Конспект урока литературного чтения на тему Приёмыш Д. Н. Мамин-Сибиряк в 4 классе
4 класс
Литературное чтение
Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»
Цели урока:
создание условия для знакомства учащихся с произведением «Приёмыш»;
расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Д. Н. Мамина - Сибиряка;
способствовать умению анализировать характер и поступки героев, развитию мотивации учения, совершенствованию навыков техники чтения, развитию речи, памяти, мышления, внимания, воображения.
Задачи:
Учебные: формировать навык комплексного анализа текста;
Развивающие: формировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев и уметь аргументировать свою точку зрения;
Воспитательные: содействовать воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, умению дружить; подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Оборудование: презентация, карточки для домашней работы, карточка для речевой разминки
Ход урока
УУД
1. Организационный момент
Задача этапа: эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность. Слайд 1
Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, всем гостям. Начинаем урок чтения.
Регулятивные:
реакция на звонок,
волевая саморегуляция,
самопроверка порядка на рабочем месте.
2. Речевая разминка
Задачи этапа: включить класс в речевую деятельность; подготовка к динамическрму чтению:
Карточки: Найти и зачеркнуть все буквы У
ф ы в а п р о л д ж й ц у к е н г ш щ з х в а п о а р оу к е н а п р о л д ш г н е м и т о л д щ ц у а т п р о л е ж л о в а п г у ш к щ е з н щ у к ш й н п г е р н т ь е о н г у е н п ц е у к е щ ш м и т ь ы в л а п о ц у з к ш щ в е н о в е н о р т с м а п ц у а к о е т д в а я э у з е ш щ о п т о л с п р ь в е г о л в п р ь с и т ь с п ь п о ь л ф ы в к ч е г у ы з у к щ ш е г п а т и б я ы е ш г н к щ ш в е в п е ь л в е г л в е н г л в н ь с и т ь о л ю д ы н г ш щ у с щ н у ч п о л а ц й я а ш з п р
настроить ребят на акт говорения; акцентировать внимание на чёткости дикции, силе голоса, эмоциональной активности речевой деятельности.
Слово это серьёзное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого. В нём забота и ласка, Тепло и любовь. В нём стремленье На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество В сердце у многих живёт И о боли других Позабыть не даёт. И оно поважнее, Чем лица красота. Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.
Учитель: О чём это стихотворение?
(Ответы детей) - О доброте.Учитель: - Что такое доброта?
(Ответы детей) - Это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, улыбка, природа Учитель. - Какого же человека можно назвать добрым?
(Ответы детей) – Это тот человек, который творит добро.
Учитель. Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных и готов в трудную минуту всегда прийти на помощь.
Коммуникативные:
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
умение выражать свои чувства.
Регулятивные:
контроль и коррекция ответов.
3. Подготовка к восприятию нового материала. Постановка цели и задач урока
- Ребята, мы переходим к изучению нового раздела, который называется «Природа и мы». Слайд 2
- Прослушав стихотворение Н.А. Заболоцкого «Просьба», подумайте, чему будут посвящены произведения в данном разделе?
Птицы, рыбы, звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
- Чему будут посвящены произведения? (Природе)
Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе?
- Автора сегодняшнего произведения вы определите сами, посмотрев выставку уже известных книг. Слайд 3
- Читаем названия(«Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго зайца», «Серая Шейка», «Сказка про Комара Комаровича»)
- Кто автор? (Д. Н. Мамин – Сибиряк)
Слайд 4 Портрет, годы жизни и смерти.
Учитель: - Сегодня мы начинаем работу над произведениями Д. Н. Мамина – Сибиряка «Приёмыш». На уроке будем читать, рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.
Познавательные:
умение структурировать знания,
контролировать и оценивать знания,
формирование умения в постановке и формулировке проблемы.
4. Сведения об авторе
- Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в семье священника и сельской учительницы. В бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Писатель получил начальное домашнее образование, закончил Пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, но не закончил его.
Родители Дмитрия Наркисовича были добрыми людьми. Они научили его ещё в детстве любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.
Учитель:
- Да, в этой семье очень любили книги. На покупку книг отец тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие друзья!»
- Печататься начал Мамин – Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
«Это счастье писать для детей», - говорил он. Записал Мамин – Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал «Алёнушкины сказки».
Учитель:
- Прелестью книг автора является мудрый, добрый взгляд на природу и на «братьев наших меньших».
Познавательные:
работа с информацией.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества.
Личностные:
осознание значимости отобранного материала.
5. Работа по учебнику
У. Как называется это произведение? (Приёмыш) СЛАЙД 5
У. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово - приёмыш?
