Рабочая программа по русскому языку УМК Планетав знаний 1 класс (структура программы с учётом требований ФГОС)
РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
РЕКОМЕНДОВАНОЗаместитель директора по приказом по МБОУ
к утверждению наУВР МБОУ СОШ СОШ с. Мокрое от
заседании МО учителейс. Мокрое «____ »_______20__г.
__________________________/______________/ №_____
Протокол №_____ отФИО
«____ »_______20__г.«____ »_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села МокроеЛебедянского муниципального района
Липецкой области
Шпиры Натальи Евгеньевны
(ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
1 класс
УЧЕБНЫЙ ГОД
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
- освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
- овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот переод осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-7 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс. Особенностью программы является новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 1классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование культурологической (язык и общество), познавательно-коммуникативной, информационной, деятельностной компетенций.
Познавательно-коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих интересам, психологическим особенностям учащихся начальной школы.
Культурологическая (язык и общество) компетенция– систематизация знаний о языке, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу, умения пользоваться различными словарями,а так же осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Информационная компетенция, обеспечивающая расширение общего языкового информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации о русском языке ( в том числе удиовизуальных, компьютерных, текстовых и др), осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.Деятельностная компетенция, позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в устной и письменной речи, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим кретериям.
Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
- семиотический – помогающий детям осмыслить двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
- системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родногоязыка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
- этико-эстетический-направленный на осознание изобразительныхсвойств языка, на освоение культурыречевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в исползовании языковых средств. При составлении программмы были учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «концепции содержания неприрывного образования» и документах Госстандартов.
В целом начальный курс русского языка представлен как савокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения». Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращённой к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания.К этому же разряду относятся и умения этического характера.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий ( «чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п.,выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.). Данный курс имеет позавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В позавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средством духовного богатства народа, создающего язык.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ с.Мокрое рабочая программа курса "Русский язык" 1 класс состоит из двух частей: «Обучение грамоте по Прописям» (105 часов),«Русский язык» (55 часов) (5 часов в неделю, 32 учебные недели).
В приложении к рабочей программе «Тематическое планирование» конкретизируются даты проведения уроков, темы каждого урока и основные виды учебной деятельности учащихся.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
У учащихся будут сформированы:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа (на уровне соответствующем возрасту);
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
осознание языка, как основного средства общения людей.
Учащиеся получат возможность для формирования:
восприятия русского языка, как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
познавательной мотивации, интереса к русскому языку, как к родному; осознание слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке;
внимания к мелодичности народной звучащей речи;
понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми).
Предметные
Учащиеся научатся:
Различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
различать основные элементы письма; собирать из разрозненных элементов изученные буквы;
видеть графические ошибки и указывать путь их устранения;
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочения слов;
различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом 15-20 слов);
выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, об оформлении предложений на письме;
определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений);
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с эталоном, находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий;
оценивать правильность выполнения задания;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно , и того, что еще не известно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя словари и справочные материалы учебника ( под руководством учителя);
моделировать различные языковые единицы (слово предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, используя справочный материал учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
высказывать эмоционально-ценностное отношениек природе родного края, своей семье, здоровому образу жизни;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получат возможность научиться:
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (виды речевой деятельности)
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.
Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.
Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.
Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Подготовительный (добуквенный) период
Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.
Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.
Слогоделение. Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.
Основной (букварный) период
Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок).
Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).
Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ.
Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.
Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.
Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).
Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).
Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
1 класс (послебукварный период) Слово — главное средство языка. Роль языка в жизни людей.
Использование несловесных средств общения (жестов, мимики, поз, интонации).
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Углубление представлений о различных видах и формах общения (восприятия и передачи информации): в устной форме — слушание и говорение, в письменной — чтение и письмо.
Практическое овладение диалоговой формой речи: понимание смысла вопросов, реплик; вступление в диалог, ответы на вопросы, реплики, передача собственных мыслей, уточнение непонятного.
Упражнения в создании собственных высказываний с опорой на рисунки, схемы, на основе наблюдений.
Использование этикетных формул в различных ситуативных упражнениях (ситуации приветствия, прощания, обращения с вопросом, просьбой, извинения и др.).
Упражнения в достижении безошибочного выполнения разных видов письма: списывание с рукописного и печатного шрифтов, письмо предложений (в которых произношение слов не расходится с их написанием) по памяти и под диктовку.Последовательный переход к осознанному правильному плавному слоговому чтению многосложных и целостному чтению коротких слов на основе понимания закономерностей письма. Упражнения в выразительном чтении, отражающем понимание смысла читаемого текста.
Формирование первоначальных умений работать с учебником русского языка: отличать текст упражнений от заданий, анализировать образец, находить нужную информацию в словариках учебника.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный).Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма: разборчивости, линейности, достижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.
Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов (один — много, много —один).
Слово и его значение (лексика)
Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова.
Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения).
Предложение и текст
Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста.
Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам.
Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.
Орфография
Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу и буквосочетаний чк, чн);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);
— написание слов из словаря;
— большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.
Повторение изученного в течение года
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности
план факт Добуквенный период (17 ч)
1 01.09 Пропись №1
Знакомство с прописью Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте.
2 02.09 Выполнение рисунков в прописи. Учиться соблюдать гигиенические требования при письме. Контролировать свои действия в процессе работы. Организовывать своё рабочее место и поддерживать порядок на парте.
