Урок литературного чтения в 3 классе на тему Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка о храбром Зайце – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Урок по литературному чтению в 3 классе
Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка о храбром Зайце – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
Цели: знакомство обучающихся со сказкой «Сказка о храбром Зайце – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост», анализ сказки.
Задачи урока
1. Образовательные:
- создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию и осмыслению сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка.
2. Развивающие:
- развивать умение анализировать текст;
- вырабатывать навыки выразительного чтения;
- развивать умение работать в паре, группе;
- развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное, обогащать словарный запас.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению;
- воспитывать доброе отношение ко всему живому;
- воспитывать положительные черты характера;
- воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе.
Оборудование: портрет писателя, видеозапись «Творчество писателя», презентация к уроку, музыкальная физминутка, карточки для парной и групповой работы, фоновая музыка «В гостях у сказки», предметные картинки с изображением зайцев, волка, деревьев, ели, грибов, маски (зайцев, волка), картинки смайликов.
Ход урока
I. Организационный момент.
(слайд 2)
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
В путешествие пойдем,
В страну сказок попадём.
Приготовьтесь, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
II. Приветствие гостей.
- К нам на урок пришли гости, посмотреть, как вы умеете хорошо читать и дружно работать на уроке.
- Ребята, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь. (Дети говорят хором стих)
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей!
- А теперь повернитесь ко мне, ребята. Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас познавательным, увлекательными принёс вам радость.
III. Речевая разминка
- Ребята, а сейчас проведём речевую разминку.
1. Работа над чистоговоркой.
(слайд 3)
Ра-ра-ра – начинается игра.Ри-ри-ри – на ветках снегири.Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.Ор-ор-ор – ядовитый мухомор.Са-са-са – в лесу бегает лиса.Ой-ой-ой – скачет заинька косой.
2. Работа над скороговоркой.
(слайд 4)
- Повторим скороговорку:
медленно;
быстрее;
очень быстро.
Шишки скользкие шуршали,
Шумно шлепались с сосны.
Слоем снега, словно шалью,
Шишки скроет до весны.
- Хорошо, ребята, поработали, язычок к работе приготовили.
IV. Введение в тему.
1. Прослушивание мелодии «В гостях у сказки».
- Послушайте мелодию, ребята.
(Звучит музыка)
- Понравилась ли она вам?
- Это мелодия из передачи «В гостях у сказки». Мы с вами сегодня тоже побываем в гостях у сказки.
2. Стих о сказках.
(Рассказывает ученица)
Известны сказки с давних пор,
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше.
И мудрость древнюю узнай –
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
- А вот о какой сказке пойдёт речь, вы должны будете узнать сегодня сами.
V. Постановка темы, задач урока.
1. Отгадывание загадок.
- Ребята, отгадайте загадки.
(слайд 5, 6)
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый … (Волк)
Серый, мягкий и пушистый
Он всегда живёт в лесу.
Словно лист, весь затрясётся
Завидев волка иль лису.(Заяц)
2. Работа в группах.
- Давайте повторим правила работы в группе.
(слайд 7)
- На партах у вас лежат слова. Соберите из них название сказки, с которой мы с вами сегодня познакомимся.
Слова: про, Сказка, храброго, уши, глаза, хвост, длинные, короткий, Зайца – , косые.
- Прочитайте название сказки, которое у вас получилось.
- Проверьте с экраном.
(слайд 8)
- Что можно узнать по названию сказки?
3. Работа в парах.
- Но у сказки есть автор.
- А как называются сказки, у которых есть автор? (Литературные).
- Правильно, ребята.
- На партах у вас лежат карточки. Вам нужно зачеркнуть английские буквы и у вас получится имя писателя, который написал сказку про храброго Зайца. Работаете в парах.
Буквы на карточках:
ДqМwИyТuРiИsЙ НdАfРgКhИjСkОzВpИxЧ
МsАiМyИeНq - СpИiБkИgРdЯtКn
- Как зовут автора сказки? Прочитайте.
- Вот портрет этого писателя на доске.
VI. Изучение нового материала.
1. Знакомство с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка.
- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим видеозапись о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка. Смотрите и слушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.
(Просмотр видеозаписи)
2. Беседа.
- Как зовут писателя?
- Для кого писатель писал свои сказки? (Для больной дочери)
- Где провёл детство Д.Н. Мамин-Сибиряк? (На Урале)
- Кем был отец? Кем была его мама? (Отец – священник, мама - учительница)
- Кто научил мальчика любить книгу? (Его родители)
- Во сколько лет начал писать Мамин-Сибиряк? (В 16 лет)
- Как называется самая любимая книжка писателя? («Алёнушкины сказки»)
- Кто был героями сказок? (Животные)
- Молодцы! Очень внимательно слушали и смотрели.
3. Рассказы детей о зайце.
- Хотите ли вы узнать, что рассказывается в сказке о Зайце? (Конечно)
- Тогда, вперед, к знаниям!
- Девизом нашего сегодняшнего урока будет:
«Чтоб человека в себе воспитать – надо много книг прочитать!».
- Как вы понимаете это выражение? (Каждая книга чему-то учит, значит, чем больше читаешь, тем лучше становишься).
- Прежде чем приступить к чтению сказки, послушайте рассказы детей о зайце и ответьте на вопрос:
- Что нового вы узнали о зайце?
1 ученик
- У зайца много врагов: лиса, волк, рысь, да ещё хищные птицы: совы и коршуны. Правда со взрослыми зайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может. Опрокинется на спину и отбивается мощными лапами с длинными когтями.
