Технологическая карта урока. Литературное чтение. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
ТЕМА: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца; совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки; учить детей бережно относиться к своему времени и времени других, ценить время
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»;
научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков Метапредметные:
Познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры.
Регулятивные: выбирать вместе в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно в паре критерии оценивания результатов; анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы.
Коммуникативные: готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью ко взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений
Ход урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Организация начала урока Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Увидим мы театр волшебный,
На сцену сказку позовем... Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка, дыхательная гимнастика Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.
– Прочитайте стихотворение друг другу, разделяя слова на слоги.
– Прочитайте друг другу орфографически.
– Прочитайте орфоэпически.
– Приготовьтесь читать выразительно.
– Почему автор называет учебник учителем?
– Как вы думаете, от кого зависит успех в учебе – от учителя или от ученика?
– Действительно, успех в учебе в огромной степени зависит от вашего трудолюбия и старания. А сейчас переходим непосредственно к теме урока Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
– Учитель у меня в портфеле!
– Кто? Быть не может! Неужели?
– Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
В. Берестов
– Из учебника мы узнаем много нового, он помогает нам в учебе. Когда дома, самостоятельно изучаем то, что пропустили по учебнику, он нас тоже учит.
– Каким бы ни был талантливым учитель, он не может научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает Выделять существенную информацию из текста. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Учитель может начать урок с пословиц, которые записаны на доске:
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Откладывай безделье, да не откладывай дела.
• Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно.
– Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете?
– Что объединяет все пословицы?
– Какие еще пословицы на данную тему вы знаете?
– Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Прочитайте ее.
– Как вы думаете, о чем будут произведения в разделе с таким названием?
– Прочитайте загадки и отгадайте их.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
(Время.)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы.)
– Подумайте и скажите, как могут быть связаны между собою слова-отгадки? Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
учащиеся называют пословицы.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
– Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
– Знакомо ли вам это имя? Какие произведения Е. Л. Шварца вы знаете? Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Е. Л. Шварца Перечисляют произведения Е. Л. Шварца.
Высказывают предположения IV. Подготовка к восприятию произведения.
Знакомство с биографией автора Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения.
– Евгений Шварц вырос в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. «Словно сошел со страниц чеховского рассказа», – говорили о нем друзья Евгения. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. (Продолжение см. в ресурсном материале.)
– Что хотите сказать? Какие открытия сделали?
– Что вам особенно запомнилось? О чем бы хотели рассказать? Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
V. Работа над содержанием текста.
Работа с толковым словарем.
Первичное чтение произведения Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
– Подберите синонимы к словам «хмурый», «сберечь».
– Подберите антонимы к словам «состариться», «трудиться».
Организует первичное прослушивание текста изаудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит свое время, который попросту теряет его?
– А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца.
– Как звали героя сказки? Что с ним произошло?
– Когда происходили события, описанные в произведении? Почему вы так думаете?
– Где случилась эта история? Куда попал Петя?
Учитель и учащиеся читают часть «Сказки…» до слов: «Город еще не проснулся».
– Как вы думаете, сумеют ли дети вернуть свои годы?
– Какие чувства вызывает у вас поведение этих ребят?
– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части? Прочитайте их.
– Благодаря чему школьникам опять удалось стать детьми?
– Чему их научила произошедшая с ними история?
– А чему она научила вас?
– В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их.
– Кто является главными действующими лицами второй части? На какие две группы их можно разделить? Составьте таблицу «Герои сказки».
– По каким же признакам искал Петя старичков-школьников?
– Считаете ли вы справедливым, что злые волшебники превратили школьников в старичков? Почему?
– Почему именно этих детей злые волшебники превратили в старичков?
– Что поможет детям вернуться к нормальной жизни? Работают с толковым словарем:
Окладистая (борода) – широкая, густая.
Керосиновая (лампа) – лампа, заправленная керосином, в который опущен фитиль. Горящий фитиль, накрытый стеклянным колпаком, освещает помещение.
Ходики – небольшие настенные часы с гирями и маятником.
Пола, по́лы – нижняя часть раскрывающейся одежды.
– Хмурый – угрюмый, ненастный, невеселый, печальный.
– Сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.
– Состариться – помолодеть.
– Трудиться – бездельничать, лениться, лодырничать.
– Петя Зубов. Он внезапно постарел.
– В середине XX века. Керосиновая лампа, счеты, часы-ходики, газета «Пионерская правда» – приметы того времени.
– В городе. Петя попал в лес, в избушку злых волшебников.
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.
Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Составляют таблицу «Герои сказки».
Дети Злые волшебники
Петя Зубов Сергей Владимирович
Маруся Поспелова Ольга Капитоновна
Надя Соколова Марфа Васильевна
Вася Зайцев Пантелей Захарович
Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату
VI. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
– Что вы узнали о Пете Зубове?