3 03.09 Разлиновка прописи. Письмо горизонтальных и наклонных линий. Различать направление линий в прописи.
Сравнивать выполненную работу с образцом, находить несовпадения.
4 04.09 Основной алгоритм письма. Шесть элементов основного алгоритма письма. Знакомиться с этапами овладения алгоритмом письма с помощью маршрутного листа (6 элементов). Писать и соединять «крючок» и наклонную линию.
Отслеживать этапы освоения основного алгоритма письма с помощью маршрутного листа. Различать последовательность написания элементов буквы и.
5 05.09 Основной алгоритм письма. Седьмой элемент алгоритма. Комментировать этапы выполнения основного алгоритма письма (написание буквы и). Находить характерные элементы основного алгоритма в образце письма.
6 08.09 Основной алгоритм письма (закрепление). Комментировать этапы выполнения основного алгоритма письма (написание буквы и). Находить характерные элементы основного алгоритма в образце письма.
7 09.09 Рабочее пространство дополнительных строк. Ориентироваться в разлиновке прописи, различать рабочую и дополнительную строчки. Тренироваться в написании «крючков» и контролировать свою работу (находить правильно выполненные, исправлять неверные)
8 10.09 Написание элементов букв И, Г, П, Т. Выполнять задание по образцу. Сопоставлять похожие элементы прописных букв И, Г, П; находить сходства и различия в их написании.
9 11.09 Написание элементов букв Л, Г. Сопоставлять похожие элементы прописных букв Л и Г, находить сходства и различия в их написании(письмо буквы Г начинается сверху, а в букве Л- снизу), ориентироваться в тетради товарища при обмене тетрадями(работа в паре).
10 12.09 Написание элементов букв н, к, Э. Анализировать образцы письма: находить места соединения элементов в букве и слове, находить усвоенные элементы в незнакомых буквах, обозначать их условными значками. Проверять выполнение задания товарищем при работе в парах, корректно сообщать об ошибках товарища.
11 15.09 Написание элементов букв К, И. Контролировать расстояние между элементами во время их написания.
Самостоятельно находить усвоенные элементы в незнакомых буквах. Находить основные места соединения элементов и букв между собой в слове: 1\2, 1\3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений.12 16.09 Написание элементов буквы у. Участвовать в анализе новых элементов. Соблюдать пропорции при написании петли буквы у.
13 17.09 Написание элементов букв п, Н. Сопоставлять услышанный алгоритм с написанным элементом. Рассуждать при сравнении выполняемых элементов букв. Комментировать вслух написание изученных элементов.
14 18.09 Соединение трёх и четырёх «крючков» в связку. Писать буквы и, ш. Соблюдать наклон при письме. Проверять выполнение задания товарищем.
15 19.09 Упражнения в написании элементов основного алгоритма письма. Воспроизводить полностью основной алгоритм письма (букву и) и комментировать его при письме. Воспроизводить написание элементов по памяти (под диктовку учителя). Находить основные места соединения элементов и букв между собой в слове: 1\2, 1\3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений.16
17 22.09
23.09 Упражнения в написании элементов букв. Тренировать написание основного алгоритма букв, выводить их по образцу и на слух. Сопоставлять строчные и заглавные буквы. Читать и записывать схему предложения; писать элементы основного алгоритма письма; находить основные места соединения элементов и букв между собой в слове: 1\2, 1\3, просветов в верхней и нижней частях букв и их соединений.Основной (букварный период) ( 99 ч)
18 24.09 Письмо строчной буквы а. Сравнивать написание букв а ии. Находить общие элементы. Планировать последовательность написания буквы а. Анализировать графические ошибки в написании буквы а. Вписывать изученную букву в образец. Читать незнакомые слова с опорой на рисунок. Находить изученную букву в алфавите.
19 25.09 Письмо строчной буквы у. Воспроизводить написание буквы упо образцу.
Сравнивать написание букв а и у, находить одинаковые элементы. Правильно соединять две буквы. Восстанавливать последовательность алгоритма письма буквы у.
20 26.09 Письмо заглавной буквы А. Участвовать в анализе алгоритма написания заглавной буквы А. Выполнять поэтапно письмо букв. Находить графические ошибки в написании слов. Узнавать характерные элементы букв и дополнять буквы недостающими элементами. Находить изученную букву в алфавите.
21 29.09 Письмо заглавной буквы У. Правильно соединять изученные буквы на письме. Обозначать на письме интонацию восклицания знаками завершения. Классифицировать печатные и письменные буквы.
22 30.09 Письмо изученных букв. Дополнять буквы недостающими элементами. Классифицировать буквы по разным признакам. Тренироваться в написании математических знаков. Не читая, определять место каждого слова в записи предложения, вписывать пропущенные буквы в слова.
23 01.10 Письмо строчной буквы м. Воспроизводить написание буквы по произнесенному алгоритму. Писать слово из 4-х букв (мама). Читать слова с опорой на рисунки, определять место буквы в слове, вписывать недостающие. Восстанавливать деформированное слово (дописывать недостающие элементы букв)
24 02.10 Письмо строчной буквы н. Анализировать написание буквы н, находить знакомые элементы письма. Угадывать букву по комментированию. Писать букву под комментирование. Проверять работу друг друга.
