Рабочая программа Изобразительное искусство и художественный труд
Рабочая программа
«Изобразительное искусство и художественный труд»
6 класс
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
УЧЕБНИК: Неменская Л. А. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010;
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Учебным планом МБОУ СОШ №11 на 2012-2013 учебный год.
Перечнем учебников, утвержденных на 2012-2013 учебный год и учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Неменский Б. М. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2010;
Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим изобразительное искусство и художественный труд. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Формы организации учебной деятельности, виды и типы уроков
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: проблемно-поисковое, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: проблемные, наглядно-образные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые индивидуальные карточки, схемы-опоры, памятки, тесты, демонстрационный материал, таблицы. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа.
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством родного края, различные виды творчества, содержание которых отражает краеведческую направленность. В программу включены варианты тем с учетом регионального компонента (6-й год обучения – 8 тем)
Изобразительное искусство, его виды и жанры (14 часов)
Вводное: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». Беседа.
Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Беседа: «Реальность и фантазия в творческой деятельности художника».
Человек и предметная среда. Особенности натюрморта. Практическая работа: «Натюрморт».
Использование языка живописи в творческой работе. Практическая работа: «Натюрморт».
Выполнение учебной работы в жанре портрета. Практическая работа: «Изображение головы человека в пространстве» . Наброски.
Графический портретный рисунок. Сатирические образы. Практическая работа: «Карикатура, дружеский шарж».
Образные возможности освещения. Силуэт. Практическая работа: «Изображение головы человека в различном освещении».
Человек и пространство в изобразительном искусстве. Беседа: «Жанры в изобразительном искусстве».
Особенности анималистического жанра. Практическая работа: «Изображение любимого животного
Выполнение творческой работы. Практическая работа: «Птицы нашего края
Особенности пейзажа. Организация изображаемого пространства. Практическая работа «Выполнение творческой работы в жанре пейзажа».
Выполнение творческой работы в жанре пейзажа». Практическая работа «Кремль
Роль архитектуры в жизни человека и общества. Городской пейзаж. Практическая работа: «Дорога к храму».
Городской пейзаж. Изображение архитектурных сооружений. Практическая работа: «Дорога к храму».
Язык изобразительного искусства и художественный образ (15 часов)
Язык изобразительного искусства и художественный образ. Художественный образ и выразительные средства графики. Композиция как ритм пятен. Практическая работа: «Изображение различных состояний в природе».
Черное и белое - основа языка графики. Тон и тональные отношения. Практическая работа: «Изображение различных состояний в осенней природе».
Художественный образ и выразительные средства живописи. Основы цветоведения. Практическая работа: «Фантазийные изображения сказочных царств».
Цвет в произведениях живописи. Колорит, цветовой контраст, характер мазка. Практическая работа: «Изображение осеннего букета».
Художественный образ и выразительные средства скульптуры. Объём, фактура, формат. Практическая работа: «Объёмные изображения животных».
Понятие формы. Многообразие форм. Линейная перспектива. Практическая работа: «Построение конструкций из геометрических форм».
Изображение объёма на плоскости. Освещение. Моделировка светотенью и цветом. Практическая работа: «Изображение геометрических тел с боковым освещением».
Конструкция головы человека. Пропорции и пропорциональные отношения. Практическая работа: «Построение головы человека».
Использование языка графики в творческой работе. Выразительность образа человека. Практическая работа: «Портрет друга».
Художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет в скульптуре. Практическая работа: «Выполнение скульптурного портрета литературного героя».
Художественно-выразительные средства живописи. Портрет в живописи. Практическая работа: «Выполнение эскиза женского портрета».
Использование языка живописи в творческой работе. Роль цвета в портрете. Практическая работа: «Женский портрет».
Построение пространства. Воздушная и линейная перспектива, плановость. Практическая работа: «Изображение уходящей вдаль аллеи».
Художественно-выразительные средства живописи. Практическая работа: «Уральский пейзаж с разделением планов».
Выставка работ.
Тема, сюжет и содержание изобразительного искусства (5 часов)
По залам Эрмитажа. Беседа: « Язык натюрморта».
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. По залам крупнейших художественных музеев страны. Беседа: «Образ человека - главная тема искусства».
Видеоэкскурсия по музеям страны. Беседа: «Великие портретисты прошлого».
