Рабочая программа Изобразительное искусство и художественный труд

Рабочая программа
«Изобразительное искусство и художественный труд»
5 класс

Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа
Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, М. Просвещение 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
УЧЕБНИК: Горячева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса / Под. Ред. Б.М. Немецкого. – М. Просвещение, 2010.
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, контрольно-измерительные материалы и их характеристика, приложения к программе.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Учебным планом МБОУ СОШ №11» на 2012-2013 учебный год. 
Перечнем учебников, утвержденных на 2012-2013 учебный год и учебниками (включенными в Федеральный перечень):
Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2010;
Неменский Б. М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: Просвещение, 2009;

Общая характеристика учебного предмета
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства.

Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа является интегрированным курсом, включающим в единстве изобразительное искусство и художественный труд. Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Формы организации учебной деятельности, виды и типы уроков
Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: проблемно-поисковое, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: проблемные, наглядно-образные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые индивидуальные карточки, схемы-опоры, памятки, тесты, демонстрационный материал, таблицы. В процессе такой деятельности формируются общеучебные умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения. Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа.


Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством родного края, различные виды творчества, содержание которых отражает краеведческую направленность. В программу включены варианты тем с учетом регионального компонента (5-й год обучения – 7 тем)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (17 часов)

Искусство как эмоциональный опыт человечества. Вводная беседа: «Виды изобразительного искусства».
Дом-космос. Внутренний мир русской избы. Практическая работа: «Изображение интерьера русской избы».
Единство конструкции и декора. Практическая работа: «В поморской избе».
Народный праздничный костюм. Практическая работа: «Эскиз русского народного костюма».
Народные праздничные обряды. Практическая работа: «Наш весёлый хоровод» Коллаж.
Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов. Практическая работа: «Создание игрушки и украшение её декоративной росписью».
Роль декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества. Практическая работа: «Выполнение эскиза изделия по мотивам художественного промысла».
Украшения в Древнем Египте. Практическая работа: «Выполнение эскиза древнеегипетского украшения».
Греческая керамика. Вазопись. Практическая работа: «Выполнение росписи древнегреческой вазы».
Одежда говорит о человеке. Одежда французского двора XVII век. Практическая работа: «Бал в интерьере дворца».
О чем рассказывают гербы. Государственные символы России. Практическая работа: «Создание герба семьи, школы, класса».
Что такое эмблемы, зачем они людям. Практическая работа: «Эскиз эмблемы класса».
Творческая работа. Коллаж, плетение, роспись. Практическая работа: «Создание декоративной работы в любой технике и материале».
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Практическая работа: «Зарисовка эскизов мебели».
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Практическая работа: ««Создание эскизов современной одежды с использованием традиций поморского костюма».
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Обобщающий урок.

Язык изобразительного искусства и художественный образ (12 часов)

Рисунок - основа изобразительного искусства. Выразительные средства графики. (Линия, штрих, пятно) Практическая работа: «Зарисовка растений».
Выразительные средства живописи. Цвет – основа языка живописи. Практическая работа: «Натюрморт. Осенние цветы. Гармония цвета».
Древние корни народного искусства. Специфика образно-символического языка. Практическая работа: «Послание в символах».
Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Практическая работа: «Использование солярных знаков для украшения элементов декора избы» (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска).
Орнамент, как основа декоративного украшения. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Практическая работа: «Эскизы орнаментальных композиций».
Выразительные средства декоративно - прикладного искусства. Предметы народного быта и труда. Практическая работа: «Использование орнамента для украшения предметов быта». (Разделочная доска, прялка).
Связь времен в народном искусстве. Древние образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Практическая работа: «Выполнение эскиза вышивки на полотенце в народных традициях».
Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская, каргопольская и филимоновская игрушки. Практическая работа: «Создание игрушки и украшение её декоративной росписью».
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Практическая работа: «Элементы гжельской росписи».
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. Практическая работа: «Последовательность выполнения росписи».
Декоративное искусство Древней Греции. Использование орнамента для украшения одежды. Практическая работа: « Выполнение эскиза древнегреческого орнамента».
Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Практическая работа: «Создание декоративной работы в технике коллажа».

Тема, сюжет и содержание изобразительного искусства (5 часов)

Вводное «Искусство Древней Руси - фундамент русской культуры». Видеофильм.
«Красота и своеобразие живописи Древней Руси. Беседа: «Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия».
Конструкция и декор предметов народного быта и труда. По залам Русского музея. Видеофильм.
Народные промыслы родного края. Краеведческий музей. Видеофильм.
Декоративное искусство в современном мире. Подготовка выставки. Современное выставочное искусство. Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен и т. д.). Выставка детских работ.