– Прочитайте по ролям отрывок, из которого мы узнаем, при каких обстоятельствах Петя узнал о происшедших с ним переменах.
– Прочитайте о том, как встретился Петя с мамой.
– О чем думал Петя после встречи с мамой?
– Найдите отрывки, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.
– Расскажите, как Петя нашел первую девочку, превращенную в старушку.
– Как ребята нашли остальных друзей по несчастью?
– Одинаково ли было поведение детей?
– Как могло произойти обратное превращение ребят?
– Прочитайте о превращении стариков в ребят.
– Почему они смогли победить волшебников?
– Как вы относитесь к ребятам?
– А как к ним относится автор?
– Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? Найдите и объясните их смысл.
– К какому литературному жанру относится прочитанное произведение Е. Л. Шварца? Докажите.
– Какие сказочные законы осуществляются в этой сказке?
– Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка?
– Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком?
– Как вы думаете, почему Е. Л. Шварц называет волшебников злыми?
– Найдите в учебнике ответ, как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в ста-ричков?
– А что о детях говорит Пантелей Захарович?
– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества людей присущи им? Заполните таблицу.
– Прочитайте качества, присущие детям.
– Прочитайте качества, характеризующие волшебников.
– Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев?
– Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе?
– Почему другие качества не выбрали? Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
– Петя и Маруся уже знали о том, что с ними произошло, а другие ребята еще продолжали веселиться и лодырничать.
Работают с текстом.
– Ребята победили волшебников, потому что собрались, поторопились, успели, помогли друг другу.
– Автор осуждает ребят, но помогает справиться с проблемой, все заканчивается удачно.
Читают пословицы и поговорки: «Все пропало», «И в ус не дует», «Держит ухо востро», «Не терять времени даром», «Как сквозь землю провалился», «Терять время понапрасну».
– Это волшебная сказка, так как в этом художественном произведении есть вымысел и элементы фантастики. Авторская сказка, так как есть автор – Е. Л. Шварц.
– Сказочные законы: добро побеждает зло, что сказано – осуществляется.
– Петя отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.
– «Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… Никому не нужен…
Даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться».
– Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе.
Попросту они время украли.
– Марфа Васильевна говорит: «Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются».
– Пантелей Захарович говорит: «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают».
Заполняют таблицу.
Дети Волшебники
Испуганные Злые
Ленивые Хмурые
Дружные Завистливые
Смелые Себялюбивые
Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся.
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
– Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя?
– Для читателей автор написал замечательные слова, которые дают человеку уверенность в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова и объяснить – Петя узнал: «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем».
– Автор хотел сказать, что очень много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации всегда найдется VII. Самостоятельная работа Проводит тест по сказке Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени».
– Выберите правильный вариант ответа.
1. Как звали гардеробщицу в школьной раздевалке?
а) Арина Родионовна; б) бабушка Катя; в) тетя Наташа.
2. Как звали главного героя сказки?
а) Витя Малеев; б) Петя Зубов; в) Волька Костыльков.
3. Кто жил в лесном домике?
а) Злые волшебники; б) Баба Яга; в) мышка-норушка.
4. Главного злого волшебника звали…
а) Пантелей Захарович; б) Сергей Владимирович; в) Капитон Евстигнеевич.
5. Для чего надо повернуть стрелку ходиков в старой избушке?
а) Чтобы завести часы;
б) чтобы бал дольше продолжался;
в) чтобы дети снова стали детьми.
6. На сколько кругов надо повернуть стрелки часов?
а) 12; б) 77; в) 7.
7. Сколько ребят заколдовали злые волшебники?
а) 8; б) 4; в) 2.
8. На чем висел старичок – заколдованный мальчик?
а) «На сосиске»; б) «на колбасе»; в) «на котлете».
9. Что делали волшебники в 12 часов ночи?
а) Считали деньги; б) спали; в) считали потерянное время.
10. Что случилось со злыми волшебниками с последним поворотом стрелок?
а) Превратились в стариков; б) исчезли; в) превратились в младенцев.
Проводит цифровой диктант.
– Если вы согласны с утверждениями, ставим 1, если не согласны, ставим 0.
1. Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.
2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.
3. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
4. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.
5. Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям Выполняют тест. Выбирают правильные ответы.
Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – а.
Выполняют цифровой диктант.
Ответы: 1 0 1 1 1Выразительно читать. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
VIII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
Перечитать еще раз прочитанную в классе часть «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Придумать свое продолжение сказки и написать в тетради по чтению или оформить в виде книжки-малышки (дети могут объединиться в группы и придумать совместно продолжение сказки). Подготовить чтение по ролям отрывка, в котором старики-школьники ищут друг друга. Проинсценировать часть сказки (по выбору учащихся) Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
IX. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися.
