РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников»


КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
143405, Россия, Московская область,г. Красногорск, Ильинский бульвар, дом 6
тел.: 8(498) 754-26-38, 8(498) 754-26-39
е-mail: school16.krasnogorsk@gmail.comРАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников»
Москва
2016
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС НОО, Примерной образовательной программой начального общего образования, а также методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы. Рабочая программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Разработчик: Смирнова Ольга Евгеньевна
Рабочая программа внеурочной деятельности одобрена на заседании методического объединения МБОУ СОШ №16 г.Красногорска

Протокол № от « » 2016 г.


1. Цель и задачи освоения курса внеурочной деятельности:
Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в процессе саморазвития.
Задачи:
- развитие познавательных способностей младших школьников;
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
2. Требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
способность к саморазвитию.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ Содержание
(разделы, темы) Виды работы
I
1.
2. Проведение мини-исследования.
Знакомство с понятием «исследование»
Тренировочное занятие. Беседа
Тренинг
I I
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. Тренинг исследовательских умений и самостоятельные исследования.
Тренинг умения формулировать тему.
Тренинг умения формулировать проблему и выдвигать гипотезу.
Тренинг умения задавать вопросы.
Тренинг умения давать определение понятиям.
Тренинг умения выделять главное и второстепенное.
Тренинг умения работать с парадоксами.
Тренинг умения наблюдательности.
Тренинг умения проводить мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.
Тренинг умения организовывать исследование.
Тренинг умения выбирать методы исследования.
Тренинг умения проведения экспресс- исследования.
Тренинг умения создавать тексты.
Подготовка к защите. Тренинги
Игры.
Работа в библиотеке.
III
1.
2. Мониторинг.
Защита.
Самоанализ. Тематическое планирование.
№ Дата Тема Формулируемые УУД Количество часов
1 Вводный урок. Что такое исследование? Личностные:
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные:
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
1
2 Учимся проводить исследование. Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. 1
3 Учимся формулировать тему. Познавательные:
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию. 1
4 Учимся формулировать тему и вырабатывать гипотезу. Познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 1
5 Учимся строить и задавать вопросы. Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов 1
6 Учимся давать определения понятиям. Познавательные:
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия. 1
7 Учимся выделять главное и второстепенное. Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Регулятивные:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. 1
8 Что такое парадоксы? Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 1
9 «Наблюдательность – сестра внимательности» Личностные:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию. 1
10 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Познавательные:
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. 1
11 Проведение самостоятельных исследований .
Методы проведения исследования. Личностные:
- формирование способности к саморазвитию.
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. 2
12 Экспресс – исследование. Познавательные:
- перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия. 1
13 Учимся создавать тексты. Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Коммуникативные:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. 1
14 Подготовка к защите. Личностные:
- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные:
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ. 1
15 Защита. Личностные:
- формирование способности к саморазвитию.
Регулятивные:
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 1
16 Обобщающий урок по теме: «Я – начинающий исследователь. Что я узнал?» Личностные:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. 1

Список литературы.
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М. : Просвещение, 2011. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-025672-8.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2015. – 224 с.
3.Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа - 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2013 – 223 с. – (Стандарты второго поколения). — ISBN
978-5-09-026416-7.