Раздел III. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:

№ п/п
Наименование разделов и подразделов
Всего часов
Из них
Примечания




Практические (тема)
Теоретические
Видео-Экскурсии



Вводное
1

1



1.
Изобразительное искусство, его виды и жанры.
16
14
2



2.
Язык изобразительного искусства и художественный образ
12
12




3.
Тема, сюжет и содержание изобразительного искусства.
5
1
2
2



Итого:
34
27
5
2




Раздел IV. ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

НРК

Тема урока
Кол-во часов
Раздел

1 четверть


№1


Вводное
«Искусство Древней Руси - фундамент русской культуры».
1


Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т


№2

Искусство как эмоциональный опыт
человечества.
Беседа: «Виды изобразительного искусства».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - Т

№3
НРК
Рисунок - основа изобразительного искусства. Выразительные средства графики. (Линия, штрих, пятно.)
Практическая работа: «Зарисовка растений».
1
Язык изобразит.
искусства и художественный
образ. - П

№4

Выразительные средства живописи.
Цвет – основа языка живописи. Практическая работа: «Натюрморт. Осенние цветы. Гармония цвета».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№5

Древние корни народного искусства.
Специфика образно-символического языка.
Практическая работа: «Послание в символах».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№6


Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы.
Практическая работа: «Использование солярных знаков для украшения элементов декора избы» (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска).

1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№7

Дом-космос. Внутренний мир русской избы.
Практическая работа: «Изображение интерьера русской избы».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№8
НРК
Единство конструкции и декора.
Практическая работа: «В русской избе».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№9

«Красота и своеобразие живописи Древней
Руси».
Беседа: «Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия».
1
Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т-В

2 четверть




№10

НРК
Связь времен в народном искусстве
Древние образы и мотивы в орнаментах
русской народной вышивки.
Практическая работа: «Выполнение эскиза вышивки на предметах быта в народных традициях».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№11

Народный праздничный костюм.
Практическая работа: «Эскиз русского народного костюма».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№12

Народные праздничные обряды
Практическая работа: «Наш весёлый хоровод». Коллаж.
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№13

Древние образы в современных народных
игрушках. Дымковская, каргопольская и филимоновская игрушки.
Практическая работа: «Создание игрушки и украшение её декоративной росписью».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№14

Изготовление изделий по мотивам
художественных промыслов.
Практическая работа: «Создание игрушки и украшение её декоративной росписью».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№15

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Практическая работа: «Элементы гжельской росписи».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№16

«Выполнение эскиза изделия по мотивам художественного промысла». Практическая работа.
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

3 четверть

№17

Искусство Хохломы.
Истоки и современное развитие промысла.
Практическая работа: «Последовательность выполнения росписи».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№18


Роль декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.
Украшения в Древнем Египте.
Практическая работа: «Выполнение эскиза
древнеегипетского украшения».



1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№19

Декоративное искусство Древней Греции. Использование орнамента для украшения одежды.
Практическая работа: « Выполнение эскиза древнегреческого орнамента».
1



Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№20


Греческая керамика. Вазопись.
Практическая работа: «Выполнение росписи древнегреческой вазы»
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№21

Одежда говорит о человеке.
Одежда французского двора XVII век.
Практическая работа: «Бал в интерьере дворца». Коллективная работа.
1

Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№22

О чем рассказывают гербы.
Государственные символы России.
Практическая работа: «Создание герба семьи, школы, класса».
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№23


Что такое эмблемы, зачем они людям.
Пр. работа: «Эскиз эмблемы класса»
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№24

Декоративное искусство в современном мире.
Современное выставочное искусство.

1

Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т

№25


НРК
Пластический язык материала и его роль в
создании художественного образа.
Практическая работа: «Создание декоративной работы в технике коллажа». «Край мой Уральский».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№26


Творческая работа. Коллаж, плетение, роспись. Практическая работа: « Создание
декоративной работы в технике и материале по выбору».

1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

4 четверть

№27

Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества.
Практическая работа: «Зарисовка эскизов мебели».
1

Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№28

НРК
Развитие дизайна и его значение в жизни
современного общества.
Практическая работа: ««Создание эскизов современной одежды с использованием традиций Уральского костюма».
1

Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№29

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщающий урок.
1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№30

"Изготовление эскиза изделия по мотивам
художественного промысла». Практическая работа.

