращения с самыми обычными вещами в доме.
12.
День здоровья. 13.
Мои домашние питомцы.
(Проект)
14.
Мы пассажиры. Правила безопасности в автомобиле и поезде. 15.
Мы пассажиры. Правила безопасности на дороге.
16. Обобщающее занятие «Доктора здоровья».
Тематическое планирование 2 класс
№
занятия Тема занятий Планируемые результаты Вид деятельности МетапредметныеПредметные Личностные 1-2. Здоровый образ жизни. Регулятивные :-Определять и формулировать цель собственной деятельности, совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке,
-Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности ;
- Ставить задачи в сотрудничестве с учителем;
проявлять познавательную инициативу в совместном сотрудничестве;
-Умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения данной задачи.
-Оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- Учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания, устанавливать причинно – следственные связи, ориентироваться в источниках ;
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме;
-Уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее;
- Использовать модели и схемы; Использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям;
-Использовать знаково-символические средства; строить речевое высказывание;
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений;
Коммуникативные :
-Вступать в диалог, слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение выполнять различные роли в группах;
- Допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы;
-Использовать речь для регуляции своего действия;
-Уметь работать в парах; в коллективном обсуждении, внимательно слушать друг друга; аргументировать свое мнение.
-Уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем.
- Строить понятные для партнёра высказывания;
- Задавать вопросы; контролировать действия партнёра.
- Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
-осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни.
-о правилах профилактики простудных заболеваний и способах укрепления своего здоровья.
-понимать какие действия предпринимают врачи, что бы помочь людям.
-контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.
-осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения.
-вызывать пожарных по телефону; запомнят правила предупреждения пожара.
-предвидеть опасности на воде и лесу; правила поведения на воде и в лесу.
- предвидеть опасность; запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами.
-работать в команде, взаимодействовать, поддерживать друг друга.
-получат возможность научиться осознавать ценность традиций своей семьи.
- обсуждать вопрос о культуре общения в школе; осознают себя членами классного коллектива.
Получат возможность научиться оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе.
-объяснять, что такое культура общения;
-запомнят правила вежливого общения.
-соблюдать правила в общественных местах.
-осознание значимости здорового образа жизни для собственного развития;
-Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
-Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев;
- Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-помочь осознать смысл изучения причин инфекционных заболеваний;
- ценить и уважать труд людей, помогающих восстанавливать здоровье больных;
-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата;
-Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- Ориентация на здоровый образ жизни.
- Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни.
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе. 3. Причины болезней. Простудные болезни. 4. Какие врачи нас лечат.
(Проект) 5. Какие лекарства мы выбираем. 6. Если хочешь быть здоров.
Двигательная активность-залог здоровья. 7.
Берегись автомобиля! Школа пешехода.
8. Опасность в нашем доме. Пожарная азбука. 9. Опасности на воде и в лесу. 10. «Свои - чужие». Опасные ситуации с незнакомыми людьми. 11. День здоровья. 12. Моя семья – чудесное место для жизни. (Проект) 13.
Азбука культурного поведения в школе. 14. Правила вежливого общения. 15. Ты и твои друзья.
(Проект) 16.
17. Учусь соблюдать правила в общественных местах.
Я выбираю движение. Обобщающий урок Тематическое планирование 3 класс
№
Тема занятия Планируемые результаты Вид деятельности
МетапредметныеПредметные Личностные 1. Наше здоровье. Регулятивные :-Определять и формулировать цель собственной деятельности, совместно с учителем давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- Работать по предложенному плану, инструкции.
-Умение осуществлять информационный поиск для регулирования собственной деятельности ;
-Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
-Формировать умение представлять информацию в виде рисунка; формировать умение выявлять сущность, ценности объектов; формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;
- Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания, устанавливать причинно – следственные связи, ориентироваться в источнике ;
- Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
-Умение удерживать поставленную задачу при выполнении конкретного задания;
- Использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
-Строить монологическую речь в устной форме
-Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Устанавливать причинно – следственные связи , анализ определений на основе анализа материалов литературы, толкового словаря, беседы со взрослым и подведение под общее понятие, поиск информации.
