Тематическое планирование по изобразительному искусству во 2 «А» классе МАОУ гимназии № 6 г. Хабаровска ( 35 часов) с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа»


Тематическое планирование по изобразительному искусству
во 2 «А» классе МАОУ гимназии № 6 г. Хабаровска ( 35 часов)
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
по УМК «Перспективная начальная школа»
Дата Главная тема: Тема урока: Художественная деятельность: Характеристика деятельности учащихся: Словарь:
Художественный образ - основа любого искусства (1 час) Художественный образ (1 час). Создать образ лета - фигуративный (нарисовать деревья, поляну, речку) или абстрактный, символический (передать ощущение лета с помощью цвета). Цветные карандаши или фломастеры.
Осознавать, что художественный образ – основа любого искусства. Понимать, что с помощью художественного образа можно передавать мысли и чувства. Понимать специфику создания художественного образа. Осознавать разницу между фотографией и произведением искусства. Создавать художественный образ изобразительными средствами.
Образ - это изображение, отображение.
Соответствие (сходство и отличия) художественного образа первоначальному замыслу.
Азбука искусства (28 часов) Введение в азбуку изобразительного искусства (2 часа) Создать художественный образ осени в технике аппликации, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев. Иметь представление о художественной выразительности языка изобразительных искусств, уметь его использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Иметь представление о живописных, графических и скульптурных материалах, уметь их использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Уметь выбирать и использовать в собственной художественно-творческой деятельности необычные материалы для создания выразительного художественного образа. Уметь сравнивать, сопоставлять, обобщать предметы и явления в жизни и в искусстве. Создавать художественный образ времени года, используя цветную бумагу или сухие листья деревьев. Создавать образы природы, животных, людей, предметов с помощью линий и штрихов. Язык искусства. Цвет, линия, объём. Художественные материалы.
Материалы, передающие красочное разнообразие мира (краски – акварель, гуашь, масляные); материалы помогающие быстро сделать рисунок (карандаш, фломастер, уголь, перо и тушь, роллер, пастель, уголь); материалы, создающие объёмное изображение (пластилин, глина, камень, литье из металла).
Не художественные материал: бумага, тесьма, нити, стекло, пластиковые бутылки, береста.
Линия, штрих и художественный образ (1 час) Передать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, страшных грозовых туч. Гелиевая ручка или роллер. Осознавать влияние характера линий и штрихов на характер художественного образа и использовать в собственной художественно-творческой деятельности. Сравнивать и соотносить литературные и живописные произведения. Иметь представление о графике, как виде изобразительного искусства и понимать, как разные по характеру штрихи создают разные художественные образы. Передавать разными по характеру штрихами впечатление от бегущих волн, летящих листьев, грозовых туч. Графика. Графические художественные материалы. Рисунки художников, в которых разные по характеру штрихи создают разнообразные художественные образы природы.
Слова для справки: весёлый, оживлённый, грустный, спокойный, озорной, резкий, грубый, колючий, воинственный, ужасный.Линия, пятно и художественный образ (2 часа) Нарисовать краской или тушью на бумаге пятно. Получить отпечаток путем приложения к нему другого листа. Превратить с помощью линий новое пятно в забавных зверей. Воплощать художественный замысел с помощью пятна и линии. Фантазировать и создавать в воображении различные образы из разных по форме пятен. Создавать образы животного, растения, человека или предмета путем дополнения пятна линиями. Овладевать основами языка графики. Овладевать приемами работы различными графическими материалами.
Пятно и линия.
Художественные материалы: краска, тушь, уголь.
Отпечаток.
Создаём художественный образ в графике (2 часа) Придумать и изобразить свою сказочную птицу. Начать контур птицы, а потом линиями, штрихами, точками, дужками украсить каждое пёрышко. Пятнами выделить важные детали. Гелиевая ручка или роллер. Понимать символическое значение образа птицы в разных искусствах. Интерпретировать образы птиц в различных произведениях искусства. Использовать различные по характеру линии и штрихи для изображения добрых и злых птиц. Сказочные птицы – образы добра и зла, дня и ночи.