1
Изобразительное
искусство, его виды и жанры. - П

№31

НРК
Народные промыслы родного края.
Краеведческий музей.
Видеофильм.
1
Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т

№32

НРК
Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций.
Практическая работа: «Эскизы орнаментальных композиций. Композиций русских поморов».
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№33

Выразительные средства декоративно-
прикладного искусства. Предметы народного быта и труда. Практическая работа: «Использование орнамента для украшения предметов быта» (Разделочная доска, прялка).
1
Язык изобразительного
искусства и художественный
образ. - П

№34

Конструкция и декор предметов народного быта и труда.
По залам Русского музея. Видеофильм.
1
Тема, сюжет и содержание в изобразительном
искусстве. - Т-В



В ПРИМЕЧАНИИ:
П – практическое занятие
Т - теоретическое занятие
В - видеофильм






























Раздел V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов. Мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, а также местные промыслы);
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, по воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.









Раздел VI. КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы:
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности:

  Викторины
  Кроссворды
  Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
  Тестирование
искусства (художественное нениясовременные виды декоративно-прикладногоимер, Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Евр
Контрольное тестирование за первое полугодие по теме:
«Роль народных художественных промыслов в современной жизни».

Часть А.
А - К какому виду изобразительного искусства относят народные промыслы.
1 Архитектура.
2 Живопись.
3 Декоративно - прикладное искусство.

Б – Какое из ниже перечисленных названий не относится к народным промыслам.
1 Гжель.
2 Хохлома.
3 Печора.

В – Какой из перечисленных промыслов связан с росписью посуды.
1 Дымковская роспись.
2 Городецкая роспись.
3 Хохломская роспись.

Г – Какой из перечисленных промыслов не связан с обработкой глины.
1 Дымковская роспись.
2 Гжель.
3 Палех.

Д – Какой из перечисленных промыслов предполагает роспись только одной краской.
1 Хохломская роспись.
2 Городецкая роспись.
3 Гжель.

Часть Б
А - Вставьте недостающее слово в предложение.
1 Живописец рисует картину (чем?)________________ .
2 Объёмное изображение человека, животных выполненных из глины, мрамора, металла,
называют_________________ .
3 Науку о постройках называют____________ .

Б – Какого цвета краска под названием кобальт.
1 Синяя.
2 Красная.
3 Зелёная.

В – Что обозначает слово Гжель.
1 Синяя.
2 Посуда.
3 Жечь.

Г – В какой росписи этапы выполнения работы называют: подмалёвок, тенёвка, оживка.

В какой росписи используют красный, золотой, чёрный цвета.
1 Дымковская роспись.
2 Городецкая роспись.
3 Хохломская роспись.

Д – Распредели материалы необходимые для изготовления изделий следующих промыслов.
1 Хохломская роспись. а Дерево, краски, лак.
2 Городецкая роспись. б Глина, краска.
3 Гжель.
4 Дымковская роспись.

* Часть С
1 Напиши - какие материалы необходимы для изготовления: дымковской игрушки,
гжельской посуды, хохломской посуды.

2 Зарисуй элементы запомнившейся тебе росписи и подпиши их.
Контрольное тестирование по теме:
«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»
1 вариант
Часть А.
Как называется вид декоративного искусства, где художник работает над созданием украшений.
1 прикладное
2 ювелирное

Как называют цветные полудрагоценные камни.
1 самоцветы
2 мозаика

Как называют рисунок в украшении одежды.
1 дизайн
2 декор

Какую роль играют декоративные украшения в жизни человека.
1 Дают возможность самовыражения.
2 Показывают его обеспеченность.

Как называют различные значки и символы рассказывающие о чём либо.
1 эмблемы
2 гербы
Часть Б

Выбери страну, в которых раньше других стало развиваться ювелирное искусство.
1 Россия
2 Франция
3 Египет

Выбери из списка металлы, традиционно используемые для изготовления ювелирных изделий.
1 Олово
2 Серебро
3 Алюминий
4 Золото
5 Платина

Разбери полудрагоценные камни по цвету.
1 Голубой а Изумруд
2 Красный б Рубин
3 Зеленый в Аквамарин
4 Белый г Тигровый глаз
5 Коричневый д Лунный камень

Подбери к эмблеме соответствующее название.
А аэропорт В стоматология
Б кабинет географии Г осторожно инвалиды


12 3 4



Подбери название стиля одежды соответствующие картинкам.
1 2

а спортивный , б классический , в романтический.