Коммуникативные :- Вступать в диалог, слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение выполнять различные роли в группах.
- Формировать умение слушать и понимать других;
формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
- Умение слушать и понимать речь других; допускать существование различных точек зрения.
-Умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группах);
-Умение формулировать выводы изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.
-осознавать необходимость безопасного и здорового образа жизни, соблюдения режима дня.
- Получат возможность научиться формулировать правила личной гигиены.
-заботиться о сохранении зрения, выяснить причины ухудшения зрения, разучить физминутки для глаз.
-познакомятся со строением уха человека и их заболеваниями; научатся ухаживать за ушами и делать массаж уха.
-чистить зубы и контроль за гигиеной полости рта.
-знать факторы закаливания, уметь закаливать свой организм.
-понимать значение двигательной активности на улице и в спортивном зале.
-контролировать и давать оценку своим двигательным действиям.
-работать в команде, взаимодействовать, поддерживать друг друга.
-знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.
-соблюдать правила безопасного поведения на льду водоёмов ;-правила безопасного поведения на воде, знакомство с видами помощи утопающему.
-понимать значении питания в жизни человека, формирование рациона питания и образа жизни человека и их влияние на здоровье.
-Получат возможность научиться применять изученные правила дорожного движения.
- следить за своим здоровьем самостоятельно, используя несложные приемы самооздоровления, соблюдая правила гигиены и питания. Осознание значимости здорового образа жизни для собственного развития;
- Формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
-Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
-Ответственно относиться к собственному здоровью.
- Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни.
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
2. Знай своё тело. Гигиена тела. 3. Глаза – главные помощники человека. 4. Чтобы уши слышали. 5. Ослепительная улыбка.
6. Если кожа повреждена. Помоги себе сам. 7. Закаливание воздухом солнцем и водой. 8. Двигательная активность-залог здоровья. Подвижные игры в спортивном зале. 9. Двигательная активность-залог здоровья. Подвижные игры на улице. 10. День здоровья. 11. Опасные места в окрестностях моего дома. 12. Лед на улице, водоеме — источник опасности. 13. Правила и меры безопасности на воде. 14. «Здоровое» меню. « Злые» продукты. 15. Чтобы путь был счастливым. 16. Настольные игры по правилам дорожного движения. 17. Игра- путешествие «В страну здоровья».
Тематическое планирование 4 класс
№
урока Тема Планируемые результаты Вид деятельности
МетапредметныеПредметные Личностные 1.
Будем здоровы. Регулятивные :
-умение определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
работать по коллективно составленному плану;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
- Понимать поставленную задачу занятия и стремиться её выполнить;
-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;
-Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые
знания, устанавливать причинно – следственные связи, ориентироваться в источнике ;
- Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
-Умение удерживать поставленную задачу при выполнении конкретного задания;
- Использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
-Строить монологическую речь в устной форме
-Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Устанавливать причинно – следственные связи , анализ определений на основе анализа материалов литературы, толкового словаря, беседы со взрослым и подведение под общее понятие, поиск информации.
Коммуникативные :- Вступать в диалог, слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение выполнять различные роли в группах.
- Формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
- Умение слушать и понимать
речь других; допускать существование различных точек зрения.
-Умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группах);
-Умение формулировать выводы изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.
-осознавать необходимость бережного отношения к своему здоровью;
- понимать, что такое инфекционные заболевания, их формах и периодах, признаках и путях передачи инфекции, их предупреждение.
- понимать значение осанки в жизни человека. Выполнять упражнения для исправления осанки в школе и дома.
- соблюдать правила гигиены.
- обращать внимание на грустное настроение других и пытаться помочь, развеселить, улыбнуться; Объяснять взаимосвязь между хорошим настроением и здоровьем.