Учитель предлагает оценить работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу.
– Решите кроссворд и прочитайте ключевое выражение.
Вопросы к кроссворду.
1. Фамилия автора сказки.
2. В каком классе учился главный герой?
3. Имя главного героя.
4. Что нашла девочка-старушка в скверике?
5. Какой номер был у трамвая, на котором катался Вася Зайцев?
6. Фамилия главного героя сказки.
7. Что подсчитывали на счетах злые волшебники?
8. На каком виде транспорта отправились ребята к волшебникам?
9. Что происходит незаметно с человеком, который теряет зря время?
10. Что читала девочка-старушка на скамеечке в парке?
11. Какие часы висели на стене в доме волшебников? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение).
Решают кроссворд.
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Как вы понимаете название сказки? Что хотел сказать автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор – Не теряй время даже в действии, чтоб не превратиться в стариков задолго до старости, дорожи каждой минутой. Только в сказке можно вернуть потерянное время – повернуть стрелки назад, не надо надеяться на авось и на потом, а учиться, трудиться сейчас Приложение
БИОГРАФИЯ Е. ШВАРЦА
…Очень много времени в семье уделялось воспитанию детей. Мать много читала им вслух. Поначалу, конечно, сказки. И Женя ужасно боялся, что все плохо кончится. Если, к примеру, он отказывался есть, мама начинала рассказывать ему сказку, в которой все герои попадали в безвыходное положение. «Доедай! – говорила ему мать, – а то все утонут». И мальчик доедал.
В Майкопе в то время было много интеллигенции, был прекрасный театр, библиотека. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь он твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы «кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь он начал писать первые стихи – «безобразные, похожие на ископаемых чудовищ». Здесь к нему пришла первая любовь. «Город моей души» – так называл Майкоп Евгений Шварц.
В 1913 году он уезжает в Москву – учиться. Евгений поступает на юридический факультет народного университета Шанявского. Но юридические науки интересуют его гораздо меньше, чем московские театры. Через год он переводится на юридический же факультет Московского университета. Но вскоре бросает мало интересующую его юриспруденцию и поступает в ростовскую Театральную мастерскую. (В Ростове Евгений оказался во время гражданской войны.) Он работает в мастерской и Студенческом театре малых форм, в театре – в качестве конферансье. В перерывах между номерами он исполнял живые, веселые сценки, которые писал сам. А вскоре маленькая мастерская с ее необычным репертуаром привлекла внимание прессы, и осенью 1921 года театр вызвали в Петроград и преобразовали в Литературный театр, но здесь он просуществовал недолго: зрителей было мало. А власти не поощряли репертуар. Театр распался, а его актеры разбрелись кто куда. Евгений Шварц всю свою последующую жизнь провел в Петрограде–Ленинграде. Сначала он играл в маленьких петроградских театрах, затем поступил в секретари к К. И. Чуковскому. Но, перестав быть актером, он далеко не сразу стал литератором. Как сам он признался позже, «подходил… к литературе на цыпочках…».
В литературной среде его знали как «устного писателя» – прекрасного рассказчика, автора шутливых стихотворений «к случаю», блестящего импровизатора. Друзья Шварца не сомневались, что он станет писателем. А он все не решался и не решался писать что-то для публикации. И лишь летом 1923 года, находясь в Донбассе (там теперь жили его родители, и Евгений приехал к ним на лето), он в газете «Всероссийская кочегарка» публикует целый ряд фельетонов (под псевдонимами, чаще всего – Щур).
Сам же Евгений Львович началом своего творческого пути считал «Рассказ Старой Балалайки», который был опубликован в 1924 году в июльском номере детского альманаха «Воробей» после возвращения из Донбасса.
В 1925 году «Рассказ Старой Балалайки» вышел отдельным изданием. С тех пор одна за другой «пошли» небольшие детские книжечки Е. Шварца – в стихах и прозе: «Война Петрушки и Степки-растрепки», «Лагерь», «Шарики» и др. (произведения для детей Шварц печатает под своей фамилией). Стихи и рассказы Евгения Шварца охотно печатают все детские журналы и альманахи Ленинграда: «Воробей» (с 1925 г. – «Новый Робинзон»), «Советские ребята», «Октябрята» и, конечно же, «Еж» («ежемесячный журнал») и «Чиж» («чрезвычайно интересный журнал»), в этих двух журналах он не только печатается, но и сотрудничает. А в 1929 году Ленинградский театр юного зрителя поставил первую пьесу Е. Шварца «Ундервуд».
Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон-Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то, что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г.-Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными.
Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России.