(Высказывания учащихся)
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (Сирота, которого взяли на воспитание чужие люди)
- В словаре русского языка Ожегова говорится так:
Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь.
У. Какие чувства вызывает у вас это слово? (жалости, сочувствия, доброты, милосердия, любви)
У. Ребята, можете вы по названию, определить, о чём пойдет речь в этом произведении?
У. Давайте проверим, верны ли ваши предположения?
Познавательные:
умение структурировать знания;
контроль и оценка знаний,
контроль и оценка процессов результатов деятельности,
работа с информацией.
6. Составление плана исследования
- О чём вам захотелось узнать, прочитав название этого произведения?
(Узнать, кто приёмыш, познакомиться с содержанием и т. д.)
- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю вам план работы над произведением Слайд 6
(Ученик зачитывает вслух)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
План работы
Прочитав произведение
- познакомиться с героями
- определить, кто такой Приёмыш
- охарактеризовать главных героев
- выяснить главную мысль
- высказать своё отношение
- Итак, мы сегодня с вами узнаем, а каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.
- Открываем, какую страницу учебника?
Регулятивные:
планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Личностные:
формирование своего отношения к учебной задаче и осознание значимости её.
7. Словарная работа
Задачи этапа: обогащение словарного запаса учащихся.
При чтении нам встретятся трудные слова и выражения, попытаемся заранее объяснить их смысл. – Как вы понимаете?
Слайды 7, 8, 9, 10 - Словарная работа
Церемония - торжественный обряд, порядок совершения чего-то.
Доспехи - воинское или другое тяжеловесное снаряжение.
Протока - боковой рукав реки или речка, соединяющая два водоёма.
Сайма - рыбацкая стоянка.
Заводь - небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.
Муштровать - обучать, подвергая суровой системе воспитания.
Бобылём - в одиночестве.
Увечить - физически расправляться, калечить.
Хиреет - болеет, чахнет.
Божья тварь - всё живое, созданное Богом.
Познавательные:
умение структурировать знания,
работать с информацией.
Личностные:
перевод внешней речи на внутренний план.
8. Физкультминутка
Задача этапа: снятие утомляемости и эмоциональной скованности и тревожности. Слайд 11
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Регулятивные
Личностные
Здоровьесберегающие
9. Этап осмысления. Чтение текста по частям и работа над его
Содержанием
Задачи этапа: обогащение жизненного опыта ребёнка через литературные примеры; активизация и обогащение словарного запаса ребят и коммуникативных навыков общения; формирование навыков комплексного анализа литературного текста.
- Прочитаем произведение по частям .
- Внимание!
Мамин-Сибиряк писал давно в 19 веке, поэтому вам могут быть непонятными ещё какие-то слова, карандашом делайте пометки, мы их объясним.
- Слушая 1 часть, исследуем. Внимание на слайд, прочитайте
1 часть - Слайд 12
* Где происходят события?
* Кто герои?
(Первичное чтение учителем и учащимися)
- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)
- Итак, ответим на вопросы.
(События происходят на озере. Герои: Тарас, Соболько, лебедь)
- Как вы думаете, кто является Приёмышем? (Рассуждают)
- Далее мы с вами узнаем, будьте внимательны.
- Продолжив работу над 2 частью, исследуем
- Внимание на слайд, прочитайте
2 часть - Слайд 13
* Кто оказался Приёмышем?
* Как Приёмыш появился у Тараса?
- Помечайте непонятные для вас слова и выражения.
( Чтение учащимися и учителем.)
- Встретились непонятные слова и выражения? (Объясним)
- Ответим на вопросы
(Приемышем оказался лебедь. Охотники застрелили родителей)
- Какие слова учебника характеризуют Приёмыша?
(Лебедь, сирота, умная птица, Божья птица) Слайд 14
- Оказывается, приёмыш – это не только человек, в нашем рассказе это кто? (Лебедь)
- Здесь лебедь – сирота, почему?
(Остался без обоих родителей)
Коммуникативные:
управление поведением своим и партнера,
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата.
Личностные: формирование алгоритма своего способа действия
Познавательные:
умение структурировать знания,
работать с информацией.
11. Работа в парах
- Продолжив работу над 3 частью, исследуем
Внимание на слайд, читайте
3 часть - Слайд 15
*Прочитав эту часть, выбрать слова и сочетания слов, характеризующие Тараса и его жизнь.
- Помечайте непонятные для вас слова и выражения.
(Первичное чтение 3 части)
- Встретились трудные слова? (Объясним)
- Прочитайте ещё, какая цель работы предстоит над этой частью?