25 03.10 Письмо заглавной буквы М. Писать слоги и слова по образцу (по пунктиру и самостоятельно). Конструировать слово из набора букв. Писать буквы в связке. Давать графическое задание товарищу и проверять его выполнение.
26 06.10 Письмо заглавной буквы Н. Анализировать написание буквы Н, находить знакомые элементы письма. Писать предложение, правильно оформлять его на письме. Классифицировать буквы по разным признакам. Восстанавливать буквы по характерным элементам.
27 07.10 Письмо изученных букв. Дописывать букву в словосочетание, предлагать разные варианты. Составлять слова из слогов. Вычленять слово в таблице, заполненной буквами.
28 08.10 Пропись №2
Письмо строчной буквы о. Эксперементировать с изображением буквы о (сложение листа бумаги), наблюдать, делать выводы (совпадение верхней и нижней частей буквы о). Участвовать в анализе начертания буквы о, совместно вырабатывать алгоритм ее написания. Сопоставлять верхнее и нижнее соединение букв с буквой о. Писать слова (слоги) по образцу (по пунктиру, самостоятельно).
29 09.10 Письмо строчной буквы э. Запомнить алгоритм написания строчной буквы э. Писать слоги, слова с буквой э.
Воспроизводить изученные буквы на слух. Угадывать место изученных букв в слове, вписывать их. Восстанавливать буквы по характерным элементам.
30 10.10 Письмо заглавной буквы О. Соотносить слова он, она, оно с названиями предметов. Оценивать свои возможности и выбирать задание из предложенных (письмо по пунктиру или самостоятельное). Восстанавливать деформированное слово по нижним элементам букв и дописывать его. Объяснять смысл пословицы.
31 13.10 Письмо заглавной буквы Э. Сравнивание начертание букв, выявлять их графическое сходство, определять по каким признакам сгруппированы буквы. Соотносить букву и ее элементы. Ориентироваться в таблице
(находить и вычеркивать заданную букву).
32 14.10 Письмо изученных букв. Анализировать и сравнивать написание изученной и новой букв (ми л).
Составлять слова из букв. Выбирать задание из предложенных (письмо по пунктиру или самостоятельное). Записывать ответ на вопрос. Ориентироваться в таблице букв (находить слова среди букв).
33 15.10 Письмо строчной буквы р. Анализировать начертание новой буквы, самостоятельно выводить алгоритм ее написания. Конструировать буквы из элементов.
34 16.10 Письмо строчной буквы л. Писать слова и предложения по пунктиру и самостоятельно. Правильно оформлять запись предложения, соблюдать интервал между словами. Анализировать графические ошибки, находить правильно написанную букву.
35 17.10 Письмо заглавной буквы Р. Анализировать образец письма, вычленять все мелкие элементы предложенного слова. Дописывать деформированные слова. Находить заданную букву в таблице.
36 20.10 Письмо заглавной буквы Л. Сравнивать и анализировать начертание буквы Л с изученными буквами. Наблюдать за изменением слов в предложении (по родам). Конструировать слово из заданного набора букв.
37 21.10 Письмо изученных букв. Писать слова и предложения по образцу, Выбирать способ выполнения задания (письмо по пунктиру или самостоятельно). Наблюдать за изменением слов по родам и по числам. Читать предложение-палиндром.
38 22.10 Письмо строчной буквы ы. Выполнять задание по образцу. Восстанавливать деформированные буквы.
Устанавливать последовательность поэтапного письма. Наблюдать за изменением слов по числам. Решать ребусы.
39 23.10 Письмо строчной буквы и. Сопоставлять начертание буквы и с другими буквами. Комментировать письмо изученных букв.
Узнавать деформированные слова и восстанавливать их. Задавать вопросы, формулировать задание товарищу.
40 24.10 Письмо заглавной буквы И. Выводить самостоятельно алгоритм написание буквы И. Наблюдать за соединением букв между собой, правильно соединять их на письме. Подбирать букву, чтобы восстановить слово. Сопоставлять строчные и заглавные буквы.
41 27.10 Письмо изученных строчных букв. Писать слова под диктовку и по образцу. Определять букву на слух по заданному алгоритму. Записывать печатные слоги письменными буквами. Восстанавливать деформированные слова.
42 28.10 Письмо изученных заглавных букв. Сравнивать начертание букв, находить общее и отличия. Упражняться в соединении букв между собой. Составлять и записывать слоги с печатной буквой. Восстанавливать деформированные слова.
43 29.10 Письмо строчной буквы й. Правильно употреблять заглавные буквы при письме (начало предложения, имена людей, клички животных). Конструировать слово из набора букв.
44
30.10
Письмо заглавной буквы Й. Сравнивать слова, находить общую часть, использовать наблюдения при письме. Выполнять письмо по памяти. Составлять слова по образцу. Конструировать буквы из графических элементов, слова из слогов. Проверять выполнение задания товарищем, корректно сообщать об ошибках.
45 31.10 Диагностика и тренинг.
Письмо изученных букв. Сравнивать свою работу с образцом, оценивать свои достижения с помощью листа диагностики.
46 10.11 Письмо строчной буквы б. Анализировать начертание буквы б, вырабатывать алгоритм ее написания. Находить правильно выполненную букву среди шести предложенных, объяснять графические ошибки в других буквах.