- различать витаминосодержащие продукты;
-соблюдать правила питания; устанавливать взаимосвязь продуктов питания.
-знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой.
-соблюдать изученные правила безопасности, осознавать необходимость соблюдения правил дорожного движения.
-работать в команде, взаимодействовать, поддерживать друг друга.
- осознавать, что курение- вредная привычка; узнают о воздействие курения на организм.
- конструктивному отказу от употребления алкоголя (как говорить «нет» и при этом не потерять друзей);
- негативно относиться к употреблению наркотиков.
-различать наиболее опасных загрязнителей продуктов, поступающие из окружающей среды и их влияния на организм человека .-применять основы здорового образа жизни; сохранять своё здоровье; ответственно относиться к своему здоровью.
-соблюдать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.
Осознание значимости здорового образа жизни для собственного развития;
- Формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
-Формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности
-Ответственно относиться к собственному здоровью.
Здоровьесберегающее поведение, установка на здоровый образ жизни Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе.
2.
Инфекционные болезни и способы их предупреждения 3.
Осанка – стройная спина! 4.
Содержи своё тело в чистоте. 5.
Злые чувства – враг здоровья души. 6.
Как следует питаться «Витаминная страна». 7.
Профилактика отравлений. 8.
Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. (Проект) 9.
Двигательная активность-залог здоровья. Подвижные игры в спортивном зале. 10.
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.
11. День здоровья.
12. Злой волшебник табак. 13. Злой волшебник алкоголь. 14. Злой волшебник наркотик.
15. Загрязняющие вещества в продуктах.
16. КВН «Наше здоровье».
17. Я здоровье берегу – сам себе я помогу (урок-праздник).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу 1 года обучения:
Должны знать и уметь: составлять и соблюдать элементарные требования режима дня; как правильно надо мыть руки и лицо, соблюдать правила гигиены, содержать своё тело в чистоте, о «вредных» и полезных привычках; как отучить себя от вредных привычек; как следует питаться, выбирать полезную пищу и тщательно пережёвывать её при приёме; о пользе сна ( спать по 11-15 часов, ложась в 20-21 час); как правильно обращаться с вещами в доме; как ухаживать за своими питомцами; правила обращения с животными; правила о пользе физических упражнений; играть в подвижные игры на воздухе; учёт заболеваемости в течении года.
Способ проверки: Наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы.
К концу 2 года обучения:
Должны знать и уметь: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», выполнять рекомендации врача во время болезни , какие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, своевременно делать прививки; понимать для чего нужны лекарства; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; контролировать своё поведение в школе ; правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём; правила общения с незнакомыми людьми; знать как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; знать, что взаимопомощь укрепляет здоровье мальчиков и девочек, а поддержка и помощь в семье сохраняет здоровье её членов; заниматься самовоспитанием; учёт заболеваемости в течении года.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ, создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года «Оцени себя сам».
К концу 3 года обучения:
Должны знать и уметь : что такое здоровье; правильно мыть руки и лицо, делать гимнастику для глаз, содержать в чистоте и защищать уши, зубы, руки, ноги и кожу от повреждений; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; выполнять закаливающие процедуры; играть в подвижные игры на воздухе и в помещении; правила безопасного поведения в окрестностях дома; правила безопасного поведения на воде; правила безопасного поведения на льду; отличать продукты, приносящие вред здоровью; соблюдать правила дорожного движения; учёт заболеваемости в течении года.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года: театрализованное действие «Путешествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять.
К концу 4 года обучения:
Должны знать и уметь : соблюдать правила гигиены; заботиться о чистоте своего организма; уметь отличать инфекционные болезни и знать способы их предупреждения; правила посадки за партой; соблюдать правила для сохранения красивой осанки; что такое эмоции, чувства, поступки и стресс; понимать, какое чувство провоцирует на тот или иной поступок (злость, зависть, гнев, радость); о пользе продуктов, какие загрязняющие вещества в них содержатся; признаки отравлений и как помочь себе при отравлении; играть в подвижные игры на воздухе, в помещении; почему дышать табачным дымом опасно для здоровья; уметь противостоять при предложении покурить; почему некоторые привычки называются вредными (курение, алкоголь, наркотики); что такое волевое поведение; почему алкоголь опасен для нашего здоровья; почему наркотики губительны для человека; уметь сказать нет, если кто-нибудь будет предлагать попробовать алкоголь или наркотики; о неизлечимых болезнях века.