В Русском музее. Беседа: «Пейзаж – настроение. Природа и художник».
Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Беседа: «Архитектурный облик старинных русских городов».
Раздел III. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ п/п
Наименование разделов и подразделов
Всего часов
Из них
Примечания
Практические (тема)
Теоретические
Видео-Экскурсии
Вводное
1
1
1.
Изобразительное искусство, его виды и жанры.
13
12
1
2.
Язык изобразительного искусства и художественный образ
15
14
1
3.
Тема, сюжет и содержание изобразительного искусства.
5
3
2
Итого:
34
26
6
2
Раздел IV. ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
НРК
Тема урока
Кол-во часов
Разделы
1 четверть
№1
1.Вводное
«Виды изобразительного искусства и основы их
образного языка». Беседа.
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - Т
№2
Язык изобразительного искусства и
художественный образ. Художественный образ и выразительные средства графики. Композиция как ритм пятен. Практическая работа: «Изображение различных осенних состояний в природе».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№3
НРК
Черное и белое - основа языка графики.
Тон и тональные отношения.
Практическая работа: «Изображение различных осенних состояний в природе».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№4
Художественный образ и выразительные
средства живописи. Основы цветоведения.
Практическая работа: «Фантазийные изображения сказочных царств».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№5
Цвет в произведениях живописи.
Колорит, цветовой контраст, характер мазка.
Практическая работа: «Изображение осеннего букета».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№6
НРК
Художественный образ и выразительные
средства скульптуры. Объём, фактура, формат. Практическая работа: «Объёмные изображения животных».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№7
Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Беседа: «Реальность и фантазия в творческой
деятельности художника».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - Т
№8
Человек и предметная среда. Особенности натюрморта. Практическая работа: «Натюрморт».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№9
Использование языка живописи в творческой
работе. Практическая работа: «Натюрморт».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
2 четверть
№10
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.
По залам крупнейших художественных музеев страны. Беседа: Образ человека-главная тема искусства».
1
Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т
№11
Конструкция головы человека. Пропорции и пропорциональные отношения. Практическая работа: «Построение головы человека».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№12
Выполнение учебной работы в жанре портрета. Практическая работа: «Изображение головы человека в пространстве». Наброски.
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№13
Использование языка графики в творческой
работе. Выразительность образа человека.
Практическая работа: «Портрет друга».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№14
Художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет в скульптуре. Практическая работа: «Выполнение скульптурного портрета литературного героя».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№15
Графический портретный рисунок. Сатирические образы. Практическая работа: «Карикатура, дружеский шарж».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№16
Образные возможности освещения. Силуэт. Практическая работа: «Изображение головы человека в различном освещении».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№17
Художественно-выразительные средства живописи. Портрет в живописи.
Практическая работа: «Выполнение эскиза женского портрета».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
3 четверть
№18
НРК
Особенности анималистического жанра.
Практическая работа: «Изображение любимого животного». «Животные на Урале».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№19
НРК
Выполнение творческой работы. Практическая работа: «Птицы нашего края».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№20
Построение пространства. Воздушная и линейная перспектива, плановость.
Практическая работа: «Изображение уходящей вдаль аллеи»
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№21
В Русском музее. Беседа: «Пейзаж – настроение. Природа и художник».
1
Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т-В
№22
НРК
Особенности пейзажа. Организация изображаемого пространства. Практическая работа: «Выполнение творческой работы в жанре пейзажа. Мой город».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№23
НРК
Художественно-выразительные средства живописи. Практическая работа: «Северный пейзаж с разделением планов».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№24
НРК
Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Беседа: «Архитектурный облик старинных городов».
1
Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т
№25
Практическая работа: «Выполнение творческой работы в жанре пейзажа». «Кремль».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№26
НРК
Роль архитектуры в жизни человека и общества. Городской пейзаж. Практическая работа: «Дорога к храму».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№27
НРК
Городской пейзаж. Изображение архитектурных сооружений. Практическая работа: «Дорога к храму».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
4 четверть
№28
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Обобщающий урок.
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№29
Использование языка живописи в творческой работе. Роль цвета в портрете.
Практическая работа: «Женский портрет».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№30
Видеоэкскурсия по музеям страны.
Беседа: Великие портретисты прошлого.
