Роль краеведения в формировании гражданско-патриотических качеств в современном школьнике
I областной форум краеведов
«Краеведение – основа реализации национальной идеи «Мәңгілік ел», посвященный 25-летию Независимости РКРоль краеведения в формировании
гражданско-патриотических качеств в современном школьнике
Омарова А.Ш., замдиректора по ВР
Докучаевской СШ Наурзумского района
г. Костанай2016 год
Роль краеведения в формировании
гражданско-патриотических качеств в современном школьнике
Воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина являются основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. В последние годы значительно возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения, так как оно обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.
Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Исследовательская работа по краеведению помогает детям реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных мест. Всё это способствует воспитанию ПАТРИОТА своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно.
В патриотическом акте «Мәңгілік Ел» Президент страны Н.А. Назарбаев обозначил задачу формирования казахстанского патриотизма как одну из первостепенных практических задач в рамках долгосрочных приоритетов развития нашей страны. Одним из наиболее сильных средств патриотического воспитания является краеведение – изучение природы, населения и хозяйства родного края, его прошлого и настоящего с целью улучшения жизни местного сообщества. Оно требует обеспечения полных, глубоких, содержательных знаний школьников о родном крае, которые питают чувство любви к родной природе и земле, а также уважения к традициям своего народа.
Имея честь выступать на I областном форуме краеведов, мне хотелось бы рассказать о краеведческой работе, проводимой в Докучаевской СШ. В течение последних лет в нашей школе успешно работает краеведческая поисково - исследовательская группа «Исток», которая в 2014 году являлась даже призером областного слета поисково – исследовательских отрядов Костанайской области.
С 2014 года члены группы «Исток» работают над поисково – исследовательским проектом «Отан жолдарымен - Дорогами Родины». Особенностью деятельности юных краеведов является совершение туристско-краеведческих экспедиций в изучаемые места.
Так, в 2014 году юные краеведы совершили туристскую экспедицию в г. Житикара в рамках областного тура туристской экспедиции «Моя Родина – Казахстан!». Основной идеей поездки было посещение значимых объектов г. Житикары – АО «Костанайские минералы», производящего уникальный природный материал хризотил-асбест и золотоизвлекающей фабрики ТОО «Брендт», а также других достопримечательностей города. Итоговым результатом этой работы стал проект, представленный на областной слет, и занявший 3 место. В школьном музее хранится руда, привезенная непосредственно с самого карьера.
В 2015 году ребята подготовили поисково – исследовательский проект «Над седой равниной поля гордо реял «Буревестник»…» из серии «Малая Родина: прошлое и настоящее», который занял 1 место на школьной научно-теоретической конференции НОУ. В ходе подготовки проекта юные краеведы совершили туристскую экспедицию в с. Буревестник (в прошлом совхоз им. Козлова Н.Г.) Наурзумского района, где им удалось собрать огромный материал - фотодокументы, газеты тех лет, фотографии из семейных альбомов. Также участники проекта в социальных сетях связались с внуком Николая Григорьевича Андреем. Собранный материал помог ребятам рассказать о подвиге, совершенном землеробом из деревни Кирово Жлобинского района Гомельской области, Козловым Николаем Григорьевичем, создавшим в полупустынной зоне Кустанайской области самый крупный в стране зерновой совхоз. Много прошло лет, много утекло воды с той поры, и очень многое изменилось в нашей жизни. Неизменно одно: фамилия Козлов по-прежнему в списке буревестненских жителей.
20 апреля 2016 года ребята подготовили на ежегодную конференцию НОУ проект «Царское село Шолаксай» из серии «Малая Родина: прошлое и настоящее».
Кстати сказать, что данный проект занял 1 место на районном конкурсе научных проектов и заявлен на областной конкурс.
