Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме «Дикие и домашние животные. Сравнение диких и домашних животных» 2 класс.


Урок во 2 классе коррекционной школы VIII вида по развитию устной речи.
Тема: «Дикие и домашние животные. Сравнение диких и домашних животных».
Задачи:
Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних, сравнивать диких и домашних животных, называть и сходства и отличия;
Развивать и корректировать мышление, память, речь, мелкую моторику;
Воспитывать бережное отношение к животным; интерес к учёбе, предмету.
Тип урока: Обобщающий.
Оборудование: конверт с письмом, карточки с изображениями диких и домашних животных; рисунок с домом и лесом; разрезные картинки животных(пазлы), мячик, презентация «Дикие и домашние животные», музыкальная физминутка, ноутбук.
Ход урока:
Организационный момент.
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Ребята, а какое сейчас время года?
-Назовите зимние месяцы.
-А какое сегодня число? Месяц? День недели?
Артикуляционная гимнастика «Язычок делает ремонт».
Основной этап.
1) Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке развития речи мы продолжим беседу о домашних и диких животных. Прежде чем начать, я хочу показать вам письмо, которое прислала нам девочка Алена. Давайте его прочитаем.Письмо: Приехала Алена в деревню к бабушке вечером. Легла спать, а утром
Отворилась тихо дверь
И вошел усатый зверь.Сел у печки, жмурясь сладко.И умылся серой лапкой. (кошка) СЛАЙД 1Алена узнала кто это. А вы? Вышла она во двор, а там
С хозяином дружит,
Дом сторожит, Живет под крылечком,А хвост колечком. (собака) СЛЙД 2Узнали? Пошла она дальше, а навстречу ей.
Маленькая, белая,
Пугливая, несмелая.Шерсть дает своей хозяйкеНа шарфы и на фуфайки. (овца) СЛАЙД 3Девочка не знала кто это. А вы? Вдруг она увидела бабушку, а рядом
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует. Ведь траву не так легкоПеределать молоко. (корова)СЛАЙД 4А около них бегало другое животное.5. Вместо хвостика – крючок,Вместо носа – пятачок.Пятачок – дырявый,А крючок – вертлявый. (свинья) СЛАЙД 5Как назвать одним словом? А какие это животные? Каких еще домашних животных вы знаете? СЛАЙД 6Какие еще животные есть? Давайте их тоже назовем.
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?На собаку он похож,Что ни зуб, то острый нож! (волк)СЛАЙД 7
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый,Летом ест малину, мед,А зимой сосет он лапу. (медведь)СЛАЙД 83. Что за зверь леснойВстал, как столбик, под сосной?И стоит среди травы,Уши больше головы. (заяц СЛАЙД 9)4. Что это за шалунишка?Рвет с еловой ветки шишку,Семена в ней выгрызает,Шелуху на снег бросает. (белка)СЛАЙД 105. Всех зверей она хитрей,Шуба рыжая на ней. (лиса)СЛАЙД 112) Вот мы и вспомнили всех животных. СЛАЙД 14
-А теперь скажите, чем отличаются домашние животные от диких? (домашние животные живут рядом с человеком, которые заботятся о них, а дикие самостоятельно добывают себе пищу, строят жилища и т.д.) Чем же так полезны домашние животные?
Корова – Что корова нам дает?И сметану, и кефир,Сливки, ряженку и сыр,Творог, масло, простоквашу,Молоко для вкусной кашиНам дает Буренка наша.Свинья – мясо.Овца – У овечки шерсть густая.Она в кольца завитая.Постригу свою овцу – Теплый шарф свяжу отцу.Маме – свитер шерстяной,Будет всем тепло зимой.3) Домашние животные живут рядом с человеком. А где живут дикие животные? (в лесу) В лесу есть дома? У каждого животного есть дом в лесу. Только все эти дома, как вы знаете разные. Дидактическая игра «Кто где живет» (на доске карточки с изображениями диких животных: медведь, лиса, заяц, белка. Учащиеся выбирают карточки с названиями жилищ животных и соотносят их с соответствующими животных).Медведь – в берлогеЛиса – в нореЗаяц – под кустомБелка – в дуплеФизминутка «Дикие животные»(зайцы)
-Все мы знаем, что животные не могут разговаривать, но они могут издавать различные звуки. Давайте вспомним какие.Кто похлебку съел мою?-Свинка хрюкает: (хрю-хрю)Дайте свежей травки мне!-Блеет козочка: (Мээ- Мээ)Молочка налили мало!-Кот мяукал: (мяу- мяу)Хватай вора за рукав!-Пес залаял: (гав-гав-гав)Мой хозяин далеко!-Ржет лошадка: (И-го-го)Где теленок не пойму?-Замычит корова: (му-у-у)Сравнение диких и домашних животных.
План:
1. Кто это?
2. Какое это животное?
3. Чем покрыто тело?
4. Как передвигается?
5. Чем питается?
Назвать и показать части тела животного.
Игра с мячом «Назови малыша».
У кошки - (котенок), у коровы – (теленок), у собаки – (щенок), у волка – (волчонок), у зайца – (зайчонок), у кролика – (крольчонок), у лисы – (лисенок), у белки – (бельчонок), у лошади – (жеребенок) и т. д. и т. п.- Сейчас вы должны внимательно слушать и думать. Игра называется «Так бывает или нет?» Я вам буду читать, и задавать вопрос, а вы будете говорить бывает или нет.
Вам придётся постараться,
На вопросы дать ответ.
Помогите разобраться – так бывает или нет?
1) Целый день на огороде бородатый козлик ходит.
-Отчего ты козлик, грустный?
-В огороде нет капусты. Ни листочка не нашёл,
- Промычал с тоской козёл.
Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
2) В гости я пришёл к корове, выпить кружку на здоровье.
- Хочешь, - хрюкает корова, - я налью тебе парного?
Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
3) –Как не стыдно? Ай-ай-ай! Хватит спать, вставай лентяй!
А ленивый поросёнок кукарекает спросонок:
- Проходи своей дорогой. Дай поспать ещё немного.
Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
4) Сон куриный охраняя, наш петух охрип от лая.
- Знаешь, почему я лаю? Это я лису пугаю.
Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
5) Я спросил свою собаку: «Что ты с кошкой лезешь в драку?»
- Это кошка лезет в драку, - замяукала собака.
Я хотела поиграть, а она меня кусать.
Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
6) Говорю я кошке: «Кошка, посиди со мной немножко!»
Отвечает кошка: «Что ты! У меня полно работы.
Мне пора котят кормить. Я иду мышей ловить.»Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
- Вам понравилось играть? Молодцы ребята!
Игра «Собери животного» Ребятам раздаются конверты с разрезными картинками животных. Ученики собирают картинку и называют животного.
III. Закрепление материала.-Давайте еще раз проверим как вы делите животных на диких и домашних. На доске картинки с изображением домика и леса, а на столе карточки с названиями животных. Каждый из вас берет карточку и крепит ее либо к домику, если это домашнее животное или к лесу, если это дикое животное.
IV. Подведение итогов. -Так как вы все сегодня хорошо работали, я вам дарю небольшие подарки. Вам нужно будет раскрасить животных дома.
Рефлексия.
-А сейчас поднимите карточки со смайликами: если вам понравилось работать на уроке, всё было понятно - вы поднимаете весёлого смайлика; если вы на уроке поняли не всё – поднимаете грустного смайлика.
ПРИЛОЖЕНИЕ