Конспект урока литературного чтения Д.Н. Мамин-Сибиряк Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза и короткий хвост


Конспект урока литературного чтения
Д.Н. Мамин-Сибиряк
"Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза и короткий хвост"
Цели:
познакомить с жизнью и творчеством писателя,
определить главную мысль прочитанного произведения.
Задачи:
Образовательные:
учить работать с текстом - находить слова, которые помогают дать характеристику героев,
описывать эмоциональное состояние персонажей,
совершенствовать  навыки выразительного чтения,
активизировать словарь учащихся.
Развивающие:
развивать мыслительные операции,
речь учащихся.
Воспитательная:
воспитывать нравственные качества.
Оборудование:
презентация о жизни и творчестве писателя,
выставка книг,
аудиокнига,
видеозапись отрывка из мультфильма (присказка),
грамзапись музыкального эпизода,
карточки для проверки домашнего задания,
карточки с дифференцированным заданием.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.
–Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.
II. Артикуляционная подготовка речевого аппарата.
Упражнения для дыхания:
а) глубокий вдох через нос , выдох через рот порциями;
б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;
в) вдыхаем аромат цветов;
г) дуем на одуванчик;
д) дуем на снежинку.
III. Проверка домашнего задания
– Дома вы читали сказку.
– Как называется эта сказка?
– Кто автор этой сказки?
– Назовите героев.
Работа по карточке.
Карточка – опросникФамилия и имя ученика……………………………………………………………
Напиши автора и название рассказа, который мы прочитали на прошлом уроке.
………………………………………………………………………………...
Кто такой писатель – натуралист? Это писатель, который пишет о ………………………………………………………………………………...
Кто такой зоолог? Это ученый, который изучает ………………………………………………………………………………...
Перечисли всех обитателей леса, о которых пишет автор ……………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………..
Что можно прочитать в снежной книге леса? ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Следам какого зверя было уделено больше внимания?........................................................................................................
IV. Изучение новой темы
Жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка. Презпнтация.
Русский писатель Д. Н. Мамин — Сибиряк родился в 1852 году на Урале, в заводском посёлке недалеко от Нижнего Тагила. Семья жила бедно, в доме на счету была каждая копейка. Но его родители любили людей, и люди тянулись к ним. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. С ними было интересно, они многое могли рассказать из своей жизни, знали столько сказок и преданий, а иногда кто – нибудь затягивал старинную песню и остальные дружно подхватывали её. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения. В детстве и юности Мамин — Сибиряк немало исходил глухих деревень, горных рудников и приисков. Знал все тропинки, ведь лес начинался сразу за домом. Часто бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор. Он написал десятки романов и повестей, сотни рассказов и очерков о жизни родного края, Урала. Самую широкую известность получили «Аленушкины сказки», переведенные на многие языки мира. В 1892 году выходит этот сборник для детей. Автор признавался: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”. Д.Н. Мамин — Сибиряк сам воспитывал свою больную дочь. Каждый вечер писатель усаживался рядом с постелью маленькой дочки и, чтобы успокоить ее, рассказывал сказки, которые потом составили сборник «Аленушкины сказки».
Составление кластера «Заяц»
Загадка
Летом белый, зимой серый. Кто это?
Составление кластера
Чтение статьи «7 интересных фактов о зайцах»

1. Зайцы вовсе не вегетарианцы. Они едят не только капусту, но и мясо! На Севере ловцы куропаток хорошо знают, что если не вынуть добычу из силка, то заяц ее быстро съест.2. Зайцы обитают по всему земному шару. Везде они – объект охоты, но поговорка «На одного зайца приходится 10 охотников» вовсе не преувеличение. Зайцы не вымерли только потому, что они очень плодовиты.3. Зайцы вовсе не трусливы и добродушны. Они скорее злобны и беспокойны. Защищаясь, заяц может разорвать живот и грудь хищника своими когтями. Известны случаи, когда хищники после такой самозащиты погибали.4. Документально подтвержден случай, когда заяц, воспитанный домашней собакой, перенял от нее целый ряд привычек, он даже кидался на других собак и кусал их.5. «Барабанная дробь», которую зайцы и кролики выбивают лапами – это их средство связи. Точно так же слоны топают по земле ногами.6. Хотя зайца часто называют косым, никакого косоглазия у него нет. Косоглазие зайцам приписали охотники, которые заметили, что заяц все время петляет и возвращается на свой след. На самом деле, причина такого поведения – асимметрия в развитии правых и левых лап зайцев.7. Заяц – как и лев, животное территориальное. Он «не имеет права» нарушать чужую территорию, так что удирает он только в пределах своей «жилплощади».