47 11.11 Письмо строчной буквы п. Анализировать начертание буквы п, вырабатывать алгоритм ее написания. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы на письме.
48 12.11 Письмо заглавной буквы Б. Вычленять известные элементы в начертании буквы Б. Выполнять письмо с графическим комментированием. Наблюдать за парами слов, устанавливать сходство и различие.
49 13.11 Письмо заглавной буквы П. Коллективно составлять алгоритм написания буквы П. Определять в слове графические ошибки, сравнивать с образцом. Конструировать слова из слогов, из заданного слова (анаграмма).
50 14.11 Письмо изученных букв и слов с ними. Выполнять задание по образцу. Правильно употреблять большую букву в словах и при оформлении предложения. Классифицировать буквы по характерным элементам. Восстанавливать деформированные слова. Находить слова в таблице букв.
51 17.11 Письмо строчной буквы в. Проговаривать алгоритм написания строчной буквы в. Записывать буквы по алгоритму под диктовку; слова, данные печатными буквами. Находить общие элементы в буквах.
52 18.11 Письмо строчной буквы ф. Находить известные элементы в новых буквах. Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. Вычленять из ряда правильно написанную букву.
53 19.11 Письмо заглавной буквы В. Записывать слоги под диктовку алгоритма написания. Анализировать виды соединения с другими буквами. Наблюдать за изменением слов по числам, использовать наблюдения при записи слов с глухими согласными.
54 20.11 Письмо заглавной буквы Ф. Выполнять письмо по образцу (самостоятельно). Восстанавливать деформированные слова, буквы. Ориентироваться в столбцах таблицы, дополнять слова буквами.
55 21.11 Письмо изученных букв и слов с ними. Составлять предложение из данных слов. Наблюдать за изменением слов по смыслу и на письме. Записывать слова, данные печатными буквами.
56 24.11 Пропись №3
Письмо строчной буквы г. Комментировать алгоритм буквы, определять правильность написания и пути устранения графических ошибок. Выполнять написание слов по образцу. Наблюдать за получением нового слова с помощью перестановки букв.
57 25.11 Письмо строчной буквы к. Объяснять устранение графических ошибок. Рассуждать при дописывании в слове недостающих элементов букв. Овладевать графической зоркостью.
58 26.11 Письмо заглавной буквы Г. Самостоятельно выстраивать алгоритм написания изучаемой буквы. Проговаривать алгоритм буквы для записи одноклассниками. Различать на письме парные согласные и выделять их подчеркиванием. Классифицировать слова по обозначенному признаку.
59 27.11 Письмо заглавной буквы К. Наблюдать за образцом, выполнять задания по образцу. Самостоятельно дописывать в буквах недостающие элементы. Правильно переводить печатный текст в письменный. Составлять анаграммы, решать ребусы.
60 28.11 Письмо изученных букв и слов с ними. Классифицировать заглавные буквы по предложенному графическому признаку. Наблюдать над написанием слов и видеть в них одинаковую часть. Различать интонацию и записывать предложения по интонации. Восстанавливать с помощью учителя деформированное предложение. Дополнять слово недостающим слогом.
61 01.12 Письмо строчной буквы д. Самостоятельно объяснять и проговаривать алгоритм написания буквы д. Сравнивать предложенную группу слов, наблюдать за их изменением.
Без ошибок переводить печатный текст в письменный, видеть в словах «опасные» места. Составлять из слогов слова, знать, какие из них всегда пишутся с большой буквы и почему.
62 02.12 Письмо строчной буквы т. Видеть в букве т уже изученную букву п. Составлять самостоятельно алгоритм проговаривания для написания.
Обосновывать правильность выбора буквы из группы с графическими ошибками. Находить графические ошибки в заданных словах.
63 03.12 Письмо заглавной буквы Д. Воспроизводить написание по образцу под комментирование алгоритма учителем. Точно повторять различные виды соединений с другими буквами. Овладевать точным графическим письмом по образцу. Соблюдать правильный интервал между словами на письме. Восстанавливать деформированное предложение. Писать имена и фамилии с большой буквы.
64 04.12 Письмо заглавной буквы Т. Самостоятельно выводить алгоритм написания буквы Т. Самостоятельно выполнять работу по образцу.
65 05.12 Письмо изученных букв и слов с ними. Различать на слух и при письме парные согласные. Различать слова в единственном и множественном числе, изменять их по заданному образцу. Списывать печатный текст. Составлять из заданных букв слова.
66 08.12 Письмо строчной буквы ж. Видеть в предложенных буквах графические ошибки и показывать пути их устранения. Писать предложенные слова по образцу. Записывать печатные слова письменными буквами. Находить в группе слов одинаковую часть и доказывать сходство.
67 09.12 Письмо строчной буквы ш. Определять графические ошибки в заданных буквах. Наблюдать за словами с общей частью, находить эту часть, обосновывать сходство в написании слов. Изменять слова по образцу. Самостоятельно составлять слова из слогов и записывать в тетрадь. Дополнять элементы до букв, классифицировать их по заданным признакам.
68 10.12 Письмо заглавной буквы Ж. Различать слова с написанием с большой буквы. Доказывать, почему в середине предложения слово пишется с большой буквы.
Работать с образцом. Находить в слове мелкие элементы письма и обозначать их значками. Воспроизводить слово по заданным слогам.