1
Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т-В
№31
Человек и пространство в изобразительном искусстве.
Практическая работа Зарисовки по жанрам в изобразительном искусстве.
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П
№32
По залам Эрмитажа.
Беседа: « Язык натюрморта».
1
Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т
№33
Понятие формы. Многообразие форм.
Линейная перспектива. Практическая работа: «Построение конструкций из геометрических форм».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
№34
Изображение объёма на плоскости.
Освещение. Моделировка светотенью и цветом. Практическая работа: «Изображение геометрических тел с боковым освещением».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П
В ПРИМЕЧАНИИ:
П – практическое занятие
Т – теоретическое занятие
·
Раздел V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 6 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материала, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Раздел VI. КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Контрольно измерительные материалы
По теме: Цвет. Основы цветоведения.
1. Назовите основные цвета.
(Красный, желтый, синий.)
2. Какие цвета называются составными? Как получить оранжевый (составной) цвет?
(Желтый+красный.)
3. Закончите пары дополнительных цветов.
Красный
Желтый
Оранжевый
(Зеленый, фиолетовый, синий.)
4. На какие две группы делятся цвета?
(Теплые и холодные.)
5. Вставь пропущенные слова.
1. Цветовой тон, насыщенность и ... - основные свойства цвета. (Светлота.)
2.... - это цветовой строй произведения, взаимосвязь всех его цветовых элементов. (Колорит.)
6. Как получить разные оттенки одного цвета? (Смешением с разным количеством белого или черного.)
По теме: Виды изобразительных, пластических искусств
1. Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным?
Скульптура Дизайн
Живопись
Графика
2. Исключи лишнее. Объясни свой выбор.
Скульптура Дизайн
Опера
Графика Архитектура Живопись
Декоративно-прикладное искусство Театр (Виды пластических искусств.)
3. Что Микеланджело называл «первым из искусств» и «искусством убавления лишнего»?
(Скульптуру.)
4. Какие из перечисленных средств изображения не относятся к графике?
Линия
Цвет
Штрих
5. Назовите виды станковой графики. (Рисунок, эстамп.)
6. Назовите виды скульптуры. (Круглая и рельеф.)
7. В таблице представлены виды (по назначению) графики, скульптуры, живописи. Но слова первой строки расставлены неверно. Исправь ошибку.
Графика
Скульптура
Живопись
Станковая
Станковая
Станковая
Монументальная
Книжная
Монументальная
Декоративная
Прикладная
Декоративная
Плакат
Садово-парковая
8. Сгруппируй материалы: глина, уголь, пастель, мрамор, металл, карандаш, гипс, гранит, сангина.
Материалы скульптуры:..
Графические материалы:...
По теме: Жанры изобразительного искусства
1. Как называется художник, изображающий животных?
Баталист
Анималист
Пейзажист
2. Вставь пропущенное слово.
Портрет, пейзаж, натюрморт - это ... изобразительного искусства. (Жанры.)
3. Продолжи определение. Натюрморт-это... (Изображение предметного мира.)
4. Как называется портрет в русском искусстве, выполненный с использованием иконописных приемов? (Парсуна.)
5. Как называется юмористическое изображение, в котором с соблюдением сходства карикатурно изменены и подчеркнуты характерные черты человека? (Шарж.)
6. К какому жанру относится данная классификация: парадный и камерный? (Портрет.)
7. Художники какой страны первыми стали изображать природу? Эти пейзажи они писали тушью на шелковых свитках. (Китай.)
8. Назовите жанр, к которому относится эта классификация. Городской, сельский, марина. (Пейзаж.)
По теме: Художники и их произведения
Соотнеси названия произведений натюрмортного жанра с их авторами.
1. «Скрипка»
К.С. Петров-Водкин
И.Э. Грабарь
И.И. Машков
2. «Неприбранный стол»
3. «Утренний натюрморт»
4. «Синие сливы»
2. Сгруппируйте имена художников: Ф.А.Васильев, О.Кипренский, А.К.Саврасов, В.А.Тропинин, А.И.Куинджи, В.Л.Боровиковский.
Художники-пейзажисты:..
Художники-портретисты:...
3. Назови имя художника.
