Роль учителя информатики в формировании ИКТ компетентности учителей и учеников


Статья: " Роль учителя информатики в формировании ИКТ компетентности учителей и учеников "
В наши дни инновационная школа обязана готовить выпускников к жизни в информационном сообществе, в котором ключевыми продуктами являются информация и знания. Одна из первых задач, которую я обязана решить, содержится в разработке таковых критерий обучения, при которых уже в школе дети могли бы открыть свои способности, приготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Я считаю, что ключевые ценности новейших стандартов образования обязаны базироваться на развитии ИКТ грамотности учащихся и формировании ИКТ - компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью я понимаю внедрение цифровых технологий, приборов коммуникации и/ или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и сотворения для функционирования в современном сообществе. ИКТ - компетентность это уверенное владение учащимися всеми элементами, навыками ИКТ - грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и другой деятельности, при этом упор делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.
Следует отметить и воздействие на степень причин ИКТ - компетентности, связанных с поведенческой активностью учащегося. Например, достаточно ясно проявляют себя в этом отношении посещаемость учащимися уроков и оригинальность их досуговой деятельности. Следует отметить, что установленный тип организации досуга учащихся позволит в значимой степени увеличить уровень ИКТ - компетентности школьников.Ныне обратимся к воздействию на степень компетентности учащихся в сфере ИКТ образовательного статуса их семьи. Результаты изучений демонстрируют, что есть точная зависимость меж уровнем компетентности воспитанника и уровнем образования его родителей - чем больше степень образования родителей, тем больше ИКТ-компетентность школьника.Итак, на создание ИКТ - компетентности учащихся воздействует очень много разных причин, но рассмотри некие из них:
образовательное учреждение;
деятельность преподавателя информатики;
социально-демографические факторы;
различные аспекты учебной деятельности и досуга.
В то же время невозможно пренебрегать и поселенческую специфику уровняИКТ - компетентности школьников. Школьники села в ИКТ-компетентности сильно уступают городским, что обусловлено широкимдиапазоном обстоятельств: недостаток обученных сотрудников, недостаточность материально-технического снабжения, неимение образовательной инфраструктуры
Деятельность преподавателя, является и остается одним из главных причин, определяющим успешность учащегося в той или иной предметной области. Уровень ИКТ -компетентности учащихся напрямую зависит от деятельности педагогов информатики. Квалификация учителя воздействует на степень компетентности воспитанников, чем больше квалификация учителя, тем больше ИКТ-компетентность его воспитанников. Но при обособленном преподавании предмета информатики добиться желаемых целей в развитии ИКТ - компетентности учащихся нереально, даже при достижении высочайшего уровня ИКТ - грамотности. Учитель информатики является консультантом, ассистентом в вопросе информатизации образования. Мнение о том, что, основное - это обучить учителя пользоваться ПК, а далее все случится автоматом, является в корне неправильным. Это подтверждается практикой. Главное в том, что внедрение ИКТ обязано быть - комфортным, доступным и действенным в учебной и воспитательной работе. Только в этом случае обучение этим технологиям станет осознанным и результативным.Несмотря на трудности освоения, доля учителей-предметников уже используют ПК для подготовки к урокам, но еще чрезвычайно недостаточно. И обстоятельств тут несколько, в том числе и отсутствии компьютеров на рабочем месте в учебном кабинете, и в чрезвычайно маленькой гибкости предлагаемых учителю информационных компонентов выпускаемых на дисках.
Учителю принципиально приспособить хоть какой материал под индивидуальности собственной работы, под программу, в рамках которой работает, под особенности детей, обучаемых в этом году, и в этом классе. Конечно, достойна уважения любая продуктивная работа хоть какого учителя, какие технологии в собственной работе он употребляет, благодаря чему я попыталась оставить за учителем преимущество выбора как и в каких направлениях применять информационные технологии. Ведь все, даже самый непростой путь, можно проложить и пройти, если на человека не давят, если позволено ему пройти по его по ступенькам от простого к сложному, если у учителя имеется точная задача и доступные средства ее решения.
Из всего вышесказанного следует ряд вытекающих друг из друга положений составивших базу программы информатизации школы:
На первом шаге информатизация школы обязана быть ориентирована на снабжение связи ИКТ с решением творческих и учебных задач исполняемых школьниками.
Это может быть при широком применении в проф деятельности ИКТ - технологий большинством учителей школы.
Не преподаватель обязан подстраивать свою работу под программу информатизации, а программа обязана быть выстроена таковым образом, чтобы помогала любому учителю справиться с трудностями освоения новейших подходов в работе со школьниками.
Решение больше обозначенных вопросов может быть при параллельном решении 2-ух задач - обучение учителей ИКТ технологиям и создание подходящих критериев их применения.То есть формирование ИКТ - компетентности учащихся, в большей степени отсформированности информационной образовательной средыобразовательного учреждения. В центре данной среды обязаны находиться куратор и преподаватель как специалисты, реализующие на практике идеи информатизации образования.
Таким образом, разбирая разные изучения, приуроченных к вопросам формирования и развития ИКТ - компетентности, разрешено сделать вывод, что для удачной реализации развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников нужно выстроить поэтапное формирование ИКТ - компетентности учителя-предметника. На наш взгляд процесс обучения может быть представлен несколькими этапами.На этапе происходит создание базисной ИКТ - компетентности, т. е. создание рационального инварианта знаний и умений, связанных с внедрением ИКТ в учебном процессе на уровне юзера.Второй шаг связан с подготовкой тьютора, наставника обучения( педагога-тьютора или учителя-тьютора), который обязан владеть организационно-управленческой ИКТ - компетентностью, рассматриваемой как  подготовленность дать свои знания в сфере ИКТ коллегам и учащимся.На последующем шаге исполняется создание предметно-углубленной ИКТ - компетентности учителя, соответствующей осознанному методологически грамотному применению ИКТ в преподавании собственного предмета( этот шаг может вытекать как за вторым, так и за первым, но не любой учитель-предметник может и обязан выполнять роль тьютора). Обладание предметно-углубленной компетентностью дозволяет учителю быть педагогом-консультантом( под действием консультирования я подразумеваю " всякую форму оказания поддержки в отношении содержания, процесса или структуры задачи или серии задач, при которой эксперт сам не отвечая за исполнение задачи, помогает тем, кто несет ответственность за это ").Далее следует шаг, соединенный с формированием корпоративной ИКТ - компетентности, обладание которой позволяет урегулировать  в команде трудности, связанные с внедрением ИКТ в образовательный процесс школы,быть исследователем в данной области, инициатором сетевого межшкольного взаимодействия.