Объяснять смысл пословицы. Отгадывать ребусы, решать кроссворды, загадки.
69 11.12 Письмо заглавной буквы Ш. Находить знакомые элементы в букве Ш. Различать слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Наблюдать за словами, которые имеют изменения на конце, доказывать разницу между ними. Подбирать в слово правильные недостающие элементы. Наблюдать за написанием слов со слогом ши. Работать с анаграммами.
70 12.12 Письмо изученных букв и слов с ними. Орфографически грамотно писать слова с сочетаниями жи-ши. Изменять слова по образцу. Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Четко прочитывать скороговорку.
71 15.12 Письмо строчной буквы з. Формулировать пути устранения графических ошибок в букве. Классифицировать буквы с дописанными недостающими элементами.
Доказывать обоснованность предложенной классификации. Находить в группе предложенных слов общую часть, сходства и различия между ними. Восстанавливать слова с пропущенными элементами. Решать ребусы.
72 16.12 Письмо строчной буквы с. Наблюдать за словами, находить различия в них. Подбирать к заданному элементу буквы, в которых он встречается. Анализировать слова в предложении.
73 17.12 Письмо заглавной буквы З. Работать по образцу.
Составлять анаграммы. Решать ребусы. Сравнивать начертание заглавной и строчной буквы. Наблюдать над видами соединений изучаемой буквы с другими. Писать имена и фамилии с большей буквы.
74 18.12 Письмо заглавной буквы С. Списывать печатный текст. Наблюдать над изменением слов по родам и числам. Правильно формулировать письменный ответ на поставленный вопрос. Восстанавливать букву из заданных элементов, слова с недостающими элементами.
75 19.12 Письмо изученных букв и слов с ними Списывать предложения с образца. Наблюдать за словами. Овладеть правильным написанием слов с удвоенными согласными. Восстанавливать деформированное предложение. Наблюдать за изменением слов с помощью вопроса.
76 22.12 Диагностика.
Повторение написания изученных букв. Проговаривать алгоритм письма изученных букв.
Писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение; объяснять образование сложных слов; писать слова с удвоенными согласными; работать с деформированным предложением.
77 23.12 Письмо строчной буквы е. Списывать слова по образцу. Списывать печатный текст. Наблюдать за изменением слов, различать признаки их изменения. Дописывать недостающие элементы в букве, классифицировать их по графическому признаку. Решать ребусы. Изменять слова по образцу, доказывать обоснованность своего выбора.
78 24.12 Письмо строчной буквы ё. Списывать слова по образцу. Списывать печатный текст. Наблюдать за изменением слов, различать признаки их изменения. Дописывать недостающие элементы в букве, классифицировать их по графическому признаку. Решать ребусы. Изменять слова по образцу, доказывать обоснованность своего выбора.
79 25.12 Письмо заглавной буквы Е. Находить в изучаемой букве уже известные элементы. Дописывать в предложении окончания у некоторых слов.
80 26.12 Письмо заглавной буквы Ё. Сравнивать изучаемые буквы с ранее изученными. Находить в изучаемых буквах уже известные элементы. Дописывать в предложении окончания у некоторых слов.
81 12.01 Письмо изученных букв и слов с ними. Сравнивать печатный и письменный шрифт. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Собирать из разбросанных слогов слова.
82 13.01 Письмо строчной буквы ю. Конструировать букву ю из знакомых элементов. Находить недочеты в графическом написании предложенной ленты букв ю. Объяснять вид соединения, устанавливать причину недочета. Сравнивать начертание новой буквы с изученными. Вычленять схожие элементы.
83 14.01 Письмо строчной буквы я. Вступать в диалог с учителем при объяснении новой буквы. Воспроизводить измененные имена по образцу. Находить в родственных словах общую часть, устанавливать их лексическое значение, доказывать обоснованность своего выбора. Восстанавливать слова путем дописывания недостающих элементов.
84 15.01 Пропись №4
Письмо заглавной буквы Ю. Комментировать написание известных букв по алгоритму или писать их под диктовку учителя, учащихся. Работать по заданному образцу.
Отмечать в слове заданными значками мелкие элементы письма в буквах и соединениях.
Собирать из элементов буквы и составлять слова.
85 16.01 Письмо заглавной буквы Я. Составлять из слогов слова. Дописывать недостающие элементы в буквах слова.
Объяснять смысл пословицы. Самостоятельно находить графические ошибки в словах.
86 19.01 Закрепление по теме «Письмо изученных букв». Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервал между словами, отступов на строке.
Объяснять смысл пословицы.
87 20.01 Письмо строчной буквы ь. Объяснять алгоритм написания строчной буквы ь. Анализировать образец, работать по образцу. Выполнять письмо строчной буквы ь. Писать слова, предложения с буквой ь. Изменять слова по образцу. Наблюдать за изменением слов при добавлении ь.
Дополнять заданный элемент с целью получения буквы, рассматривая разные варианты дополнения. Правильно ставить ударение. Отгадывать загадки.
88 21.01 Мягкий знак как показатель мягкости. Объяснять роль ь после согласного; писать слова ь – показателем мягкости. Изменять слова по образцу. Отгадывать ребусы.
Правильно ставить ударение.