Цвет и художественный образ (2 часа) Выполнить коллективную работу «Диво-дерево». На небольшом листе бумаги смешать два основных цвета, чтобы получить пятно составного цвета: оранжевое, зеленое, фиолетовое. К подсохшему пятну приложить свою ладошку и обвести её карандашом, вырезать по контуру и наклеить получившееся изображение разноцветной ладошки на дерево, нарисованное учителем на большом листе. Овладевать основами языка живописи. Использовать цвет для создания выразительных образов в живописи. Иметь представление о трех основных цветах и их возможностях для получения составных цветов. Уметь различать на репродукциях картин
основные и составные цвета. Видеть многоцветие природы, обобщать природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. Различать, уметь описывать устно и создавать в собственной художественно-творческой деятельности образ осеннего дерева. Слова для справки: весёлый, грустный, резкий, тихий, шелестящий, подвижный, замерший, оживлённый, озорной, грубый, воинственный, тревожный, радостный.Тёплые и холодные цвета создают разные образы (2 часа) 1ч Создать свой образ Солнца или Огня.
Вспомнить сказочные образы, связанные с этими цветами.
2ч Выложить из кусочков цветной бумаги, похожих на острые льдинки, образ хозяйки Снежного королевства. Определить ее характер, какая она — добрая или злая.
Различать теплые и холодные цвета. Давать характеристики образам, изображенным теплым или холодными цветами. Выбирать краски, которые нужны для изображения солнца или огня. Создавать в собственной художественно-творческой деятельности образы Солнца или Огня. Выбирать краски, которые нужны для изображения снега, льда, морской воды. Уметь называть сказочные образы, связанные с этими цветами. Определять по характеру цвета характер сказочного героя. Создавать образ сказочного героя, пользуясь холодными цветами.
Тёплые цвета – цвета солнца, огня, земли — жёлтый, оранжевый, красный, коричневый.
Холодными цветами называют цвета снега, льда, моря, травы, неба – зеленый, голубой, синий, фиолетовыйСлова для справки: палящий, жалящий, хищный, ласковый, тёплый, согревающий, дающий жизнь, губящий всё живое, испепеляющий, весёлый, радостный, озорнойСоздаём художественный образ в живописи (1 час) Используя основные цвета, белый и чёрный, создать художественный образ моря — ласкового, нежного или страшного, штормового. Начать свою работу с линии горизонта. Передавать в собственной художественно-творческой деятельности оттенки настроения путем добавления в любой цвет белой или чёрной краски. Находить примеры смешения красок с белой и черной в картинах художников, описывать какое настроение передал художник. Понимать значение линии горизонта в картине, изображающей природу и уметь ее строить. Создавать художественный образ моря – ласкового и нежного или страшного, штормового.
Слова для справок: нежный, грустный, страшный, грозный, радостный, печальный, весенний, свежий, тревожный, ласковый.Линия горизонта на картинах, изображающих природу
Объём и художественный образ (1 час) Слепить животное из пластилина или глины. Создать образ грациозной кошки или сильного слона, задумчивой черепахи или коварной змеи.
Осознавать объем, как язык художественной выразительности скульптуры. Иметь представление о материалах скульптуры и специфике работы с ними. Овладевать основами языка скульптуры. Стремиться к пониманию замысла скульптора при круговом осмотре скульптуры. Иметь представление об изображении животных в скульптуре разных времен. Видеть красоту, силу и пластику животных в образах скульптуры. Создавать выразительный образ животного из пластилина или глины.
Скульптура — один из самых древних видов искусства.
Материалы скульптуры и способы их обработки: из мягких материалов — пластилина, глины — скульптуру лепят; работая с твердыми материалами — камнем, деревом — скульптор отсекает лишнее.
Линия, цвет и объём могут работать дружно (1 час) Сконструировать из белой бумаги дом для пластилинового зверька, слепленного на прошлом уроке. Украсить бумажный домик с помощью цветной бумаги и фломастеров. Помнить, что дом должен соответствовать облику и характеру персонажа. Видеть и понимать художественные образы различных построек. Соотносить образ здания с образом его обитателя. Понимать, что линия цвет, объем помогают создать выразительный образ в архитектуре. Конструировать из бумаги и украшать дом, соотнося его внешний вид и характер с образом будущего хозяина. Фотографии разных зданий, построенных в 15 – 17 вв. в Москве.