- Внимание! Работаем в парах в одном учебнике в течение 3 мин.
- Зачитываем.
(Жил на озере 40 лет, жил бобылём, родные умерли, князь князем жил, старый) Слайд 16
- Мы дали характеристику двум главным героям, кому?
(Приёмышу, Тарасу)
- А что вы можете сказать о Соболько? Является ли он главным героем?
- Для характеристики Соболько на карточках выберите подходящие слова.
Время – 1 минута
(карточки у каждого на парте)
Слова из текста
Соболько
бобыль
пёстрый
князь князем
лучший друг человека
гордая
умный
дружелюбный
ласковый
(Пёстрый, лучший друг человека, умный, дружелюбный, ласковый)
- Мы дали характеристики всем главным героям? (Всем)
(Рассуждают) (Дома) Составляют
Выборочное чтение.
Рассмотреть иллюстрацию к рассказу, установить, к какой части она относится.
Как изменился старик? Прочитайте.
Почему это произошло?
Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?
Почему же он всё таки улетел? (найди в рассказе)
О чём беспокоился старик?
Прочитайте о том ,как лебеди учат своих детёнышей?
Познавательные:
умение структурировать знания,
работать с информацией.
Коммуникативные:
согласованность при работе в парах;
умение выражать свои чувства.
Регулятивные: контроль и коррекция.
12. Прогнозирование
- А вот интересно, каким же будет конец этой истории?
(Заслушиваем несколько историй)
Регулятивные:
планирование, прогнозирование.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
13. Чтение 4 части учителем, работа над содержанием
Исследуя последнюю заключительную часть, мы узнаем
(читаем на слайде)
4 часть - Слайд 17
*Совпадёт ли ваше мнение конца истории с авторским?
(Чтение последней части учителем)
- Встретились трудные слова? (Объясним)
- Совпало ваше мнение с авторским? (Отвечают)
Выборочное чтение.
Рассмотреть иллюстрацию к рассказу, установить, к какой части она относится.
Как изменился старик? Прочитайте.
Почему это произошло?
Легко ли было Приёмышу улететь от старика и Соболько? Почему?
Почему же он всё таки улетел? (найди в рассказе)
О чём беспокоился старик?
Прочитайте о том ,как лебеди учат своих детёнышей?
- А мог ли Тарас не отпустить птицу? (Рассуждают)
Слайд 18 – Что было бы правильнее?..
Учитель: Тарас любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли. Старик не мог обидеть ни рыбку, ни птичку
Друзья и расстались.
- Легко ли расставаться с другом? (Очень тяжело)
Учитель:
- В чём же заключается доброта старика? (Ответы ребят)
Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные, и люди.
Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам – людям.
- Что же Д.Н. Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением, какую главную мысль определил? (Рассуждают)
- Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в данном произведении – показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. В окружающей нас действительности не всё так спокойно и безоблачно, как нам того хотелось бы. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живётся очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» кого-то ждущего вашей помощи и очень важно не стать равнодушным к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но я хочу пожелать вам вырасти настоящими людьми, а это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь творить добро – это здорово! И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра. Слайд 19
Познавательные:
работа с информацией, оценка процесса и результата деятельности.
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата.
15. Итог урока
Слайд 20 - Теперь проверим, выполнили ли мы план работы, намеченный в начале урока
(Дети зачитывают и отвечают)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
План работы
Прочитав произведение
- познакомиться с героями
- определить, кто такой Приёмыш
- охарактеризовать главных героев
- выяснить главную мысль
- высказать своё отношение
Познавательные:
оценка процесса и результата деятельности.
16. Рефлексия
- Я предлагаю высказать своё мнение в следующих предложениях.
Слайд 21
Закончите предложения:
Рассказ «Приёмыш» вызвал у меня чувства
Рассказ помог понять
Для меня было сложным
Мне понравилось
Как вы оцениваете свою работу по 5 бальной системе?
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли.
Личностные: самооценка, самоанализ.
17. Информация о домашнем задании
Слайд 22 - Домашнее задание
- Выразительное чтение рассказа с. 76-84
- Карточка (диаграмма ВЕННа) Слайд 23
«Сравнить Приёмыша и Соболько. Чем они отличаются? Что общего?»
Учитель: Мне хочется закончить наш урок вот такими словами: Слайд 24
Давайте будем дружить друг с другом.
Как птица с небом, как поле с лугом,
Как ветер с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и звери, и птицы,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным друзьям!
Регулятивные: волевая саморегуляция.
15