Конспект урока литературного чтения УМК Перспектива 3 класс, «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»
р Учитель: Жарова Татьяна Юрьевна
МБОУ НОШ № 95
Класс: 32
Предмет: литературное чтение
Тема: «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»»
Цели деятельности учителя:
1) познакомить с рассказом Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича,
Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;
2) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;
3) работать над навыком осознанного чтения.
Планируемые результаты:
- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;
- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.
Фотография доски:
Этап урока.
Методы и приемы.
Хронометраж
Содержание. Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
УУД
1. Орг. момент. Мотива-ционный
Словес.: слово учителя
Нагляд.: презентация
9:00-9:01
Я настрой себе нашел, Чтобы быть везучим. Повторю сто раз его - Разойдутся тучи. У меня все хорошо - А будет еще лучше! - Надеюсь, вы уже настроились на урок литературного чтения и готовы активно работать.
Эмоционально настраиваются на работу
К.: планирование учебного сотрудничества
2. Постановка учебной задачи и ее решение
Словес.: учебный диалог
Практич.: артикуляционные упражнения
Словес.: беседа, ответы на вопросы
Нагляд.: презентация
Словес.: слово учителя
Нагляд.: презентация
9:01-9:05
9:05-9:07
9:07-9:11
Речевая разминка
- Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте:
Воробей попросил Ворону
Ерша вызвать к телефону.
- Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.
- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!
- Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос.
- Очень хорошо!
- Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О воробье и ерше)
- Да! Сегодня именно Воробей и Ерш будут главными участниками нашего урока. Так кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня? («Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»)
Верно! Какие главные цели мы поставим на урок?(делают предположения)
( 1)узнать о жизни и творчестве автора;
2)познакомиться со сказкой Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»;
3)выполнить анализ произведения).
- Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 86. Назовите, пожалуйста, автора сказки (Д. Мамин-Сибиряк).
- Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения вы уже читали?
- Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя.
Слово об авторе
- Сейчас я вам немного расскажу о его жизни.
Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович (1852 1912) русский писатель, прозаик, драматург и сказочник.
Родился Дмитрий в Свердловской области, которая находится по соседству с нашей Челябинской областью. Его отец Наркис был священником и хотел, чтобы сын пошел по его стопам. В семье было четверо детей. Жили скромно: отец получал маленькое жалованье, но при этом Дмитрий получил прекрасное образование на дому и поступил в местную школу для продолжения образования.
Потом он решил отправиться в Санкт-Петербург. Он поступил в Медико-хирургическую академию на ветеринара, но он не нашел себя в этой профессии и перевелся на юридический факультет, но и это оказалось не его профессией.
В результате шестилетнего "хождения" по разным факультетам он так и не получил полного образования. В этот период времени он понимает, что всем сердцем хочет стать литератором.
Из под его пера рождается первое произведение, которое называется "Тайны темного леса".
Он женится на артистке и у них рождается дочь. Девочку назвали Аленушкой. Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник.
Когда она была маленькой, Дмитрий сочинял для нее сказки и рассказывал их, а позже опубликовал сборник сказок для детей «Алёнушкины сказки», который был посвящен его дочери ( "Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост", "Ванькины именины", "Сказка о том, как жила-была последняя Муха", "Умнее всех", "Пора спать") и ряда других известных сказок, в том числе и той, с которой нам предстоит познакомиться.
Почти всю свою жизнь он прожил в Екатеринбурге и очень много путешествовал по Уралу. Природа его родного края вдохновляла писателя.
Последние годы жизни писатель тяжело болел.
Наш земляк, уральский писатель Мамин-Сибиряк оставил после себя огромное литературное наследие. Его сказки всегда пронизаны не только любовью и пониманием, но и высокой моралью. Он защищал свою родную природу и старался научить тому же читателей.
Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение
Определяют тему и цели урока
Внимательно слушают рассказ учителя
П: осмысленно читают текст
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: структурирование знаний.
Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.
3. Решение частных задач
Словес.: учебный диалог
Практич.: слушание и чтение текста
Словес.: ответы на вопросы
Практич.: выборочное чтение
Практич.: слушание и чтение текста
Словес.: ответы на вопросы
Практич.: выборочное чтение по ролям
Практич.: выполнение задания по прочитанному тексту (работа в группах)
9:11-9:13
9:13-9:17
9:17-9:21
9:21-9:22
9:22-9:26
9:26-9:31
9:31-9:35
9:34-9:40
- Сделайте предположение , о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.