Линия, цвет и объём помогают создать выразительный образ в архитектуре.
Цвет, линия и объём (2 часа) 1ч Дорисовать отпечаток раскрашенных гуашью ладошек на листе бумаги и создать из симметричной фигуры художественный образ.
2ч Выполнить коллективную работу, которая украсит класс к Новому году. Выбрать новогоднюю тему, например, «Дед Мороз и Снегурочка», «Зимний лес», «Снегопад», «Новый год в цирке». Каждый может сделать и украсить один элемент — шарик, снеговика, ёлку или другую фигурку. Использовать цветную бумагу, фломастеры, гелиевые ручки, ножницы, клей. С помощью нитей собрать все элементы вместе.
Помнить, что наверху и в центре должны быть главные фигуры, которые по смыслу объединяют все остальные. Использовать цвет, линию, объем в художественном конструировании и оформлении разных предметов. Объяснять, почему люди выбирают для себя разные по оформлению предметы. Иметь представление о симметрии. Создавать симметричные композиции.
Использование линии, цвета и объёма художниками народных промыслов для создания выразительных образов в декоративно-прикладном искусстве: посуды, игрушек, предметов быта. Единство формы и декора в художественных изделиях. Определение по очертаниям изделий, к какому промыслу они принадлежат.
Иметь представление об условиях создания выразительных образов в декоративно-прикладном искусстве. Определять по форме изделия, к какому промыслу оно принадлежит. Участвовать в коллективной работе. Находить свое место в общем замысле. Использовать различные художественные материалы.
Общие средства художественной выразительности (1 час) Нарисовать придуманную историю с участием зверей в зимнем лесу. Схематично нарисовать композицию на придуманную историю о взрослом и двух детях, которых изобразить в виде простых геометрических фигур.
Иметь представление об общих средствах выразительности изобразительных искусств – композиции, ритме, форме. Понимать роль композиции в картине. Осознавать, что композиция помогает рассказать о событии и участвующих в нем героях. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).
Живопись, графика и скульптура для создания художественного образа используют общие средства выразительности – это композиция, ритм, форма.
Композиция – создание целого из отдельных частей на основе художественной идеи. С помощью композиции художник раскрывает зрителю содержание придуманных им историй.
Слова для справок: послушный, озорной, дружный, обиженный, непослушный, игра, шалун, прогулка, опасность, весело, капризный, прыгать, бегать, надменный, высокомерный, заботливый, смелый, спокойно, напряжённо.
Симметрия и художественный образ (1 час).
Показать устойчивость и спокойствие в симметричной композиции. Передать движение, волнение, тревогу в несимметричной композиции.
Видеть симметрию и асимметрию в жизни и в искусстве. Различать характер симметричных и несимметричных предметов. Понимать роль симметрии и асимметрии в композиции.
Симметрия.
Характер симметричных предметов (устойчивость, ощущение спокойствия уверенности). Характер несимметричных предметов (неустойчивость, готовность к движению). Способы получения симметричной фигуры. Опечаток. Симметрия в композиции.
Ритм и художественный образ ( 1 час) Выполнить аппликацию на одну из тем: «Испуганные рыбки», «Весёлые снежинки», «Встревоженные птицы», «Комета на звездном небе» или выбери другую тему. Рассказать с помощью ритма пятен об общем состоянии героев.
Понимать роль ритма в композиции художественного произведения. Описывать характер и ощущения персонажей по ритму их расположения в рисунке, картине, пользуясь словами для справки. Передавать с помощью ритма в композиции эмоциональное состояние героев.
Ритм – повтор отдельных элементов и чередование расстояний между ними.
Слова для справок: перепуганные, обеспокоенные, взволнованные, устрашённые, радостные, ликующие, оживлённые, бодрые. Ритм линий и пятен (1 час) Коллективная работа на тему «Зимняя сказка». С помощью ритма линий и пятен создать композицию. Каждому: нарисовать одну фигурку в движении, вырезать её и прикрепить её на общий лист. Пастель или восковые мелки и цветная бумага для фона. Понимать роль ритма и пятен в создании выразительных художественных образов. Участвовать в коллективной работе. Создавать композицию с помощью ритма и пятен. Рисовать фигуру человека в движении.
