Конспект занятия по развитию устной речи Тема «Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»


муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа №58»
Конспект занятия по развитию устной речи
Тема «Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой»

Разработала:
учитель начальных классов
Данилова Юлия Сергеевна
Дата проведения: 16.01.2017
Новокузнецк, 2017 год
Тема: Путешествие в зимний лес. Жизнь диких животных зимой.
Цель: Знакомить детей с жизнью леса в зимнее время; закрепление представлений о зиме и ее приметах;
Задачи:
Образовательные: Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; закрепить и расширить кругозор детей о времени года – «Зима»; расширить знания детей о диких животных, их повадках и образе жизни.
Коррекционно – развивающие: Развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы, развивать память, внимание, творческое воображение.
Воспитательная: Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Методы обучения: наглядные, словесные практические.
Оборудование:  компьютер, презентация по теме урока, иллюстрация зимнего леса, иллюстрации животных, разрезные картинки животных, карточки для раскрашивания.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох.)

II. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем.
С вами мы гулять пойдем.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке по развитию устной речи мы отправимся с вами путешествовать по зимнему лесу, в лесу мы с вами встретим много – много диких животных, будем учиться распознавать, где, чьи следы.

III. Работа по теме урока
Учитель: Ну, вот мы и прибыли в зимний лес, посмотрите, в какой красивый лес мы попали. Зимой лес выглядит сказочно.
Учитель: Сказочно красив зимний лес! Мир спокойствия и особой тишины. Кругом все бело. Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами!
- Ребята, лес какой-то не такой? Кого-то не хватает?
- Видны следы лесных зверей. Они не умеют читать и писать. Они оставляют следы на снегу, похожие на палочки, крестики, пятнышки. По следам жителей леса можно прочесть целый рассказ.
-А сейчас, я предлагаю вам немного согреться и выполнить упражнение. Повторяйте за мной.
IV. Физкультминутка.
Мы шагаем по сугробам,По сугробам крутолобым.Поднимай повыше ногу,Проложи другим дорогу.Очень долго мы шагали,Наши ноженьки устали. Мы поляночку найдём И немного отдохнём.
-А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?
( Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь)
- Кто здесь пробегал, мы узнаем, посмотрев на следы и отгадав загадки.
– Чьи это следы? Как вы думаете?
- Давайте проверим.
Загадки о животных:
«Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу»
- Кто это? (белка)
- Что она умеет делать? (прыгать с ветки на ветку)
- Ребята, как вы думаете, что помогает белке так ловко прыгать? (хвост)
- Правильно, это хвост. Он пушистый, словно маленький парашют и именно он помогает ей прыгать с ветки на ветку.
К зиме она подготовила не только теплое дупло.
-А вы знаете, что ещё приготовила белочка на зиму?
- Она летом и осенью готовит себе припасы на зиму: собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами.
«Он в шубке беленькой зимой,
а в серой шубке летом».
-Правильно, заяц. Летом он был серым, а зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.
Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
-А вот следы главных врагов зайчишки:
«Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт». (Лиса)
-Как лиса готовится к зиме?
Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
- Как вы думаете? А это чьи это следы?
- Давайте проверим.
«Кто зимой холодной,
ходит злой, голодный»! (Волк)
- Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её.
-Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Животные и их детёныши”.
Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.
Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей.
Белка – бельчонок.
Заяц – зайчонок. (Как называют маму зайчат?)
Лиса – лисёнок. (Кто папа в лисьем семействе?)
Волк – волчонок. (Как называют маму в волчьем семействе?)
Медведь – медвежонок. (Кто мама у медвежат?)
Ёж – ёжонок. (Как называют маму ежат?)
-Молодцы, ребята! А сейчас, приготовили ваши ручки и пальчики, смотрим на меня и повторяем движения:
Раз, два, три, четыре, пять,(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.(«идут» по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,(«крошат хлебушек» всеми пальцами)
С горки мы потом катались,(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.(отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.(движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
Игра «Собери картинку»
- Каждому я дам разрезанную картинку, а вы должны их собрать и назвать зверя.
(Раздаю картинки медведя, лисы, зайца, белки и волка)
- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?
Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.
Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном.
Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.
Наденем зверям шубки каждому свою.
(Раскрашивание зверей).
А теперь поселим ваших животных в наш зимний лес.

V. Итог урока
Учитель: Какое у вас настроение, дети? Понравилось ли вам путешествие?
Учитель: О чем мы с вами говорили?
Учитель: Что вы узнали нового?
Ответы детей.
Учитель: А сейчас все дружно и хорошим настроением возвращаемся в класс.