Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках литературы.
Использование информационно-коммуникационныхтехнологий (ИКТ)
на уроках литературы.
Светлакова Мария Ивановна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа»
Современное представление о качественном образовании опирается на владение информационными технологиями, а значит компьютер воспринимается как один из инструментов реализации учебно-воспитательного процесса. Электронные программно-методические комплексы по русскому языку и литературе позволяют совершенно по-новому строить процесс преподавания. Традиционные методы обучения и информационные технологии позволяют заинтересовать учащихся: ученик с интересом и увлечением работает на уроках, что отражается на развитии детей. ИКТ - это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета; это использование самого компьютера, различных программ.
Информационные технологии на уроках
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
Компьютер используется на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
· Тренажёр
· Контроль над умениями, навыками учащихся
· Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
· В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Эта программа позволяет
· стимулировать познавательную деятельность школьников, которая достигается путем участия учащихся в создании презентаций по новому материалу, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций;
· способствовать глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
· осуществлять интегрированное обучение с другими предметами: историей, мировой художественной культурой;
· повышать мотивацию школьников и закрепляет интерес к изучаемому предмету;
· способствовать развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
На уроках литературы использую мультимедийные презентации - и на вводных уроках, где с помощью презентаций знакомлю учащихся с жизнью и творчеством великих русских писателей: «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова», «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого», «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» и др. и на последующих уроках , посвящённых темам о творчестве писателе –« Болдинская осень…», «Катерина - луч света в тёмном царстве» и др. Данные презентации всегда дополняются сообщениями и выступлениями учащихся, чтением стихов – весь этот материал учащиеся находят в ИНТЕРНЕТе на различных сайтах.
Презентация помогает сделать урок разнообразным и интересным.
Работа с презентацией ведётся в течение всего урока, в течение которого учащиеся ведут записи в тетради. Работа с презентацией сочетается с работой по учебнику.
Иногда презентация входит в урок как составная часть, помогает обратить внимание на тот или иной эпизод, действие или явление. На уроках литературы использую видеоролики, фрагменты фильмов из сети Интернет. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей могут быть использованы на уроках не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов.
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Считаю, что владение и использование ИКТ – хороший способ повысить качество уроков.