Занятие по развитию речи Составление описательного рассказа о диких животных по схеме


Конспект образовательной деятельности на тему:«Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем» 
Образовательная область: Коммуникация
Раздел: Развитие речи
Программные задачи:
совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о диких животных, используя опорные карты и схемы-модели;
актуализация словаря по теме «Дикие животные»;
совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным);
способствование развитию лексической стороны: связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;
воспитывать доброжелательные отношения к животным.
Материалы и оборудование: опорные карты с символами, схемы, маски диких животных, картинки с изображением диких животных (заяц, белка, ёж, волк, медведь, лиса), жилища животных, видеописьмо от инопланетян (ИКТ).Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, чтение художественных произведений о диких животных, лепка диких животных, разгадывание загадок.
Методы и приёмы: словесные: беседа, рассказы детей, поощрения, игровой момент – видеописьмо, рассматривание схемы игры: «Какой, какая?», «Четвёртый лишний», «Кто где живёт?».
Ход образовательной деятельности
Дети входят в группу, приветствуют воспитателя и друг друга.
-Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас стихотворение, хотите послушать? (Да.)
Лесные звери.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
- Скажите, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о диких животных.)
- Правильно.
- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете этих животных? (Да.)
- Я буду называть цепочку из 4 слов, а вы будете называть лишнее слово и объяснять свой выбор. (Воспитатель бросает мяч, отвечает тот ребенок, кому бросили мяч.)
Игра «Четвёртый лишний»
- волк, белка, лиса, кошка  (домашнее животное);
- ёж, комар, олень, белка (насекомое);
- лиса, медведь, заяц, дятел (птица);
- заяц, корова, собака, лошадь (дикое животное);
- бельчонок, лисёнок, медведица, зайчонок (взрослое животное).
- Молодцы, все правильно ответили!
(Слышится какой-то звук.)
- Ой, ребята, кажется нам пришло письмо. Пойдемте, посмотрим?
- Это электронное письмо, давайте его посмотрим? (Просмотр видео на компьютере.)
«Мы слышали, что в ваших лесах живут дикие звери. К сожалению, мы ни разу их не видели и не знаем, как они выглядят. Поэтому мы просим вашей помощи. Не могли бы вы рассказать об этих животных и отправить нам свои рассказы. Мы будем очень рады, если вы сможете выполнить нашу просьбу. Большое спасибо. До свидания».
- Ребята, поможем инопланетянам, выполним их просьбу? Давайте придумаем рассказы про диких животных, которые водятся в наших лесах. Ваши рассказы я запишу на видео, а видео отправим инопланетянам.
- А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила игру «Что бы это значило?».
Посмотрите на эти картинки и расскажите:
Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?
Где живёт (берлога, нора, логово, дупло)?
Чем питается (на кого охотится)?
Части тела?
Чем покрыто тело?
Какое это животное?
- Теперь начинайте рассказывать о животном.
- Альбина, кто это? (ребёнок берет схему) – приложение №1.
  
Рассказ по цепочке:
- Это заяц, у зайца на голове длинные уши, поэтому у него хороший слух.
- Продолжи, Арлан.
- У зайца быстрые ноги, передние лапы короткие, а задние длинные. У него короткий хвост.
- Дальше Артём.
- Тело покрыто теплой, пушистой шерстью. Заяц меняет цвет шерсти, зимой он белый, а летом серый. Питается он растениями.
- Молодцы. Закончит рассказ Ульяна. Заяц обитает в лесу, в поле, прячется от врагов под кустом. Заяц дикое животное».
- Молодцы, дети!
- София, повтори, пожалуйста, рассказ о зайце от начала до конца.
- Очень хорошо.
(Воспитатель закрывает опорную карту иллюстрацией. Вот так выглядит заяц.)- Вадим, к какому животному относятся эти изображения, расскажи? - приложение №2.
- Это волк. У волка на голове острые уши. У него длинные, сильные и быстрые ноги. Хвост прямой, длинный. Тело покрыто густой шерстью.
– Дальше продолжит Валера.
- У волка острые зубы, он питается мясом. Волк хищник. Он обитает в дремучем лесу. Волк дикое животное.
- Ребята, вы все молодцы, у вас получились очень интересные рассказы.
- Может немножко отдохнем? (да)
- Вставайте в круг и все вместе выполним физминутку:
У нас славная осанка
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках
А потом на пятках,
 Пойдем мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как серый волк – волчище,
И как заинька трусишка.
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся
Ежик сладко потянулся.
- Ребята, а давайте представим, что вы лесные звери, наденьте шапочки и каждый расскажет о себе. Проводится игра «Какой? Какая?»  (ребенок называет по три слова определения).
Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.
Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.
Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый.
Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.
Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
- Молодцы, все хорошо рассказали, наигрались, пора и по домам. Давайте поможем лесным друзьям найти свое жилище.
Проводится игра «Кто где живёт?»
- По моей команде отыщите нужное жилище.
- 1, 2, 3, беги! (дети подбегают к нужной схеме) – приложение №3.
Итог: - Ребята, вы сегодня составили интересные рассказы, а о ком они были? (Мы составляли рассказы о диких животных.)
- Почему они называются дикими? (Потому что эти животные живут в лесу.)
- Правильно, молодцы!
Рефлексия:
- Скажите, а что вам понравилось делать больше всего?
Дети делятся своими впечатлениями о том, чем они занимались на занятии и чем им понравилось заниматься больше всего.