Для сбора материала была организована туристская экспедиция в с. Шолаксай, которое имеет богатую 119-летнюю историю. Село Шолаксай – это особый маленький мир, в котором живут бок о бок люди разных национальностей и поколений. У каждой семьи собственная колоссальная история, как у самого поселка, основанного в далеком 1897 году переселенцами во время столыпинской реформы и повидавшем на своем веку разные передряги. Поэтому старожилы величаво зовут его Царским селом, свидетельством чему является сохранившееся до наших времен здание старой школы – первый раз ее двери распахнулись для учеников в 1904 году. С тех пор прошло 112 лет.
В истории Шолаксая есть еще одна историческая веха. Сам Лаврентий Таран здесь бывал. Помнят его, пожалуй, только тополя, ровесники школы. Таран, являясь активным участником установления Советской власти на Кустанайщине, находился на стороне большевиков с первых дней Октябрьской социалистической революции.
Так случилось, что этот проект имел свое продолжение.
Краеведческая группа нашей школы продолжила свою деятельность и в период летних каникул. В июне этого 2016 года краеведы совершили туристскую экспедицию по историческим местам, проследовав по маршруту п. Введенка – п. Долбушка – п. Мендыкара – с. Владимировка – п. Затобольск – г. Костанай. Цель экспедиции - изучение истории Кустанайского Краснопартизанского движения в 1919 году, посещение экскурсионных обьектов. Заинтересовал ребят и тот факт, что эхо этого восстания докатилось и до нашего района. Об этом они уже знали из предыдущего проекта. И им захотелось проследовать по этому пути и своими глазами увидеть те места, где всё и начиналось.
Надо отметить, что мы сами проживаем в 350 км от исходного пункта маршрута, но это не явилось для ребят препятствием. Посетив исторические места, экскурсионные объекты, они узнали много интересного, собрали огромный материал для своей новой научной работы.
Мендыкаринский район расположен на севере Костанайской области, большей частью в междуречье Тобола и его правого притока HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B1%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0)" \o "Убаган (река)"Убагана. Нам было приятно осознавать, что мы находились в каких-то 25 км от российской границы. Прибыли мы в п. Введенка на автомобиле 9 июня 2016 года. В первую очередь мы посетили сельский акимат и рассказали о цели своего приезда.
Руководитель школьного музея Введенской средней школы Кичигина Галина Федоровна рассказала о том, что здесь жили и работали организаторы Кустанайского Краснопартизанского восстания 1919 года Летунов Михаил Георгиевич, Миляев Николай Иванович, а также первый казахский врач Мухамеджан Карабаев. Кстати сказать, ребята познакомились с его потомками, которые до сих пор проживают в этом селе. Они также узнали, что на введенской земле родились герои нашего времени - Султангабиев Серик Газисович и Телятников Леонид Петрович.
Пройдя 5 км по берегу р. Тобол, мы дошли до п. Долбушка, который являлся местом действия подпольной группы А. Колодина, одного из организаторов данного восстания в конце марта 1919 года. Ребята пополнили свои знания об этом историческом событии, встретившись с директором Долбушинской основной школы Кузнецовым Геннадием Владимировичем и его супругой, учителем истории Кузнецовой Валентиной Васильевной. После беседы они повели нас к месту, где были расстреляны красногвардейцы, рядом с которым находится памятник Павшим героям гражданской войны.
В районном центре Мендыкаре ребята посетили следующие экскурсионные объекты, являющиеся памятниками истории: памятник погибшим землякам за власть Советов в 1919-1920 годах, памятник трудовой славы, церковь - памятник архитектуры конца 19- начала 20 веков.
Следующим пунктом нашего маршрута явился п. Затобольск – родина Героя Советского Союза Афанасьева Василия Сафроновича, который прошел с боями сотни километров по польской и немецкой земле. По дороге в Затобольск мы заехали в п. Владимировка, где посетили памятник казахскому акыну Нуржану Наушабаеву. Завершили мы свое путешествие в областном центре – г. Костанай, посетив, в первую очередь, Парк Победы и другие его достопримечательности.
Наше путешествие является своего рода интересным летним приключением, которое помогло учащимся окунуться в историческое прошлое нашей Костанайской области, а также почувствовать дух команды, романтики, насладиться прекрасной летней погодой и с пользой провести летние каникулы.