Загораживание предметами друг друга в композиции. Передача с помощью ритма весёлого или тревожного настроения.
Ритм, симметрия и орнамент (2 часа) Сочинить орнамент, используя древние знаки. Нарисовать послание своим друзьям. Фломастеры, гелиевые ручки или роллеры красного и чёрного цвета.
Осознавать особое значение ритма в декоративно-прикладном искусстве. Знать древнейшие элементы орнамента и их значение. Иметь представление об использовании древних знаков как оберегов в украшении предметов народного декоративно-прикладного искусства. Знать основные мотивы древнего орнамента. Определять, что изображено в орнаментах на старинных вышивках, прялках, керамической посуде, деревянной резьбе. Сочинять и рисовать орнамент, содержащий какое-либо сообщение, используя древние знаки.
Древнейшие элементы орнамента (круг, квадрат, треугольник, и зигзаг). Значение круга – солнце, небо, покой, свет, передача представления о добре и красоте. Значение квадрата – устойчивость, надёжность, земля. Квадрат или прямоугольник с пересекающимися линиями – пашня, плодородие. Треугольник – движение, рост, устремление ввысь. Зигзаг, волнистая линия, змейка означают воду, дождь.
Форма и художественный образ (1 час) Слепить один предмет в его новой роли. Понимать роль формы в создании художественного образа. Различать простые и сложные формы. Определять, из каких простых форм составлены различные предметы. Фантазировать и воображать по предметам в натюрмортах художников об их роли в «ожившем» сюжете. Рассказывать, какую роль может сыграть каждый предмет. Создавать новый (придуманный) образ предмета в объеме Форма - это внешний вид, очертание предмета. Форма может быть простая и сложная. Простые формы (простые геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник; геометрические тела – куб, призма, конус, пирамида, шар и т.д.). Сложные формы получены при сочетании в одном предмете нескольких простых форм.
Слова для справки: изящный, лёгкий, хрупкий, скромный, горделивый, строгий, добрый, жадный, надменный, заносчивый, суровый, нежный, добродушный, задиристый, кроткий, глупый, уверенный, храбрый, достойный.Форма создаёт художественный образ на плоскости (1 час) Зарисовать в тетради несколько форм, использованных художником в композициях. Составить композицию из простых форм на тему «Мои друзья». Создать образ сказочного героя в технике аппликации. С помощью формы передать его характер.
Осознавать, как форма предмета влияет на впечатление о его характере. Описывать впечатление, создаваемое художником с помощью пятен в картине. Иметь представление о возможностях абстрактного искусства. Видеть и зарисовывать формы,
использованные художником в композиции. Составлять композицию на заданную тему из простых геометрических форм. Создавать образы сказочных героев в технике аппликации, передавая его характер с помощью формы. Различные формы пятен и их характер (плавные, словно стекающие или струящиеся формы, передают состояние покоя, нежности, лёгкости; жёсткие, угловатые формы передают агрессивное, тревожное состояние). Неустойчивые, подвижные, изящные формы, неуклюжие, тяжелые формы пятен.
Форма создаёт художественный образ в объеме
(1 час) Вылепить фигурку сказочного героя. С помощью внешней формы передать его характер, привычки, намерения Понимать, что форма передает характер персонажей в скульптуре. Иметь представление о роли скульптурных изображений в повседневной жизни человека. Создавать фигурку сказочного героя в объеме, передавая его характер, привычки, намерения с помощью внешней формы.
Художественный образ в скульптуре. Восприятие скульптуры при круговом движении.
Форма в художественном конструировании (1 час) Выполнить коллективную работу. Сконструировать из белой бумаги сказочное королевство. Украсить модель с помощью цветной бумаги. Передать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик короля, который живет в этом королевстве: добрый или злой, толстый или тонкий. Сконструировать из белой и цветной бумаги детскую площадку для игр. Осознавать роль формы в художественном конструировании. Придавать разнообразные формы обычному листу бумаги путем сгибания, вырезания, склеивания. Видеть в формах зданий простые геометрические тела. Участвовать в коллективной работе. Конструировать из белой бумаги элемент сказочного королевства, который потом войдет в общую композицию. Передавать с помощью формы строений и их украшения характер и внешний облик обитателей королевства. Конструировать из белой и цветной бумаги детскую площадку для игр. Художественное конструирование — это художественное построение предметов и расположение различных частей по отношению друг к другу.