Один из крупнейших русских художников (1865-1911). Ученик И.Е.Репина, друг М.Горького. Уже в детстве проявил необыкновенные способности к рисованию. Ему было 22 года, когда он написал свою известную картину «Девочка с персиками». Большую известность принесли ему портреты. (В.А.Серов.)
4. Кто был первым из русских художников, чей автопортрет вошел в знаменитую коллекцию автопортретов в галерее «Уффици» во Флоренции? (О.Кипренский.)
5. Назовите направление в изобразительном искусстве, которое произошло от французского слова «впечатление». (Импрессионизм.)
6. Соотнесите названия картин с их авторами.
1. «Вечерний звон»
И.И.Левитан
2. «Весна. Большая вода»
3. «Дубовая роща»
4. «Над вечным покоем»
И.И.Шишкин
5. «Рожь»
6. «Осенний день. Сокольники»
7. Назовите имя художника.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Его картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала название целому художественному направлению - «импрессионизм». Он жил во Франции (1840-1926). Писал преимущественно пейзажи, в которых стремился передать непрерывное изменение освещения. Краски и формы в его картинах как бы вибрируют, почти растворяются.
В Эрмитаже хранятся его работы «Берег реки», «Поле маков» и другие. (К.Моне.)
Как вы считаете, чем является природа для художника?
Наш соотечественник, художник-маринист, за свои восхитительные картины получил право на ношение адмиральского мундира и стал почетным гражданином Феодосии. Кто он? (И.К.Айвазовский.)
10. Назови автора и произведение по описанию.
Высокая полная луна торжественно проплывает в бездонной глубине ею же освещенного неба. Зеленоватая лента тихой реки искрится и трепещет, словно подернутая фосфоресцирующей рябью. Все полно поэтического очарования: и темный передний берег реки, и мазанки на нем с мерцающими в окнах огоньками, и одинокая мельница, черный силуэт которой отчетливо вырисовывается над отливающей зеленым блеском днепровской гладью. (А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».)
11. Самый известный скульптор эпохи Возрождения. (Микеланджело Буонарроти.)
По теме: Средства художественной выразительности
1. Вставьте пропущенное слово.
... - это построение (расположение и соподчинение частей) художественного произведения в соответствии с замыслом художника. (Композиция.)
2. Назовите средства передачи объема предмета на плоскости.
(Перспектива, светотень.)
Что такое блик?
Что помогает художнику передать пространство на плоскости изображения?
(Знание правил линейной и воздушной перспективы.)
5. Назовите основные средства художественной выразительности в изобразительномискусстве. (Линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива, композиция.)
6. Филворд. Найди в сетке загаданные слова.
(Живопись, графика, портрет, перспектива, колорит, тон, образ, штрих, пятно, пейзаж.)
Контрольное тестирование
«Основы изобразительного языка».
1 вариант
Часть А
1 Цвет – это язык –
А архитектуры
Б скульптуры
В живописи
2 Цвета, которые образуются путём смешения других цветов называют –
А основные
Б контрастные
В дополнительные
3 Основные цвета это –
А цвета, которые есть в природе
Б цвета, которые нельзя получить путём смешения красок
В цвета, которые образуются путём смешения других цветов
4 Изображение человека, животных в трёхмерном пространстве называют –
А архитектура
Б скульптура
В витраж
5 Средством выразительности в рисунке является –
А линия
Б цвет
В объём
Часть Б
1 Найдите ошибки в утверждениях и запишите правильный ответ.
А Серый и белый цвета являются – контрастными.
Б Тёплыми называют цвета воды, а холодными цвета льда.
В Тёплые цвета это цвета огня, к ним относятся : желтый ,синий, красный, оранжевый, розовый, бордовый.
2 Запишите в первую колонку тёплые цвета, а во вторую холодные.
Красный, синий, зелёный, розовый, серый, голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый, сиреневый, бордовый.
3 Разберите по назначению парами.
Живопись линия
Скульптура здание
Архитектура цвет
Графика объём
Часть В
Запишите с какими жанрами ИЗО вы знакомы.
Контрольное тестирование« Основы изобразительного языка».
6 класс.