Хочу добавить, что и эта поездка тоже имеет свое продолжение. С 1 июня по 30 июля 2016 года Республиканским учебно-методическим центром дополнительного образования МОН РК проводился Республиканский дистанционный интернет - конкурс «Лето звёздное, будь со мной...». Ребята решили принять участие в номинации «Летние приключения» (литературный конкурс) и отправили рассказ о поездке в Мендыкару. На основании решения членов жюри команда заняла почетное 2 место.
Активная поисково-исследовательская деятельность позволяет школьникам самореализоваться и быть услышанными. Походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, работа с разными источниками информации расширяют кругозор, учат терпению, настойчивости в достижении цели.
Еще хотелось бы добавить, что туристско - краеведческая деятельность является одним из мощных средств формирования экологической культуры обучающихся. В нашей школе создана система работы, направленная на формирование экологической компетенции школьников.
Школа тесно сотрудничает с Наурзумским государственным природным заповедником. Юные экологи в течение учебного года посещают экологический кружок «Тюльпан» (руководитель Зейнелова М.А. – заместитель директора заповедника по научной работе), интересуются флорой и фауной родного края, ведут свои исследования, выезжают в сельские школы, рассказывают о своей работе, о заповеднике. Некоторые из них связывают свою жизнь с природой и наукой, продолжая таким образом начатую в ученичестве деятельность. В лице выпускника школы Тимошенко Алексея школа сотрудничает с Ассоциацией сохранения биоразнообразия Казахстана. Продуктом такой деятельности является создание в школе Клуба любителей птиц «Зарянка +М», основным направлением которого является знакомство с миром птиц.
Традиционными экологическими праздниками в Докучаевской СШ стали:
День Журавля - Международный праздник, организованный Рабочей группой по журавлям Евразии при поддержке Секретариата Боннской конвенции (CMS), Глобального экологического фонда (GEF), Международного фонда охраны журавлей (ICF) с участием Союза охраны птиц России и Московского зоопарка.
Акция «Марш парков».
Акция «Кормушка».
День Птиц.
Докучаевская СШ старается идти в ногу со временем, принимая активное участие в различных проектах и конкурсах. Так, в апреле 2016 школа приняла участие в Международном образовательном проекте «Хранители воды», который был реализован по инициативе компании PepsiCo при поддержке Зеленого движения России ЭКА. Цель Международного экоурока «Хранители воды»: сформировать у школьников ответственное отношение к водным ресурсам страны и научить их беречь воду в повседневной жизни. В рамках данного проекта проведены два урока в 6 и 9 классах, на которых учащиеся совершили путешествие по миру воды, узнали удивительные факты и поняли, что вода - это огромное чудо, которое нужно беречь и защищать. Но самое главное, они узнали, как стать настоящими экогероями — Хранителями Воды! По окончании проекта школа награждена Благодарственным письмом и отмечена на международной он-лайн карте проекта. Материалы данного экоурока используются классными руководителями при проведении внеклассных мероприятий.
И все-таки самое главное средство в экологическом воспитании подрастающего поколения – это любовь. Любовь к родной природе, к Родине. Нет ничего более мощного и эффективного. Если ребенок научится радоваться ветру и солнцу, наслаждаться вечерней зарей и восхищаться пением птиц, ему никогда не захочется разрушать эту красоту. Ведь защищать и беречь можно только то, что любишь.
Но эта любовь не должна сводиться к пассивному созерцанию. В туристско-краеведческих походах всегда найдется возможность внести хотя бы небольшую лепту в деятельность по охране природы. Как правило, даже младшие школьники в походах по родному району, селу моментально замечают огромное количество мусора, оставляемое человеком. Важно акцентировать их внимание на этой проблеме, чтобы воспитать хорошую привычку нигде не оставлять после себя мусор.
Проводимая в школе работа способствуют формированию всесторонне развитой личности средствами краеведения, созданию условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.