Формы зданий – формы простых геометрических тел.
Композиция, ритм, форма должны работать дружно (2 часа) Придумать свою композицию поздравительной открытки ко дню рождения друга, мамы или бабушки. Выполнить в тетради её композиционную схему. Сконструировать форму открытки. Затем на отдельном листе выполнить рисунки и надпись, вклеить готовый рисунок в отведённое для него место на открытке. Изображение можно выполнить в технике аппликация. Цветная бумага, ткань, тесьма, блёстки, сухие цветы и листья.
Понимать, что композиция, ритм, форма работают вместе в любом виде художественной деятельности. Видеть результаты использования композиции, ритма и формы в поздравительной открытке. Придумывать композицию поздравительной открытки, конструировать ее форму и использовать различные материалы для изготовления.
Композиция, ритм, форма в поздравительной открытке. Разнообразие форм открыток (от обычной прямоугольной карточки до сложной раскладной конструкции).
Использование художниками композиции, ритма и формы для создания художественного образа (6 часов) Равновесие композиции с помощью ритма и формы предметов (2 часа) Нарисовать композиционные схемы к картинам художников. Выделить на них главное и второстепенное.
Понимать, что от месторасположения главного предмета в композиции зависит ее характер и содержание работы. Создавать равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов. Понимать значение каждого предмета в целостном образе композиции. Видеть главное и второстепенное в произведениях живописи и графики. Характер композиции (спокойствие или напряженность).
Равновесие пространства картины с помощью формы и ритма предметов.
Тема произведения и художественный образ (2 часа) Создать композицию на тему «Весна». Работу выполнять в два этапа:
1. Выполнить подготовительную работу. Написать небо – фон будущей композиции. При изображении неба и весенней земли, наметить линию горизонта.
2. Изобразить на подготовленном фоне разные по характеру деревья. Создавать композиционные схемы. Понимать, что художник может на языке искусства рассказать о природе, человеке, событии. Иметь представление о темах, нашедших отражение в искусстве. Знать понятие «пейзаж», как изображение природы в искусстве. Сравнивать и соотносить образ весны в разных видах искусства. Создавать живописную композицию на тему «Весна». Использовать правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы. Изображать разные по характеру деревья. Темы, нашедшие отражение в искусстве.
Пейзаж – изображение природы в изобразительном искусстве.
Разные образы весны.
Образ человека в изобразительном искусстве (1 час) Нарисовать портрет друга, мамы, учительницы или сказочного героя. Передать не только присущие ему внешние черты, но и настроение, характер. Пастель или восковые мелки. средствами живописи, графики, скульптуры. Понимать, что в искусстве изображают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир. Знать понятие «портрет», как изображение человека в изобразительном искусстве. Знать элементарные приемы изображения портрета человека. Рисовать портрет человека пастелью или восковыми мелками. Передавать не только присущие человеку внешние черты, но и настроение, характер. Портрет – изображение человека в изобразительном искусстве. Расположение фигуры на листе.
Тень от подбородка. Деление лица на три части линией бровей и линией кончика носа.
Музеи изобразительного искусства (1 час) Знакомство с музеями своего района, области, города.
Иметь представление о крупнейших художественных музеях России – ГТГ и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге. Знать специфику коллекций ГТГ и Эрмитажа. Иметь представление о региональных художественных музеях, домах-музеях. Знать художественные музеи своего региона.
Крупные музеи России, имеющие мировое значение: Третьяковская галерея, музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве; Эрмитаж и
Русский музей в Санкт-Петербурге.
Коллекция произведений художников Древней Руси и России в Третьяковской галерее. Павел и Сергей Третьяковы.
Здание Третьяковской галереи (проект В. Васнецова). Коллекция зарубежного искусства в Эрмитаже. Эрмитаж располагается в Зимнем дворце русских императоров.