Часть С
Продолжи рассказ.
С древних времён человек пытается выделиться из толпы. Каждый из нас хочет быть не таким как все. Для этого человек использует _________________. Они помогают ему ____________________. Я тоже пользуюсь __________________ для того, чтобы_____________.


Критерии оценки.

Оценка 5 ставится если, ученик справился с заданиями части А, части Б ,а также смог логически правильно продолжить рассказ в части С. Оценка 4 ставится если, ученик дал правильные ответы на 90%заданий из частей А и Б, а также смог логически правильно продолжить рассказ в части С.
Либо правильно ответил на все вопросы частей А и Б, но не сумел абсолютно правильно продолжить рассказ в части С. Оценка 3 ставится если, ученик дал правильные ответы на 70% заданий из частей А и Б, допустил ошибки в работе с текстом.

Оценка 2 ставится если, ученик дал правильные ответы на 60% заданий из частей А и Б, не справился с заданием части С.



Декоративно - прикладное искуство
1. Соедини линиями символические изображения с их значением.

Солнце, огонь Союз или противостояние Земля, плодородие, двух начал засеянное поле
2. Напиши несколько имен богов, известных тебе из мифологии Древней Руси.
(Перун - бог-громовержец, Макошь - мать хорошего урожая, покровительница женских рукоделий, Стри бог - бог ветра, Даждь бог - дающий блага...)
3. Образы, какой мифологической богини Древней Руси созданы современным художником и древней мастерицей?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Богиня Макошь.)
4. Какие изображения в домовой резьбе являются оберегами жилища?
(Изображения русалок, сиринов, солярные знаки, конь, олень, медведь...)
5. Назови мифическое существо с туловищем льва, головой и крыльями орла.
(Грифон.)
6. Какие элементы русской архитектуры своими названиями напоминают нам образ человека?
(Причелина, наличники, лобовая доска.)
7. О каком языческом празднике наших предков идет речь в тексте?
Этот праздник символизирует победу весны над зимой. Катание на санках, русские тройки, снежные горки - главное развлечение этого праздника. В старину на этот праздник устраивались кулачные бои, приходили «вожаки» с медведем и козой, бродячие кукольники с Петрушкой, ходили ряженые в масках. (Масленица.)

8. Закончи предложение.
Узор, построенный на ритмичном чередовании объектов изображения, называется... (Орнамент.)
9. Назови известные тебе виды орнамента.
(Растительный, геометрический, смешанный, зооморфный*.)
10. Этот символический образ широко использовался в крестьянском искусстве Древней Руси. Что это за изображение? Объясни его значение.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

(«Древо жизни». Символизирует непрерывность жизни, мирное произрастание всего живого на Земле; единство небесного, земного и подземно-подводного.)
11.* К какому типу орнаментальной композиции относятся приведенные ниже (в, г) схемы?

(Сетчатый орнамент.)
12. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц и животных. Соедини цветными линиями названия животных и птиц с их символическим значением. *
Символ небесного огня Конь
Предвестник зари и солнца Крылатые собаки
Священные животные, охраняющие «древо жизни» Орел
Символ солнца Петух
13. Перед тобой эскиз вышивки полотенца. Попробуй объяснить символическое значение данного орнамента. Какой смысл вкладывали в него люди Древней Руси?
..«.
(В основе данного орнамента лежит знак засеянного поля. Мотив земли, сбора и посева урожая имел большое значение для людей Древней Руси. Предмет с таким изображением помогал во время земледельческих работ и приносил богатство и удачу в дом.)
14. В прикладном искусстве Древней Руси часто встречаются изображения птиц. Что они символизируют?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Птица - символ тепла, света, урожая.)
15. Вставь пропущенное слово.
Керамика - это изделия и материалы из и ее смесей, закрепленные обжигом. (Глины.)
16. Какое значение имела вышивка в праздничной одежде крестьян?
(Оберегала, украшала.)
17. Что символизировали в русском народном искусстве различные цвета: белый, красный и черный?
18. Назови предметы, изображенные на картинке. Расскажи о композиции и символическом значении декоративного орнамента, его связи с конструкцией вещи. Назови материал и технику выполнения.
(Лопасть прялки. Резьба по дереву.)