2 ученик
- Зайца, конечно, ноги спасают. Несётся, стелется по земле, заложив назад длинные уши, а собаки с лаем мчатся за ним. Выигрывает заяц расстояние и начинает путать свои следы, а потом огромными прыжками уйдёт и затаится. Сидит и смотрит, как злые собаки разгадывают его лесную загадку.
3 ученик
- А глаза у зайца не зря «косые» – он видит ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо головою вертеть. Вот сидит себе зайка спокойно. Пока не увидит, что пора удирать. Не очень-то похоже на трусость.
4 ученик
- Из всех наших животных, только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью до 65 км/час.
- Что нового вы узнали о повадках зайцев?
- А какой заяц в сказках?
- А может ли заяц стать храбрым? (Проблемный вопрос)
- Мы сегодня познакомимся с такой сказкой.
4. Инсценирование отрывка сказки.
- Начало сказки дети проинсценировали и хотят, чтобы вы посмотрели, что у них получилось.
Автор: Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, – у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.
Заяц: - Никого я не боюсь!
- Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Автор: Собрались все зайцы, слушают, как хвастается Заяц. Слушают и своим ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
Зайцы: - Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
Заяц: - И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
Автор: Это уж выходило совсем забавно.
Зайцы: - Очень уж смешной заяц! Ах, какой смешной!
Автор: И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга.
Заяц: - Да что тут долго говорить! Ежели мне попадётся волк, так его сам съем.
Зайцы: - Ах, какой смешной заяц! Ах, какой он глупый!
Автор: Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. (Выходит волк)
- Вам понравилась сценка, ребята?
VII. Музыкальная физминутка.
VIII. Продолжение работы над содержанием сказки.
1. Словарная работа.
- В сказке встретятся выражения, значения которых нужно уточнить. Внимание на экран.
(слайд 9, 10)
Душа в пятки убежала – сильно испугался чего-либо.
Отведавшие волчьих зубов – сталкивались с волком.
Язык у хвастуна точно примёрз – не смог говорить.
Не смел дохнуть – замереть от страха.
Задал такого стрекоча – убежать с большой скоростью.
Выскочить из собственной кожи – сильно измениться.
Гонится по пятам – бежит след в след.
Замертво свалился – упасть без признаков жизни.
2. Чтение сказки учителем до слов «… необыкновенная вещь»
(стр. 185).
3. Самостоятельное чтение сказки. Работа в группе.
- Сегодня вы самостоятельно прочитаете сказку и после чтения ответите на вопросы, записанные на листочках, которые лежат у вас на партах.
- Сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать чтение своих командиров. Они читают, а вы следите и внимательно слушаете.
Вопросы для групп:
1 группа (слайд 11)
- Назовите главных героев сказки?
- Каким изображён заяц в начале сказки? (Трусливым)
- О чём заявил заяц, когда стал большим? (Что ему надоело бояться).
2 группа (слайд 12)
- Почему это сказка, а не рассказ? (Звери разговаривают).
- Почему смеялись над зайцем молодые и старые зайцы? (Они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается).
3 группа (слайд 13)
- Что придавало сил зайцу? (Его хвастливые слова).
- А почему же волк убежал? (Ему стало страшно).
4 группа (слайд 13)
- Чем закончилась сказка? (Заяц сам стал верить, что никого не боится).
- Зачем автор придумал эту сказку и рассказал её Алёнушке? (Автор посмеялся над зайцем: не надо хвастаться, а то можно попасть волку в пасть и случай не поможет).
- Молодцы! Все группы справились с заданием.
4. Чтение по ролям.
- Прочитаем сказку по ролям.
5. Вывод о характерах героев.
- Назовите действия зайца, что он делал в сказке?
(слайд 14)
Действия зайца:
взобрался на пенёк;
язык точно примёрз;
подпрыгнул кверху;
задал стрекача;
выбился из сил;
замертво свалился;
начал верить, что никого не боится.
- Какой же он был? (Хвастливый и трусливый).
- Прочитайте действия зайцев.
(слайд 15)
Действия зайцев:
собрались, сбежались, приплелись;
все слушают, ушам не верят;
начали кувыркаться;
не могли прийти в себя;
закричали в один голос;
начали выглядывать.
- Что можно о них сказать? Какие они? (Любопытные, доверчивые, дружные, робкие, трусливые).
- Прочитайте действия волка.
(слайд 16)
Действия волка:
ходил, проголодался;
остановился, понюхал воздух;
начал подкрадываться;
близко подошёл;
бежал в другую сторону.
- Каким был волк? (Вечно голодный, злой, хитрый, осторожный и трусливый).
IX. Обобщение знаний.
(слайд 17)
- В народе всегда разграничивали добро и зло, правду и ложь, трусость и храбрость. Прочитайте пословицы.
Волка ноги кормят.
У страха глаза велики.
Трусливому зайке и пенёк волк.
Кому что думается, тот того и боится.
- Обсудите в группе, какая пословица подходит к прочитанной сегодня сказке?
- К кому из героев сказки можно её применить? (И к волку, и к зайцу).- Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.
Х. Итог урока.
(слайд 18)
- Как называется сказка, с которой мы познакомились на уроке?
- Кто её автор?
- Для кого была написана эта сказка?
- Чему научила вас сказка?
ХI. Рефлексия.
(слайд 19)
- Понравился ли вам наш урок?
- Каким он был для вас, ребята? Выберите слова:
- интересный;
- увлекательный;
- познавательный;
- трудный.
- Покажите смайликом оценку ваших знаний за урок.
ХI. Домашнее задание.
(слайд 20)
Пересказывать сказку стр. 183-187.
(слайд 21, 22)
Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.
Спасибо за урок, ребята!