- Будут ли Воробей и Ерш приятелями, друзьями? Что у них может случиться?
-Интересно вам стало узнать, о чем она?
- Давайте же тогда начнем знакомство со сказкой. Начинаем читать, ваша задача внимательно слушать, следить, и подумайте, как можно будет озаглавить первую часть и почему?
- Вот мы и прочитали первую часть. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.
Словарная работа
(Трубочист - тот, кто занимается чисткой печных труб и дымоходов;
Присядет на конек – присядет на конец крыши, где есть резное украшение, обычно в виде головы коня;
Душа в душу – дружно, в согласии;
Краюшка - краюха, кусок, кусочек, горбушка;
Браниться – ругаться;
Речная осока - многолетняя болотная трава с узкими и длинными листьями).
- Отлично! Ребята, расскажите об отношениях Воробья и Ерша между друг другом. Найдите подтверждение в тексте
- Как им жилось зимой? Какие неприятности и трудности были у друзей? А как летом? Зачитайте отрывки, которые рассказывают нам об этом.
- Какие неприятности и трудности были у друзей?
- Как мы озаглавим первую часть? («Душа в душу живем»)
- Отлично!
Физ. минутка
Среди белых голубейСкачет шустрый воробей.Воробушек-пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей.
- Молодцы! Продолжим наш урок. Давайте перейдем ко второй части. Слушаем внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.
- Ребята, скажите из-за чего возник шум и спор у старых друзей? Как должны звучать слова Воробья Воробеича: гневно, торопливо, громко, с возмущением, обиженно? А как должны звучать слова Ерша Ершовича: спокойно, уверенно, с интонацией оправдания? Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - Яша, автор; 2 - В.В; 3- Е.Е.)
- Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции, которые испытывали герои в тот момент?
- Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией?
- Расскажите, как Яша разбирал дело по совести. Объясните смысл этого выражения.
- Как вы понимаете выражение «дело правое»? (Справедливое, правдивое)
- Что предложил Яша? Прочитайте его слова так, чтобы слушатели поняли, как он мирил маленьких озорников.
- Почему между рыбами и птицами произошла драка?
- Ребята, а как мы озаглавим эту часть? («Схватка»)
- Верно! А чтобы подвести итоги по прочитанной сказке, я придумала для вас интересные вопросы. Работать будем в группах.
(Задания:
1 группа:
Что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других? Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях или как бы поступили?
2 группа:
Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте ее. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Аленушки.
3 группа:
Сравните основную мысль сказки (сформулируйте и назовите ее при ответе) с пословицей: «Не делай другому того, что себе не пожелаешь». Сделайте вывод по прочитанному.)
- Итак, время закончилось. Начинаем отчёт по группам.
- Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?
Отвечают на вопросы
Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.
Работают с незнакомыми словами.
Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прочитанном.
Выполняют физические упражнения
Слушают внимательно одноклассников, следят по тексту.
Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.
Внимательно слушают задание учителя. Выполняют задание по рядам.
Осуществляют проверку.
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.
Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.
П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.
Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.
К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ
Нагляд.: презентация
Словес.: прощаются с учителем
9:40-9:45
- О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?
- Чему учит сказка?
- А вы будете поступать так? Хорошо ли это?
- Очень хорошо! Я рада, что вы справились со всеми заданиями. А теперь, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: подготовить пересказ сказки от лица Аленушки.
- А сейчас, давайте подведем итоги нашего урока.
- Вспомните, какие мы ставили цели?
- Мы их достигли?
- Верно! Давайте узнаем, кому на уроке было легко, комфортно, кто узнал новое для себя и сделал выводы, как нужно поступать в ситуациях, подобных описанному случаю в сказке. Или наоборот, узнаем, кто испытывал трудности, не смог справиться со всеми заданиями, не был активен на уроке и ничего хорошего для себя не усвоил.
- Прошу ребят первого ряда выйти и прикрепить листочек, соответствующий вашей работе на уроке, к дереву целей. Спасибо! Второй ряд Третий ряд.
- Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов.
- Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать. До свидания!
Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.
Делают нравственный выбор.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р: осуществляют итоговый контроль.
Экран
План урока
Дерево целей