2 вариант
Часть А
1 Средством выразительности в рисунке является –
А линия
Б цвет
В объём
2 Основные цвета это –
А цвета, которые есть в природе
Б цвета, которые нельзя получить путём смешения красок
В цвета, которые образуются путём смешения других цветов
3 Цвета, которые образуются путём смешения других цветов называют –
А основные
Б контрастные
В дополнительные
4 Изображение человека, животных в трёхмерном пространстве называют –
А архитектура
Б скульптура
В витраж
5 Цвет – это язык –
А архитектуры
Б скульптуры
В живописи
Часть Б
1 Разберите по назначению парами.
Живопись линия
Скульптура здание
Архитектура цвет
Графика объём
2 Запишите в первую колонку тёплые цвета, а во вторую холодные.
Красный, синий, зелёный, розовый, серый, голубой, коричневый, оранжевый, фиолетовый, сиреневый, бордовый.
3 Найдите ошибки в утверждениях и запишите правильный ответ.
А Серый и белый цвета являются – контрастными.
Б Тёплыми называют цвета воды, а холодными цвета льда.
В Тёплые цвета это цвета огня, к ним относятся : желтый ,синий, красный, оранжевый, розовый, бордовый.
Часть В
Запишите с какими жанрами ИЗО вы знакомы.
Контрольное тестирование по теме: « Виды и жанры ИЗО».
1 вариант
Часть А
1 Разновидностями портрета могут быть –
А классный
Б погрудный
В коллективный
2 К жанрам ИЗО относятся –
А портрет
Б натюрморт
В скульптура.
3 Разновидностями какого жанра живописи могут называться : городской, морской, сельский, индустриальный.
А портрет
Б натюрморт
В пейзаж
4 Назовите вид искусства произведения которого могут быть – миниатюрами, монументами.
А живопись
Б скульптура
В архитектура
5 Искусством строительства и декорирования зданий является –
А скульптура
Б архитектура
В дизайн
Часть Б
1 Перечисли художников писавших в жанре –
А портрет
Б пейзаж
В натюрморт
2 Закончи предложение –
Композиция из цветных стёкол называется - .
Изображение человека, группы людей называется -..
Изображение неодушевлённых предметов, собранных художником в композицию называют -.
Часть С
1 Выберите нужные слова для каждого вида ИЗО.
Живопись
Графика
Скульптура
Архитектура
Линия, пятно, колорит, точка, гипс, колорит, чертёж, долото, колонна, цвет.
2 Перечисли виды –
А портрета
Б пейзажа
В натюрморта
Раздел VII. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
1. ЛИТЕРАТУРА:
1.1. Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. Л.А.Неменская «Искусство в жизни человека» 6 класс Рекомендовано Мин. Обр. и науки РФ Москва «Просвещение» 2009
а) основная литература:
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - Волгоград: Учитель, 2008. -286 с.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.
б) дополнительная литература для учителя
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. Под ред. Т. Я. Шпикаловой.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
в) дополнительная литература для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Документы
п. 1 ст. 7, п. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Концепция «Модель школы – 2020г.»
ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Экран
Музыкальный центр
Компьютер
Таблицы (комплекты)
Хохлома
Гжель
Урало-сибирская роспись
Полхов-Майдан
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Жостово
Введение в цветоведение.
Декоративно-прикладное искусство.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Коллекция насекомых для рисования
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дымковские игрушки
Гжель
Слайды картин В. Васнецова
Слайды иллюстраций И. Билибина
Слайды картин отечественных художников
Западно-европейское искусство нового времени
Русское искусство 18 века. Архитектура
Изобразительное искусство начала 20 века
Портреты Д.Г.Левицкого в Государственном Русском музее
Старинные русские работы из бисера
Хохлома - древнее и вечно живое
Женские образы в произведениях искусства Эрмитажа
Исаакиевский собор
Павловский дворец
Фактура в природе и в народном искусстве
Мир животных в изобразительном искусстве
Русское искусство 18 века. Скульптура
Видеоматериалы
Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
Используются видеоматериалы из личного фонда (по необходимости)
Развивающие и обучающие программы по изодеятельности на электронных носителях
Гжель
Жостово
Городец
Лаковая миниатюра
Шедевры Русской Живописи
Фактура. Форма. Весёлая каллиграфия
Древний мир. Иллюстративный материал по курсу МХК
Волшебные превращения
Азбука Искусства
Учимся рисовать
Весёлая геометрия
Тематические презентации, выполненные учителем и учащимися
15