89 22.01 Разделительный мягкий знак. Выполнять письмо строчной буквы ь. Писать слова, предложения с буквой ь. Дополнять заданный элемент с целью получения буквы. Отгадывать ребусы.
90 23.01 Разделительный ь и мягкий знак как показатель мягкости. Различать понятия: разделительный ь и ь как показатель мягкости.
Писать слова с разделительным ь и ь как показателем мягкости согласного. Дополнять заданный элемент с целью получения буквы.
Анализировать образец, работать по образцу. Отгадывать загадки.
91 26.01 Письмо строчной буквы ъ. Объяснять алгоритм написания строчной буквы ъ. Анализировать образец, работать по образцу. Выполнять письмо строчной буквы ъ.
Наблюдать за написанием буквы ъ в словах. Наблюдать за словами типа сесть-съесть, объяснять написание ъ в словах. Дописывать недостающие элементы в буквах и группировать их по выбранному графическому признаку.
92 27.01 Разделительный твёрдый знак. Запомнить роль разделительногоъ.
Писать слова, предложения с буквой ъ. Дописывать недостающие элементы в буквах и группировать их по выбранному графическому признаку. Писать с печатного текста.
93 28.01 Письмо строчной буквы х. Наблюдать за изменением слов по родам. Соблюдать при списывании заданные параметры написания букв и слов. Анализировать свое письмо и указывать пути исправления графических ошибок.
94 29.01 Письмо строчной буквы ц. Находить графические ошибки в заданных буквах.
Наблюдать за словами, делать выводы о написании слова в одном случае с большой буквы, а в другом- с маленькой (в середине предложения).
Восстанавливать деформированное предложение. Собирать слова из заданных элементов.
95 30.01 Письмо заглавной буквы Х. Соблюдать при списывании заданные параметры написания слов. Анализировать свое письмо и указывать пути исправления графических ошибок. Собирать из заданных элементов как можно больше букв, а из них слова.
96 02.02 Письмо заглавной буквы Ц. Конструировать модель изучаемой буквы.
Восстанавливать деформированное предложение. Составлять слова по заданию, наблюдать за изменением слов. Проверять работу товарища.
97 03.02 Закрепление по теме «Письмо изученных букв». Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервал между словами, отступов на строке. Объяснять смысл пословицы.
98 04.02 Письмо строчной буквы ч. Самостоятельно без помощи учителя составлять алгоритм написания буквы ч.
Собирать из слогов слова и самостоятельно их записывать с предварительным анализом.
99 05.02 Письмо строчной буквы щ. Самостоятельно списывать печатный текст.
Давать письменный ответ на поставленный вопрос. Самостоятельно определять допущенное количество графических ошибок в слове, формулировать пути их устранения.
100 06.02 Письмо заглавной буквы Ч. Находить элементы буквы Ч в изученных буквах, конструировать новую букву из изученных элементов.
Составлять предложения по образцу и записывать их. Составлять анаграммы. Составлять буквы из заданных элементов.
101 09.02 Письмо заглавной буквы Щ. Самостоятельно составлять алгоритм написания буквы Щ. Строго следовать образцу при письме, соблюдать все правила графического начертания букв, их соединений, интервала между словами, отступов на строке.
102 10.02 Закрепление по теме «Письмо изученных букв». Находить и выделять в изученных буквах заданный элемент. Контролировать соблюдение высоты, ширины наклона букв, интервала между словами, отступов на строке. Объяснять смысл пословицы.
103 11.02 Закрепление по теме «Письмо изученных букв». Диагностика. Повторять алгоритм письма изученных букв, алфавит. Писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение. Повторять роль разделительных ъ иь и ь как показателя мягкости согласного. Повторять правило написания сочетаний буквчу.
104
105 12.02
13.02 Тренинг.Закрепление по теме «Письмо изученных букв». Повторять алгоритм письма изученных букв, алфавит. Писать слова и предложения под диктовку, делить слова на слоги, ставить ударение.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Русский язык. Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. 1 класс. УМК «Планета Знаний»
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности
план факт 1 23.02 Речь устная и письменная. Различать (на практическом уровне) случаи использования устной и письменной речи (собственной и чужой). Обсуждать (в паре) возможности аудио- видеотехники сохранять и передавать речь. Наблюдать за словарными словами (система заданий). Узнавать о происхождении слов из этимологического словарика в конце учебника (система заданий). Запоминать правильное произношение слов, предложенных в рубрике «Говори правильно!» (система заданий)
2 24.02 Слово и предложение. Анализировать и корректировать предложения с нарушенным порядком слов. Находить в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений. Наблюдать за распространением предложения
3 25.02 Предложение и текст. Соотносить тексты и заголовки к ним. Выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Анализировать и восстанавливатьнепунктированные и деформированные тексты. Составлять устный рассказ с опорой на рисунок. Узнавать значение слов из толкового словарика в конце учебника (система заданий)
4 26.02 Знаки препинания. Определять соответствие интонационных средств смыслу предложения. Воспроизводить одно и то же предложение с логическим ударением на разных словах. Придумывать вопросительные предложения и задавать эти вопросы товарищу
5 27.02 Слог. Объяснять слогообразующую роль гласного звука. Определять количество слогов в слове. Восстанавливать слова с нарушенным порядком слогов, конструировать слова из слогов
6 02.03 Перенос слов. Обсуждать необходимость переноса слов. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса. Запоминать пословицу и записывать её по памяти
7 03.03 Перенос слов.