Способ проверки:
Наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов; учёт заболеваемости в течении года; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков здорового образа жизни; создание ситуации эксперимента; опрос на занятиях после пройденной темы; в конце года проведение нестандартных уроков и праздников на повторение изученного за всю начальную школу: спортивный праздник «День здоровья», урок – КВН «Наше здоровье», праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу».
Для реализации программы «Школа Здоровья» необходима материально-техническая база:
1. Учебные пособия:
-натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,)солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибов , зубные щетки, и др.;
-изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе, ушибе и т.д.», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;2. Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Список литературы для учителей.
Буянов М.И. Размышления о наркомании: Кн. для учителя. - М., 1990.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- Спб., 1997.
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. - Ростов на/Дону: Феникс, 2007.
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра.- Спб., 1996.
Зайцев Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. - Спб., 1997.
Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – М., 1995.
Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 1982.
Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании: Кн. для учителя. М., 1989.
Лазарев М.Л. Здравствуй! Программа формирования здоровых детей дошкольного возраста: Руководство для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М., 1997.
Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. - Спб., 1997.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. 1-4 классы. Москва: «ВАКО», 2011.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. - И.: ТЦ «Сфера», 2001.
Ослепительная улыбка на всю жизнь: Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы/Под ред. Г.М. Королева. - М.: Медиа Сфера, 1996.
Физкультура для всей семьи/ Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
Список литературы для учащихся.
Доктор Зайцева. Знакомьтесь, Доктор Зубик. - М.: Библио-Глобус, 2014.
Дурейко Л. Как устроен организм человека. Детская энциклопедия «Здоровье». БелЭн, 2011.
Если хочешь быть здоров. Аудиоэнциклопедия с Чевостиком. - М.: Елена, 2011.
Козлова С., Шукшина С. Я и моё тело. Мир человека. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная пресса, 2013.
Лаптев А. Береги здоровье смолоду. - М.: Медицина, 1988.
Лопатина А. Вкусная азбука. - М.: Амрита-Русь, 2010.
Лопатина А., Скребцова Л., Скребцова М. Сказки о фруктах и ягодах. Сказочный справочник здоровья. Т. 1. - М.: Амрита-Русь, 2005.
Лопатина А., Скребцова М. Сказки и притчи об овощах. Сказочный справочник здоровья. Т. 2. - М.: Амрита-Русь, 2005.
Лопатина А., Скребцова М. Сказки о мёде, орехах, травах, злаках, каше, чае. Сказочный справочник здоровья. Т. 3. - М.: Амрита-Русь, 2005.
Медицина. Энциклопедия «Всё обо всём». - М.: Астрель, 2001.
Остер Г. Петька-микроб. - М.: АКПРЕСС, 2008.
Петрановская Л. Что делать, если… - М.: Аванта, 2011.
Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. - М.: Физкультура и спорт, 1996.
Семёнова И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1989.
Соковня Э. Неболейка. – М.: Просвещение, 2005.
Шестернина Н. Гигиена и здоровье. Мир человека. Тематический словарь в картинках. - М.: Школьная пресса, 2013.
Человеческое тело. Журнал 82 номера. Издательстао ДеАгостини, 2011-2012гг.
Чуб Н. Азбука здоровья. - Харьков: Пеликан, 2011.
Энциклопедически словарь юного биолога/ Сост Аспиз М. Е. - М., 1986.
Энциклопедический словарь юного спортсмена/ Сост. Сосновский И. Ю., Чайковский А. М. - М., 1980.
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. - М., 1986.