Методическая разработка урока по дисциплине Основы предпринимательства на тему: Предпринимательская и коммерческая тайна


Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»

Методическая разработка урока по дисциплине
«Основы предпринимательства»
Тема «Предпринимательская и коммерческая тайна»
Разработала: преподаватель
экономики Кожевникова М.С.
2016 г.
Пояснительная записка
Представленная методическая разработка урока может быть использована при проведении учебных занятий в группах автомехаников.
Актуальность темы обусловлена необходимостью приобретения студентами знаний в вопросах, связанных с защитой информации, используемой в предпринимательской деятельности, в которых они должны быть компетентны в своей будущей профессиональной деятельности.
В связи с тем, что современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки путей формирования личности, способной к самоанализу и анализу ситуации социально-экономического окружения, активно участвующей в социокультурной деятельности и преобразующей ее; самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, при проведении данного урока преподаватель использует компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе. Исходя из этого, целью данного урока является не только ознакомить студентов с сущностью и основными отличиями предпринимательской и коммерческой тайны, но и сформировать интерес к анализу и оценке собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Для достижения поставленной цели преподаватель должен заинтересовать учащихся, при этом используя технологию личностно-ориентированного обучения, для реализации которой целесообразно применять различные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, лекция), наглядные (показ). Поэтому материал рассматриваемого урока разработан таким образом, чтобы учащиеся получили крепкие знания, которые смогут использовать в своей профессиональной деятельности.
Урок № 13
Тема «Предпринимательская и коммерческая тайна»
Цели урока:
Обучающая: ознакомить учащихся сущностью и основными отличиями предпринимательской и коммерческой тайны.
Развивающая: активизировать изучение учащимися понятий, связанных с темой занятия, способствовать развитию внимания, логического мышления.
Воспитательная: стимулировать формирование интереса к организации собственного бизнеса.
Компетенции:
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, доска.
Литература:
1. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ
2. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 670 с.
3. Основы экономики и предпринимательства: Учеб. Для нач. проф. Образования/Л.Н. Череданова.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.-176 с.
Структура урока:
1. Организационный этап (1 мин.)
2. Проверка домашнего задания (10 мин.)
3. Изучение нового материала (25 мин.)
4. Закрепление изучаемого материала (5 мин.)
5. Подведение итогов урока, определение домашнего задания (4мин.)
1. Организационный этап
Приветствие учащихся, контроль присутствующих на занятии проверка готовности аудитории к проведению учебного занятия (наличие наглядных пособий – плакатов, схем и т.д.).
2. Проверка домашнего задания
Основные вопросы для устного опроса учащихся:
1. Что такое конкуренция?
2. Какие виды конкуренции вы знаете?
3. Почему государство выделяет финансовые средства на развитие малого и среднего предпринимательства с целью развития конкуренции?
4. Что такое конкурентоспособность?
5. Какие методы и способы конкурентной борьбы вы знаете?
Вопросы для письменного опроса учащихся:
Вариант №1
1. Раскройте сущность понятий «конкуренция» и «монополия»
2. Раскройте сущность несовершенной конкуренции.
Вариант № 2
1. В чем заключается конкурентоспособность предпринимательской деятельности?
2. Напишите способы и методы конкурентной борьбы.

3. Изучение нового материала
Преподаватель объявляет цель урока – изучить основные вопросы организации предпринимательской деятельности. Записывает тему урока на доске, а так же называет вопросы, которые необходимо рассмотреть при изучении данной темы, учащиеся записывают их в тетрадях.
Вопросы урока:
1. Сущность и значение предпринимательской информации
2. Предпринимательская тайна и коммерческая тайна
3. Защита коммерческой информации
При изложении вопроса «Сущность и значение предпринимательской информации» преподаватель предлагает подумать учащимся над вопросами: - Что такое информация?
- С какой информацией связана предпринимательская деятельность?
- Что такое конфиденциальность?
При рассмотрении вопроса, касающегося, предпринимательской и коммерческой тайны, педагог приводит пример фирмы или совместно с учащимися представляет какой-либо вид предпринимательской деятельности и на этом примере, в процессе лекции беседуют по основным вопросам урока.
При изучении вопроса «Защита коммерческой информации» с целью активизировать деятельность учащихся преподаватель предлагает учащимся самостоятельно представить ситуацию или приводит примеры ситуационных задач, которые подразумевают, что они являются индивидуальными предпринимателями, которым необходимо в общих чертах описать свой бизнес и придумать мероприятия, направленные на защиту коммерческой тайны, выслушав ответы, преподаватель дополняет высказывания студентов новым теоретическим материалом.
4. Закрепление изучаемого материала
Преподаватель: Сегодня на занятии мы с вами рассмотрели тему «Предпринимательская и коммерческая тайна». Предлагает учащимся ответить наследующие вопросы:
1. С каким видом информации предстоит работать предпринимателю?
2. С какая информация представляет собой предпринимательскую тайну?
3. Какие сведения о деятельности предприятия можно отнести к коммерческой информации?
5. Подведение итогов урока, определение домашнего задания
Объявление результатов работы учащихся на уроке, выставление оценок. Определение домашнего задания.
Использованная литература:
1. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ
2. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 670 с.
3. Основы экономики и предпринимательства: Учеб. Для нач. проф. Образования/Л.Н. Череданова.-2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2015.-176 с.
4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб.пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений / Под ред. С. А.Смирнова. - М.; 2012. - 389с.
5. www.edu.ru  – Российский общеобразовательный портал.
Заключение
В результате проведения данного урока в группе 37 АМ особое внимание было уделено вопросам защиты коммерческой тайны, так как предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую фирму, так и связанных с нею хозяйствующих партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех ее факторах развития является условием выживания фирмы в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени без рискового развития.
Приведение наглядных ситуационных задач по изучаемой теме, а также использование информационно-коммуникационных технологий способствовало не только активизации изучения учащимися основных понятий, но и развитию анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности. В процессе проверки домашнего задания, все учащиеся, присутствующие на данном уроке, активно отвечали на поставленные вопросы.