Анализировать слова и выбирать подходящее правило переноса слов на письме. Конструировать слова из заданного слова с помощью перестановки букв (решать анаграммы)
8 04.03 Звуки и буквы. Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Выполнятьзвуко-буквенный анализ. Корректировать слова путем замены в них букв
9 05.03 Алфавит. Правильноназывать буквы русского алфавита. Объяснять необходимость существования алфавита. Распределять слова по алфавиту. Приводить примеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике.
Договориватьсяоб очередностидействий при работе в паре (кто первый, кто второй)
10 06.03 Гласные звуки. Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки. Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки, и контролировать их написание по орфографическому словарику в конце учебника (система заданий). Объяснять смыслоразличительную роль гласных звуков, приводить свои примеры
11 09.03 Ударение. Находить ударный гласный в слове. Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения. Экспериментировать с изменением ударения в словах. Наблюдать за словами с буквой ё, самостоятельно делать вывод о том, что слог с буквой ё всегда ударный
12 10.03 Ударные и безударные гласные. Находить в словах безударные гласные звуки. Фиксировать случаи расхождения произношения гласных и обозначения их буквами. Восстанавливать пословицы, используя возможные варианты
13 11.03 Ударные и безударные гласные. Совместно вырабатывать порядок проверки безударного гласного в слове. Объяснять наличие словарных слов на страницах учебника и необходимость их запоминания. Конструировать слова из заданного слова с помощью перестановки букв (решать анаграммы)
14 12.03 Закрепление по теме «Ударные и безударные гласные». Списывать слова и предложения в соответствии с заданием и по образцу.
Запоминать двустишие и записывать его по памяти. Контролировать и корректировать свою работу
15 13.03 Согласные звуки. Объяснять смыслоразличительную роль согласных звуков, приводить свои примеры. Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих согласные звуки и контролировать их написание по орфографическому словарику в конце учебника. Восстанавливать деформированный текст. Составлять устный рассказ на заданную тему («Как я помогаю взрослым»).
16 16.03 Парные твёрдые и мягкие согласные звуки. Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме. Осознавать отсутствие специальных букв для обозначения мягких и твёрдых согласных
17 17.03 Мягкий знак – показатель мягкости. Характеризовать роль мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я как показателей мягкости предшествующих согласных звуков. Изменять предложение по образцу
18 18.03 Парные звонкие и глухие согласные звуки. Дифференцировать в словах парные звуки (по твердости–мягкости и по звонкости–глухости). Контролировать правильность записи текста, находитьнеправильно записанные слова и исправлять ошибки. Работать с толковым словариком в конце учебника
19 19.03 Парные звонкие и глухие согласные звуки. Заменять в словах парные звонкие согласные на парные глухие. Наблюдать за парными звонкими согласными в сильной и слабой позиции Восстанавливать деформированные предложения. Дополнять двустишие рифмующимся словом
20 20.03 Непарные звонкие и глухие согласные звуки. Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие). Подбирать близкие по значению слова и слова с противоположным значением. Дополнять предложение подходящими по смыслу словами
21 31.03 Повторение. Выбирать одинаковые по смыслу пословицы. Сравнивать в словах количество букв и звуков. Устанавливать границы предложений в непунктированном тексте. Экспериментировать со словами, добавляя или удаляя мягкий знак в словах
22 01.04 Шипящие согласные звуки. Находить и правильно называть повторяющиеся звуки в скороговорках. Дифференцировать в словах шипящие звуки ж, ш,ч, щ. Запоминать правильное произношение слов, предложенных в учебнике
23 02.04 Сочетания жи-ши. Сравнивать произношение и написание сочетаний жи и ши. Восстанавливать слова, вставляя пропущенные буквы и слоги. Конструировать слова из слогов. Распределять работу в паре и контролировать её выполнение
24 03.04 Сочетания ча-ща. Изменять слова по образцу. Выписывать из текста ответы на вопросы. Восстанавливать слова с пропущенными буквами
25 06.04 Сочетания чу-щу. Изменять слова в предложении так, чтобы повествование шло от первого лица. Изменять и записывать слова по образцу. Узнавать и называть предмет по его описанию. Определять ударные слоги и составлять из них слова
26 07.04 Сочетания чк, чн. Доказывать, почему не нужно обозначать на письме мягкость согласного [ч] в сочетаниях чк и чн. Придумывать предложения с заданным словом.
Рассматривать ребусы, устанавливать в них роль точек и запятых, решать ребусы
27 08.04 Закрепление по теме «Шипящие согласные звуки».
Списывать текст, расставлять знаки препинания. Восстанавливать текст стихотворения, подбирая рифмы по смыслу. Контролировать написание слов с буквосочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк–чн. Выбирать и запоминать предложение, записывать его по памяти. Анализировать слова и объяснять их происхождение (самостоятельно и со словарём)
28 09.04 Большая буква в фамилиях, именах, отчествах. Различать имена собственные и имена нарицательные (без использования терминов). Сопоставлять (при работе в парах) полные и краткие имена. Произносить имя собеседника с интонацией вежливого обращения. Находить информацию по заданной теме (имена, отчества писателей и поэтов)
29 10.04 Большая буква в кличках животных. Соотносить название животного с его кличкой. Сопоставлять и объяснять случаи употребления прописной или строчной буквы в словах (майка — Майка). Дифференцировать клички животных (при работе в паре). Составлять устный рассказ по предложенной теме («Домашние питомцы»)
30 13.04 Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек. Объяснять написание в словах больших букв. Выбирать слова и дополнять ими двустишия. Рассказывать о своём городе (деревне, улице). Узнавать, какие ещё значения имеют слова «Лена» и «Владимир»
31
32 14.04
15.04 Закрепление по теме «Имена собственные и нарицательные».