19.* О каком виде композиции идет речь в тексте? Вставь нужное слово.
В северных сказках лев - преданный человеку друг, служащий ему верой и правдой. Часто в народных русских росписях он более похож на собаку, чем на хищного зверя. Изображались львы стоящими на задних лапах, с поднятыми передними, а также стоящими или лежащими в композиции по сторонам «древа» или цветов в вазоне с грозно поднятой лапой. (Геральдической.)
20. Закончи предложение.
Создание произведений народного искусства в определенных традициях на продажу называется (Промысел.)
21. Выдели названия художественных промыслов, занимающихся изготовлением игрушек.
Хохлома.
Дымково.
Филимоново
Гжель.
Каргополь.
Жостово.
22. Отметь названия народных промыслов, которые известны росписью по дереву.
Жостово.
Хохлома.
Городец.
Дымково.
23. В декоре какого промысла присутствуют розаны и купавки? (Городец.)
24. Расписная деревянная посуда этого промысла - своеобразный гимн красоте родной природы: золотой фон, напоминающий блеск солнца, травки, ягодки, цветы. О каком промысле идет речь? (Хохлома.)
25.* Назови промысел.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Богородская игрушка.)
26. Какие виды декоративно-прикладного искусства ты знаешь? Классифицируй их по материалу или по технике выполнения.
(По материалу: металл, керамика, дерево и т.д. По технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, чеканка и т.д.)
27. Филворд. Найди в сетке загаданные слова.

(Орнамент, Хохлома, ярмарка, конёк, игрушка, кокошник, Гжель, резьба, Полкан, глина.)
28. Соотнеси изображение предмета ДПИ с названием промысла.
Жостово Хохлома
Городец Гжель
Филимоновская игрушка Дымковская игрушка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
29. Почему, на твой взгляд, до сих пор живут и развиваются народные художественные промыслы?
(В работах современных художников сохраняется преемственность традиций.)
30. Вставь названия сказочных птиц в пропущенные места в тексте. Назови предмет, изображенный на картинке. Скажи, какое он имел назначение в быту?
Одно из самых важных и даже почетных мест в крестьянском искусстве занимали райские птицы. Птицы ... и ... были наиболее распространенными и любимыми образами и помещались в центре изображения. (Сирин и Алконост. Туес.







31. Орнамент какого народа изображен на рисунке? Почему ты так думаешь? Назови тип орнаментальной композиции.

(Египет. Основной мотив - цветок и бутон лотоса. Линейный орнамент*.)




































Раздел VII. ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
ЛИТЕРАТУРА:
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования .
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.
Н.А. Горяева О.В.Островская 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Допущено Мин. Обр. и науки РФ Москва «Просвещение» 2007.


Документы

п. 1 ст. 7, п. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 1(с изменениями), 5.01.1996 г. Федеральным законом от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями на 31.12.2005 г.),
п. 7. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» (с изменениями),
а) основная литература:
О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо
Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - Волгоград: Учитель, 2007. -170 с.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
Коньшева Н. М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Лободина Н. В. Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2007. – 251 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978. – 136 с.

б) дополнительная литература для учителя
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
в) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся второго года обучения. – Киев, Рад. шк., 1989. – 75 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.





ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные столы.
Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Телевизор
Мультимедийный проектор
Экран
Музыкальный центр
Компьютер
Таблицы (комплекты)
Хохлома
Гжель
Урало-сибирская роспись
Полхов-Майдан
Мезенская роспись
Дымковская игрушка
Жостово
Введение в цветоведение.
Декоративно-прикладное искусство.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Репродукции картин разных художников.
Муляжи для рисования (2 набора)
Серии фотографий и иллюстраций природы.
Фотографии и иллюстрации животных.
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Видеоматериалы
Коллекция для видео «Музеи России. Эрмитаж»
Коллекция видео «Виды и жанры изобразительного искусства»
Видеоэкскурсия в Мурманском краеведческом музее
Используются видеоматериалы из личного фонда (по необходимости)

Развивающие и обучающие программы по изодеятельности на электронных носителях
Гжель
Жостово
Городец
Тим и Тишка спасают шедевры Эрмитажа
Лаковая миниатюра
Шедевры Русской Живописи
Древний мир. Иллюстративный материал по курсу МХК
Волшебные превращения
Азбука Искусства
Учимся рисовать
Тематические презентации, выполненные учителем.


Интернет – ресурсы:

1. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/
2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
3. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/
4. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
5. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
6. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
7. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
8. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
9. http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
10. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
11. http://festival.1september.ru/ - Викторины
12. http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
13. http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
14. http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
15. http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования

Рисунок 2Рисунок 5Рисунок 6