Завершение и коррекция кластера
Просмотр отрывка из мультфильма (присказка)
-Литературная это сказка или фольклорная? Почему?
– Вы обратили внимание, какие нежные, ласковые слова использовал автор?
В предложении: «Все тут, все в сборе, все ждут Алёнушкиной сказки», о ком идёт речь?
Подготовка к восприятию текста
Словарная работа
Голодный , как …
Хитрая, как …
Ленивый, как…
Неуклюжий, как..Трусливый, как…
Фразеологизмы
Душа ушла в пятки.
Собственным ушам не верят.
Язык точно примёрз.
Гонится по пятам.
Звуковая гимнастика
о   а   у   – плавно на одном выдохе,
ух  ох  ах  – произносим отрывисто,
гху  гха  гхо  – выдыхая порциями,
с   ш   з  – чередование произнесения звуков.
4. Первичное восприятие сказки.
– Известно, что заяц трусишка, а в этой сказке автор называет его храбрым.
– Почему автор назвал зайца храбрым?
– Оправдаются ли ваши предположения мы узнаем , прочитав сказку.
Слушание аудиокниги
Чтение подготовленными детьми.
– Вам понравилась сказка? Что особенно?
– Ответьте на вопрос поставленный перед чтением сказки.
Артикуляционная подготовка речевого аппарата. Скороговорка
- Прочитать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.
«Покупки»:
– Расскажите про покупки.
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки про покупочки свои.
«Гимнастика мозга»
«Рисуем» восьмерки глазами, руками, ногами.
Вторичное восприятие текста. Работа по содержанию.
– Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию.
1 часть
– Читайте «про себя».
– Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете, почему?
– Почему Заяц объявил, что он никого не боится?
2 часть
Следующий абзац читайте «шёпотом».
Восстановите по тексту пропущенные слова.
Почему именно эти слова употребил автор?
3 часть
«Жужжащее» чтение.
– Какое предложение по смысловому значению главное?
4 часть
Чтение учителем «Ловушка».
– Каким назван Заяц и почему?
5 часть
– Послушайте музыкальный эпизод.
– Какому главному герою сказки он может соответствовать? Какая музыка по характеру? Прочитайте только действия Волка.
6 часть
– Почему Заяц замолчал?
7 часть
Чтение «Спринт».
– Почему Волк не съел Зайца?
– Каким называет автор Зайца в этой части? Почему?
8 часть
Чтение за диктором.
– Каким назван заяц?
9 часть
«Отсканируйте» оставшуюся часть сказки.
– За что благодарили Зайца?
– Каким называют его в этой части?
– Во что стал верить Заяц, зачитайте.
Рефлексия
Работа в группах.
Задания к тексту.
Объясните смысл слова «храбрый».
Могла ли сказка закончиться печально? Придумайте другую концовку сказки.
Соберите пословицу.
кормят зубы ноги
носят волка зайца
Зайца ноги носят, волка зубы кормят.
Итог урока
– Почему автор сказки назвал Зайца храбрым?
– Чему учит нас сказка?
Оценивание.
Домашнее задание.
1 уровень – Пересказать понравившуюся часть сказки.
2 уровень – Составить план  пересказа сказки, пересказать от лица Зайца.
3 уровень – Подобрать пословицы и поговорки по содержанию сказки.
Спасибо за урок!