Подбирать имена людям и клички животным. Составлять рассказ с опорой на рисунок. Узнавать и объяснять происхождение своей фамилии (простые случаи). Придумывать названия новым улицам
33 16.04 Слова – названия предметов. Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?. Дополнятьгруппы слов своими примерами. Составлять различные слова из данного набора букв. Группировать слова и составлять из них предложения
34 17.04 Предлог. Объяснять роль предлога для связи слов в предложении. Правильно использовать предлоги в своей речи. Определять название предмета по его описанию. Использовать предлоги при решении ребусов
35 20.04 Слова – признаки предметов. Находить среди группы слов «лишнее». Подбирать к словам-названиям предметов слова-названия признаков и наоборот. Списывать предложения, вставляя нужные по смыслу слова. Обсуждать смысл пословицы
36 21.04 Слова – действия предметов. Подбирать к словам-названиям предметов слова-названия действий. Образовывать глаголы от имён существительных по образцу (без использования терминов). Объяснять использование слов в прямом и переносном значении. Заменять фразеологические обороты соответствующими словами
37
38 22.04
23.04 Закрепление по теме «Части речи». Выполнять задания по образцу. Находить близкие по значению слова. Выявлятьобщие признаки одушевлённых и неодушевлённых предметов (без использования терминов). Рассказывать о своих впечатлениях (на весеннюю тему). Читать схему, предложенную в учебнике, и приводить свои примеры
39
40 24.04
27.04
Родственные слова. Группировать родственные слова, находить «лишнее» слово в группе. Письменно отвечать на вопросы к тексту. Придумывать клички животным в соответствии с описанием их внешнего вида. Фантазировать на тему стихотворения в учебнике
Находить в тексте слова, близкие по значению к выделенному слову. Группировать родственные слова. Узнавать и объяснять происхождение слов
41
42
28.04
29.04 Комплексное повторение
по теме «Орфография»,
«Алфавит» Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки и контролировать их написание по орфографическому словарику. Объяснятьпрямое и переносное значение слов. Записывать слова в алфавитном порядке. Образовывать слова, заменяя выделенную букву в слове. Распределять работу в паре, обсуждать полученные результаты
43
44 30.04
05.05 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ и работа над ошибками. Обсуждать и оценивать свои достижения и достижения одноклассников (по результатам проверочных работ).
45
46
47 06.05
07.05
08.05 Комплексное повторение по теме «Слова - предметы.
Слова – признаки. Слова – действия» Восстанавливать деформированный текст, озаглавливать его.
Находить в текстах слова-названия предметов, слова-названия признаков, слова-названия действий. Группировать согласные звуки по их общим признакам
Сочинять рассказ о своей маме, используя упражнение-образец. Заучивать четверостишие, записывать его по памяти. Узнавать предмет по его описанию. Узнавать значение слов из толкового словарика
48
49
50 11.05
12.05
13.05 Комплексное повторение
по теме «Лексика». Высказывать своё мнение по поводу выводов главного героя из стихотворения «После первых уроков». Выполнятьзвуко-буквенный анализ слов по образцу. Рассказывать о своих планах на летние каникулы. Обсуждать и оценивать свои достижения и достижения одноклассников (по результатам проверочных работ в конце книги). Выбирать тему проектной деятельности (летний проект)
51-55 14.05
-
21.05 До свидания, первый класс!
Обобщить знания учащихся по темам, изученным в 1 классе. Высказывать своё мнение по поводу выводов главного героя из стихотворения «После первых уроков». Выполнятьзвуко-буквенный анализ слов по образцу. Рассказывать о своих планах на летние каникулы. Выбирать тему проектной деятельности (летний проект).
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
для обучающихся:
1.В.А. Илюхина. Прописи №1, №2, №3, №4 к « Букварю» Т.М.Андриановой. – М., АСТ, Астрель2. Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Учебник.. - М., АСТ, Астрель.
3. Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.. - М., АСТ, Астрель.
для учителя:
1.Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа.Учебно-методический комплект «Планета знаний»,М.: АСТ Астрель, 2012г.
2.Т.М.Андрианова, В, А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю»и «Прописям». М.,АСТ, Астрель.
3.Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык». - М., АСТ, Астрель.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку
Примерная программа основного общего образования по русскому языку
Авторские программы по русскому языку
Школьные словари русского языка
Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку)
Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)
Печатные пособия
Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.
Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка.
Информационно-коммуникационные средства
Мультимедийные обучающие программы.
Интернет ресурсы:
--Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. режим доступа: http:// school-collection.edu.ru- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).-режим доступа:http://nsc. 1septeber.ru/urok- Презентации уроков « Начальная школа».-Режим доступа:http://nachalka.infoIaboutI193
- Официальный сайт УМК «Планета знаний» .-Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru/