Рабочая программа по литературе 9 класс авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
II ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (2004г.), Примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5 – 9 классов общеобразовательной школы./авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин– 2-е изд. - М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2013) Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа рассчитана на 102 часа( 3 часа в неделю)
Актуальность программы обусловлена её важнейшей культуросберегающей, развивающей и воспитательной функцией. Школьное литературное образование является неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, шедевры мировой литературы остаются животворным источником познания мира и человека. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
В целом программа признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника-человека XXI века, наследующего духовный опыт великой русской культуры и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы рассматривается как историко-литературный процесс в контексте русской культуры на основе постижения системных понятий и категорий. Программа ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и литературы в целом, формирование умений и навыков, необходимых каждому грамотному читателю. Курс 9 класса рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе, поэтому программа составлена с учётом возможной предпрофильной подготовки учащихся.
Программа составлена с учётом возрастных и интеллектуальных способностей учащихся 9б класса. Основный акцент сделан на изучении интересных фактов и явлений творческой биографии писателей и поэтов. Большая часть уроков отведена для чтения и анализа текстов художественных произведений литературы первой половины XIX века. Отбор произведений для изучения предполагает тематические, идейные, жанровые переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения, рассматривать их в историческом контексте.
Обоснование выбора УМК
УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования по предмету «Литература» в средней школе. УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей русского языка и литературы (Протокол №12 от 29 марта 2014 года). УМК представляет концентрический на хронологической основе вариант построения курса, который ориентирован на современные образовательные технологии: проблемного обучения; личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные технологии.
Цели программы:
- формирование эмоционально- ценностного опыта освоения художественной литературы;
-осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.
-приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-воспитание культуры речи учащихся.
Задачи программы:
- поддерживать интерес к чтению, сложившийся в 5-8 классах, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
-обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
- обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературной эпохе, литературных направлениях, писателях, их произведениях;
- обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико- литературных понятий как условий полноценного восприятия, интепретации художественного текста;
-продолжить развитие эстетического вкуса учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора;
- способствовать развитию функциональной грамотности( способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения);
- развивать чувство языка, умения и навыки связной устной и письменной речи, речевую культуру.
Специфика.
9 б- класс смешанных способностей. Учитывая способности учащихся, на уроках реализуются деятельностный, дифференцированный, практико-ориентированный подходы; широко применяются виды работ, позволяющие учащимся развивать творческую самостоятельность и инициативу на уроках, формировать учебно-интеллектуальные навыки на основе современных педагогических технологий.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с Примерной программой является её ориентация на развитие творческого потенциала учащихся.
Формы и методы преподавания:
Проблемный диалог;
Лекции учителя;
Работа с учебником;
Заочные экскурсии в дома- музеи писателей;
Уроки- диспуты;
Литературные викторины;
Уроки- презентации ( знакомство с автором и его произведениями).
Урок развития речи
Объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично поисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.
Технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология, , проектная технология, технология моделирования, технология творческих заданий
Обоснование учебно- методического комплекта.
Автор использует УМК по литературе под редакцией С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009г. и считает его наиболее эффективным, по сравнению с другими существующими УМК, для процесса формирования ключевых компетенций школьников (что отвечает концептуальным основам процесса преподавания ).
Изучение учебного материала по данному УМК проходит эффективнее и намного оптимальнее, создаются возможности для реализации литературного образования, понятийный аппарат раскрывается в соответствии с современными научными воззрениями и требованиями методики.Осуществляется интеграция знаний и сведений из смежных дисциплин, соблюдена логика и доступность учебного материала, учитываются возрастные особенности; автором включены в круг чтения и изучения произведения, вызывающие на данном этапе формирования личности ребенка наибольший интерес и связанных с вопросами гражданственности, свободолюбия, любви, социальных отношений. Учебники Г.С. Меркина адресованы ученику. Особенностью учебников является настроенность на диалог: педагог формирует интерес школьников не только к творческому прочтению произведения, но и к сотворчеству, т.е. к глубинному и проникновенному диалогу читателя и писателя. Удачно раскрыты ключевые темы курса. В качестве эффективного усвоения материала используются таблицы, схемы, содержание которых дано логично, последовательно, в доступной форме для учащихся, позволяет понять программный материал.
Учебный материал излагается компактно, в то же время достаточно полно по содержанию; биографии писателей и поэтов сопровождаются портретами, фотографиями тех мест, где прошло детство автора, иллюстрациями к изучаемым произведениям, что, несомненно, повышает интерес к изучению предмета. Учебник обеспечивает возможность для формирования следующих умений: умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных произведений; выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть; осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения; применения знаний в устной или письменной форме (справочники, словари, научно-популярная и художественная литература); умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов и т.п.
Учебное пособие содержит задания различного уровня:
репродуктивного;
творческого;
поискового. Особый акцент направлен на поисково-исследовательский метод анализа авторского текста художественного произведения, способствующего литературному образованию, философскому и нравственно-эстетическому осмыслению мира автора и его произведения.
Виды работ по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ и т.д.) к сложному (развернутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение и т.д.).
В учебнике прослеживаются межпредметные связи: литература – русский язык – история – ИЗО – музыка.
Учебник стимулирует познавательную активность учащихся, формирует навыки самостоятельного приобретения знаний, способствует развитию самостоятельной творческой активности.
Учебник ориентирован на современные технологии: деятельностный и коммуникативный подход; индивидуализацию и дифференциацию обучения; личностно-ориентированный подход.
Базовые теоретико- литературные понятия:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Структурообразующий принцип: хронологический
Программа рассчитана на 102 часа в год( 3 часа в неделю).
Формы контроля:
- развернутый ответ на вопрос;
- тестовые работы на знание содержания произведений;
- пересказ художественных произведений;
- чтение наизусть;
- отзыв о прочитанном произведении;
- сочинение;
- работы творческого характера;
- тестовые работы (по типу ОГЭ).
Виды контроля
Промежуточный контроль:
- текущий контроль ( тесты, развернутый ответ на вопрос, творческие работы различного характера)
- рубежный контроль (контрольные работы по основным темам, разделам; комплексный анализ художественного текста, сочинения по творчеству писателей 19 века)
2. Итоговый контроль (итоговая контрольная работа).
Тематика контрольных работ
№раздела\ урока Тема раздела Вид контрольной работы
1\13 Художественное и тематическое своеобразие
русской литературы века XVIII. Тест « От Литературы древней Руси до сентиментализма»
2\26 А.С.Грибоедов « Горе от ума» Контрольное тестирование
3\54 М.Ю.Лермонтов « Герой нашего времени» Контрольная работа( тест)
4\69 Н.В.Гоголь « Мертвые души» Контрольная работа
5\81 Литература 19 века
Контрольный тест
Комплексный анализ текста
6\101 Литература 19 и 20 веков Итоговая контрольная работа
Виды самостоятельной работы учащихся:
работа с учебной, справочной литературой и другими информационными источниками;
подготовка сообщений, рефератов, иллюстративного материала по темам, презентаций по темам
составление плана, тезисов, конспектов, ОС для систематизации учебного материала;
устный и письменный анализ прозаического и поэтического текстов;
работа с использованием электронных тренажеров;
творческие работы по темам
III Учебно – тематический план
№/№ урока Тема урока Кол-во час Дата проведения Цели и задачи раздела, урока Используемые пед. технологии Примечания
ЗУН ОУУН 1 Введение.
Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления. 1 Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса.
Конспектирование ИКТ
Личностно-ориентированные Изучение нового материала
2 Древнерусская литература.
Древнерусская литература – «начало всех начал». Темы, идеи, образы, жанровое многообразие. Основные особенности древнерусской литературы.

1 Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения.
Уметь строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части. Навыки конспектирования, навыки владения монологической речью ИКТ
Личностно-ориентированные Изучение нового материала
3 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История создания, основное содержание и сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Система образов. Авторство.
1 Знать содержание поэмы, историю создания
Уметь воспроизводить конкретное содержание, определять тему, идею произведения, характеризовать героев и события Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия Понимание связи произведения со временем его написания и современностью ИКТ Письменный развернутый ответ на вопрос
чтение наизусть
4 Основная идея «Слова…». Русская земля – центральный образ произведения. Образы русских князей.
Значение «Слова…» в истории русской культуры. 1 Знать историческую основу поэмы
Уметь определять понятия
«собирательный образ», выделение изобраз.-выразит. средств
Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.
ИКТ
Личностно-ориентированные Изучение нового материала
5 Р.р.Образ Ярославны в «Слове…» и в творчестве поэтов 19-20 веков. Подготовка к домашнему сочинению 1 Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины. ИКТ Работа с электронным учебником
6 Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм в русском и мировом искусстве.
Основные каноны классицизма. 1 Знать о классицизме в русском и мировом искусстве; общую характеристику русской литературы 18 века; особенности русского классицизма.
Уметь конспектировать лекцию учителя, строить связное монологическое высказывание на определенную тему.
Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи ИКТ
Личностно-ориентированные Работа с электронным учебником
7-8
М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. Ода «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».
«Разговор с Анакреоном».
2
Знать факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.
Уметь выразительно читать, выявлять авторскую позицию, определять смысловые части произведения, композицию, находить средства художественной выразительности.
Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.
Выразительное чтение и анализ стихотворения
Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания. ИКТ
Личностно-ориентированные
Частично поисковый метод Изучение нового материала
Комбинированный урок
9-10
Новая эра русской поэзии - творчество Г.Р. Державина
Стихотворения Г.Р. Державина: «Фелица», «Бог», «Памятник».
Р.р.Стихотворения «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирике поэта.
1+1 Знать факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта, понимать сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии. Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. Частично поисковый метод, система творческих заданий Работа с электронным учебником
Изучение нового материала
Творческая работа
11
Подвиг А.Н. Радищева
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в произведении просветительских взглядов автора.
1
Знать основные периоды жизни писателя, тематику произведений, просветительские взгляды Радищева.
Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.
ИКТ Работа с электронным учебником
12 Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
1 Знать особенности жанра путешествия, содержание избранных глав«Путешествие из Петербурга в Москву».
Уметь строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. ИКТ
Личностно-ориентированныеАналитическое чтение, цитатный план
13 Итоговый урок по разделу «Литература XVIII века». Художественное и тематическое своеобразие
русской литературы века XVIII.
Тест « От Литературы древней Руси до сентиментализма» 1 Уметь использовать полученные сведения при выполнении контрольной работы
Систематизация и обобщение
Создание письменных высказываний на заданную тему Направления литературы 18 века Жанровое многообразие
Особенности
ИКТ
Личностно-ориентированныеРабота с электронным учебником
( контрольные задания, тест)
14-15 «Литература русского романтизма первой четверти 19 века». Романтическая лирика начала 19 века. «Литературный «Колумб Руси». (В.Г.Белинский) Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского.
2 Знать Романтизм как литературное направление
Особенности русского романтизма
Жанровый состав
Авторы
Уметь выделять главное в научном тексте, определять особенности романтизма в худож тексте Работа с учебной литературой, таблицей
Конспектирование
Совершенствование навыков тезисной записи лекции ИКТ
Личностно-ориентированные Изучение нового материала
16 Р.р.Анализ элегии «Море». 1
Уметь производить письменный анализ поэтического текста Работа по алгоритму, по плану Система творческих заданий Творческая работа
17 А.С. Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».
1 Знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, историю создания комедии «Горе от ума», значение понятий (экспозиция, завязка), имена внесценических персонажей, их роль в развитии конфликта. Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». ИКТ
Личностно-ориентированные
Частично поисковый метод Работа с электронным учебником, текстом пьесы
18-22
Комедия « Горе от ума»
1.Чтение и анализ 1 действия. .Фамусов и его роль в произведении.
2.«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии. Анализ 2 действия.
3. «Молчалины блаженствуют на свете…». (Образ Молчалина в произведении).
4. «Безумный ко всему…» Кульминация конфликта в 3 действии комедии. Трагедия
Чацкого.
5.Мечтанья с глаз долой и спала пелена…». Анализ 4 действия пьесы. 5 Знать содержание комедии, основной конфликт пьесы
Уметь обнаруживать связи и противоречия между персонажами, раскрывать различные черты характеров, определять основные конфликты, выявлять типические черты характера, присущие представителям «века минувшего».
Знать понятия: кульминация,
Сюжет и композиция. Смысл названия. Нравственный идеал автора.
Пересказ
Выразительное чтение (по ролям)
Анализ
Сравнение работа с таблицей, схемой
Конспектирование
Создание устных и письменных высказываний
Развитие монологической речи
Работа с учебной литературой
Конспектирование
Анализ поэтического текста
ИКТ
Анализ поэтического текста
ИКТ
Комбинированный урок
Работа с электронным учебником
23 Р.р. И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.. Составление плана, тезисов, конспектирование.
1 Знать содержание литературно- критической статьи
Уметь производить анализ статьи по плану, находить необходимые тезисы, конспектировать Работа с учебной литературой, литературно- критической статьей
Конспектирование
Частично поисковый, проектная технология
Комбинированный урок
24-25
Р.р. «Прошедшего житья подлейшие черты…». Мастерство Грибоедова-драматурга. Значение комедии.
Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
2
Знать особенности литературного сочинения, типы речи, жанры
Уметь отбирать необходимый материал, составлять рабочий план Анализ критической литературы, отбор материалов для сочинения, составление сложного плана Система творческих заданий Сочинение
26 Контрольное тестирование по комедии «Горе от ума».
1 Знать сведения по драматургии, основные периоды жизни писателя, особенности комедии « Горе от ума»
Уметь применять полученные знания при тестировании Работа по модулям на печатной основе ИКТ Модульная технология, дифференцированный метод Контроль ЗУН
27
А.С.Пушкин: жизнь и судьба.
1 Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, о значении Пушкина для русской культуры.
Уметь строить высказывание, пересказывать текст, отбирать необходимый материал для составления летописи жизни и творчества поэта, развернуто обосновывать суждения.
Сжатый пересказ статьи учебника;
просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
Художественные особенности прозы
Романтические поэмы
История создания романа в стихах
Проблематика. Система образов. Автор на страницах романа. Критика. Проблемно- поисковый метод
ИКТ
Изучение нового материала
Работа с электронным учебником
28 Петербургский период жизни. Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».
1 Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой, этапы творческого пути Пушкина, жанровое своеобразие стихотворений; какое воплощение в стихах Пушкина нашла тема свободы.
Уметь анализировать поэтический текст Работа с учебным текстом, справочной литературой, Схема( ОСК)
Анализ стихотворений
Частично поисковый Комбинированный урок
Выступления учащихся, демонстрация презентации, просмотр фрагментов из кинофильма, составление хронологической таблицы на материале урока
29
Южная ссылка в жизни поэта.
Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило». Анализ стихотворений. 1 Знать основные факты биографии поэта, понятия пафос
Уметь соотносить их с лирическими периодами каждого периода Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.
Анализ поэтического текста
ИКТ
Работа с электронным учебником
30 «Южные» поэмы: «Цыганы» (1824) и «Кавказский пленник» (1821) - взлет пушкинского романтического творчества.
1 Знать основные факты биографии поэта, понятия пафос
Уметь соотносить их с лирическими периодами каждого периода Развивать монологическую речь
Работа со справочной литературой
Конспектирование Выразительное чтение Анализ поэтического текста
ИКТ
Комбинированный урок
31 А. С. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворений «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «19 октября», «В Сибирь». 1 Знать основные факты биографии поэта, понятия пафос
Уметь соотносить их с лирическими периодами каждого периода Работа с таблицей, схемой
Сравнение
Обобщение
Создание устных и письменных высказываний Анализ поэтического текста
ИКТ
Изучение нового материала
32 Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина («Храни меня, мой талисман», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне», «Я вас любил…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Сожженное письмо», «Что в имени тебе моем?», «Мадонна»). Адресаты лирики Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения. 1 . Знать адресатов любовной лирики поэта, об образно-стилистическом богатстве любовной лирики Пушкина.
Уметь выразительно читать стихотворения, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге Развивать монологическую речь
Работа со справочной литературой
Конспектирование Выразительное чтение Анализ поэтического текста
ИКТ
Работа с электронным учебником
33 Две Болдинские осени в жизни А. С. Пушкина. «Маленькие трагедии».
1 Знать основные факты биографии поэта, понятия пафос
Уметь соотносить их с лирическими периодами каждого периода Работа сучебным текстом по плану, сжатый конспект Проблемно- поисковый метод, групповая работа
Изучение нового материала
34 Последние годы жизни А. С. Пушкина. Анализ стихотворений «Анчар», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» 1 Знать основные факты биографии поэта, понятия пафос
Уметь соотносить их с лирическими периодами каждого периода Развивать монологическую речь
Работа со справочной литературой
Конспектирование Выразительное чтение Анализ поэтического текста
ИКТ
Комбинированный урок
35-41 Роман«Евгений Онегин»
1.Творческая история создания романа. Реализм. Общая характеристика романа. Особенности композиции.
2.Анализ 1 и 2 глав романа. Жизнь столицы и мир деревни. Онегин и Ленский.
3.Система образов романа «Евгений Онегин». Анализ 3 главы. Сестры Ларины. Онегин и Татьяна.
4.Анализ глав 4 и 5. Картины родной природы.
5-6. Анализ глав 6 и 7. Комментированное чтение 8 главы.
Образы провинциального и столичного дворянства.
7.Образ автора. Лирические отступления в произведении.
Обобщение по роману «Евгений Онегин».
7 Знать творческую историю романа, что такое роман в стихах, реализм как литературное направление; жанровые особенности романа в стихах.
Уметь выразительно читать, строить устные высказывания.
Знать содержание 1-5 глав романа; тип «лишнего человека», причины «хандры» героя.
Уметь давать характеристику герою, выразительно читать, развернуто обосновывать суждения, сопоставлять персонажей, выявлять типические черты, присущие главному герою
Знать нравственно-философскую проблематику романа; смысл финала, смысл сопоставления героев.
Уметь сопоставлять героев, давать характеристику, строить монологические высказывания, выявлять авторское отношение к героям, развернуто обосновывать суждения на основе критической статьи В.Г.Белинского, определять собственное отношение к героям. Работа с текстом.
Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.
Изображение поместного дворянства
Ответы на вопросы.
Обучение анализу.
Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини.
Лирические отступления и их роль в романе.
Энциклопедия русской жизни.
Анализ поэтического текста
ИКТ
ИКТ
Личностно-ориентированные
ИКТ
Проектная технология
Система творческих заданий Изучение нового материала
Работа с электронным учебником
Работа с литературно- критической стаьей42-43 Р.р. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».
Написание сочинения.
2 Уметь отбирать нужный материал к сочинению, составлять сложный план, писать вступление к сочинению Работа с учебным материалом, работа по алгоритму, по плану Система творческих заданий Совершенствование ЗУН
Сочинение
44 Жизнь и творчество М. Ю.Лер -монтова. Мотивы вольности и гордого одиночества («Нет, я не Байрон, я другой»). Анализ стихотворения «Смерть Поэта».
1 Знать основные факты биографии Лермонтова, основные мотивы его лирики.
Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус». Краткий конспект
Анализ поэтического текста
ИКТ
Работа с электронным учебником, с учебной литературой
45 Любовь к Родине в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина».
1 Знать историко-культурный и биографический комментарий к лирич произведениям поэта, основные темы и мотивы лирики
Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять Работа по алгоритму анализа стихотворения.
Выразительное чтение стихотворений.
Анализ поэтического текста
ИКТ
Изучение нового материала
46 Любовная лирика поэта. Стихотворения «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Я не унижусь пред тобой» и др. 1 Знать историко-культурный и биографический комментарий к лирич произведениям поэта, основные темы и мотивы лирики
Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…». Анализ поэтического текста
ИКТ
Аналитическое чтение
47 Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. («Пророк», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель»).
Размышления поэта о судьбе современников в стихотворении «Дума».
1 Знать историко-культурный и биографический комментарий к лирич произведениям поэта, основные темы и мотивы лирики
Уметь выразительно читать стихотворения, строить высказывания, сопоставлять Работа по плану, аналитическое чтение, проблемный анализ Анализ поэтического текста
ИКТ
Комбинированный урок
48-53 Роман «Герой нашего времени»: 1.История создания, композиция, сюжет.
2.Повести «Бэла» и «Максим Максимыч». Характер и личность главного героя. Самоирония Печорина и трезвый самоанализ.
3.Поэтический мир и язык повести «Тамань». Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).
4.Повесть «Княжна Мери» - композиционный центр произведения. Основные конфликты повести. Главные и второстепенные герои.
5.Мастерство «дневниковых» страниц романа (художественная выразительность описаний, глубокий психологизм, богатство интонаций).
6.Повесть «Фаталист» как сюжетно-психологическая кульминация романа. Проблема смысла жизни в произведении Лермонтова.
Обобщение изученного по роману «Герой нашего времени». В. Г. Белинский о романе. 6 Знать теоретические понятия: роман, психологический роман, проблематику и особенности композиции романа.
Уметь выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа
Знать текст, художественное своеобразие произведения.
Уметь различать героя, повествователя и автора, определять жанр и художественные особенности произведения
Знать содержание произведения, понятие «двойник».
Уметь составлять характеристику героя на основе текста по плану, раскрывать «историю души человеческой», оценивая внутреннюю жизнь главного героя, время, которое он собой олицетворяет, определять границы эпизодов. Первый психологический роман в литературе. Роман
о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе.
Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Частично поисковый метод, проектная технология,
РКМЧП, интеграция педтехнологийГрупповые, индивидуальные задания, работа в парах, комбинированные уроки
54 Итоговое контрольное тестирование по роману «Герой нашего времени». 1 Знать текст произведения, его особенности.
Уметь использовать ЗУН в контрольной работе самоконтроль
самоанализ Модульная технология Совершенствование и контроль ЗУН
55 Р.р. Классное сочинению по роману «Герой нашего времени». 1 Знать композицию литературного сочинения
Уметь применять данные знания на практике. Работа по плану, отбор рабочего материала к сочинению Система творческих заданий Сочинение
56-57 Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Сборник «Миргород» (обзор). «Петербургские повести» (обзор). Повесть Шинель». Образ «маленького человека» в произведении.
2 Знать основные факты жизненного и творческого пути, историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию.
Уметь сопоставлять сопоставлять факты жизни и творческое наследие писателя ИКТ
Личностно-ориентированные Комбинированный урок
58-68 Поэма «Мертвые души»
1.История создания, особенности сюжета, система образов. Работа с 1 главой произведения.
2.«У всякого есть свое, но у Манилова ничего не было» (Характеристика образа Манилова). Деталь как средство создания образов.
3.Образ Коробочки в поэме «Мертвые души».
4.Образ Ноздрева в поэме.
5.Образ Собакевича в поэме.
6.Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души».
7-8.Образ Чичикова в произведении Гоголя.
9.Образы чиновников в поэме Гоголя.
10. Народ в поэме. Роль лирических отступлений. Жанровое и языковое своеобразие произведения. Пейзаж в поэме «Мертвые души».
11. Обобщение изученного по поэме «Мертвые души». 11 Знать историю создания поэмы, особенности жанра, содержание поэмы, характеристику героев, особенности лирических отступлений и их роль в поэме Гоголя
Уметь развернуто обосновывать суждения, формулировать свою точку зрения; давать характеристику героям и событиям, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности. Тема, идея произведения, особенности жанра.
Чичиков и помещики. Образ города в поэме «Мёртвые души».
Характеристика города и героев литературного произведения.
«Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме.
Подготовка к сочинению. ИКТ
Личностно-ориентированные
Проектная технология
Интеграция педтехнологийИзучение нового материала
Работа с электронным учебником
Комбинированные уроки
Работа в группах, индивидуальная работа
69 Контрольный тест по произведению.
1 Знать содержание поэмы, основные факты биографии Н.В.Гоголя
Уметь применять полученные знания в контрольной работе «Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме Личностно-ориентированные Контроль ЗУН
70 Р.р.Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
1 Уметь определять темы лирических отступлений, анализировать их текст, выявляя проблематику, авторскую позицию. Работа по плану, отбор примеров из текста и критической литературы Система творческих заданий Совершенство
вание ЗУН
71 Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Художественное своеобразие стихотворений «С поляны коршун поднялся», «Как весел грохот летних бурь». 1 Знать основные факты биографии поэта, тематику лирических Уметь анализировать и выразительно читать поэтический текст Выразительное чтение
Анализ
Сообщения
Рефераты Анализ поэтического текста
ИКТ
Работа с электронным учебником
Изучение нового материала
72 А. А. Фет. Слово о поэте. Лирика любви. Природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..»
1 Знать основные факты биографии поэта, тематику лирических Уметь анализировать и выразительно читать поэтический текст Выразительное чтение
Анализ
Сообщения
Рефераты Анализ поэтического текста
ИКТ
Изучение нового материала
Работа с электронным учебником
73 Творческая биография Н. А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии в стихотворении «Памяти Добролюбова». 1 Знать основные факты биографии поэта, тематику лирических Уметь анализировать и выразительно читать поэтический текст Выразительное чтение
Анализ
Сообщения
Рефераты Анализ поэтического текста
ИКТ
Изучение нового материала
Работа с электронным учебником
74 -76 Ф. М. Достоевский Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.
3 Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения.
Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Содержание и смысл «сентиментальности Частично поисковый метод, проектная технология Комбинированные уроки
77-78 Л. Н. Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа. 2 Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения. Работа с учебной литературой
Конспектирование
Анализ эпизода
План (сложный)
Развивать монологическую речь ИКТ Изучение нового материала
79-80 А. П. Чехов
Рассказы: «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре». Истинные и ложные ценности героев рассказов. Комическое и трагическое в прозе Чехова.
2 Знать основные факты жизни Достоевского, текст произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом творческой манеры автора и жанровой специфики произведения. Пересказ
Анализ
Умение аргументировать свою точку зрения
Биография.
Художественные особенности прозы.
История создания рассказа
Жанр «рассказ»
Тема, идея
Сюжет и композиция
Образ главного героя ИКТ
Личностно-ориентированные Работа с электронным учебником, критической литературой
81 Контрольная работа по теме «Литература 19 века».
1 Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему Систематизация и обобщение
Работа с контрольными вопросами, тест Совершенствование ЗУН
82 «Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм)». 1 Знать основные исторические события, разнообразие жанров как отличительную черту русской литературы 20 века.
Уметь конспектировать основные положения лекции учителя, объяснять их, приводя в качестве доказательства собственные примеры. Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века. Жанры, литературные направления..ИКТ
Личнностно-ориентирован
ныеУрок-лекция
Работа с электронным учебником
83-84
М. Горький: основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего Горького. Основной конфликт в рассказе «Челкаш». «Песня о Буревестнике».
2
Знать термины «тема, идея, система образов,
сюжет и композиция,
особенности конфликта»
Литературные направления
Уметь анализировать текст, составлять план к тексту
Тема, идея, система образов пьесы.
Сюжет и композиция
Особенности конфликта
Частично поисковый метод Работа в группах, индивидуальные задания
85-87 Из поэзии Серебряного века.
Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.
3 Знать особенности исторической эпохи, периодизацию , основных авторов Серебряного века
Уметь производить анализ поэтического текста Выразительное чтение
Анализ по алгоритму
Работа со справочной литературой
Сообщения Рефераты
Анализ поэтического текста
ИКТ
Изучение нового материала
Комбинированный урок
88-89 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по литературе первой четверти 20-го века.
Написание сочинения на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», «Произведение, которое не оставило равнодушным (Из литературы первой четверти 20-го века)». 2 Уметь анализировать лирическое произведение, сопоставлять произведения авторов одной эпохи Работа по плану Система творческих заданий Совершенствование ЗУН
90-91 М. А. Булгаков: основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция. 2 Знать основные факты биографии Булгакова, названия произведений, текст повести, сатирические приемы создания образа.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию.
Знать идейное значение эпизодов История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондера». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Проблемно- поисковый метод Изучение нового материала
92-94 «Война. Жесточе нету слова...»
М, А. Шолохов: основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти». 3 Знать реализм в русской литературе, реалистическую типизацию.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию, находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода. Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.
Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Широта типизации. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. ИКТ
Личнностно-ориентированные Работа с электронным учебником
95-96 В.В. Быков. Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. 2 Знать основные факты творческого пути , особенности его художественного метода.
Уметь отбирать необходимый материал для сообщения по теме Высокие идеалы и предчувствие перемен.
Конспектирование
Работа с учебной литературой
ИКТ
Личнностно-ориентированные Изучение нового материала
Комбинированный урок
97-98
А. Т. Твардовский: сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...».
2
2 Ведущие направления
Жанровый состав
Тематика
Проблематика
Знать основные события жизни писателя, историю создания рассказа, определение понятия «притча», текст произведения.
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, выявлять авторскую позицию. Конспектирование
Работа с учебной литературой
Образ Матрёны в рассказе
Картины послевоенной деревни. Тема праведничестваАнализ поэтического текста
ИКТ
Работа с электронным учебником
Индивидуальная, групповая работа
99-100
А. И. Солженицын. Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль». Создавать письменные высказывания на заданную тему 101 Итоговое тестирование.
1 Знать материал по произведениям второй половины 19 и 20 века.
Уметь формулировать свою точку зрения, развернуто обосновывать суждения. ИКТ
Личнностно-ориентированные
Совершенствование ЗУН
102 Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения.
1 ИКТ Комбинированный урок
Итого

Р.р.
К.р.
102
12ч.
6 ч. 6+6
3+3 IV Содержание тем учебного курса
№ Наименование разделов и тем Кол-во часов Содержание тем Из них развитие речи Из них контр работы
1 Введение
1 Своеобразие изучения литературы в 9 классе. Периодизация литературного процесса. Литература и история. Литературные направления. 2 Древнерусская литература. Древнерусская литература – «начало всех начал». Темы, идеи, образы, жанровое многообразие. Основные особенности древнерусской литературы.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник
древнерусской литературы. 1 3 Литература XVIII века Характеристика русской литературы XVIII в Изучение творчества М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина,А.Н.Радищева1 1
4 Литература первой половины XIX века
Изучение творчества В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова,
А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя 8 3
5 Литература второй половины XIX века. Изучение творчества Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Л. Н. Толстого. 1
6 Литература XX века. Изучение произведений А.М.Горького, А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Твардовского, А.Солженицына 2 1
V Требования к уровню подготовки учеников, обучающихся по данной программе
Выпускник 9 класса
должен знать:
- историческую эпоху литературного произведения;
- основные литературные направления изучаемого периода литературы;
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- биогрфический материал о писателях;
- основные литературоведческие термины.
должен уметь:
- владеть техникой грамотного, осмысленного и выразительного чтения;
- воспринимать художественное произведение как сюжетно- композиционное единство в его причинно- следственных связях с эпохой создания и бытования;
- видеть в произведении автора и его отношение к героям, событиям, к читателю;
- вступать в диалог с автором;
- выделять эстетическую, социально- историческую и нравственно- философскую проблематику произведения;
- самостоятельно анализировать литературно- художественные произведения, критическую литературу соответственно уровню подготовки;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко- литературный процесс с общественной жизнью и культурой;
-грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным аппаратом учебника, различными источниками информации;
- выполнять элементарные исследовательские работы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Анализ, сравнение, сопоставление, классификация
Самостоятельное выполнение различных творческих работ;
Способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
Осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
Умение воспринимать звучащую речь
Подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.
Самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
VI Перечень учебно- методического обеспечения
Учебники
1.Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс.
Учебник для 9 класса в 2- х частях.- М.: Русское слово, 2012-2014гг.
Учебные пособия
1. Турьянская Б.И. и др. Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2008-2011гг.
2. Серия пособий «Жизнь и творчество…» М.: Русское слово, 2009-2011гг.
Методические пособия
1. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 классы
2. Опорные схемы, таблицы, иллюстрации по литературе ( фолии)
Дополнительные ресурсы:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс.
2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. Презентации по творчеству русских писателей от древнерусской литературы до XX века.
4. Уроки в формате А-4(иллюстративный ряд по произведениям русских и зарубежных писателей)
Средства обучения: учебники, электронные учебники, фолии( кодограммы), опорные схемы- таблицы, электронные тренажеры по орфографии и пунктуации, DVD- фильмы
Технические средства обучения:
компьютер:
мультимедиапроектор;
экран переносной;
телевизор;
DVD- плеер;
аудиомагнитофон.
кодоскоп Электронные ресурсы
http://www.hermitage.ru/ - Эрмитаж.http://www.rusmuseum.ru/ - Русский музей.
http://www.museum.ru/gmii - Пушкинский музей изобразительных искусств.
http://www.tretyakov.ru – Третьяковская галерея.
http://www.museum.ru – музеи и галереи России.
http://www.megabook.ru – мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий».
http://www.lib.ru – библиотека Максима Мошкова.
http://feb-web.ru
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ) – полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. ФЭБ была создана совместными усилиями Института мировой литературы им.А.М.Горького РАН и Научно-технического центра «Информационный регистр». Основное содержание ФЭБ представлено в электронных научных изданиях, каждое из которых посвящено отдельному автору, жанру, произведению. На сайте можно поработать со словарями и энциклопедиями, такими как Лермонтовская энциклопедия, Литературный энциклопедический словарь и др.
http://www.likt590.ru/project/museum/ - виртуальный музей литературных героев.http://www.rvb.ru – русская виртуальная библиотека.
http://www.kidsbook/narod.ru – библиотека детской литературы.
http://www.pistel.org/old/ – древнерусская литература.
http://litera.ru/stixya/ – Стихия: классическая русская/ советская поэзия.
http://www.foxdesign.ru/legend/ – мифология Греции, Рима, Египта, Индии: иллюстрированная энциклопедия.
http://www.bibliotekar.ru/mif/ - Мифологический словарь под ред.Е.М.Мелетинского.
http://www.mify.org/dictionary.shml - древнегреческая мифология.
http://www.slovar.lib.ru – Словарь литературоведческих терминов.
http://www.online.multilex.ru - электронные словари онлайн.
http://www.n-t.org/nl/ - Нобелевские лауреаты: биографические статьи.
http://dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.slovary.ru – Русские словари. Служба русского языка.
http://slovary.yandex.ru – Яндекс. Словари.
А.С.Пушкин
http://www.pushkin.niv.ru http://www.pushkin.novgorod.ruА.С.Грибоедов
http://www.griboedov.net.ru
http://www.nauka.rdis.ru М.Ю.Лермонтов
http://www.lermontov.info/ http://www.tarhany.ru/museum/ http://www.lermontov.name/ http://www.vrubel-lermontov.ru http://www.lermontov.niv.ru Н.В.Гоголь
http://www.ngogol.ru http://www.nicolaygogol.org.ru http://www.domgogolya.ru http://www.old.nikolay.gogol.ru/index/htm
http://www.gogol.lit-info.ru
http://www. nikolay.gogol.ru Н.А.Некрасов
http://www.niholaj-ni http://www.nekrasow.org.ru/ Ф.И.Тютчев
http://www.tutchev.com http://www.tutchev.lit-info.ruИ.С.Тургенев
http://www.turgenev.org.ru http://www.turgenev.net.ruФ.М.Достоевский
http://www.fdostoevsky.ru http://www.dostoevskiifm.narod.ru http://www.glazunov.ru
Л.Н.Толстой
http://www.tolstoy.lit-info.ru http://www.levtolsty.ru/ http://www.voynaimir.orgА.П.Чехов
http://www.my.chekhov.com.ru
http://www.librari.taganrog.ru/chehov http://www.chehov.niv.ru http://www.anton-chehov.ru http://www.antoncheklov.ru
А.М.Горький
http://www.maximgorkiy.narod.ruhttp://www.all-photo/ruС.А.Есенин
http://www.esenin.niv.ru/ http://www.slova.org.ru|esenin/index/А.А.Ахматова
http://www.akhmatova.org/ http://www.ahmatova.niv.ru/ http://www.ahmatova.ruМ.Цветаева
HYPERLINK "http://www.ipmce.su" http://www.ipmce.su
HYPERLINK "http://www.tsvetaeva.lit-info.ru/" http://www.tsvetaeva. ru/
HYPERLINK "http://cvetaeva.ru" http://cvetaeva.ru
http://www.photo.tsvetaeva.com/
М.А.Булгаков
http://www.bulgakov.km.ru/ http://www.bulgakov.ru/stibulgakov/
http://www.bulgakov.ru/
http://www.bulgakovmuseum.ru/ http://dombulgakova.ru/
http://masterapera.ru/А.И.Солженицын
http://www. solgenizin.net.ru/
Литература
1. Новые Государственные стандарты школьного образования.- М.: АСТ, Астрель, 2006
2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2013.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год.
4. Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс. Учебник для 9 класса в 2- х частях.- М.: Русское слово, 2012-2014гг
4. Турьянская Б.И. и др.Литература в 9 классе. Урок за уроком. М.: Русское слово, 2013гг.
5. Кучина Т. Г., Леденёв А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 классы. – М.: Дрофа, 2012-2014гг.
Приложение
Работа по развитию речи обучающихся для обучения написанию допускного сочинения
Обоснование проблемы
Мониторинг состояния работы по подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа к допускному сочинению, проведённый в апреле-мае 2014 года, показал, что сочинение как вид ученической работы сохраняется, но оно изменилось: статус выпускного и, следовательно, объёмного, логически завершающего литературное образование труда обучающегося, утрачен. Во многих общеобразовательных учреждениях проводятся специальные занятия (факультативы, элективные курсы) по обучению написанию сочинения.
Выявленные в ходе названного мониторинга типичные проблемы в обучении написанию сочинения и обобщение их для всех общеобразовательных организаций определило диапазон проблем, сформулированных муниципальными образованиями по каждой параллели классов по русскому языку и литературе.
В 9–х классах такими проблемами стали
– затруднения в выделении микротем, в использовании в речи лингвистических и литературоведческих понятий; проблема в написании сочинений на лингвистическую тему: ученики не могут передать своё понимание высказывания о языке, лингвистическом понятии или явлении;
– неумение выделять главное в тексте, применять разные способы сжатия; выделять тезис из высказывания; пробелы в знаниях по лингвистике;
– непонимание текста художественного произведения 18-19 веков ведёт к примитивности изложения собственных мыслей в сочинении, к «осовремениванию» языка, к бытописательству;
– затруднения в написании эссе, в абзацном членении текста.
В этом перечне также достаточно широко представлена речемысленная, устная и письменная деятельность обучающихся; преобладают монологи, но есть и (что очень важно) диалоги. Именно в диалогах они учатся коммукации: слушать и слышать собеседника, аргументировано отстаивать свою точку зрения, соглашаться с собеседником, рефлексировать, выстраивать новый текст. Представленный материал для контроля/обучения навыкам связной речи, подготовке к допускному сочинению разнообразен: от живого опыта, наблюдений и дневниковых записей до творческого воображения и импровизации. Учебник для общеобразовательных учреждений Г.С.Меркина предусматривает такую возможность.
Исходя из этого в рабочей программе по литературе в 9 классе предусмотрено проведение 12 уроков развития речи, что обеспечит систематическую работу по развитию связной устной и письменной речи обучающихся, по оптимизации деятельности при обучении написанию сочинения на литературную и общегуманитарную тему, при проведении последующих мониторинговых исследований в 2014/2015 учебном году. Виды деятельности и тематика этих уроков представлены в таблице.
№ раздела\ урока Тема урока Количество часов Дата проведения Примечание
2\5 Образ Ярославны в «Слове…» и в творчестве поэтов 19-20 веков. Подготовка к домашнему сочинению 1 3\10 Стихотворения «Властителям и судиям», «На смерть князя Мещерского». Временное и вечное, свобода, совесть, честь в лирике поэта. ( письменный и устный анализ стихотворения) 1 4\16 Анализ элегии «Море». 1 4\23 И. А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение анализу критической статьи.. Составление плана, тезисов, конспектирование 1 4\24-25 Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». 2 4\42-43 Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин». 2 4\55 Классное сочинению по роману «Герой нашего времени». 1 4\70 Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». 1 6\88-89 Подготовка к домашнему сочинению по литературе первой четверти 20-го века.
Написание сочинения на тему «Мой любимый поэт Серебряного века», «Произведение, которое не оставило равнодушным (Из литературы первой четверти 20-го века)». 2 Всего часов 12( 6+6)